МУЗЫКА 5-8 КЛАССЫ (ФГОС 2021, ФОП ООО)
Рабочая программа по МУЗЫКЕ на уровень ООО.
Программа является приложением к ООП ООО, срок реализации которой 2023 - 2028 г. г.
Данная рабочая учебная программа КУРСА ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ в основной школе для учащихся 5-8 классов составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287),
Федеральной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370)
Общее число часов, выделенных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя);
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия – наш общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, характера музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и видеозаписи;
аутентичная манера исполнения;
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов;
выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра.
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования;
выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;
вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства;
слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы;
разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла;
разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии;
освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
Вариативные модули
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
(изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой).
Музыка – древнейший язык человечества.
Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии).
Виды деятельности обучающихся:
экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации;
импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному);
озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке;
вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры;
исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков».
Музыкальный фольклор народов Европы.
Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.
Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии;
выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;
вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».
Народная музыка Американского континента.
Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Виды деятельности обучающихся:
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки.
Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;
определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля.
Музыкант и публика.
Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами виртуозной музыки;
размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятых современниками;
определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета;
вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания.
Музыка – зеркало эпохи.
Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.
Музыкальный образ.
Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения;
узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе).
Музыкальная драматургия.
Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Виды деятельности обучающихся:
наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития;
умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии;
узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития;
составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков.
Музыкальный стиль.
Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);
исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
определение на слух в звучании незнакомого произведения:
принадлежности к одному из изученных стилей;
исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов);
жанра, круга образов;
способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении);
вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Храмовый синтез искусств.
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования;
осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства;
исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике;
определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:
к русской православной традиции;
западноевропейской христианской традиции;
другим конфессиям (по выбору учителя);
вариативно: посещение концерта духовной музыки.
Развитие церковной музыки
Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с историей возникновения нотной записи;
сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты);
знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие);
слушание духовной музыки;
определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;
вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки.
Музыкальные жанры богослужения.
Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном;
вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений;
определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов;
устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции.
Религиозные темы и образы в современной музыке.
Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.
Виды деятельности обучающихся:
сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков;
исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами;
вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Джаз.
Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с различными джазовыми музыкальными композициямии направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз);
разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе;
определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки.
Мюзикл.
Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль);
анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации;
просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки;
разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.
Молодежная музыкальная культура.
Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители);
разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений;
дискуссия на тему «Современная музыка»;
вариативно: презентация альбома своей любимой группы.
Музыка цифрового мира.
Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
Виды деятельности обучающихся:
поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас;
просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств;
разучивание и исполнение популярной современной песни;
вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература.
Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествованияв инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;
импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);
сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения;
рисование образов программной музыки;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Музыка и живопись.
Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;
вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.
Музыка и театр.
Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра;
разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;
вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.
Музыка кино и телевидения.
Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;
просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма;
вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?».