МУЗЫКА 5-8 КЛАССЫ (ФГОС 2021, ФОП ООО)

Рабочая программа по МУЗЫКЕ на уровень ООО. 

Программа является приложением к ООП ООО, срок реализации которой 2023 - 2028 г. г.

Данная рабочая учебная  программа КУРСА ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ в основной школе для учащихся 5-8 классов составлена согласно требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), 

Федеральной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370)

Общее число часов, выделенных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ 

Инвариантные модули


Модуль № 1 «Музыка моего края»

Фольклор – народное творчество.

Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;

определение на слух:

принадлежности к народной или композиторской музыке;

исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

жанра, основного настроения, характера музыки;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.

Календарный фольклор.

Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.

Семейный фольклор.

Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;

изучение особенностей их исполнения и звучания;

определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов;

разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя);

вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».

Наш край сегодня.

Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

Виды деятельности обучающихся:

разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов;

знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства;

вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;

исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);

творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края.


Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

Россия – наш общий дом.

Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России;

определение на слух:

принадлежности к народной или композиторской музыке;

исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

жанра, характера музыки.

Фольклорные жанры.

Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и видеозаписи;

аутентичная манера исполнения;

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов;

выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;

двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.

Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне.

Виды деятельности обучающихся:

сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке;

разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;

знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии;

наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала;

вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции);

посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме;

обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра.

На рубежах культур.

Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;

изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора;

вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры.


Модуль № 3 «Русская классическая музыка»

(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций).

Образы родной земли.

Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования;

выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком;

музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;

вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов.

Золотой век русской культуры.

Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века;

создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.

История страны и народа в музыке русских композиторов.

Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;

исполнение Гимна Российской Федерации;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.

Русский балет.

Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской балетной музыки;

поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;

посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);

характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;

съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).

Русская исполнительская школа.

Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.

Виды деятельности обучающихся:

слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации;

создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;

дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки.

Русская музыка – взгляд в будущее.

Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства;

слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России;

импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов.


Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»

Камерная музыка.

Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;

определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы;

разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;

вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);

индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;

выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили письменный текст, рисунок, пластический этюд.

Циклические формы и жанры.

Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла;

разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;

знакомство со строением сонатной формы;

определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт.

Симфоническая музыка.

Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии;

освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;

образно-тематический конспект;

исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;

слушание целиком не менее одного симфонического произведения;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;

предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);

последующее составление рецензии на концерт.

Театральные жанры.

Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;

разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений;

музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;

различение, определение на слух:

тембров голосов оперных певцов;

оркестровых групп, тембров инструментов;

типа номера (соло, дуэт, хор);

вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);

последующее составление рецензии на спектакль.

Вариативные модули

Модуль № 5 «Музыка народов мира»

(изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой).

Музыка – древнейший язык человечества.

Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии).

Виды деятельности обучающихся:

экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации;Хочу такой сайт

импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному);

озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке;

вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры;

исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков».

Музыкальный фольклор народов Европы.

Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы;

выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.

Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии;

выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;

вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».

Народная музыка Американского континента.

Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции.

Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»

Национальные истоки классической музыки.

Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;

определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля.

Музыкант и публика.

Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами виртуозной музыки;

размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятых современниками;

определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета;

вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания.

Музыка – зеркало эпохи.

Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);

исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.

Музыкальный образ.

Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения;

узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе).

Музыкальная драматургия.

Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения.

Виды деятельности обучающихся:

наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития;

умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии;

узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития;

составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков.

Музыкальный стиль.

Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);

исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

определение на слух в звучании незнакомого произведения:

принадлежности к одному из изученных стилей;

исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов);

жанра, круга образов;

способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении);

вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века.

Модуль № 7 «Духовная музыка»

Храмовый синтез искусств.

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.

Виды деятельности обучающихся:

повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования;

осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства;

исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике;

определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

к русской православной традиции;

западноевропейской христианской традиции;

другим конфессиям (по выбору учителя);

вариативно: посещение концерта духовной музыки.

Развитие церковной музыки

Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с историей возникновения нотной записи;

сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты);

знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие);

слушание духовной музыки;

определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;

вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки.

Музыкальные жанры богослужения.

Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном;

вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений;

определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов;

устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции.

Религиозные темы и образы в современной музыке.

Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.

Виды деятельности обучающихся:

сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков;

исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами;

вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.

Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»

Джаз.

Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с различными джазовыми музыкальными композициямии направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз);

разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе;

определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки.

Мюзикл.

Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль);

анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации;

просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки;

разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.

Молодежная музыкальная культура.

Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).

Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители);

разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений;

дискуссия на тему «Современная музыка»;

вариативно: презентация альбома своей любимой группы.

Музыка цифрового мира.

Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.

Виды деятельности обучающихся:

поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас;

просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств;

разучивание и исполнение популярной современной песни;

вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа.

Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»

Музыка и литература.

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествованияв инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;

импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);

сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения;

рисование образов программной музыки;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Музыка и живопись.

Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;

вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.

Музыка и театр.

Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра;

разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня;

музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;

вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.

Музыка кино и телевидения.

Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;

просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма;

вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?».

РП Музыка 5-8 классы (ФГОС 2021, ФОП ООО) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 726242342903868691666490759959119263676517201251 Директор/Заведующий Воложанина Елена Николаевна Дата подписания документа 15.09.2023 06:04:33 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».