Программа дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская СОШ №2 имени Героя России Игоря Молдованова

Рассмотрено на заседании
Утверждаю:
Педагогического совета
Директор школы __Е. Н. Воложанина
Протокол № ___ от сентября 2021__г. Приказ № от сентября 2021 г______

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2021 - 2026 г.г.
(ПРОЕКТ)

2021 г

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр.3-5
2. Цели и задачи программы
3. Принципы и функции дополнительного образования детей
4. Условия реализации программы
5. Возраст обучающихся
6. Направления дополнительного образования
7. Ожидаемые результаты освоения программы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3-4
4-5
5
5-6
6
6-7
8

Согласно ст 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
образование – единый целенаправленный процесс обучения и воспитания,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства.
Одним из принципов государственной политики в сфере образования
является свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации каждого
человека, свободное развитие его способностей.
Если общее образование – вид образования, которое направлено на
развитие личности и приобретение в процессе освоения основных
общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование
компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного
выбора профессии и получения профессионального образования, то
дополнительно образование – вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном
совершенствовании.
Ценность
дополнительного
образования состоит в том, что оно усиливает содержательную
составляющую Основной образовательной программы начального общего
образования, основного общего образования, среднего общего образования.
Для более эффективного достижения целей и задач образования,
соблюдения принципов государственной политики в сфере образования
образовательные учреждения имеют право реализации не только основных,
но и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Для системной и качественной реализации дополнительного
образования в школе разработана настоящая образовательная программа
дополнительного образования далее (Программа).
Реализация содержания Программы осуществляется педагогами
дополнительного
образования.
Дополнительные
общеразвивающие
программы реализуются как в МОУ Новочарская СОШ № 2, так и в ее
структурном подразделении - Центре цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста», открытом в 2020 г. на базе данного учреждения.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и
дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в
соответствии с изменениями в законодательстве в области образования,
условий обеспечения образовательной деятельности.
Нормативной базой разработки Программы являются:
Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 г.»
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; 
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для
детей", утвержденный 30 ноября 2016 г протоколом заседания президиума
при Президенте РФ;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7
декабря 2017 г;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г № 170 «Об
утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О
направлении
методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ». 
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целями образовательной программы дополнительного образования
детей являются:
-обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и
самореализацию;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных
интересов детей и их семей в сфере образования;
- создание условий для внедрения на уровнях начального общего,
основного общего и среднего общего образования новых методов обучения
и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение
обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, в том
числе цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного
профилей.
задачи:
- предоставление доступа к полной объективной информации о
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
посредством Навигатора дополнительного образования Забайкальского края;
- развитие дополнительного образования как ресурса мотивации
личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
- интеграция дополнительного и начального, общего, среднего
образования,
направленная
на
расширение
вариативности
и
индивидуализации образовательной деятельности в целом;
разработка
инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих
росту их самооценки и познавательных интересов в общем и
дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного
образования для каждого желающего;

- обновление содержания дополнительного образования детей в
соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества,
имеющимися в образовательной организации материально-техническими и
кадровыми условиями, в том числе с учетом имеющихся в Центре ресурсов;
- формирование и развитие общекультурных компетенций, цифровой
грамотности, шахматного образования, проектной деятельности и пр.;
- реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, одаренными детьми;
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Приоритетные принципы дополнительного образования
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности
ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации
ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Реализация практико-деятельностной основы образовательного
процесса.
Функции дополнительного образования
Система дополнительного образования осуществляет 5
исключительно важных функций:
1. Функция социализации
2. Развивающая функция
3. Обучающая функция
4. Воспитательная функция
5. Социокультурная функция
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество учебных групп, численный состав каждого объединения,
количество часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из
расчета норм бюджетного финансирования.
Режим
занятий
определяется
дополнительными
общеобразовательными общеразвивающими программами в соответствии с
возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся,
санитарными правилами и нормами.
Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и
психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными
правилами и нормами.
Занятия проводятся после окончания основного учебного процесса и
перерыва отведенного на отдых.

Продолжительность занятия исчисляется в академических часах.
Продолжительность академического часа – 40 минут; для обучающихся
младшего школьного возраста – 30 минут.
После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий
перерыв 5 минут.
Строгих условий набора обучающихся в творческие объединения
отделения дополнительного образования детей нет, кроме рекомендуемого
возрастного диапазона обучающихся, определенного дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой.
В
группы
записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются
из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся,
по разным причинам прекратившим занятия, но имеющим навыки работы.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и
психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 12-15 человек.
В программах дополнительного образования предусмотрены творческие
отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные
программы, тематические вечера, олимпиады, показательные выступления,
викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного
образования осуществляется в кабинетах, других помещениях гимназии,
актовом зале, конференц-зале, спортивном и тренажерном залах и за
пределами школы (музеи, театры, архивы и т.д.) Основные формы обучения:
мастерская, занятие, игра, тренировка, тренинг, экскурсия, репетиция.
Обучающиеся
могут
выбирать
интересующие
их
программы
дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также
они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их
программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие.
Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся,
организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все
это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии
направлений дополнительного образования представленного в гимназии.
5. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа предназначена для детей 7-18 лет. В образовательное
пространство отделения дополнительного образования детей включены дети,
находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из
многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями
здоровья. В проведении занятий совместно с детьми могут участвовать
родители (законные представители) без включения их в списочный состав
учебных групп при наличии согласия педагога - руководителя детского
объединения.
6. НАПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В школе реализуются следующие направленности дополнительного
образования:социально-гуманитарная, естественнонаучная, физкультурноспортивная, техничническая
Учебный план

№ Наименование дополнительной Возраст
п/п общеобразовательной
общеразвивающей программы
Социально-гуманитарная
1
1. Школьный
школа»

музей

Количество Срок
часов в год освоения
программы

«Наша 12-14

34

1

16-18

34

1

34

1

2. Соточка по русскому. Шаг за
7-17
шагом
2

3. Радуга бисера» (ОВЗ)
Естественнонаучная
34

1

34

1

34

1

3

1. Оказание первой медицинской 14-16
помощи
16-18
2. Оказание первой помощи
14-16
3. Способы решения простых,
сложных и нестандартных задач
Физкультурно-спортивная
1. ОФП

7-11

34

1

2. Шахматы

7-12

34

1

3. Каратэ. Рукопашный бой
Техническая

7-18

34

1

1. Подготовка водителей

16-18

34

1

4

2. Я создаю мультики в среде 11-13
34
1
программирования Scratch
7. ЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основными результатами освоения Программы будут:
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной
информации о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах посредством Навигатора дополнительного образования
Забайкальского края;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ на
основе собственных интересов и увлечений из спектра предложений в школе
в рамках бюджетных ассигнований
и со стороны организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;

обеспечено
качество
и
обновляемость
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ за счет создания
конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров;
созданы условия и сформированы компетенции для использования
детьми ресурсов полученного образования в целях саморазвития,
профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, одаренными детьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».