Коррекционная программа индивидуальных занятий «Волевая регуляция поведения»
Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития девиантного поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других названиях («переходный», «трудный», «критический»), в которых зафиксирована сложность и важность происходящих процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее эффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:
- целеустремленность, настойчивость, импульсивность, неустойчивость;
- повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
- потребность в общении и желание уединиться;
- развязность в поведении и застенчивость;
- романтизм и цинизм, расчетливость;
- нежность, ласковость, жестокость.
Отклонения в поведении подростков, связанные с неустойчивостью психики, могут привести к различным девиациям.
Коррекция девиантного поведения подростков.
Задачи :
- Сформировать личностно конструктивные модели поведения в жизненных ситуациях.
- Ознакомить подростка с зонами риска, характерными для их возраста.
4. Основные методы :
Беседа, мини-лекция, игры, моделирование ситуации.
5. Адресат.
Подросток «группы риска» с девиантным поведением.