РП внеурочного курса «Читаем, считаем, наблюдаем» для 1-4 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ №2

Приложение ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса
«Читаем, считаем, наблюдаем»
для 1-4 классов начального общего образования

Пгт.Новая Чара

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем,
считаем, наблюдаем» составлена
на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной
образовательной программой начального общего образования МОУ НСОШ №2.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование
читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания,
умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь
функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую
грамотность,
читательскую
грамотность,
естественно-научную
грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует
технику чтения.

В 3-4 классах в программу
«математическая грамотность».

включены

модули

«читательская

грамотность»,

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль
математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:







распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.

В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:




развитие экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.

Во 2- 4 классах на каждый модуль (читательская грамотность, математическая
грамотность) отводится по 17 часов. В первом классе 3 часа в неделю.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,
дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 201 час:





1 класс – 99 часов,
2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа,
4 класс – 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

личностных,

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности»
является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ
текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его
план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов,
правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических)
для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,
выбирать уместные, эффективные речевые средства.
3-4 класс
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Находит и извлекает Находит
и
извлекает Находит
и
извлекает
информацию
из математическую информацию в финансовую информацию в
различных текстов
различном контексте
различном контексте
Личностные
Читательская грамотность

Математическая
грамотность

Финансовая грамотность

Оценивает
содержание
прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к прочитанному
формулирует
собственную
точку зрения

Объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни
на
основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Оценивает
финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции норм
морали
и
общечеловеческих
ценностей,
прав
и
обязанностей гражданина
страны

Содержание курса
Курс представлен двумя модулями: «Читательская грамотность» и «Математическая
грамотность».
Модули «Читательская грамотность» и «Математическая
приложением к курсу «Читаем, считаем, наблюдаем».

грамотность»

являются


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».