Российская Федерация
Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская общеобразовательная средняя школа №2
имени Героя России Игоря Молдованова
п. Новая Чара
Приложение к ООП СОО
Рабочая программа
по информатике
11 классе (базовый уровень)
на 2023/2024 уч.г.
количество часов в неделю – 2 (11 кл)
1
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа курса информатики на базовом уровне для
учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с:
1.Законом «Об образовании»;
2.Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 413 от 17 мая 2012 г., с измен. ред. Приказа Минобрнауки России от
29.12.2014 № 1645;с изменениями ред Приказа Минпросвещения России от 12.08.2022
№ 732)
3.Примерной основной образовательной программы СОО (ОДОБРЕНА решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з))
4.Учебным планом общеобразовательного учреждения;
5.Требованиями к результатам освоения «Основной образовательной программы МОУ
Новочарская средняя школа № 2» (личностным, метапредметным, предметным);
6.Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования.
7. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г,№ 081786 «О рабочих программах учебных предметов»
с учетом:
авторской программы, опубликованной в:
Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень/И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015
1.
Данная рабочая программа базового курса по предмету «Информатика» для учащихся 10-11 классов основана
на учебно-методическом комплекте, обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, который
включает в себя учебники, включенные в федеральный перечень учебников приказом Министерства
просвещения РФ № 345 от 28.12.18
Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 (http://lbz.ru/books/580/7699/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.1
Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015(http://lbz.ru/books/580/7750/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.2
В УМК кроме учебников, входят:
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов, помещенный в
коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.
) описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Инвариантная часть учебного плана образовательных учреждений, реализующих основную образовательную
программу среднего общего образования согласно требованиям ФГОС, фиксирует минимальный объем
учебного времени, отводимый на изучение информатики на базовом уровне: по 1 часу в неделю в 10-11 классах.
Произведено увеличение количества часов на 1 ч в неделю в 10-11 классах за счет компонента участников
образовательного процесса.
Объем учебного времени в рабочей программе учителя – 140 часов:
10 класс –2 ч в неделю, 70 часов в год (2021/2022 уч г)
11 класс – 2 ч в неделю, 70 часов в год
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования —
обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций Ученика, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим
2
изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий
в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;
понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей,
вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой
деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
предметные результаты освоения учебного предмета
По учебному предмету "Информатика" (базовый уровень) требования к предметным
результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1)владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе,
технике и обществе; понятиями "информация", "информационный процесс", "система",
"компоненты системы", "системный эффект", "информационная система", "система
управления"; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически
оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие
данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
2)понимание основных принципов устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного
обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
3)наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих
принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
4)понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств
противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих
незаконное распространение персональных данных; соблюдение требований техники
безопасности и гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового
окружения; понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных
и работы в сети Интернет;
5)понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение
определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при
заданных параметрах дискретизации;
6)умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют
обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
7)владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного
натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических
выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном
графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
8)умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки
числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java,
C++, C#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих
циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать
3
готовые программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в
качестве подпрограмм (процедур, функций);
9)умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на
выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java,
C++, C#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием,
не превышающим 10; вычисление обобщенных характеристик элементов массива или
числовой последовательности (суммы, произведения среднего арифметического,
минимального и максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих
заданному условию); сортировку элементов массива;
10)умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных
сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение
использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных
(включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего
значений, решение уравнений);
11)умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и
процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных
в ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или
процессу; представлять результаты моделирования в наглядном виде;
12)умение организовывать личное информационное пространство с использованием
различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и
ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие
представлений
об использовании
информационных технологий
в различных
профессиональных сферах.
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных
видов деятельности
Содержание
I. Введение. Информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы.
Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Основные виды деятельности
Практическая деятельность:
Решение задач на определение количества
информации, содержащейся в сообщении при
вероятностном и техническом (алфавитном)
подходах. Решение задач, связанных с выделением
основных информационных процессов в реальных
ситуациях (при анализе процессов в обществе,
природе и технике). Кодирование и декодирование
сообщений по предложенным правилам
II. Математические основы информатики
1. Тексты и кодирование.
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Решение задач и выполнение заданий на
кодирование тестовой, графической и звуковой
информации.
2. Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
Запись чисел в различных системах счисления,
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и
перевод чисел из одной системы счисления в
4
вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
другую, вычисления в позиционных системах
счисления. Представление целых и вещественных
чисел в форматах с фиксированной и плавающей
запятой.
3. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
Выполнение эквивалентных преобразований
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений; построение логического
логических выражений. Построение логического выражения
выражения по заданной таблице истинности.
с данной таблицей истинности. Решение простейших
Решение простейших логических уравнений.
логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная
нормальная форма.
4. Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
Решение алгоритмических задач, связанных с
графов (примеры: построения оптимального пути между
анализом графов (примеры: построения
вершинами ориентированного ациклического графа;
оптимального пути между вершинами
определения количества различных путей между
ориентированного ациклического графа;
вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
определения количества различных путей между
описании объектов и процессов окружающего мира.
вершинами). Использование графов, деревьев,
Бинарное дерево.
списков при описании объектов окружающего мира
III. Алгоритмы и элементы программирования
1. Алгоритмические конструкции
Разработка и программная реализация алгоритмов
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные
решения типовых задач: – нахождения наибольшего
величины (массивы).
(или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
чисел без использования массивов и циклов, а
программирования.
также
сумм (или произведений) элементов конечной
2. Составление алгоритмов и их программная реализация
числовой
последовательности (или массива); –
Этапы решения задач на компьютере.
анализа записей чисел в позиционной системе
Операторы языка программирования, основные
счисления; – решения задач методом перебора
конструкции языка программирования. Типы и структуры
данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций (поиск НОД данного натурального числа, проверка
числа на простоту и т. д.); Управление работой
на выбранном языке программирования.
формального исполнителя с помощью алгоритма
Интегрированная среда разработки программ на
– работа с элементами массива с однократным
выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной
просмотром массива: линейный поиск элемента,
среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной
вставка и удаление элементов в массиве,
среде программирования. Приемы отладки программ.
перестановка элементов данного массива в
Проверка работоспособности программ с использованием
обратном порядке, суммирование элементов
трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по
типовых задач базового уровня из различных предметных
величине наибольшего (или наименьшего) значения
областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) и др. Постановка задачи сортировки.
Определение результата выполнения алгоритма по
из двух, трех, четырех заданных чисел без использования его блок-схеме.
массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе
счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа, проверка числа на простоту и
т.д.);
алгоритмы
однократным
5
работы
с
просмотром
элементами
массива:
массива
линейный
с
поиск
элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в обратном
порядке,
суммирование
элементов
массива,
проверка
соответствия элементов массива некоторому условию,
нахождение
второго
по
величине
наибольшего
(или
наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена
символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
3. Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; зависимость
вычислений от размера исходных данных.
4.Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном
Исследование математических моделей.
для восприятия человеком. Графическое представление
Исследование геоинформационных моделей.
данных (схемы, таблицы, графики).
Моделирование процессов управления в реальных
Практическая работа с компьютерной моделью по
системах; выявление каналов прямой и обратной
выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия)
связи и соответствующих информационных
результатов экспериментов. Использование сред
потоков.
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий)
для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
IV. Использование программных систем и сервисов
1. Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от
компьютерных систем. Архитектура современных
решаемой задачи. Работа с графическим
компьютеров. Персональный компьютер.
интерфейсом Windows, стандартными и
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры.
служебными приложениями, файловыми
Распределенные вычислительные системы и обработка
менеджерами, архиваторами и антивирусными
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль программами. Использование паролирования и
в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
архивирования для обеспечения защиты
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
информации.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от
решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение.
Особенности программного обеспечения мобильных
устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и
мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ. Применение
6
специализированных программ для обеспечения стабильной
работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования.
2. Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений.
Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Разработка структуры документа, создание гипертекстового
документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста.
Технические средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с использованием сканера,
планшетного ПК или графического планшета. Программы
синтеза и распознавания устной речи.
3. Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием различных цифровых
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов
для разработки презентаций проектных работ. Работа в
группе, технология публикации готового материала в сети.
4.Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных)
таблиц на практике (в том числе – в задачах математического
моделирования).
5. Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица –
представление сведений об однотипных объектах. Поле,
запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка
данных.
Создание, ведение и использование баз данных при
решении учебных и практических задач.
6.Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного
проектирования. Системы автоматизированного
проектирования. Создание чертежей типовых деталей и
объектов.
7. 3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных
моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование
источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
7
Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов различного вида.
Создание, редактирование и форматирование
растровых и векторных графических изображений.
Создание мультимедийной презентации..
Использование средств деловой графики для
наглядного представления данных.
Решение расчетных и оптимизационных задач с
помощью электронных таблиц
Знакомство с системой управления базами данных.
Создание структуры табличной базы данных.
Осуществление ввода и редактирования данных.
Упорядочение данных в среде системы управления
базами данных. Формирование запросов на поиск
данных в среде системы управления базами данных.
Создание, ведение и использование баз данных при
решении учебных и практических задач. Создание
структуры табличной базы данных. Осуществление
ввода и редактирования данных. Упорядочение
данных в среде системы управления базами данных.
Формирование запросов на поиск данных в среде
системы управления базами данных. Создание,
ведение и использование баз данных при решении
учебных и практических задач
8.Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания,
классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
V. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
1. Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с
сервером. Динамические страницы. Разработка интернетприложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
2. Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет.
Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные сервисы реального времени (локация
мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п.
3. Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации.
Информационная культура. Государственные электронные
сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
4. Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности.
Работа с электронной почтой. Путешествие по
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с
файловыми архивами. Формирование запросов на
поиск информации в сети по ключевым словам,
адекватным решаемой задаче. Разработка Webстраницы на заданную тему. Формирование
запросов на поиск данных. Осуществление поиска
информации на заданную тему в основных
хранилищах информации
соблюдение основных правовых и этических норм в
информационной сфере деятельности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
урока
п/п
Тема урока
Планируемый
предметный результат
Кол
иче
ств
о
час
ов
Дата
д/з
I четверть
Информация и информационные процессы
1
8
Безопасность,
гигиена, эргономика.
Инструктаж по ТБ.
Организация рабочего
места. Системы.
Компоненты системы
Ученик научится:
соблюдать
санитарногигиенические
умения и навыки безопасного и
целесообразного поведения при
работе в компьютерном классе;
способность и готовность к
принятию ценностей здорового
1
§ 1, с 9-13
и их взаимодействие.
требования при работе
за
персональным
компьютером
в
соответствии
с
образа жизни за счет знания
основных гигиенических,
эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
нормами действующих
СанПиН;
-понимать и
использовать понятие
«система»;
«компонент системы»
- приводить примеры
систем
(в быту, в природе, в
науке и пр.)
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
правила безопасной и
экономичной работы с
компьютерами
и
мобильными
устройствами
2
3
9
Системный анализ.
Модель «черный
ящик». Модель
состава системы.
Строим структурную
схему сложной
системы в редакторе
схем»
Графы.
Ученик научится:
-понимать и
использовать понятие
«модель «черного
ящика»;
- строить модель
состава системы;
-анализировать состав
и структуру систем;
- различать связи
материальные и
информационные.
- использовать
редактор схем для
решения учебных
задач
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать знания о
схемах при описании
реальных объектов и
процессов
Математические основы информатики
Дискретные объекты
Ученик повторит навыки сотрудничества в
понятие «граф»;
образовательной
Ученик научится:
деятельности
-строить граф;
-находить
готовность и способность к
оптимальный путь во
1
1
§ 2, с 1415
подготови
ться к
провероч
ной
работе по
терминам
§ 2, с 1618
4
5
6
7
10
Использование графов
при описании
объектов и процессов
окружающего мира.
Определение
количества различных
путей между
вершинами графа.
Деревья.
Использование
деревьев и списков
при описании
объектов и процессов
окружающего мира.
Бинарное дерево.
Используем таблицы
и списки
Информационные
системы.
Информационные
системы в Интернете
Понятие и
назначение,
классификация
БД.Реляционные
(табличные) базы
данных. Таблицы.
Поле и запись. П/р
«Создаем и
используем для
поиска информации
БД в ЭТ»
взвешенном графе
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
знания о графах при
описании
реальных
объектов и процессов
Ученик научится:
-вычислять количество
путей в графе с учетом
условия
самостоятельной, творческой
и ответственной
деятельности;
Ученик повторит
понятие «дерево»
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
знания
деревьях и
списках при описании
реальных объектов и
процессов
III. Использование программных систем и сервисов
Базы данных
Ученик научится:
понимание значимости
-понимать и
информационной деятельности
использовать понятия
для современного человека.
«информационная
система»;
навыки сотрудничества в
-использовать ИС для
образовательной
поиска информации
деятельности
Ученик получит
возможность
научиться:
справочные
системы при решении
задач, возникающих в
ходе
учебной
деятельности и вне ее
Учение повторит
-понятие «база
данных»
Ученик научится:
-описывать базы
данных;
-классифицировать
базы данных;
-понимать и
использовать понятие
«поле» и «запись»
реляционной базы
данных;
- использовать
электронные таблицы
для создания базы
данных»
1
1
ПР
1
ПР
1
§ 2, с 1618, № 5, с
20
письменн
о
§ 2, с 1520
повторить
, № 6, с 20
письменн
о
§ 4, с 2530, № 2, с
30
письменн
о
§ 4, с 2530,
повторить
виды
информац
ионных
систем,
подготови
ться к
провероч
ной
работе.
8
Проверочная работа.
Система управления
базами данных
(СУБД). Изучаем
интерфейс СУБД
9
Таблица –
представление
сведений об
однотипных объектах.
Реляционные
(табличные) БД.
Ключевое поле. ПР
«Создаем, ведем и
используем
однотабличную БД»
10
Формы. П/р
«Используем форму
для создания,
просмотра и
редактирования БД»
11
Многотабличные БД.
Связи между
таблицами. Схема
данных. ПР «Создаем,
ведем и сипользуем
многотабличную БД,
устанавливаем связи
между таблицами»
12
Поиск и выбор в базах
данных. Сортировка
данных. Запросы. ПР
«Реализуем запросы в
режиме дизайна.
Создаем вычисляемые
запросы»
11
Ученик научится:
-понимать и
использовать понятия
«СУБД»;
описывать
и
средства доступа к
базам данных;
Ученик научится:
описывать
интерфейс СУБД
Ученик научится:
работать
с
реляционной БД в
СУБД
наполнять
разработанную
базу
данных
Ученик научится:
наполнять
разработанную базу
данных с помощью
форм;
работать в СУБД с
формами
Ученик получит
возможность
научиться:
применять
базы
данных при решении
задач, возникающих в
ходе
учебной
деятельности и вне ее
Ученик научится:
наполнять
разработанную
многотабличную базу
данных;
Ученик получит
возможность
научиться:
создавать учебные
многотабличные базы
данных
Ученик научится:
использовать
табличные
(реляционные)
базы
данных,
выполнять
сортировку и поиск
записей в БД
-составлять
запросы
в
базах
данных
1
1
1
§ 5, с 3334
§ 5, с 3234,
подготови
ться к
провероч
ной
работе,по
вторить
все
понятия
темы
§ 5, с 3234
1
§ 6, с 3540
1
§ 8, 9 с
49-56
13
Отчеты. ПР «Создаем
отчеты»
14
Решение задач
составлять
вычисляемые запросы
в базах данных
Ученик научится:
-работать с отчетами;
- использовать СУБД
для создания отчетов
Ученик научится:
использовать
табличные
(реляционные)
базы
данных для решения
практических задач
1
1
Контроль и оценка
предметных
результатов по теме
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
16
Виды текстовых
Ученик научится:
навыки сотрудничества в
документов. Деловая
-понимать и
образовательной
переписка. Научная
использовать понятия
деятельности
публикация.
«деловая переписка»,
«научная публикация»
-понимать «правила
вывода текста»
-использовать
текстовый процессор
для работы с текстами,
соблюдая правила
ввода текста
15
Контрольная работа
№ 1 «Базы данных»
С 189-190
Подготов
иться к
контрольн
ой работе,
повторить
понятия
темы по
тетради,
повторить
с 30, 34,
40, 48, 52,
57
1
1
§ 23.1, с
233234(Б),
повторить
виды
текстовых
документ
ов по
тетради
II четверть
Виды программного
обеспечения для
работы с текстами.
П/р «Набираем
математические
тексты»
Ученик научится:
создавать
математические
тексты
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
18
Редактирование
текста. История
изменений. П/р
«Редактируем текст»
19
Форматирование
текста. П/р
«Форматируем текст»
Ученик научится:
редактировать
текст
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
форматировать
текст
использованием
возможностей
17
12
с
навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности
российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
с прошлое и настоящее
многонационального народа
России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
1
1
1
с
§ 23.2, с
234-235
(Б),
повторить
виды
программ
для
работы с
текстами
по теради
§ 23.2, с
237-238
(Б)
§ 23.2, с
237-239
(Б),
подготови
ться к
современных
текстовых
процессоров
20
Проверочная работа.
Стилевое
форматирование.
Шаблоны. П/р
«Используем готовые
шаблоны и создаем
собственные»
21
Разработка структуры
документа. П/р
«Разрабатываем
структуру документа»
22
Гиперссылки,
таблицы. П/р
«Создаем
гипертекстовый
документ, работаем с
таблицами»
23
Облачные сервисы.
Коллективная работа с
документами.
24
Реферат и аннотация.
Рецензирование
текста. Стандарты
библиографических
описаний.
25
Технические средства
ввода текста.
Программы
распознавания
текста, введенного с
использованием
сканера, планшетного
ПК или графического
планшета.
Программы синтеза и
13
Ученик научится:
работать
со
стилями шаблонами с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
коллективной
работе с документами
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
рефераты
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик получит
возможность
научиться:
применять программу
для распознавания
текстов;
применять программу
распознавания устной
речи
1
1
1
1
1
1
провероч
ной
работе,
повторить
операции
редактиро
вание и
форматир
ование
§ 23.4, с
241-242
(Б)
§ 23.5, с
243 (Б)
-
§ 23.5, с
244-245
(Б)
§ 23.6, с
246-248
(Б)
-
26
27
28
29
распознавания устной
речи.
Контрольная работа
№ 2 «Подготовка
текстов»
Компьютерная
графика и ее виды.
П/р «Вводим
изображения с
использованием
различных цифровых
устройств».
Обработка
изображений в
растровом
графическом
редакторе. П/р
«Кадрируем и
корректируем
изображения».
Работа с областями и
многослойными
изображениями
30
Обработка
изображенйи в
векторном
графическом
редакторе. ПР
«Создаем векторные
изображения»
31
Введение в 3 dмоделирование.
Принципы
построения и
редактирования
трехмерных моделей.
П/р «Создаем,
преобразовываем и
связываем
трехмерные
объекты»
Сеточные модели.
32
33
Материалы.
Моделирование
источников
освещения. Камеры.
3D-принтеры
Работа с аудиовизуальными данными
Ученик повторит
навыки сотрудничества в
понятия «растровая» и образовательной
«векторная» графика;
деятельности
научится
-вводить изображения
готовность и способность к
в компьютер
Ученик научится:
использовать
готовые
растровые
графические
редакторы
для
коррекции
изображения
самостоятельной, творческой
и ответственной
деятельности;
§ 24.1, с
253258(Б)
1
1
Ученик научится:
работать
с
областями
и
многослойными
изображениями
Ученик научится:
использовать
готовые
векторные
графические
редакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации
3D-моделирование
Ученик научится:
- использовать 3 D
редактор для решения
задач
1
Ученик научится:
- работать с
сеточными моделями
III четверть
Ученик научится:
- использовать 3 D
редактор для решения
задач
Работа с аудиовизуальными данными
14
-
1
§ 24.4, с
267273(Б)
1
Доклад
«Совреме
нные
векторны
е
редактор
ы»
1
Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»
1
Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»
1
Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»
34
Обработка звука.
Знакомство с
аудиоредактором
Ученик научится:
использовать
готовые
звуковые
редакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации
Ученик научится:
использовать
готовые
видеоредакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации
Ученик научится:
использовать
готовые прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации;
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
и демонстрационные
материалы
с
использованием
возможностей
современных
программных средств;
навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности
готовность и способность к
самостоятельной, творческой
и ответственной
деятельности;
1
Доклад
«Редактор
Audaсity”
1
Доклад
«Совреме
нные
видеореда
кторы»
1
Доклад
«Програм
мы для
создания
презентац
ий»
35
Знакомство с
видеоредактором
36
Презентации. П/р
«Разрабатываем
презентацию»
37
Использовани Ученик научится
Доклад
е мультимедийных
«Совреме
использовать
онлайн-сервисов для
нные
онлайн-сервис для
разработки
онлайнразработки
презентаций.
сервисы»
презентаций
Технология
публикации готового
материала в сети.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Компьютерные сети.
Ученик получит
1
§ 10, с 59владение первичными навыками
Принципы
представление о видах анализа и критичной оценки
61
построения
компьютерных сетей,
получаемой информации;
компьютерных сетей
топологии локальных
ответственное отношение к
сетей
информации с учетом правовых и
Аппаратные
Ученик научится:
1
§ 10, с 61
этических аспектов ее
компоненты
- называть аппаратные распространения; развитие
компьютерных сетей компоненты
чувства личной ответственности
компьютерных сетей
за качество окружающей
Интернет. Адресация
Ученик научится:
Конспект
информационной среды
в Интернете
- отличать IPадреса
урока
навыки сотрудничества в
Адресация в
Ученик научится:
1
Конспект
Интернете. Сетевые
- называть назначение
урока
образовательной
протоколы. ПР
прикладных
протоколов;
38
39
40
41
15
«Тестирование сети»
42
Система доменных
имен
2. Деятельность в сети Интернет
43
Интернет как
глобальная
информационная
система.
Коммуникационные
слежбы Интеренета.
П/р «Работаем с
электронной почтой»
(работа 2.1, с 193-195)
44
Информационные
службы Интренета.
WWW-всемирная
паутина. П/р
«Работаем с
браузером,
просматриваем webстраницы» (работа
2.2, с 195-197)
45
П/р «Ищем
информацию в
Интернете с помощью
поисковых каталогов
и поисковых
указателей» (Работа
2.4, с 199-201)
46
Расширенный поиск
информации в сети
Интернет.
16
- использовать
некоторые команды
терминала
Ученик научится:
определять назначение
DNS, домены верхнего
уровня
(географические и
админситративные) ,
анализировать URLадрес ресурса
деятельности
Ученик научится:
- называть
коммуникационные
службы интернета
Ученик получит
возможность
научиться:
критически
оценивать
информацию,
полученную из сети
Интернет
использовать
принципы обеспечения
информационной
безопасности
Ученик научится:
понимать и
использовать понятие
«информационная
служба Интернета»,
«поисковая система»,
«WWW
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
принципы
функционирования
интернетприложений
Ученик научится:
- искать информацию
в Интернете
Ученик получит
возможность
научиться:
выполнять
эквивалентные
преобразования
логических
выражений, используя
законы алгебры логики
при
составлении
поисковых запросов
Ученик получит
возможность
научиться:
российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального народа
России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
1
§ 10, с 62
1
§ 11, с 6872
1
§ 12, с 7580
1
§ 12, с 7580
1
Конспект
урока
Использование языка
построения запросов.
использовать
знания о постановках
задач поиска их роли
при решении задач
анализа данных;
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
принципы разработки
и
функционирования
интернетприложений;
создавать
веб-
страницы;
использовать
принципы обеспечения
информационной
безопасности,
способы и средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств ИКТ;
47
Другие виды
деятельности в сети
Интернет.
Геолокационные
сервисы реального
времени (локация
мобильных
телефонов,
определение
загруженности
автомагистралей и
т.п.); интернетторговля;
бронирование билетов
и гостиниц и т.п. ПР
«Работаем с FTPсервером»
Компьютерные сети
48
Web-сайт, страница.
Взаимодействие вебстраницы с сервером.
Статические и
динамические web17
критически
оценивать
информацию,
полученную из сети
Интернет
Ученик получит
представление о
службах Интернета
Ученик научится:
понимать и
использовать понятия
“web-страница», “webсайт»
навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности
1
Конспект
урока
1
§ 13, с 8283
страницы. П/р
«Создаем webстраницу по образцу»
использовать
готовые прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации;
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
владение первичными навыками
анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к
информации с учетом правовых и
этических аспектов ее
распространения; развитие
чувства личной ответственности
за качество окружающей
информационной среды
уважение закона и
принципы разработки правопорядка
и
функционирования
интернетприложений;
создавать
веб-
страницы;
49
Визуальные HTMLредакторы. П/р
«Создаем текстовую
веб-страницу»
50
Создание сайта. П/р
«Создаем сайт «Моя
семья»»
51
Контрольная работа
№ 3 «Компьютерные
сети. Деятельность в
сети Интернет»
Ученик получит
возможность
научиться
создавать вебстраницы
Ученик получит
представление о
процессе размещения
сайта в Интернете
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
принципы разработки
и функционирования
интернетприложений;
создавать
вебстраницы
1
§ 13, с 8287
1
§ 14, 15, с
88-101
1
Математическое моделирование. Электронные таблицы
52
18
Компьютерное
информационное
моделирование
Ученик научится:
понимать
и
использовать термины
«модель»,
«информационная
модель»,
«компьютерная
и
нформационная
модель»;
- приводить примеры
целей моделирования;
называть
этапы
моделирования,
навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности
1
§ 16, с
104-107,
№ 1, 2, 6,
с 107
устно
53
Графическое
представление
данных: таблицы,
графики. П.р
«Моделируем
зависимости между
величинами» (работа
3.1, с 209-211)
54
Графическое
представление
данных: схемы.
П/р
«Создаем таблицы и
графики в
электронных
таблицах»
51
Математические
модели в биологии
П/р «Создаем
математическую
модель». Анализ
достоверности
результатов
эксперимента.
19
определять порядок их
следования
Учащиеся научатся:
- знать и понимать
термины: «величина»,
«имя величины», «тип
величины», «значение
величины»;
«математическая
модель»;
- формы
представления
зависимостей между
величинами;
- с помощью
электронных таблиц
получать табличную и
графическую форму
зависимостей между
величинами.
Ученик получит
возможность
научиться:
разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические
модели; оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
анализировать
готовые модели на
предмет
соответствия
реальному объекту или
процессу
Ученик научится:
-находить
оптимальный путь во
взвешенном графе
представлять
результаты
математического
моделирования
в
наглядном виде
Ученик научится:
использовать
электронные таблицы
для
выполнения
учебных заданий из
различных
предметных областей;
интерпретировать
результаты,
1
§ 17, с
108-112,
№ 2, 3 , с
112
письменн
о
1
§ 17, с
110-112
1
§ 16, с
105-107
55
56
57
Модели
статистического
прогнозирования. П/р
«Получаем
регрессионные
модели с помощью
электронных таблиц»
Среды
имитационного
моделирования. П/р
«Используем
виртуальную
лабораторию для
проведения
компьютерного
эксперимента в
учебной
деятельности»
Контрольная работа
№4
«Моделирование»
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов.
Ученик получит
возможность
научиться:
разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические
модели; оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
анализировать
готовые модели на
предмет
соответствия
реальному объекту или
процессу
Ученик научится:
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов
Ученик научится:
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов
1
§ 18, с
113-120
1
Подготов
иться к
к.р,
повторить
с 107, 112
1
Использование программных систем и сервисов
Автоматизированное проектирование
58
Представление о
системах
автоматизированного
проектирования.
Создание чертежей
типовых деталей и
объектов.
59
Машинное обучение –
решение задач
распознавания,
классификации и
1
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
20
1
Доклад
«Искусст
венный
интеллект
60
61
62
63
64
65
предсказания.
Искусственный
интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Социальная информатика
Социальные сети –
Учение научится:
1
навыки сотрудничества в
организация
соблюдать основные
образовательной
коллективного
правовые норм в
деятельности
взаимодействия и
информационной
обмена данными.
сфере деятельности;
Сетевой этикет:
Учение получит
правила поведения в
представление о
киберпространстве.
сетевом этикете
Проблема
Ученик научится:
1
подлинности
употреблять термины
полученной
«информационный
информации.
ресурс»,
Информационные
«образовательный
ресурсы. Открытые
ресурс»
образовательные
Ученик научится
ресурсы.
критическому
Государственные
отношению к
электронные сервисы полученной из сети
и услуги. Мобильные
информации
приложения.
Информационное
Ученик научится:
1
общество.
употреблять термины
Информационная
«информационное
культура.
общество»,
«информационная
культура
Информационная безопасность
Техногенные и
1
владение первичными навыками
экономические
анализа и критичной оценки
угрозы, связанные с
получаемой информации;
использованием ИКТ.
ответственное отношение к
Правовое обеспечение
информации с учетом правовых и
информационной
этических аспектов ее
безопасности.
распространения; развитие
Общие проблемы
Ученик научится:
1
чувства личной ответственности
защиты информации и
использовать
за качество окружающей
информационной
термины «электронная информационной среды
безопасности АИС.
подпись»,
Средства защиты
«сертифицированный
уважение закона и
информации.
сайт/документ»
правопорядка
применять
антивирусные
программы
для
обеспечения
стабильной
работы
технических средств
ИКТ
Итоговая
1
контрольная
работа
66
Повторение
67-70
Резерв
21
1
»
§ 21, с
133-138
§ 22, с
140-150
§ 23, с
152-158
Подготов
иться к
итоговой
к/р
Резерв
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют
требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10,
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Компьютерный класс оснащен:
Автоматизированное рабочее место учащегося - 12(системный блок, клавиатура, мышь, микрофон с
наушниками)
Автоматизированное рабочее место учителя -1 (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки,
лазерный принтер, мультимедиапроектор и экран, МФУ)
Установлена ЛВС с выходом в сеть Интернет.
Программное обеспечение на каждом рабочем месте:
Операционная система
Windows 10
с установленными прикладными программами: Офис:
LiberOffice(текстовый процессор LiberOffice Writer, программы для создания презентаций LiberOffice Impress,
электронные таблицы LiberOffice Calc, система управления базами данных LiberOffice Base), браузеры Mozilla
Firefox, Kongueror , графические редакторы (векторные Inkscape, LiberOffice Draw и растровые Kolour Paint,
Gimp), программы для обработки видео Kdenlive и звука Audacity, системы и среды программирования Free
Pascal, web-редактор, программа архиватор, программа- переводчик, клавиатурный тренажер и др.
ДЕТАЛИ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОТСТАЮЩИХ И ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Составляется список отстающих и одаренных учащихся.
Устанавливается причина отставания (физиологические (частые болезни и пр), психологические
(развитие памяти, внимания, мышления. ОВЗ и пр.), социальные неблагоприятные условия жизни и пр).
Адаптация проводится в зависимости от причин. В процессе обучения при необходимости составляются
индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Обучение строится с использованием личностноориентированного
подхода
с
использованием
разноуровневой
дифференциации.
Организовывается
индивидуально-групповая работа, дифференцированные тренировочные задания и проверочные работы;
используются «карточки помощи», «памятки».
При обучении «отстающих учащихся» учитель:
- направляет усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, развитие учебных интересов;
повышение сомооценки учащегося;
- ставит посильные задачи, обеспечивающие одновременно развитие (в зоне ближайщего развития);
- поощряет, фиксирует малейшие достижения;
При работе с одаренными детьми используется принцип развивающего и воспитывающего обучения,
индивидуализации и дифференциации, принцип учета возрастных особенностей.
В процессе обучения одаренных учащихся используются принципы: ускорение, углубление; эвристические,
исследовательские методы.
22
СПОСОБЫ ОЦЕНКИ
Устный и письменный опрос;
Письменные контрольные, проверочные работы;
Практические работы за компьютером;
Самоанализ и самооценка;
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает
культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные
знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных
требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного
материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи,
правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже
минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной
23
речи, правила оформления письменных работ.
Лист корректировки программы
24