Муниципальное общеобразовательное учреждение Новочарская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя России Игоря Молдованова УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ НСОШ №2 МОУ НСОШ №2 _________ Е.Н. Воложанина «_11___» мая ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМ.ГЕРОЯ РОССИИ ИГОРЯ МОЛДОВАНОВА НОВАЯ ЧАРА, 2021 2021г 1.Общие положения. 1.1. Социально-психологическая служба МОУ общеобразовательная школа №2 имени Героя России Новочарская средняя Игоря Молдованова является структурным подразделением, предназначенным для обеспечения социализации личности, социальной реабилитации учащихся, развития их интересов, профилактики безнадзорности и правонарушений. 1.2. Деятельность Службы основывается на строгом соблюдении Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативных документов об обеспечении защиты и развитии детей. Служба в своей деятельности руководствуется законодательством РФ в области образования, нормативными документами, приказами и Уставом школы. 1.3. Согласно ч.3 ст.42 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» данным положением предусмотрено: организация, предоставление обучающимся психологопедагогической помощи, а также проведение коррекционно - развивающих занятий с обучающимися, только с предоставления родителями (законными представителями) заявления, либо их письменного согласия. 1.4. Согласно п.6, п.8 ст.44 ФЗ от 29.12.2012 №273 – ФЗ « Об образовании в РФ» родители имеют право получить информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведения обследований обучающихся; присутствовать при обследовании детей психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предполагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 2.Основные задачи, направления и функции социально-психологической службы. 2.1. • Основными задачами социально-психологической службы являются: обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития учащихся; • обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся; • психолого-педагогическое изучение учащихся; • защита государственных прав ребенка и и семьи, представление интересов общественных организациях (Комиссии семьи по в делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН ОМВД, в органах здравоохранения, в отделах опеки и т.д.); • психологическое консультирование администрации, педагогических работников, учащихся и их родителей; • социально-педагогическая помощь учащемуся и профилактика опасных зависимостей. 2.2. Основные направления и функции социально-психологической службы: профилактическая работа: • ведение работы по созданию в педагогическом и ученическом коллективах оптимального психологического климата; • ведение работы по пропаганде психологических знаний среди педагогов, учащихся и их родителей, в том числе по вопросам психогигиены и психоадаптации; • изучение жилищно-бытовых условий в семьях; диагностическая работа: • ведение индивидуальной и групповой психодиагностической работы в обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе с интересах учетом данных ежегодного медицинского осмотра учащихся; • выявление учащихся с асоциальным поведением, установление причин такого поведения; развивающая и коррекционная работа: • ведение психокоррекционной работы в целях личностного развития учащихся; • составление реабилитационных программ на период обучения; консультационная работа: • психологическое консультирование педагогов, учащихся, и их родителей по вопросам возрастной, педагогической и социальной психологии; • создания благоприятного семейного микроклимата; • психологическое консультирование администрации по вопросам психологии управления учебно-воспитательным процессом; • оказание помощи учащимся, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях; социально - диспетчерская деятельность: • обеспечение учащихся и их родителей, педагогов, администрации психологической помощью, выходящей за рамки социально- профессиональной компетентности специалистов социально - педагогической службы. 3. Структура и регламент работы социально-психологической службы. 3.1. В состав Службы входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, логопед, классные руководители (при необходимости), которые работают в соответствии со своими функциональными обязанностями, утвержденными в установленном порядке. 3.2. Непосредственное руководство работой Службы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе школы, по текущим вопросам работу курирует социальный педагог школы. Участники Руководитель СПС Функциональные обязанности Организует работу службы; обеспечивает систематичность заседаний СПС; формирует состав участников для очередного заседания; формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание; координирует связи с участниками образовательного процесса, структурными подразделениями школы; контролирует выполнение рекомендаций СПС. Педагог-психолог школы Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самоорганизации и саморазвитию. содействует выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии; устанавливает причины отклоняющегося поведения детей и подростков, прогнозирует, педагогической на основе ситуации, анализа социально – процесс воспитания и развития личности; формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде; Работа педагога психолога осуществляется по следующим основным направлениям: -психопрофилактика; -психодиагностика; -психологическое консультирование; -психокоррекция и развитие. Социальный педагог Дает информацию социального характера о семьях обучающихся; предоставляет информацию о социально - педагогической ситуации в школе и микрорайоне; устанавливает причины социального неблагополучия семьи; лично участвует в проведении рейдов по профилактике межведомственных безнадзорности и правонарушений и привлекает к этой работе классных руководителей; осуществляет совместно с классными руководителями выходы в семьи обучающихся с целью контроля условий проживания и воспитания обучающихся; проводит индивидуальное консультирование и участников групповое образовательного процесса по социально - правовым вопросам, правилам поведения и т. д; осуществляет взаимодействие с ПДН ОМВД по Каларского района; проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы риска»; проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д. Учитель-логопед Осуществляет деятельность по коррекции отклонений в развитии учащихся; обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта; комплектует группы для занятий, с учетом психофизического состояния обучающихся; проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций речи; работает в тесном контакте с учителями, психологами, посещает занятия и уроки; консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Классные руководители Дают развернутую педагогическую характеристику на ученика; формулируют педагогические гипотезы, выводы, рекомендации осуществляет совместно с социальным педагогом выходы в семьи обучающихся с целью контроля условий проживания и воспитания обучающихся; совместно с социальным проведении педагогом межведомственных участвует рейдов в по профилактике безнадзорности и правонарушений; проводит профилактическую работу с детьми и семьями «группы риска»; проводит профилактическую работу по употреблению ПАВ и т.д. 3.3. Служба должна иметь следующую документацию: - годовой (перспективный) план работы, утвержденный директором; - индивидуальные карточки трудных подростков; - рабочий журнал психолога для учета консультаций (учащихся, ИПР, родителей); психологическая карта ребенка; психологические заключения; протоколы психологического обследования; психологическое заключения по результатам обследования. Психолого – медико-социальный портрет обучающегося; - журнал социального педагога по учету индивидуальной работы с учащимися; - социальные паспорта классов и школы; - акты обследования жилищно-бытовых условий учащихся из малообеспеченных семей. - протоколы заседаний малых педагогических советов. 4. Полномочия социально-психологической службы. Служба имеет право: 4.1. Реализовать полноту функций, возложенных на социально – психологическую службу в рамках настоящего положения. 4.2. По согласованию с администрацией общеобразовательная школа №2 формировать МОУ и Новочарская осуществлять средняя программы профилактики детей «группы риска», программы социально – психологической работы для учащихся, родителей, педагогов, администрации, избирать пути достижения целей и задач, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ. Выполнять только те распоряжения органов образования, администрации МОУ 4.3. НСОШ №2, которые не противоречат профессионально-этическим принципам и задачам работы и могут быть выполнены на основании имеющихся у специалистов Службы профессиональных умений и навыков. 4.4. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся. 4.5. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией. 4.6. Обращаться с запросом в медицинские, правовые и другие учреждения. 4.7. Выступать с обобщением опыта своей работы. 4.8. Учувствовать в заседаниях школьного ПМП – консилиума. 5. Ответственность работников социально-психологической службы. Специалисты 5.1. адекватность несут персональную диагностических, ответственность развивающих, за правильность коррекционных и и психопрофилактических методов. Специалисты обязаны хранить профессиональную тайну, не распространять 5.2. сведения, полученные в результате диагностической, консультационной других видов деятельности. Специалисты 5.3. несут ответственность за неисполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Педагог-психолог службы несёт персональную ответственность: - за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций; - за достоверность психологической информации, сохранение протоколов официальных обследований, ведение обязательной документации педагога-психолога. 6. Заключительное положение. 6.1. Все выводы и заключения психолога носят рекомендательный характер. 6.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.