программа элект.курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Российская Федерация Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская общеобразовательная средняя школа № 2
п. Новая Чара

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Наименование учебного предмета/учебного курса/учебного модуля
Для 11 класса

Новая Чара, 2023 год

Пояснительная записка

«Обществознание»

Предлагаемая программа элективного курса составлена для 11 класса на основе закона «Об
образовании», ФГОС третьего поколения, а также с учётом спецификации контрольных
измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по
обществознанию, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по
обществознанию в 2023-2024 учебном году.
Данный курс направлен на углубление и расширение знаний в сфере социально-гуманитарных
наук и совершенствование навыков применения знаний для решения заданий, входящих в ЕГЭ по
общеобразовательному предмету «обществознание».
Программа курса соответствует стандарту среднего общего образования по обществознанию на
общеобразовательном уровне и обязательному минимуму содержания образовательной программы.
Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по
обществознанию, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных
дисциплин социально-гуманитарного профиля. Выполняя практические задания, обучающиеся
получат возможность научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять
знания на практике, выработать и закрепить навыки работы со статистическим, информационным и
документальным материалом, формировать и формулировать собственную точку зрения.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по
обществознанию, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой
рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа лекций и практических занятий в том числе.
Содержание курса состоит из 5 разделов. Изучение строится по принципу усложнения
материала, сочетании теории и решения практических прикладных задач. В программе отводится
много времени на самостоятельную работу учащихся.
Цель курса: подготовить выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи курса
 Выучить и понять теоретическое содержание курса «Обществознание»;
 Обрести навык применения теоретических знаний для решения различного уровня и типа
заданий, включённых в КИМ ЕГЭ;
 развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся;
 способствовать усвоению учащимися различных моделей успешного социального поведения,
опыта социальных отношений.
Тематический план элективного курса
№
п/п

Разделы темы

Количес
тво
часов

В том числе
Теорети
ческая
часть

1.

2.

Введение. Знакомство с КИМ и
критериями оценивания заданий.
Человек и общество.
Лекция
Разбор заданий повышенной сложности по
теме «Человек и общество» и критериев их
оценивания
Самостоятельное решение заданий и их
оценка согласно критериям.
Экономика

Практи- Творчес
ческая
кая
часть деятельн
ость

1
5

2
2

3
1

2
6
1

3.

4.

5.

Лекция
Разбор заданий повышенной сложности по
теме «Экономика» и критериев их
оценивания
Самостоятельное решение заданий и их
оценка согласно критериям.
Игра «Предпринимайка»
Социальные отношения
Лекция
Разбор заданий повышенной сложности по
теме
«Социальные
отношения»
и
критериев их оценивания
Самостоятельное решение заданий и их
оценка согласно критериям.
Выполнение проекта «Социальная
мобильность в истории»
Политика.
Лекция
Разбор заданий повышенной сложности по
теме «Политика» и критериев их
оценивания
Самостоятельное решение заданий и их
оценка согласно критериям.
Игра «Театр миниатюр. На выборах»

2
1

2
1
6
1
1

2
2
7

Право.

6

Итоговое повторение и обобщение.
Резерв

2
1
34

Итого

4

1

1

2

Содержание курса.
Введение (1 ч)
Разбор структуры КИМ : особенности заданий, критерии их оценивания, деление на уровни
сложности, правила выполнения заданий разного типа.
Тема 1. Человек и общество. (5 ч)
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции) Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии.
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Свобода и ответственность.
Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества. Понятие
культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и
общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность
общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в. (Глобальные проблемы).
Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям.
(1ч)
Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по
критериям (2 ч)
2

Тема 2. Экономика (6 ч)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические
системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты.
Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные
бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги.
Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям.
(1ч)
Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по
критериям (2 ч)
Игра «Предпринимайка» (1 ч)
Тема 3. Социальные отношения (6 ч.)
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской
Федерации.
Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Семья и брак.
Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида
Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям.
(1ч)
Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по
критериям (2 ч)
Проектная работа « Социальная мобильность в истории». (2ч)
Тема 4. Политика (7ч.)
Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических
режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в
политической системе. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политический процесс.
Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти Российской
Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации.
Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям.
(1ч)
Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по
критериям (2 ч)
Игра «Театр миниатюр. На выборах».
Тема 5. Право (6ч.)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс.
Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о
выборах. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на
работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование
отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности
административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени)
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность,

3

альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные
органы. Судебная система.
Практическая работа. Разбор заданий повышенной сложности и оценка их по критериям.
(1ч)
Самостоятельная работа. Решение заданий их банка заданий «Решу ЕГЭ» и оценка их по
критериям (2 ч)
Итоговое повторение и обобщение. (2 ч)
Резерв 1час
Планируемые результаты.
Предметные
В результате выполнения программы курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
обучающиеся научатся:
Знать \ понимать:
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и
различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества
и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических
и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
(текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов
(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки
зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определённым проблемам
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Подготавливать проект, творческую работу, рецензию.
Литература

4

1. Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ-Учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко.- М.: Астрель, 2021.
2. Баранов П.А. Обществознание: ЕГЭ-Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.
Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: Астрель, 2021.
3. Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию.- Москва, ФИПИ.
http://fipi.ru/about/news/proekty-kim-ege-i-oge-2023-goda
4. МахоткинА.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.:
Эксмо, 2021.
5.Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебносправочное пособие.- СПб., 2022.
6.Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998
7.Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова,
Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2020.
8.ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.М.: Экзамен, 2020
9.Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2022: Обществознание / авт.сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2021. (Федеральный институт педагогических
измерений)

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».