Итоговое сочинение

01.11.2022

Календарь проведения итогового сочинения (изложения)

2022-2023 учебный год

Основной срок

Дополнительные сроки

7 декабря 2022 года

1 февраля 2022 года

3 мая 2022 года


Информация на региональном портале (КЦОКО)

https://egechita.ru/index.php?mod=24&do=isi

РОДИТЕЛЯМ ОБ ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

21.11.2022

 Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о том, как будет проходить итоговое сочинение и как его будут оценивать.


Итоговое сочинение по русскому языку – это работа, по итогам которой выпускники получают допуск к ЕГЭ по русскому языку. Для этого нужно получить «зачет» за сочинение. Ученики пишут сочинение в первую среду декабря последнего года обучения, а повторно – в первую среду февраля и первую среду мая этого же учебного года. В этом учебном году это 7 декабря, 1 февраля и 3 мая.


Не позднее чем за две недели до сочинения, то есть до 22 ноября выпускники должны подать заявление и согласие на обработку персональных данных.


Порядок проведения сочинения

Пускать выпускников в школу в день сочинения начнут в 9 утра. Экзамен начнется в 10 часов. Перед экзаменом организаторы проведут инструктаж, помогут заполнить бланки. После инструктажа озвучат конкретные темы.


В этом году Минпросвещения изменило подход к формированию комплекта тем итогового сочинения. Открытые тематические направления итогового сочинения на каждый год больше формировать не будут. Вместо этого сформируют закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы. На сайте ФИПИ опубликованы названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения с комментариями к ним, а также образец комплекта тем итогового сочинения.

Закрытый банк тем итогового сочинения включает 3 раздела.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.

Темы этого раздела:

  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

Темы этого раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека.

Темы этого раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.


В 2022/23 учебном году в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка в соответствии со следующей последовательностью.

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».


На сайте ФИПИ опубликовали образец комплекта тем:

Номер темы

Тема

1223

Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

1434

Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

2345

Семейные ценности и их место в жизни человека.

2456

В чём может проявляться любовь к Отечеству?

3367

Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

3167

Чему человек может научиться у природы?Хочу такой сайт


Выпускнику предстоит выбрать одну тему из шести и указать номер темы в бланке регистрации и бланке записи.


Время написания сочинения 3 часа 55 минут. Участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды получают на написание дополнительно 1,5 часа.


Если ребенок опоздает на экзамен, его допустят к написанию, дадут информацию, которая нужна для заполнения экзаменационного бланка, но не будут проводить инструктаж и продлевать время.


С собой на экзамен можно принести:

  • документ, удостоверяющий личность;

  • черную капиллярную или гелевую ручку;

  • лекарства и питание, если они необходимы;

  • участники с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды могут иметь при себе необходимые им специальные технические средства.


На экзамене запрещены:

  • любые средства связи;

  • электронно-вычислительная техника;

  • фото-, аудио- и видеоаппаратура;

  • справочные материалы;

  • любые письменные заметки;

  • тексты литературных произведений;

  • собственные словари.


Если выпускник нарушает порядок проведения экзамена, его удаляют с экзамена, работу не проверяют и не оценивают. Повторный допуск в такой ситуации ученик получает по решению педагогического совета.


Если на экзамене ребенку станет плохо, он может прервать написание. Работу не будут проверять и оценивать, а выпускник автоматически получит повторный доступ и сможет написать сочинение в феврале или мае.


При проверке комиссия не будет проверять черновики, объясните это детям. Если они не успеют переписать свою работу на чистовик полностью, то проверят только ту часть, которую они успели переписать.


Работы комиссия проверяет максимум семь дней. Ознакомиться с результатами можно в школе или в местах регистрации на итоговое сочинение, на региональных сайтах, специально созданных для этого, по телефонам горячей линии. Дайте информацию о способах ознакомления по своему региону.


Результаты сочинения как допуск к ЕГЭ действительны бессрочно, подать результаты в вуз, чтобы получить дополнительные баллы, можно в течение следующих четырех лет.


Критерии оценивания

Выпускники должны написать итоговое сочинение за 3 часа 55 минут. Проверят сочинение эксперты комиссий, которые создают специально, чтобы проверить и оценить работы по двум основным требованиям: объем и самостоятельность написания. Объясните ученикам, что будет, если работа не отвечает этим требованиям.

Требование № 1. Объем итогового сочинения

Что проверят эксперты. В сочинении должно быть не менее 250 слов, рекомендуемый объем – от 350 слов, максимального количества нет. Эксперты посчитают все слова, в том числе служебные. Если в сочинении меньше 250 слов – работу не проверяют, ученик получит «незачет» по требованию № 1 и за работу в целом. Если в сочинении больше 250 слов, но меньше 350 слов, по требованию № 1 поставят «зачет».

Что порекомендовать ученикам. Считать количество слов в сочинении. 350–400 слов – оптимальный объем сочинения, за который экзаменационная комиссия ставит «зачет».


Требование № 2. Самостоятельность написания итогового сочинения

Что проверят. Эксперты проконтролируют, самостоятельно ли школьник написал сочинение. Сочинение нельзя списывать:

  • с работы другого участника;

  • чужого текста, который опубликован в бумажном или электронном виде;

  • литературной критики и т. п.

Выпускник имеет право приводить в тексте цитаты. Объем цитирования – не больше собственного текста.

Если эксперт признает сочинение несамостоятельным, то выставит «незачет» за невыполнение требования № 2 и за работу в целом.

Что порекомендовать ученикам. Использовать прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник. Обязательно указывать источник, нельзя выдавать чужие мысли за свои. Требований к оформлению ссылки нет, поэтому можно оформить так, как удобно и уместно.

Итоговые сочинения эксперты оценивают после того, как признали, что работа отвечает двум указанным выше требованиям.

Сочинение оценивают по пяти критериям:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Критерии 1 и 2 – основные. Если хотя бы по одному из них выставлен «незачет», то «незачет» выставят и за все сочинение. Чтобы получить «зачет» за работу, ученик должен получить «зачет» по критериям 1 и 2 и еще минимум по одному из критериев 3 – 5.

Критерий

Что оценят

Как оценят

Соответствие теме

Как участник рассуждает на предложенную тему и раскрывает ее. Например, отвечает на вопрос, который поставлен в теме, или размышляет над предложенной проблемой

«Незачет» – если сочинение не по теме, в нем нет ответа на вопрос или конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях – «зачет»

Аргументация. Привлечение литературного материала

Как участник строить рассуждение и доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их литературным материалом.

Участник должен привлечь не менее одного произведения художественной, мемуарной, документальной, публицистической, научной и научно-популярной литературы.

«Незачет» – если участник в сочинении допустил одну из ошибок:

не использовал литературный материал;

существенно исказил содержание произведения;

лишь упомянул в работе литературные произведения без аргументации.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Композиция и логика рассуждения

Как участник умеет логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами

«Незачет» – если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Качество письменной речи

Как участник выражает мысли, использует разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно ли употребляет термины

«Незачет» – если низкое качество речи, речевые ошибки существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях – «зачет»

Грамотность

Грамматику, орфографию, пунктуацию

«Незачет» – если на 100 слов больше пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».