Муниципальное образовательное учреждение Новочарская СОШ №2 имени Героя России Игоря Молдованова Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от октября 2021__г. Утверждаю: Директор школы __Е. Н. Воложанина Приказ № 32/15 а от 8 октября 2021 г______ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2021 - 2026 г.г. 2021 г СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка стр.3-5 2. Цели и задачи программы 3. Принципы и функции дополнительного образования детей 4. Условия реализации программы 5. Возраст обучающихся 6. Направления дополнительного образования 7. Ожидаемые результаты освоения программы 3-4 4-5 5 5-6 6 6-7 8 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно ст 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование – единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Одним из принципов государственной политики в сфере образования является свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей. Если общее образование – вид образования, которое направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования, то дополнительно образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную составляющую Основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Для более эффективного достижения целей и задач образования, соблюдения принципов государственной политики в сфере образования образовательные учреждения имеют право реализации не только основных, но и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе разработана настоящая образовательная программа дополнительного образования далее (Программа). Реализация содержания Программы осуществляется педагогами дополнительного образования. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как в МОУ Новочарская СОШ № 2, так и в ее структурном подразделении - Центре цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», открытом в 2020 г. на базе данного учреждения. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования, условий обеспечения образовательной деятельности. Нормативной базой разработки Программы являются: Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р; Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденный 30 ноября 2016 г протоколом заседания президиума при Президенте РФ; Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2017 г; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г № 170 «Об утверждении методики расчета показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целями образовательной программы дополнительного образования детей являются: -обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; - расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; - создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, в том числе цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. задачи: - предоставление доступа к полной объективной информации о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах посредством Навигатора дополнительного образования Забайкальского края; - развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; - интеграция дополнительного и начального, общего, среднего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации образовательной деятельности в целом; разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; - повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого желающего; - обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества, имеющимися в образовательной организации материально-техническими и кадровыми условиями, в том числе с учетом имеющихся в Центре ресурсов; - формирование и развитие общекультурных компетенций, цифровой грамотности, шахматного образования, проектной деятельности и пр.; - реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми; 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Приоритетные принципы дополнительного образования 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. 4. Единство обучения, воспитания, развития. 5. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса. Функции дополнительного образования Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций: 1. Функция социализации 2. Развивающая функция 3. Обучающая функция 4. Воспитательная функция 5. Социокультурная функция 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 40 минут; для обучающихся младшего школьного возраста – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора обучающихся в творческие объединения отделения дополнительного образования детей нет, кроме рекомендуемого возрастного диапазона обучающихся, определенного дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. В группы записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным причинам прекратившим занятия, но имеющим навыки работы. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 12-15 человек. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления, викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, других помещениях гимназии, актовом зале, конференц-зале, спортивном и тренажерном залах и за пределами школы (музеи, театры, архивы и т.д.) Основные формы обучения: мастерская, занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в гимназии. 5. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ Программа предназначена для детей 7-18 лет. В образовательное пространство отделения дополнительного образования детей включены дети, находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья. В проведении занятий совместно с детьми могут участвовать родители (законные представители) без включения их в списочный состав учебных групп при наличии согласия педагога - руководителя детского объединения. 6. НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УЧЕБНЫЙ ПЛАН В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования:социально-гуманитарная, естественнонаучная, физкультурноспортивная, техничническая Учебный план № Наименование дополнительной Возраст п/п общеобразовательной общеразвивающей программы 1 Социально-гуманитарная 1. Школьный школа» музей Количество Срок часов в год освоения программы «Наша 12-14 34 1 2. Соточка по русскому. Шаг за 16-18 шагом 34 1 34 1 34 1 14-16 68 2 14-16 68 2 1. ОФП 7-11 34 1 2. Шахматы 7-12 34 1 3. Каратэ. Рукопашный бой 7-18 34 1 4.Юный армеец 7-15 68 2 5.Юный спецназовец Техническая 7-17 102 3 1. Подготовка водителей 16-18 34 1 34 1 3. Радуга бисера» (ОВЗ) 7-17 2 Естественнонаучная 1. Оказание первой медицинской 14-16 помощи 2. Занимательная биология 3.Химия вокруг нас 3 4 Физкультурно-спортивная 2. Я создаю мультики в среде программирования Scratch . 11-13 3. « Готовимся к углубленному изучению информатики в 68 1 16-17 средней школе» 16-17 4. Индивидуальный проект 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основными результатами освоения Программы будут: семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах посредством Навигатора дополнительного образования Забайкальского края; сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на основе собственных интересов и увлечений из спектра предложений в школе в рамках бюджетных ассигнований и со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность; обеспечено качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров; созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми ресурсов полученного образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга; реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми.