МУЗЫКА 8 КЛАСС (ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ, ФОП ООО)
МУЗЫКА 8 КЛАСС (ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ, ФОП ООО)
Рабочая программа по МУЗЫКЕ на уровень ООО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ.
Программа является приложением к ООП ООО, срок реализации которой ДО 2024 г. г.
Данная рабочая учебная программа по русскому языку в основной школе для учащихся 8-9 классов разработана в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644;
Федеральной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370)
ты, обозначены «вариативно».
Число часов, ОТВЕДЕННЫХ для изучения музыки в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии;
освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.
Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;
вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.
Виды деятельности обучающихся:
сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков;
исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами;
вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль);
анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации;
просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки;
разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Музыка цифрового мира.
Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
Виды деятельности обучающихся:
поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас;
просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств;
разучивание и исполнение популярной современной песни;
вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка кино и телевидения.
Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;
просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма;
вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?».