Российская Федерация Забайкальский край Каларский район Муниципальное образовательное учреждение Новочарская общеобразовательная средняя школа № 2 п. Новая Чара ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Наименование учебного предмета/учебного курса/учебного модуля Для 11 класса Новая Чара, 2023 год Пояснительная записка «Обществознание» Предлагаемая программа элективного курса составлена для 11 класса на основе закона «Об образовании», ФГОС третьего поколения, а также с учётом спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по обществознанию, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по обществознанию в 2023-2024 учебном году. Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социально-гуманитарных наук и совершенствование навыков применения знаний для решения заданий, входящих в ЕГЭ по общеобразовательному предмету «обществознание». Программа курса соответствует стандарту среднего общего образования по обществознанию на общеобразовательном уровне и обязательному минимуму содержания образовательной программы. Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по обществознанию, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля. Выполняя практические задания, обучающиеся получат возможность научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, выработать и закрепить навыки работы со статистическим, информационным и документальным материалом, формировать и формулировать собственную точку зрения. Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов. Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа лекций и практических занятий в том числе. Содержание курса состоит из 5 разделов. Изучение строится по принципу усложнения материала, сочетании теории и решения практических прикладных задач. В программе отводится много времени на самостоятельную работу учащихся. Цель курса: подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Задачи курса Выучить и понять теоретическое содержание курса «Обществознание»; Обрести навык применения теоретических знаний для решения различного уровня и типа заданий, включённых в КИМ ЕГЭ; развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся; способствовать усвоению учащимися различных моделей успешного социального поведения, опыта социальных отношений. Тематический план элективного курса № п/п Разделы темы Количес тво часов В том числе Теорети ческая часть 1. 2. Введение. Знакомство с КИМ и критериями оценивания заданий. Человек и общество. Лекция Разбор заданий повышенной сложности по теме «Человек и общество» и критериев их оценивания Самостоятельное решение заданий и их оценка согласно критериям. Экономика Практи- Творчес ческая кая часть деятельн ость 1 5 2 2 3 1 2 6 1 3. 4. 5. Лекция Разбор заданий повышенной сложности по теме «Экономика» и критериев их оценивания Самостоятельное решение заданий и их оценка согласно критериям. Игра «Предпринимайка» Социальные отношения Лекция Разбор заданий повышенной сложности по теме «Социальные отношения» и критериев их оценивания Самостоятельное решение заданий и их оценка согласно критериям. Выполнение проекта «Социальная мобильность в истории» Политика. Лекция Разбор заданий повышенной сложности по теме «Политика» и критериев их оценивания Самостоятельное решение заданий и их оценка согласно критериям. Игра «Театр миниатюр. На выборах» 2 1 2 1 6 1 1 2 2 7 Право. 6 Итоговое повторение и обобщение. Резерв 2 1 34 Итого 4 1 1 2 Содержание курса. Введение (1 ч) Разбор структуры КИМ : особенности заданий, критерии их оценивания, деление на уровни сложности, правила выполнения заданий разного типа. Тема 1. Человек и общество. (5 ч) Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность. Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (Глобальные проблемы). Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям. (1ч) Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по критериям (2 ч) 2 Тема 2. Экономика (6 ч) Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям. (1ч) Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по критериям (2 ч) Игра «Предпринимайка» (1 ч) Тема 3. Социальные отношения (6 ч.) Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям. (1ч) Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по критериям (2 ч) Проектная работа « Социальная мобильность в истории». (2ч) Тема 4. Политика (7ч.) Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям. (1ч) Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по критериям (2 ч) Игра «Театр миниатюр. На выборах». Тема 5. Право (6ч.) Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность, 3 альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система. Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям. (1ч) Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по критериям (2 ч) Итоговое повторение и обобщение. (2 ч) Резерв 1час Планируемые результаты. Предметные В результате выполнения программы курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» обучающиеся научатся: Знать \ понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования - особенности социально-гуманитарного познания Уметь: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Обучающиеся получат возможность научиться: Подготавливать проект, творческую работу, рецензию. Литература 4 1. Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ-Учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко.- М.: Астрель, 2021. 2. Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ-Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: Астрель, 2021. 3. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию.- Москва, ФИПИ. http://fipi.ru/about/news/proekty-kim-ege-i-oge-2023-goda 4. МахоткинА.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2021. 5.Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебносправочное пособие.- СПб., 2022. 6.Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998 7.Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2020. 8.ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.М.: Экзамен, 2020 9.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2022: Обществознание / авт.сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2021. (Федеральный институт педагогических измерений) 5