Приложение 19 Рабочая программа Грамотейка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ №2

Приложение 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ГРАМОТЕЙКА»
(интеллектуальное направление)

Пгт.Новая Чара 2023 год

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ГРАМОТЕЙКА»
1-й класс
Личностные результаты:
у обучающегося будут сформированы:
 осознание роли языка и речи в жизни людей;
 эмоциональная отзывчивость к окружающему миру;
обучающийся получит возможность для формирования:
 стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;
 личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 принимать и сохранять учебную задачу;
 высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 работать по предложенному учителем плану
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
учебных и коммуникативных задач;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
 использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
 Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся получит возможность научиться:
 различным способам передачи информации;
 квалифицированному клавиатурному письму.
2

Предметные результаты
Обучающийся научится:
 группировать звуки по заданному основанию;
 группировать слова по заданному принципу;
 анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова;
 подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
 оценивать уместность употребления слов в тексте;
 определять наличие изученных орфограмм в словах;
 объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
 анализировать уместность использования средств устного общения в разных
речевых ситуациях;
 использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким
значением, изобразительные, выразительные средства языка;
 работать с различными видами словарей.
2-й класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
 чувство сопричастности и гордости за свою Родину, язык, историю.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
 основных моральных норм и ориентации на их выполнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
 различать способ и результат действия;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников,
родителей.
обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 применению методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
 извлечению необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов
различных жанров;
 установлению причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений;
обучающийся получит возможность научиться:
3

самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового
характера;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;

работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся получит возможность научиться:
 различным способам передачи и поиска информации;
 квалифицированному клавиатурному письму;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 находить информацию и располагать ее в алфавитном порядке;
 проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму;
 анализировать заданную схему состава слова и подбирать, моделировать слова
заданного состава;
 находить в тексте часть речи с заданными грамматическими характеристиками;
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
 анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
 оценивать уместность использования слов в тексте.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 эмпатия и сопереживание, эмоционально-нравственная отзывчивость;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремление к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 осознания необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и
хороший ученик;
 стремления к самоизменению - приобретению новых знаний и умений;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;


4

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
 строить рассуждения;
Обучающийся получит возможность научиться:
 смысловому чтению; извлечению необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров;
 делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действий.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся научится:
 различным способам передачи и поиска информации;
 квалифицированному клавиатурному письму;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
 соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и др.)
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 классифицировать предложения по цели высказывания, правильно использовать их
в речи;
 сочинять тексты различного характера (описание, рассуждение, повествования);
 осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки
 различать стили речи;


5

 объяснять значения фразеологизмов, использовать их в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
 различать простые и сложные предложения;
 оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей.
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России;
 внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 способность к решению моральных дилемм;
 стремления к самоизменению через приобретение новых знаний и умений;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
 составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность;
 осуществлять контроль собственной деятельности, вносить необходимые
коррективы;
 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и
свойствах;
 пользоваться различными источниками информации;
 обобщать, т.е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
 создавать и преобразовывать модели и схемы;
 строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей;
Обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной
литературой;
 составлять краткий конспект текста;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
 правильно использовать речевые средства для эффективного решения
коммуникативных задач.
6

Обучающийся получит возможность научиться:
 достаточно и точно, последовательно и полно передавать партнеру
необходимую информацию в письменной речи.
ИКТ-компетентность как метапредметный результат
Обучающийся научится:
 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
 организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере;
 готовить и проводить презентацию перед аудиторией.
Обучающийся получит возможность научиться:
 соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и др.);
 грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
 критически относиться к информации и к выбору ее источника.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 различать омонимы, архаизмы и неологизмы;
 использовать в речи изобразительные средства русского языка;
 видеть лексикологические и фразеологические единицы русского языка в учебном
и художественном текстах;
 использовать в речи фразеологизмы с учетом их стилистических особенностей,
моделировать фразеологические единицы;
 составлять устные и письменные тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
 при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
 при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных
работах;
 оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задаче











2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления
«Грамотейка»
1 класс
Раздел I. К несметным сокровищам страны слов.
Подраздел. Первые встречи
Тема 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
Теория:
Рассказ-беседа на тему «Что это значит хорошо знать русский язык?» О самых
дорогих словах. Значение устной и письменной речи в жизни человека.
Практическая работа:
Игра «Русичи», «Угадай слово», игра по станциям. Первое занятие на тренажере
«Клавиатор»
Тема 2. В мире неведомых звуков.
Теория:
7

 Звуки. Речевые и неречевые звуки. Упражнение в соотнесении звуков и букв.
Звукопись.

Практическая работа:
 Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Игра «Назовите свой звук».
Второе занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 3. Волшебный мир слов.

Теория:
 Строительный материал текста. Единица текста. Единица предложения.

Практическая работа:
 Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ
«Снежные слова». Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 4. Твой словарный запас.

Теория:
 Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Обсуждение важности
изучения родного языка.
 Практическая работа:
 Игра-соревнование « Кто больше знает слов на букву А?» Составление рассказов
по картинам. Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Подраздел. Добрые слова
 Тема 1. Тайны волшебных слов.

Теория:
 Беседа о «волшебных» словах, о формах приветствия, прощания, поздравления с
праздником и т.д. Что такое этикет?
 Практическая работа:
 Разыгрывание сценки о том, как ходили в гости с применением «волшебных» слов.
Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 2. Как выбрать друзей?

Теория:
 Добро и зло в русских народных сказках: «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди».
«Маша и медведь»: русская народная сказка и современный мультфильм
 Практическая работа:
 Игры «Доброе-злое». Парад добрых слов. Придумать свою сказку о добре и зле.
Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 3. Чудесные превращения.

Теория:
 Трансформация слов. Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы
одной буквы.

Практическая работа:
 Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замените одну букву», «Какое
слово задумано» Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 4. Мой друг-словарь.

Теория:
 Представление о слове как комплексе звуков, имеющем значение. Наш помощник –
толковый словарь. Учимся определять лексическое значение слова по толковому
словарю.
 Практическая работа:
 Выписать из словаря толкование слов: листопад, родник. Составить по 1
предложению с каждым из этих слов. Нарисовать картинку к каждому слову.
8




































Занятие на тренажере «Клавиатор»
Раздел II. Открываем тайны.
Подраздел. Строительный материал языка.
Тема 1. Зачем нужны звуки языка?
Теория:
Рассказ-беседа о звуках - строительном материале языка. Звуковая культура речи.
Что нам помогает произносить звуки правильно?
Практическая работа:
Логоритмика. Разучивание чистоговорок. Игра «Сломанный телефон». Занятие на
тренажере «Клавиатор»
Тема 2. Удивительные звуки.
Теория:
Многообразие звуков русского языка. Алгоритм фонетического анализа слова.
Орфоэпический словарь «Произноси правильно!»
Практическая работа:
Конкурс на лучшую характеристику звука. Тренировочные упражнения в
произнесении звуков. Классификация звуков по заданному основанию. Занятие на
тренажере «Клавиатор»
Тема 3.Тайны рисуночного письма.
Практическая работа:
Головоломка «Заколдованные слова». Составление рисуночного письма группами.
Разгадывание писем. Чтение пиктограмм. Составление знаков- пиктограмм на тему
«Школьная жизнь».
Тема 4.Родственники алфавита.
Практическая работа:
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка
«Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Занятие на тренажере
«Клавиатор»
Подраздел. Страна созвучных слов.
Тема 1.Тематические группы слов.
Теория:
Тематические группы слов.
Практическая работа:
Классифицирование по группам предложенных слов. Названия деревьев, цветов,
птиц; учебных принадлежностей. Слова, которые называют цвет.
Работа на компьютере.
Тема 2. Значения слов.
Теория:
Знакомство детей с прямым и переносным значением слова. Находим в тексте
слова, употребленные в переносном значении. Правила составления загадок
Практическая работа:
Выписать из детской книжки загадку, подчеркнуть в ней слово в переносном
значении. Нарисовать картинку-отгадку. Конкурс собственных загадок.
Тема 3. Изобразительные средства языка.
Теория:

9

 Что такое явное и скрытое сравнение. Как неживое становится живым? Сущность и
значение олицетворения (без введения термина). Составляем предложения и
тексты описательного характера. Великий волшебник – Г.Х Андерсен.

Практическая работа:
 Оживляем неживые предметы. Придумываем свой вариант сказки с
изобразительными средствами языка и рисуем к ней картинку.
 Тема 4. «Сидит дед, в сто шуб одет…»

Практическая работа:
 Сочинение загадок, используя знания, полученные на предыдущих уроках. Работа
над проектом «Классная книга загадок». Подбираем картинки-отгадки в Интернете.
 Раздел III. Чудесные превращения слов.
 Подраздел. Чудеса в стране слов.
 Тема 1. Слово одно, а значений несколько.

Теория:
 Многозначность - одно из проявлений словарного богатства. Рассказ-беседа о
многозначных словах. Выделение многозначных слов в тексте.
 Практическая работа:
 Игры «Кто больше?», «Шуточные вопросы», загадки. Изображение рисунков к
разным значениям слова РУЧКА. Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 2. Слова-тезки (омонимы).

Теория:
 Отличие омонимов от многозначных слов. Чтение шуточных стихотворений.

Практическая работа:
 Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Объяснение значения слов-омонимов.
Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 3. Слова-противники.

Теория:
 Слова с противоположным значением. Знакомство со словами-антонимами.
Использование в речи антонимов. Редактирование текста.

Практическая работа:
 Наблюдения над использованием антонимов. Использование антонимов в
пословицах. Загадки, игры, кроссворды. Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 4. Конкурс знатоков.

Практическая работа:
 Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дай
толкование каждому слову».
 Подраздел. Одно и то же, но по-разному.
 Тема 1. Слова-друзья.

Теория:
 Знакомство со словами-синонимами. Роль синонимов в речи. Словарь синонимов.
Сколько близких слов у слова «алый»?

Практическая работа:
 Как объяснить значения слов с помощью подбора синонимов. Игры «Найди слово,
близкое по значению», «Подбери синоним».
 Тема 2. Одно и то же, но по-разному.

Теория:
 Наблюдения над использованием синонимов в текстах.
 Практическая работа:
10

 Игры «Замени слово». «Охота за синонимами», «Кто точнее?» Занятие на
тренажере «Клавиатор»
 Тема 3. Слова-друзья в пословицах, текстах.

Практическая работа:
 Составление текстов с использованием слов-синонимов. Использование в речи
синонимов. Коррекция текстов-описаний.
 Тема 4. Конкурс «Подбери друга».

Практическая работа:
 Игра «Подбери друга». Использование синонимов для украшения текста.
 Составление таблицы синонимов.
 Подраздел. Юный грамотей.
 Тема 1. Трудные слова.

Теория:
 Слова, правописание которых нельзя проверить. Понятие словарных слов.
Орфографический словарь.

Практическая работа:
 Игра «Проверь себя по словарю». Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 2. Мой друг-орфографический словарь.

Теория:
 Орфографический и обратный словари.

Практическая работа:
 Упражнения на нахождение в словаре слов на определенные правила. Как
компьютер подсказывает грамотное написание слов.
 Тема 3. «Копилка» трудных слов.

Теория:
 «Как составить словарь трудных слов». Обсуждение проекта.

Практическая работа:
 Работа над проектом «Мой словарь трудных слов» Дети заводят словари трудных
слов, классифицируя слова по тематическим группам.
 Тема 4. Умеешь ли ты грамотно писать?

Практическая работа:
 Игра «Найди и исправь ошибку». Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Раздел IV. Путешествие во времени.
 Подраздел. Экскурсия в прошлое.
 Тема 1. Старинные слова.

Теория:
 Почему слова «стареют»? Знакомство детей с устаревшими словами. Понятие
архаизмы.

Практическая работа:
 Чтение русских народных сказок и толкование устаревших слов. Рассматривание
картин, иллюстраций к русским народным сказкам. Занятие на тренажере
«Клавиатор»
 Тема 2. Археологические раскопки.

Теория:
 Происхождение слов. Этимологический словарь объясняет происхождение слов.
Толкование слов с помощью словаря. В «музее» древних слов.

Практическая работа:
11

 Отбор материала для «Уголка русского языка». Откуда пошли слова «береза»,
«снегирь», «сирень»?
 Тема 3. На новый лад.

Теория:
 Показать соответствие устаревших слов и их современных синонимов. Рождение
нового слова. Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа:
 Подбор современных синонимов к устаревшим словам. Занятие на тренажере
«Клавиатор»
 Тема 4. Мой друг-словарь архаизмов.

Теория:
 Знакомство со словарем архаизмов. Объяснение значимости происхождения слов
для сохранения культуры русского языка.

Практическая работа:
 Найти в текстах русских народных сказок устаревшие слова и объяснить их
значение с помощью словаря.
 Подраздел. В ногу со временем.
 Тема 4. Для чего надо изучать русский язык.

Практическая работа:
 Обобщающее занятие. Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»
2 класс
 Раздел I. Богатство русского языка.
 Подраздел. Хорошо ли ты знаешь русский язык?
 Тема 1. Сокровища родного языка.

Практическая работа:
 Слоговой аукцион «Кто больше?», игра «Грамматическая арифметика».
Грамматические загадки. Занятие на тренажере «Клавиатор»
 Тема 2. Хорошо ли ты знаешь алфавит?

Практическая работа:
 Библиотечный урок «Как найти нужную книгу?». Игра «Дежурная буква»,
«Заблудился», «Кто больше?».
 Тема 3. Умеешь ли ты пользоваться словарем?

Теория
 Занятие-беседа о роли словаря. Какие бывают словари?

Практическая работа:
 Игра «Лишнее слово», игра «Старинные слова». Практическая работа по
использованию различных словарей.
 Тема 4. Трудные слова.

Теория:
 Группировка слов по тематическим группам, по видам орфограмм. Составление
предложений, текстов.

Практическая работа:
 Игры «Отгадай слово», «На каждую букву». Работа в программе WordPad
 Подраздел. Части речи.
 Тема 1. Загадочное существительное.

Теория:
12

 Беседа о роли имен существительных в речи. Составление текстов. Работа в
программе WordPad.
 Практическая работа:
 Игры «Лишнее слово», «Кто больше?», «Кто скорее?».
 Тема 2. Невероятное прилагательное.

Теория:
 Беседа о роли имен прилагательных в речи. Составление предложений, текстов с
использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
Работа в программе WordPad
 Практическая работа:
 Игры «Кто больше?», «Лишнее слово». Словесное рисование
 Тема 3. Деятельный глагол.

Теория:
 Беседа о роли глагола в речи. Чтение текстов. Наблюдения за использованием
глаголов. Работа в программе WordPad

Практическая работа:
 Игры «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Лишнее слово».
 Тема 4. Урок-обобщение.

Практическая работа:
 Игры «Подберите слово», «Кто больше?», «Лишнее слово». Сочинение синквейнов
на заданные темы.
 Раздел II. Секреты орфографии.
 Подраздел. Ее величество Фонема.
 Тема 1. Знакомство с фонемой.

Теория:
 Знакомство с фонемой. Что такое фонема? Упражнения в узнавании фонем

Практическая работа:
 Грамматические сказки о звуках и буквах. Фонетический чайнворд. Работа в
программе WordPad
 Тема 2. Загадки фонемы.

Теория:
 Рассказ-беседа об интересных свойствах фонем. Нахождение в предложениях слов,
показывающих эти свойства.

Практическая работа
 Грамматические сказки о звуках и буквах. Игра «Заблудился».
 Тема 3.Опасные согласные.

Практическая работа:
 Грамматические сказки «Парные и непарные», «Спор согласных». Игра
«Проверочное слово».

Тема 4.Секреты гласных.

Практическая работа:
 Сказки «Ударный и безударный», «Страна Ошибия». Игра «Проверочное слово».
Грамматические загадки. Работа в программе WordPad
 Подраздел. Ее величество Морфема.
 Тема 1.Знакомство с морфемой.

Теория:
 Знакомство с морфемой. Что такое морфема? Упражнения на выделение морфем в
слове.
13


Практическая работа:
 Грамматические сказки «Чужак», «Пропал корень». Игры «Третий лишний», «За
кем последнее слово?»
 Тема 2. Строительная работа морфем.

Теория:
 Беседа о роли морфем. Виды морфем. Работа в программе WordPad
 Практическая работа:
 Грамматические сказки «Суффикс-консультант», «Как корень слова учил
окончания уму-разуму». Морфологические шарады.
 Тема 3. Поговорим о приставках.

Теория:
 Беседа о роли приставок, об их влиянии на значение слова. Виды приставок. Работа
в программе WordPad

Практическая работа:
 Грамматические сказки «Новые друзья корней», «Сестры Пре и При». Игра с
приставками.
 Тема 4. Обобщающее занятие.

Практическая работа:
 Игры «Кто скорее?», «Кто больше?», «Различайте слова».
 Раздел III. Искусство письменной речи.
 Подраздел. Типы текста.
 Тема 1. Поэтичное описание.

Теория:
 Текст описание. «Что такое описание?» Чтение текстов. Работа в программе
WordPad
 Практическая работа:
 Игра «Опиши друга». Иллюстрирование текстов-описаний. Работа в поисковой
системе Yandex. Найди иллюстрации к русским народным сказкам.
 Тема 2. Повествование.

Теория:
 « Что такое повествование?» Чтение текстов. Отличие текстов описания и
повествования.

Практическая работа:
 Игра «Озаглавь текст». Творческая доработка текста. Составление плана текста.
 Тема 3. Философское рассуждение.
Теория:
 Беседа о роли рассуждения. Составление плана. Отличительные особенности
текста-рассуждения. Пробуем рассуждать на тему «Зачем нужно учение?»

Практическая работа:
 Игра «Мудрый философ». Работа в программе WordPad
 Тема 4. Конкурс знатоков.

Практическая работа:
 Игра «Тип текста». Составление текстов предложенных типов. Работа в программе
WordPad
 Подраздел. Украшение нашей речи.
 Тема 1. Сравнение.
Теория:
 Знакомство со сравнением, изобразительно-выразительным средством языка.
14


Практическая работа:
 Нахождение сравнений в текстах. Подбор сравнений к предложенным предметам.
Работа в программе WordPad
 Тема 2. Метафора.
Теория:
 Знакомство с метафорой, изобразительно-выразительным средством языка.

Практическая работа:
 Нахождение метафоры в текстах. Анализ русских народных сказок. Работа в
программе WordPad
 Тема 3. Олицетворение.
Теория:
 Олицетворение - изобразительно-выразительное средство языка.

Практическая работа:
 Нахождение олицетворения в текстах. Сочинение сказки, используя
олицетворения. Работа в программе WordPad
 Тема 4. Урок-анализ сказок.

Практическая работа:
 Нахождение в русских народных сказках изученных изобразительновыразительных средств. Их влияние на эмоциональную окраску текста.
Составление тематических таблиц.
 Подраздел. Написание сочинений.
 Тема 1. Сочинение-описание «Мой друг».

Теория:
 Составление плана сочинения. Подбор ключевых слов.

Практическая работа:
 Написание сочинения с последующей проверкой.
 Тема 2. Сочинение-повествование «Мой любимый день лета».

Теория:
 Составление плана сочинения. Подбор ключевых слов.

Практическая работа:
 Написание сочинения с последующей проверкой.
 Тема 3. Составление плана сочинения-рассуждения.

Теория:
 Беседа о роли плана в сочинении-рассуждении. Функция «каркаса». Понятие
тезиса, аргумента, вывода.

Практическая работа:
 Составление плана. Устные сочинения по предложенным планам.
 Тема 4. Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужно читать?»

Практическая работа:
 Написание сочинения-рассуждения «Зачем нужно читать?»
 Раздел IV. Структура предложения.
 Подраздел. Главные члены предложения.
 Тема 1. Подлежащее.

Теория:
 Беседа о роли подлежащего в предложении. Чем выражено подлежащее?

Практическая работа:
 Постановка грамматической пьесы-сказки «Подлежащее».
 Тема 2. Функции подлежащего.
15





























Практическая работа:
Игра «Найди подлежащее». Грамматическая сказка «Кто главный?»
Тема 3. Сказуемое.
Теория:
Беседа о роли сказуемого в предложении. Чем выражено сказуемое?
Практическая работа:
Игра «Найди сказуемое». Грамматическая сказка «Что делать?»
Тема 4. Функции сказуемого.
Практическая работа:
Игры «Заблудился», «Лишнее слово», «Кто скорее?»
Подраздел. Второстепенные члены предложения.
Тема 1. Что определяет определение?
Практическая работа:
Подбор признаков к предложенным предметам. Игры «Рекламное агентство», «За
кем последнее слово?».
Тема 2. Что дополняет дополнение?
Теория:
Понятие и функции дополнения. Вопросы дополнения.
Практическая работа:
Игры «Найди дополнение», «Дополни предложение».
Тема 3. Непредвиденные обстоятельства.
Теория:
Понятие и функции обстоятельства. Вопросы обстоятельства.
Практическая работа:
Игры «Найди обстоятельство», «Вид обстоятельства».
Тема 4. Для чего надо изучать русский язык Обобщающее занятие.
Практическая работа:
Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»
3 класс

 Раздел I. Сокровища родного языка.
 Подраздел. Сказочное царство слов.
 Тема 1. Путешествие в страну слов.

Практическая работа:
 Что такое пословица? Использование в речи пословиц. Конкурс на знание
пословиц и поговорок. Игра «Найди лишнее слово»
 Тема 2. Невероятные превращения слов.

Теория:
 Беседа о падежах имен существительных. История названий падежей.

Практическая работа:
 Игра «Заказ». Определение падежей в предложенных текстах. Работа в программе
WordPad
 Тема 3. Слова-родственники.

Теория:
 Группы родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем.
Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников.
 Практическая работа:
16

 Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е.
Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
 Тема 4. В Королевстве Ошибок.

Теория:
 Анализ самых распространенных ошибок. Как их избежать?

Практическая работа:
 Исправление ошибок в предложенных текстах. Игра «Корректор». Работа в
программе WordPad
 Подраздел. Смысловая окраска предложений.
 Тема 1. Повествовательное предложение.

Теория:
 Предложения по цели высказывания. Использование в речи повествовательных
предложений.

Практическая работа:
 Составление по картинам повествовательных предложений. Работа в программе
WordPad
 Тема 2. Побудительное предложение.

Теория:
 Что такое побудительное предложение. Использование в речи побудительных
предложений.

Практическая работа:
 Нахождение в предложенных текстах побудительных предложений. Работа в
программе WordPad
 Тема 3. Вопросительное предложение.

Теория:
 Что такое вопросительное предложение. Использование в речи вопросительных
предложений.

Практическая работа:
 Игра «Веселые превращения». Работа в программе WordPad
 Тема 4. Урок- обобщение.

Практическая работа:
 Работа в группах. Игра «Умники и умницы».

Раздел II. Украшения нашей речи.
 Подраздел. Фразеологизмы.
 Тема 1. Понятие фразеологизма.

Теория:
 Понятие фразеологизма. Необходимость изучения фразеологизмов.

Практическая работа:
 Игра «Не ошибись». Постановка «живых картин».
 Тема 2. История фразеологизмов.

Теория:
 Знакомство с историей наиболее часто встречающихся фразеологизмов.

Практическая работа:
 Загадки-складки «Доскажи словечко». Игра «Кто больше?», «С ног на голову».
Работа в программе WordPad
 Тема 3. Употребление фразеологизмов в речи.

Теория:
17










































Важность употребления фразеологизмов в речи. Использование фразеологизмов в
различных ситуациях.
Практическая работа:
Когда мы так говорим? Сочинение-миниатюра. Работа в программе WordPad
Тема 4. Нахождение фразеологизмов в тексте.
Практическая работа:
Нахождение фразеологизмов в предложенных текстах. Работа в программе
WordPad
Подраздел. Изобразительно-выразительные средства.
Тема 1. Что такое эпитет.
Теория:
Понятие эпитета. Употребление эпитетов в сказках А.С. Пушкина.
Практическая работа:
Нахождение эпитетов в стихотворных текстах. Работа в программе WordPad
Тема 2. Что такое риторический вопрос.
Теория:
Понятие риторического вопроса. Необходимость использования риторических
вопросов в сочинении-рассуждении.
Практическая работа:
Написание тезисов к предложенным темам сочинений-рассуждений.
Тема 3. Что такое ирония.
Теория:
Понятие иронии. Ирония в произведениях детских писателей.
Практическая работа:
Нахождение иронии в предложенных текстах. Пробуем иронизировать и понимать
иронию.
Тема 4. Урок-игра.
Практическая работа:
Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»
Раздел III. Текст.
Подраздел. Стили речи.
Тема 1. Научный стиль речи.
Теория:
Знакомство с научным стилем речи, с признаками научного стиля. Как подготовить
доклад?
Практическая работа:
Редактирование текстов. Распознавание научного стиля среди других. Работа в
программе WordPad
Тема 2. Разговорный стиль речи.
Теория:
Знакомство с разговорным стилем речи, с признаками разговорного стиля.
Практическая работа:
Редактирование текстов. Распознавание разговорного стиля среди других. Работа в
программе WordPad
Тема 3.Художественный стиль речи.
Теория:
Дать представление о художественном стиле. Научить строить высказывания в
художественном стиле с использованием изобразительно-выразительных средств.
18










































Практическая работа:
Сочинение-миниатюра по теме «Зимняя сказка»
Тема 4. Конкурс знатоков.
Практическая работа:
Работа в группах. Игра «Умники и умницы».
Подраздел. Написание сочинений.
Тема 1. Составление плана сочинения-рассуждения.
Теория:
Повторение основных пунктов плана сочинения-рассуждения.
Практическая работа:
Анализ сочинений-рассуждений. Нахождение основных пунктов плана в
предложенных сочинениях. Работа в программе WordPad
Тема 2. Сочинение-рассуждение о значении фразеологизмов.
Практическая работа:
Написание сочинения-рассуждения на тему «Роль фразеологизмов в речи».
Тема 3. Редактирование сочинения-рассуждения.
Теория:
Распространенные ошибки в сочинениях-рассуждениях. Использование пословиц в
сочинениях. Работа в программе WordPad
Практическая работа:
Работа в паре. Редактирование сочинений одноклассников.
Тема 4. Выставка сочинений.
Проектная работа:
Проект «Книжки-малышки» на основе сочинений.
Подраздел. В стране сочинителей.
Тема 1. Искусство красноречия.
Теория:
Уловки известных ораторов. Необходимость быть красноречивым в современном
обществе.
Практическая работа:
Конкурс ораторов на тему «Дружба и преданность».
Тема 2. Подготовка к написанию сочинения- описания.
Практическая работа:
Конкурс на лучшее описание парков своего города.
Тема 3. Написание сочинения-описания по картине А.А.Пластова «Первый
снег».
Практическая работа:
Подбор ключевых слов для сочинения по картине. Подбор изобразительновыразительных средств для описания природы. Составление плана. Написание
сочинения.
Тема 4. Праздник творчества и игры.
Практическая работа:
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические
игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Раздел IV. Культура общения.
Подраздел. Волшебные слова.
Тема 1. Слова приветствия, прощания.
19


































Теория:
Необходимость быть вежливым в современном обществе.
Практическая работа:
Ролевая игра «В кафе и ресторане», «Встреча старых друзей», «В театре»
Тема 2. Как правильно извиниться.
Теория:
Плохо сформулированное извинение - повод для новой ссоры. Важность
правильного извинения.
Практическая работа:
Разыгрывание неловких ситуаций. Работа в программе WordPad
Тема 3. Как правильно преподнести подарок.
Теория:
Каждый подарок, даже самый маленький, становится величайшим даром, если его
преподнести с любовью.
Практическая работа:
Ролевая игра «Ты на дне рождения». Конкурс на лучшее преподнесение подарка.
Тема 4. Конкурс поздравительных посланий.
Практическая работа:
Составление поздравительных посланий на разные праздники. Работа в группах.
Подраздел. Правила общения.
Тема 1. Что такое дискуссия?
Практическая работа:
Просмотр и анализ ролика-дискуссии на тему «Друзья и враги».
Тема 2. Умение приводить аргументы.
Теория:
Умение правильно аргументировать свою точку зрения.
Практическая работа:
Подбор аргументов на тему «Нужно ли учиться». Работа в программе WordPad
Тема 3. Урок-дискуссия.
Практическая работа:
Дискуссия на тему «Письменная речь с использованием компьютера, сотового
телефона: за и против».
Тема 4. Для чего надо изучать русский язык.
Практическая работа Обобщающее занятие:
Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»

4 класс
Раздел I. Сокровища родного языка.
Подраздел. Связная речь.
Тема 1. Виды текстов.
Теория:
Развитие умения определять тип текста. Работа в программе Microsoft Office Word.
Практическая работа:
Определение типов прочитанных текстов. Составление текстов данного типа.
Коррекция текстов. Работа в программе Microsoft Office Word.
 Тема 2. Средства связи в тексте.

Теория:








20

 Цепная и параллельная связи в тексте. Отличительные особенности каждой из
данных связей.

Практическая работа:
 Описание картины природы с помощью рассказа-повествования с цепным
построением и с помощью рассказа-описания с параллельной связью. Работа в
программе Microsoft Office Word.
 Тема 3. Стили речи.

Теория:
 Развитие умения определять стили речи; производить стилистическую редакцию
текста.
 Практическая работа:
 Составление сочинения-миниатюры на тему «Роза» в научном, художественном и
разговорном стиле.
 Тема 4. Речевой этикет.

Практическая работа:
 Упражнения в правильном использовании слов-обращений в диалоге. Составление
и разыгрывание диалогов со знакомым и с незнакомым человеком. Обращение.
Работа в программе Microsoft Office Word.
 Подраздел. Украшения нашей речи.
 Тема 1.Многозначные слова. Каламбуры.

Теория:
 Роль многозначных слов в художественных текстах. Знакомство с каламбурами.

Практическая работа:
 Нахождение в предложенных текстах многозначных слов. Определение значения
многозначных слов с помощью толкового словаря. Составление предложений с
многозначными словами.
 Тема 2. Фразеологизмы.

Теория:
 Значение фразеологизмов в речи. Работа в программе Paint.

Практическая работа:
 Творческие упражнения. Постановка «живых картин». Сочинение-миниатюра
«Когда мы так говорим?»
 Тема 3. Пословицы и поговорки. Афоризмы.

Теория:
 Употребление пословиц и поговорок в различных речевых ситуациях. Знакомство
с афоризмами.

Практическая работа:
 Нахождение в баснях Крылова выражений, ставших крылатыми. Игра «Продолжи
пословицу». Работа в программе Microsoft Office Word.
 Тема 4. Устаревшие слова.

Практическая работа:
 Работа в группах. Игра «Умники и умницы». Кроссворды.

 Раздел II.Искусство речи.
 Подраздел. Письменное творчество.
 Тема 1. Композиция текста.

Теория:
21

 Знакомство с элементами композиции текста. Повторение важнейших текстовых
понятий: тема, основная мысль, опорные слова, цепная связь, типы текста.

Практическая работа:
 Работа с русскими народными сказками. Определение темы, основной мысли,
разделение ее на композиционные части. Придумывание своего варианта развязки.
 Тема 2. Средства соединения предложений и частей в тексте.

Практическая работа:
 Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Выделение композиционных
частей текста. Работа в программе Microsoft Office Word.
 Тема 3. Сочинение сказки.
 Практическая работа:
 Сочинение сказки по готовому началу и композиционной схеме.
 Тема 4. Работа над проектом «Книга сказок».

Практическая работа:
 Повторение элементов книги; продумывание обложки книги с иллюстрацией.
Изготовление книги сказок. Работа в программе Microsoft Office Word.
 Подраздел. Стили текста.
 Тема 1. Научный стиль.

Теория:
 Продолжение знакомства с научным стилем, с признаками научного стиля и
признаками заимствованных слов.

Практическая работа:
 Составление доклада к выступлению на конференции. Нахождение в тексте
терминов и указание признаков заимствования для каждого термина.
 Тема 2. Публицистический стиль.

Теория:
 Знакомство публицистическим стилем и его особенностями.

Практическая работа:
 Нахождение в газетах, журналах статьи публицистического стиля, указание
признаков публицистического стиля в данной статье.
 Тема 3. Деловая игра: верстка газеты.

Практическая работа:
 Просмотр газет. Наблюдение за размещением информации. Защита каждой миниредакцией своей газеты. Оформление классной стенгазеты.
 Тема 4. Деловой стиль. Канцеляризмы.

Практическая работа:
 Группировка текстов по сходству. Нахождение особенностей официально-делового
стиля. Редактирование текста. Работа в программе Microsoft Office Word.
 Раздел III. Чудесные превращения слов.
 Подраздел. Чудеса в Стране Слов.
 Тема 1. Слова-противники.

Практическая работа:
 Дидактические игры, упражнения. Нахождение антонимов в загадках. Игры «Кто
быстрее?», «Лишнее слово».
 Тема 2. Слова-друзья.

Практическая работа:
 Дидактические игры, упражнения. Разгадывание кроссвордов. Редактирование
текстов. Работа в программе Microsoft Office Word.
22

 Тема 3. Слова-тезки (омонимы).

Теория:
 Изучение омонимов. Объяснение значения слов-омонимов.

Практическая работа:
 Шуточные вопросы, игры, разгадывание загадок. Работа в программе Microsoft
Office Word.
 Тема 4. Конкурс знатоков.

Практическая работа:
 Работа в группах. Игра «Умники и умницы».
 Подраздел. В ногу со временем.
 Тема 1. Новорожденные слова.

Теория:
 Изучение неологизмов. Нахождение неологизмов в текстах.

Практическая работа:
 Игры «Угадай-ка», «Кто знает больше неологизмов?»
 Тема 2. Слова-иностранцы.

Практическая работа:
 Работа со словарем иностранных слов. Нахождение значений и происхождений
незнакомых слов из текстов.
 Тема 3. Старый друг-словарь неологизмов.

Теория:
 Назначение и область применения словаря неологизмов. Структура словаря.

Практическая работа:
 Работа с текстами. Игра «Лингвист». Работа в программе Microsoft Office Word.
 Тема 4. Конкурс знатоков.

Практическая работа:
 Конкурс знатоков «В ногу со временем». Кроссворд «Конкурс знающих».
 Подраздел. Юный грамотей.
 Тема 1. Трудные слова.

Теория:
 Слова, которые нельзя проверить. Необходимость запоминания словарных слов.

Практическая работа:
 Игры «Кто правильнее?», «Проверь себя по словарю».
 Тема 2. Незаменимые помощники-словари.

Теория:
 Назначение и область применения словарей. Рассказы о словарях, подготовленные
учащимися. Работа в программе Работа в программе Microsoft Office PowerPoint.

Практическая работа:
 Работа со словарями. Игра «Ответ в словаре».
 Тема 3. «Копилка» трудных слов.

Практическая работа:
 Классификация слов по тематическим группам. Игры «Отгадай слово», «На
каждую букву».
 Тема 4. Умеешь ли ты грамотно писать?

Практическая работа:
 Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические
игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.
23

 Раздел IV. В Стране Сочинителей.
 Подраздел. Средства связи в тексте.
 Тема 1. Лексические средства связи в тексте.

Теория:
 Лексические средства связи в текстах художественного и научного стилей.
Объяснение необходимости терминологических повторов в научном стиле.

Практическая работа:
 Творческая доработка текста научного стиля. Работа в программе Microsoft Office
Word.
 Тема 2. Синонимы языковые и текстовые.

Теория:
 Умение различать языковые и текстовые синонимы.

Практическая работа:
 Наблюдение за применением синонимов в научном и художественном текстах.
Работа в программе Microsoft Office Word.
 Тема 3. Творческие текстовые упражнения.

Практическая работа:
 Творческая доработка текстов научного и художественного стилей.
 Тема 4. Оформление «Уголка русского языка».

Практическая работа:
 Работа в группах. Порядок размещения информации в стенгазете «Юный
грамотей».
 Подраздел. Написание сочинений.
 Тема 1. Сочинение «Почемучек».

Практическая работа:
 Работа в группах. Сочинение-рассуждение по заданным темам.
 Тема 2. Сочинение-миниатюра в деловом стиле.

Теория:
 Углубление знаний детей об официально-деловом стиле. Работа в программе
Microsoft Office Word.

Практическая работа:
 Написание сочинения-миниатюры «Автобиография» в деловом стиле. Работа в
программе Microsoft Office Word.
 Тема 3. Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»

Теория:
 Углубление знаний детей о сочинении-описании в художественном стиле.

Практическая работа:
 Написание сочинения-мозаики на тему «Весна пришла!»
 Тема 4. Для чего надо изучать русский язык.

Практическая работа:
 Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»

1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНРОАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
24

1 класс (33 ч)
№
I.

II.

III.

IV.

Наименование разделов и тем
К несметным сокровищам страны слов
Первые встречи.
Хорошо ли ты знаешь русский язык?
В мире неведомых звуков.
Волшебный мир слов.
Твой словарный запас.
Подраздел. Добрые слова.
Тайны волшебных слов.
Как выбрать друзей?
Чудесные превращения.
Мой друг-словарь.
Открываем тайны
Строительный материал языка.
Тематические группы слов.
Значения слов.
Изобразительные средства языка.
«Сидит дед, в сто шуб одет...»
Чудесные превращения слов
Чудеса в стране слов
Слово одно, а значений несколько.
Слова-тезки (омонимы).
Слова-противники.
Конкурс знатоков.
Одно и то же, но по-разному
Слова-друзья.
Одно и то же, но по-разному.
Слова-друзья в пословицах, текстах.
Конкурс «Подбери друга».
Юный грамотей.
Трудные слова.
Мой друг-орфографический словарь.
«Копилка» трудных слов.
Умеешь ли ты грамотно писать?
Путешествие во времени
Экскурсия в прошлое.
Старинные слова.
Археологические раскопки.
На новый лад.
Мой новый друг – словарь архаизмов.
В ногу со временем.
Для чего надо изучать русский язык (итоговое занятие).

Количество часов
8
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
8
8
2
2
2
2
12
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
5
4
1
1
1
1
1
1

25

2 класс (34ч.)
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего

Из них
Теоретически Практически
х
х
Богатство русского языка – 8 часов

I.

Подраздел. Хорошо ли ты знаешь русский язык?

4

2
1

2

1.

Сокровища родного языка.

1

2.

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

1

3.

Умеешь ли ты пользоваться словарем?

1

0,5

0,5

4.

Трудные слова.

1

0,5

0,5

4

2

2

Подраздел. Части речи .

1

1.

Загадочное существительное.

1

0,5

0,5

2.

Невероятное прилагательное.

1

0,5

0,5

3.

Деятельный глагол.

1

1

4.

Урок-обобщение.

1

1

Секреты орфографии – 7 часов

II.

Подраздел. Ее величество Фонема.
1.
Знакомство с фонемой.

3,5
1

2
0,5

1,5
0,5
0,5

2.

Загадки фонемы.

1

0,5

3.

Опасные согласные.

1

1

4.

Секреты гласных.

0,5

Подраздел. Ее величество Морфема.

3,5

1.

Знакомство с морфемой.

1

2.

Строительная работа морфем.

3.
4.

2

1

Поговорим о приставках.

1

1

Урок-игра.

1

1

Искусство письменной речи – 11 часов
6
3

Поэтичное описание.
Повествование.
Философское рассуждение.

1
2
2

1,5
0,5

0,5

III.
Подраздел. Типы текста.
1.
2.
3.

0,5

1
1
1

3
1
1

26

4.
Конкурс знатоков.
1
5
Подраздел. Украшение нашей речи.
1.
Сравнение. Сочинение «Мой друг»
1
2.
Метафора.
2
3.
Олицетворение. Сочинение «Мой любимый
1
день»
4.
Урок-анализ сказок.
1
IV.
Структура предложения – 8 часов
4
Подраздел.Главные члены предложения.
1.
Знакомство с подлежащим.
1
2.
Функции подлежащего.
1
3.
Знакомство со сказуемым.
1
4.
Функции сказуемого.
1
4
Подраздел.
Второстепенные
члены
предложения.
1.
Что определяет определение?
1
2.
Что дополняет дополнение?
1
3.
Непредвиденные обстоятельства.
1
4.
Для чего надо изучать русский язык
1
(итоговое занятие).
Всего:
34

3
1
1
1

1
2
1

1
2
0,5
0,5
1
1

2
0,5
1
0,5
3

0,5
0,5

1
0,5
0,5
1

17

17

3 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего

Из них
Теоретически Практически
х
х
Сокровища родного языка – 8 часов

I.

Подраздел. Сказочное царство слов.

4

2

1.

Путешествие в страну слов.

1

2.

Невероятные превращения слов.

1

1

3.

Слова-родственники.

1

1

4.

В Королевстве Ошибок.

1

Подраздел. Смысловая окраска предложений.

2
1

1

4

2

2

1.

Повествовательное предложение.

1

0,5

0,5

2.

Побудительное предложение.

1

0,5

0,5

3.

Вопросительное предложение.

1

1

4.

Урок-обобщение.

1

1

27

Украшения нашей речи – 7 часов

II.
Подраздел. Фразеологизмы.
1.
Понятие фразеологизма.

3
1

1
1

2

2.

История фразеологизмов.

1

1

3.

Употребление фразеологизмов в речи.
Нахождение фразеологизмов в речи

1

1

Подраздел. Изобразительно-выразительные
средства.
1.
Что такое эпитет.

4

2

2

1

0,5

0,5

2.

Что такое риторический вопрос.

1

0,5

0,5

3.

Что такое ирония.

1

1

4.

Урок-игра.

1

III.
Подраздел. Стили речи.

Текст– 12 часа
6

1.
Научный стиль речи.
2
2.
Разговорный стиль речи.
1
3.
Художественный стиль речи.
2
4.
Конкурс знатоков.
1
6
Подраздел. Написание сочинений.
1.
Составление плана сочинения-рассуждения.
2
2.
Сочинение-рассуждение
о
значении
2
фразеологизмов.
3.
Редактирование сочинения-рассуждения.
1
4.
Выставка сочинений.
1
IV.
Культура общения – 7 часов
3
Подраздел. Волшебные слова.
1.
Слова приветствия, прощания.
1
2.
Как правильно извиниться.
1
3.
Как правильно преподнести подарок.
1
Конкурс поздравительных посланий
Подраздел. Правила поведения.
1.
Что такое дискуссия?
2.
Умение приводить аргументы.
3.
Урок-дискуссия.
4.
Для чего надо изучать русский язык?
(итоговое занятие).
Всего:

1
3

3

1
1
1

1

2
1
1

1
1
4
1
1
1
1

1
0,5
0,5

2
0,5
0,5
1

4
1
1
1
1

1
0,5
0,5

3
0,5
0,5
1
1

34

14

20

28

4 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего

Из них
Теоретически Практически
х
х
Сокровища родного языка – 8 часов

I.
Подраздел. Связная речь.

4

2

2

1.

Виды текстов.

1

0,5

0,5

2.

Средства связи в тексте.

1

0,5

0,5

3.

Стили речи.

1

1

4.

Речевой этикет.

1

Подраздел. Украшения нашей речи.

1

4

2

2

1.

Многозначные слова. Каламбуры.

1

0,5

0,5

2.

Фразеологизмы.

1

0,5

0,5

3.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

1

4.

Устаревшие слова.

1
Искусство речи – 7 часов

II.

Подраздел. Письменное творчество.
1.
Композиция текста.

4
1
1

3.

Средства соединения предложений и частей
в тексте.
Сочинение сказки.

4.

Изготовление книжки-малышки.

1

2.

1

Подраздел. Стили текста.

1

1
0,5

3
0,5
1

0,5

0,5
1

3

1
1

2

1.

Научный стиль. Публицистический стиль

1

2.

Деловая игра: верстка газеты.

1

1

3.

Деловой стиль. Канцеляризмы.

1

1

III.
Чудесные превращения слов – 12 часов
4
2
Подраздел. В ногу со временем.
1.
Новорожденные слова.
1
0,5
2.
Слова-иностранцы.
1
0,5
3.
Старый друг-словарь неологизмов.
1
1
4.
Конкурс знатоков.
1

2
0,5
0,5
1
29

8
4
Подраздел. Юный грамотей.
1.
Трудные слова.
2
1
2.
Незаменимые помощники-словари.
2
1
3.
«Копилка» трудных слов.
2
1
4.
Умеешь ли ты грамотно писать?
2
1
IV.
В Стране Сочинителей – 7 часов
3
1
Подраздел. Средства связи в тексте.
1.
Лексические средства связи в тексте.
1
0,5
2.
Синонимы языковые и текстовые.
1
0,5
3.
Творческие текстовые упражнения.
1
Подраздел. Написание сочинений.
1.
Размышления «Почемучек».
2.
Сочинение-миниатюра в деловом стиле.
3.
Сочинение-мозаика
на
тему
«Весна
пришла!»
4.
Для чего надо изучать русский язык?
(итоговое занятие).
Всего:

4
1
1
1

1
0,5
0,5

1
34

4
1
1
1
1
2
0,5
0,5
1
3
0,5
0,5
1
1

14

20

Приложение 1
Система контролирующих материалов
1 класс
Итоговый тест. «Цветик-семицветик»
Инструкция: Выбери цвет правильного ответа и закрась лепесток с номером вопроса.
1. Выбери строку, где все слова расположены в алфавитном порядке:
2. А) царевич
3. Б) терем
4. В) деревья
2. Для проверки написания слова тебе понадобится:
А) толковый словарь
Б) орфографический словарь
В) орфоэпический словарь
3. Выбери строку, в которой все слова являются близкими по значению.
А) дремучий, непроходимый, сказочный
Б) прекрасная, удивительная, мудрая
В) большой, огромный, гигантский
4. Какое из данных слов является устаревшим?
А) колодец
Б) компьютер
В) лапти
5. В каком предложении встречается олицетворение?
А) Царевна сидит у окна.
Б) Ветер заигрался в верхушках деревьев.
В) Серый волк вышел на опушку леса.
30

6. На клавиатуре компьютера указательный палец правой руки находится на букве:
А) О
Б) Л
В) А
7. Что является загадкой?
А) Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Б) Сто одежек и все без застежек.
В) Из под топота копыт пыль по полю летит

1
7
2
6
3
5

4

31

Сравни получившийся цветок с образцом? У тебя получилось так же? Если есть ошибки,
посмотри, в каком задании, подумай, почему произошла ошибка. Исправь.
Правильный ответ:

1
1
7
7
2
6
3
5

4

32

Система контролирующих материалов
2 класс
Итоговый тест. «Цветик-семицветик»
Инструкция: Выбери цвет правильного ответа и закрась лепесток с номером вопроса.
1. Все согласные мягкие в слове:
А) Азбука, букварь, грамматика, арифметика
Б) Василиса, Баба-Яга, Иван, Кащей
В) Волк, Лиса, Маша, Медведь
2. Для проверки значения слова тебе понадобится:
А) орфографический словарь
Б) толковый словарь
В) орфоэпический словарь
3. Выбери строку, в которой во всех словах встречается безударная гласная в корне,
проверяемая ударением:
А) Берёза, берег, русалка, кикимора
Б) Избушка, мороз, иней, шубка
В) Морской, ночной, лесной, речной
4. Какое из данных слов является устаревшим?
А) Ухват
Б) Телефон
В) Перст
5. В каком словосочетании встречается метафора?
А) Синий шарф
Б) Горячее сердце
В) Лесная чаща
6. На клавиатуре компьютера мизинец правой руки находится на букве:
А) Ф
Б) В
В) Ж
7. В каком предложении есть дополнение?
А) Жили-были старик со старухой.
Б) Построил Заяц лубяную избушку.
В) И жили они долго и счастливо

1
7
2
6
3
5

4

33

Сравни получившийся цветок с образцом? У тебя получилось так же? Если есть ошибки,
посмотри, в каком задании, подумай, почему произошла ошибка. Исправь.
Правильный ответ:

1
1
7
7
2
2
6
6
5
5

4
4

3
3

34

3 класс
Контрольно-обобщающая игра «Грамотей»
Игра проводится в два этапа:
1. Этап – отборочный. Участвуют все дети.
Конкурс русского языка: Исправьте орфографические ошибки, если таковые есть, в
следующих словах: цоревна, легушка, печька, щюка, корона, лебедь, жар-пцица, мечь,
молодильные яблоки, жевая вода.
Конкурс красноречия: За 3 минуты придумать и записать как можно больше синонимов
к слову ЖЁЛТЫЙ
2. Этап Конкурс на разноцветных дорожках
Победителям предлагаются 3 “дорожки”: красная – с двумя этапами и без права на
ошибку, желтая – с тремя этапами и возможностью ошибиться один раз и, наконец, самая
и длинная, зелёная – 4 этапа и 2 ошибки. При неверном ответе на красной дорожке можно
попытаться сыграть “блиц”, который, в случае верного ответа, даст право продолжать
борьбу. Побеждает тот, кто первым пройдет дорожку до конца.
Выбрав дорожки в порядке мест, занятых по результатам первого конкурса,
участники один за другим выбирают вопрос по ключевому слову на “ видео-стене”.
Ключевые слова предлагаются сразу всем списком, предоставляя участникам
свободу выбора. Если вопрос не находит ответа на дорожке, он переадресовывается
зрителям. Правильный, полный ответ зрителя поощряется значком в виде звезды, который
впоследствии может быть заменён на приз.
Вопросы на дорожках.
Ключевое
слово

Формулировка вопроса

Ответ

братик

Ох, до чего же рыжий
Мой новый братик Миша!
И волосы-рыжие,
И ресницы-рыжие,
Проснусь-и сразу весело,
Когда его увижу я.
(Я. Аким)
В какой строке содержится
метафора?

В первой строке

верблюд

Я на завтрак для верблюда Предложил
такие блюда:
Сыр, сметану и котлету.
Но верблюд взглянул на это
И сказал «Спасибо, нет»
(М. Грозовский)
Назовите имена существительные в
винительном падеже

Блюда, сыр,
сметану, котлету

ёжик

Ёж пыхтит и морщится:
- Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
(Я. Аким)

Пыхтеть,
морщиться, не
подметать,
соблюдать

35

Произнесите все глаголы в
начальной форме
Зри в корень!

Раскрой смысл крылатых выражений
Рукой подать, через час по чайной
ложке, морочить голову

Звенья одной
цепи

Отгадай слово: его корень в слове
СНЕЖИНКА, приставка в слове
ПОДЪЕХАЛ, суффикс в слове
ЛЕСНИК, окончание в слове
УЧЕНИК

лук

Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю: на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
(Г. Новицкая)
Сколько значений у слова ПЕРО?

каша

Употреби слова в прямом значении:
Каша в голове, хвост самолёта,
сладкие улыбки, бархатный голос

Морж и
кенгуру

Морж спросил у кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу! –
Кенгуру сказал моржу.
(Б. Заходер)
Назови антонимы

Жара, холод

Подарила мама Кате
Замечательное платье

Подарила мама

Катя

Близко, медленно,
обманывать
Подснежник

Три

Гречневая каша,
хвост собаки,
сладкие пироги,
бархатный берет

Укажи грамматическую основу
предложения
3. Игра со зрителями
№
вопроса

вопрос

Ответ

1

Может ли сказуемое быть
второстепенным членом предложения

Нет

2

Что такое баклуши и почему их били?

Изготовление
деревянных ложек

3

Что обозначают слова, придуманные

Лопата, карандаш,
36

детьми?
Копалка, рисовалка, наглазники
4

Продолжи пословицу:
Век живи…
Терпенье и труд…

5

Положила мама в печь
Пироги с капустой печь
Определи части речи слова ПЕЧЬ

очки
Век учись
Все перетрут
Имя
существительное,
глагол

Вопросы для “Блиц-опроса”
1

В каком словаре можно узнать о
происхождении слова?

В этимологическом

2

Назови, какие бывают второстепенные
члены предложения

Определение,
дополнение,
обстоятельство

3

К какому стилю речи относится слово
«ПРИВЕТ»?

разговорный

4

Какие части речи чаще всего
используются в тексте-описании

5

Какой текст может начинаться со слов «Я
считаю…»

прилагательные
рассуждение

4. Подведение итогов.
5 Рефлексия. Коллективное заполнение карты впечатлений. Все присутствующие,
независимо от участия, имеют право голоса. Карта помещена на магнитной доске, каждый
ученик наклеивает в выбранную ячейку магнитные значки.
Интерес

Новизна

Доступность

Мотивация

Захотелось
рассмотреть некоторые
вопросы подробнее

Узнал совершенно
новые интересные
факты

Владею
информацией и
доказательной базой

Определиться с
темой будущего
доклада

Интересно всё

Узнал новые факты

Владею
информацией

Расширить свой
кругозор

Интересны некоторые
моменты

Посмотрел на
знакомые факты с
другой стороны

Становится после
пояснения учителя

Получить приз

Не заинтересовало

Не узнал ничего
нового

Очень сложно для
восприятия

“убить” свободное
время

37

Таким образом, организаторы имеют возможность увидеть все плюсы и минусы
проведённого мероприятия.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».