ПРИНЯТО
На Педагогическом совете
МОУ НСОШ №2
Им.Героя России
Игоря Молдованова
Протокол №1 от 29.08.2024 г
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ НСОШ №2
Им.Героя России
Игоря Молдованова
___________________
Е.Н.Воложанина
«30» августа 2024г.
Положение по предупреждению и недопущению
школьной травли (буллинга)
1. Цели положения
-Настоящее Положение принято и утверждено с целью предупреждения и недопущения
школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при
обнаружении признаков школьной травли (буллинга).
-Настоящее Положение устанавливает правила поведения, права и обязанности
организаций, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных
представителей учащихся при взаимном общении (как внутри учреждений, так и за их
пределами, включая общение в сети Интернет).
2. Основные термины и определения
2.1. Школьная травля (буллинг) – систематическое психологическое или физическое
агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса,
в отношении одного или нескольких лиц.
Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:
— бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом
взаимодействовать с жертвой травли);
— исключение из группы;
— обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных
прозвищ;
— умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или
одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности
этого имущества;
— публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков
жертвы травли;
— распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации
(сведений);
— кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);
— любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве
травли;
2.2. Сторонами травли являются:
• зачинщик травли (буллинга) – лицо, которое с использованием своего особого
положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим,
интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли.
Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса,
а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько
родственников учащегося;
• жертва травли (буллинга) – лицо, в отношении которого осуществляется травля;
• участник травли (буллинга) – лицо, которое по предложению зачинщика травли
присоединилось к травле;
• свидетель травли – участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного
учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах
травли.
2.3. Организация травли (буллинга) – объединение группы с призывами осуществлять в
отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия,
имеющие признаки травли (буллинга), в соответствии с настоящим Положением.
2.4. Участниками образовательного процесса являются:
• сотрудник Образовательного учреждения – лицо, выполняющее трудовую функцию на
территории Образовательного учреждения;
• директор Образовательного учреждения – сотрудник Образовательного учреждения,
осуществляющий руководство им;
• администрация Образовательного учреждения – сотрудники Образовательного
учреждения, на которых, в соответствии с внутренними документами Образовательного
учреждения, возложены руководящие функции;
• педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с Образовательным учреждением и выполняет обязанности по обучению,
воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
• учащийся - несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу в
Образовательном учреждении, являющиеся стороной настоящего Положения;
• законный представитель учащегося – родитель, попечитель, опекун учащегося,
являющийся его законным представителем в соответствии с законодательством РФ.
• сотрудник сторонних организаций, привлеченных к профилактической работе.
Учащиеся, их родители (или иные законные представители),
сотрудники
Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.
3. Обязанности педагогических работников и других сотрудников организаций
3.1. При взаимодействии с учащимися Образовательного учреждения,
педагог, а также другие сотрудники организаций не должны:
— допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его
родственников;
— допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого
учащегося;
— проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным,
национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам;
— применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия,
совершенные одним учащимся;
— призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся, или к иным
действиям, подпадающим под понятие травли, изложенное в настоящем Положении;
— чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их
межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся;
— давать прозвища и клички учащимся;
— подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом
другом аспекте;
— применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся; —
пренебрежительно относиться к отдельным учащимся;
— культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия;
— игнорировать оскорбления в отношении себя;
— поддерживать или признавать нормой ситуацию травли;
— совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса,
признанных таковыми в соответствии с настоящим Положением.
3.2. При обнаружении признаков школьной травли между учащимися, сотрудники
Образовательного учреждения обязаны предпринять все, от них зависящее, для
пресечения травли, включая, но, не ограничиваясь следующими возможными мерами:
беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников
травли.
А также в обязательном порядке незамедлительно сообщить директору Образовательного
учреждения о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и
решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также
дисциплинарных мер к зачинщику и участникам травли.
3.3. При обнаружении признаков травли, зачинщиком которой является сотрудник
Образовательного учреждения, другой сотрудник Образовательного учреждения обязан
незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения о ставших им
известными эпизодах травли с целью информирования, пресечения школьной травли и
решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к соответствующему сотруднику
Образовательного учреждения.
3.4. Сотрудник Образовательного учреждения обязан незамедлительно сообщить
директору Образовательного учреждения об обращении к нему участников
образовательного процесса, передавших информацию о действиях, подпадающих под
понятие школьной травли, изложенных в настоящем Положении.
3.5. Сотрудник Образовательного учреждения обязан сохранять анонимность учащегося,
сообщившего о ставших ему известными фактах школьной травли, если просьба
сохранить анонимность была озвучена.
4. Права и обязанности учащихся
4.1. Учащийся имеет право на:
— уважение его чести и достоинства каждым;
— образование, направленное на полное развитие человеческой личности;
— защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками
Образовательных учреждений;
— обращение к педагогическому работнику и (или) директору Образовательного
учреждения с целью защиты от школьной травли;
— требование от сотрудников Образовательного учреждения принятия незамедлительных
мер по пресечению школьной травли, на кого бы она ни была направлена;
— сохранение анонимности его обращения к сотруднику Образовательного учреждения
по поводу школьной травли, если такое условие было им озвучено;
— защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому
сотруднику Образовательного учреждения по поводу школьной травли.
4.2. При взаимодействии с другими участниками учебного процесса учащийся не
должен:
— допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса
(учащихся, сотрудников Образовательного учреждения, законных представителей
(родителей) учащихся);
— совершать в отношении других участников учебного процесса действия
оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или
ложное намерение совершить насилие (например, замахиваться без намерения ударить),
бросаться предметами и прочее;
— применять физическое насилие;
— инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ,
носящих оскорбительный (негативный) характер;
— повреждать и уничтожать чужое имущество;
— организовывать коллективное игнорирование (бойкотирование) одного или нескольких
участников учебного процесса;
— присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником
Образовательного учреждения;
— формировать группы, единственной целью которых является организация травли в
отношении другого участника учебного процесса;
— призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли,
изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся,
сотрудников Образовательного учреждения;
— совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в
настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников
Образовательного учреждения.
4.3. Учащийся вправе сообщить о случаях школьной травли любому сотруднику
образовательного учреждения, независимо от того, является данный учащийся жертвой,
свидетелем или участником травли. Сотрудник образовательного учреждения на
основании полученного обращения учащегося обязан принять меры в соответствии с
пунктом 3 настоящего Положения.
5. Обязанности директора и администрации организации
5.1. Директор организации, принявшей настоящее Положение:
— принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли;
— информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее
опасности, методах выявления и пресечения;
— организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций,
лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей;
— взаимодействует с государственными органами, другими образовательными
учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики
борьбы со школьной травлей.
5.2. Администрация Образовательного учреждения обязана регистрировать любые
обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по
профилактике, выявлению и пресечению школьной травли, включая, но, не
ограничиваясь следующими:
— замена классного руководителя;
— организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями
учащихся;
__ организация встреч с участниками образовательного процесса по профилактике
школьной травли;
— образование согласительных комиссий;
— обращение к медиаторам;
— применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер
ответственности, предусмотренных законом.
6. На территории Образовательного учреждения законным представителям
учащегося запрещается:
— общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без
присутствия педагогов или законных представителей таких учащихся;
— допускать оскорбительные высказывания, а равно совершать иные действия в
отношении участников учебного процесса, подпадающие под понятие школьной травли,
изложенные в настоящем Положении.
6.2. Законные представители учащихся имеют право обращаться к сотрудникам и
администрации Образовательного учреждения по поводу ставших им известными фактов
школьной травли, требовать принятия соответствующих мер и участвовать в
рассмотрении их обращений.
7.Методы и способы выявления буллинга
Особенности буллинга:
1)Поведенческие:
-отстраненность от и других детей;
-негативизм при обсуждении темы буллинга;
-агрессивность к взрослым и детям.
2)Эмоциональные:
-напряженность и страх при появлении ровесников;
-обидчивость и раздражительность;
-грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Физическое состояние и поведение ребенка:
-У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не
объясняются естественным образом (т.е., не связаны с игрой, случайным падением,
кошкой и т.п.);
-Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями;
-Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и
неуверенного в себе;
-Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет;
-По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ,
резкое повышение температуры;
-Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет;
-Наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки;
-Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров».
Отношения со сверстниками:
-Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной
манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения
пожеланий других сверстников, командуют им;
-Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере;
-Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить;
-Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и
которых пытается избежать (часто при этом плачет);
-Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из компании сверстников. У
него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе;
-В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в
одной команде;
-Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел
записать;
-Ребенка никогда не приглашают на праздники, или он сам не хочет никого приглашать и
устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).
-Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут,
портят;
-Ребенок старается держаться рядом со взрослым;
-У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость;
-Боится или не хочет идти в школу;
-Убегает из учреждения;
-Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы;
-Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко
проводит время в гостях у одноклассников;
-Нет ни одного друга в школе, с которым можно провести время (играть, сходить в кино,
погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).
Методики, изучающие явление буллинг:
- Социометрия;
-Методика Д.Олвуеса «Буллинг»;
-Методика «Круги» Н.Е.Щурковой;
-Опросник риска буллинга А.А.Бочевара;
-Методика на выявление буллинг-структуры Норкиной Е.Г.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Воложанина
Елена
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Воложанина
Елена Николаевна
Дата: 2025.05.13 11:01:38
+09'00'