РП по Читательской грамотности 5 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ № 2
Приложение ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Читательская грамотность»
ДЛЯ 5 КЛАССА

Новая Чара

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская
грамотность » для 5 классов составлена в соответствии с:
1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.
8.

Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
Письмом Министерства просвещения
Российской Федерации от
05.07.2022г.
№ТВ–1290/03
«О
направлении
методических
рекомендаций»
(Информационнометодическое
письмо
об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных
федеральных
государственных
образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования).
Методическими рекомендациями по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 —
2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р).
Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от
06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки
качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»

Письмом Департамента государственной политики и управления в
сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации
работы по повышению функциональной грамотности»
10. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных
и государственных школ Российской Федерации во внеурочной
деятельности».
11. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее —
ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287)
12. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
13. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской
грамотности адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и
является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов,
так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической
линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному
результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне
сформированности метапредметного результата как запроса личности и
государства. В современном информационном обществе важно научить
школьников адекватно и критически воспринимать информацию,
компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная
школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую
сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во
внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать
образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном
пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и
одновременно показателем сформированности этого умения является чтение
как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его
способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе
самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным
предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать
информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного
процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение
9.

правильно
работать
с
текстом
относится
к
универсальным,
основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в
программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы
будет способствовать не только повышению этого интереса, но и
формированию потребности использовать чтение как средство познания
мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию
прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление,
эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества,
навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией
закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и
развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения
через решение практических задач при работе с текстом различного
содержания.
Задачи программы:
1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические
чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с
чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать
интеллектуальную
самостоятельность
учащихся,
формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов
деятельности;
4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как
универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и
инструментарий
формирования
видов
целевого
чтения
(просмотрового/поискового,
ознакомительного,
изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей
информации;
5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания,
интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов
разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от
цели её дальнейшего использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности
после чтения и осмысления текстов.
Место курса внеурочной деятельности по формированию
читательской грамотности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный
год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление
трудностей, с которыми связан процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста
сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и
прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы
предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио
достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о
результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы
портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением
определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы
подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться
чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.)
Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек,
чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое,
ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации,
принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного
знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст
глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на
базе школьной/районной библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?»
(Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам,
догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева
«Учитесь быстро читать», К. Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география»,
Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические
размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на
вопрос: «Как выбрать нужную
книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую
несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного
знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение
способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного
пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и
задания(зависят от выбранного материала и предполагают
обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что
узнали из аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
прочитайте аннотацию;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
выделите заголовки и рубрики;
•
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
•
просмотрите первую и последнюю страницы.
•
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы
читаете (будете читать) именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного
чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить
какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
•
прочитайте, кто автор текста;
•
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и
сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;
•
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
•
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне
известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы,
параграфа?
•
найдите в тексте … (конкретную информацию)
Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в
малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование
вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы
просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение
опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой
информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии
РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия
осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в
графической (табличной) организации читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением
технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к

содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного
текста), тема которого частично знакома учащимся:
1)
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до
знакомства с текстом,
2)
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго
столбика таблицы,
3)
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4)
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые
сами поставили перед чтением?
5)
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6)
добавление источника информации (текст …) в дополнительный
столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что
осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении
слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного
представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе
практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда
выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет
начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких
предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность
(единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все
языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым
образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и
зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность
(содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и
главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и
подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на
уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление
различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в
стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А.
Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в
стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось
осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмикоинтонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной
теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки,
включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов

просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через
поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая
направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в
формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник
Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли
заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое
(«Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.
Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки
(«Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева,
«Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к
героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского,
«Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с
сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый
хлеб» К. Паустовского) и др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
•
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
•
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
•
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
•
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает
результат);
•
Золотые пески Египта (рекламная функция);
•
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам
читающего);
•
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление
плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для
прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по
какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение
оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль
заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и
общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого)
текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред
текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

•
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной
мысли;
•
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки
зрения;
•
подбор заглавий,
–
характеризующих тему;
–
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса,
утверждения;
–
указывающих на событие, время, действующее лицо;
–
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
–
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
–
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника
литературы) и побор эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М.
Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для
композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания
роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по
эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые
изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
•
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
•
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его
содержании?
•
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
•
Что вам уже известно по этой теме?
•
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия
портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы,
несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских
слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов,
пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль
выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с
использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический
материал: к занятию 7.):
•
Аукцион «Кто больше?»
•
Игра «Правда ли, что .?.»
•
Реши задачу
•
В поисках слова
•
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для
конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и

выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке
выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны
другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
–
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
–
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
–
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с
использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru
,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной
литературы и современных информационных источников в формировании
стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся
вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это
книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из
него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях
библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари
энциклопедические
(Большая
советская
энциклопедия,
Большой
энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская
энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические).
Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше
двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка
(словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного
литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного
произведения,
исторические,
этимологические,
синонимов,
фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические,
словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари
(Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов,
Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение
назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения;
ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных
видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к
ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана
представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка
материалов. Примерный план представления (презентации) словаря:
название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан);
назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов.
Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная

с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и
целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов;
существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина
через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее
существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих
практические умения совершать интеллектуальные действия:
•
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс –
знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);
•
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат;
небесное тело – планета – Земля);
•
выделять существенные признаки слова (например: для слова
квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова
термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
•
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные
приборы).
Игры:
•
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
•
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с
второстепенных и заканчивая существенными).
•
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий
обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное –
часть речи, обозначает признак предмета).
•
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым
признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном
тексте)
Виды
информации
в
учебном
тексте:
главная
и
второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и
доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии
поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
•
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;
•
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой
информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного
текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий,
примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
•
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов
(беглое чтение и обнаружение дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие
внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание
прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных
графических
символов
для
выделения
информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения];
<вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может
использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный)
текст»: чтение текста, маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины,
незнакомые слова;
•
определите границы известной/неизвестной информации;
•
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль
текста/абзаца;
•
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в
портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению
умений работать с информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с
информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной
информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия.
Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации
в не сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых
информация предъявляется невербальным или не только вербальным
способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности,
сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты
сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость
умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
•
«О
чём
рассказал
билет
на
выставку/концерт/спектакль?»
Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём
рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными
текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение
информации в несплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать
информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием
материала учебников по разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться
вопросы и задания:
•
определите вид текста;
•
выскажите предположения о содержании текста на основе
заглавия/озаглавьте текст;
•
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и
др.);
•
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
•
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения
значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
•
определите смысловые блоки – с главной и второстепенной
информацией;
•
определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
•
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
•
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не
сплошного текста;
•
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
•
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о
содержании на основе рисунка, графика)?
•
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
•
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
•
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
•
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими
данными Оформление результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и
выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание,
рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём
фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между
предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации
способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с
разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1)
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в
тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на
восстановление последовательности предложений в тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории
типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую
форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое
оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с
точки зрения типа речи, установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и
задания:
•
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
•
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
•
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
•
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
•
Объясните деление текста на абзацы?
•
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
•
Определите средства связи между … и …предложениями.
•
Почему для связи предложений используется местоимение, а не
речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных
словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита
групповых проектов, представляющих определённые виды словарей.
Обсуждение и оценивание проектов.
Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение,
формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как
говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные
связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к
занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и
обобщения.
Интеллектуальные игры:
•
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение
«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству,
по противоположности, с элементами того и другого).
•
«Угадай продолжение»: выявление
смысловых
связей
в
пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые
выражения).
•
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов,
второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и
другими смысловыми отношениями.
•
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным
началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.
•
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста:
выявление и маркировка информации по смысловому содержанию –
причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление
связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста
художественного или публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически
выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые
средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов
работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат
выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
•
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление
затруднений).
•
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
•
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров
в тексте учебно -научного стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных
функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной
единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и
изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей
виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение
текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли
(дедуктивный:
вступление
–
тезис-доказательства
тезиса-вывод,
индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники
(вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление
и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения.
Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в
портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при
ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс
освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие
способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое
отношение к прочитанному.
Интеллектуальная разминка
•
«Угадай слово»
•
«Продолжи предложение»

Игра «Бюро
прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с
пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей,
смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной
(смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу
предложенных.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование
содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход
развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и
художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и
прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение
текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание
прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с
авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о
возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает
процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения
и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по
вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются
поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают
оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте
скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы,
заданные автором, проверка предположений и т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии
РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при
чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа
(«тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа
(«толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть
лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые
нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную
информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи,
выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть
ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться,
но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие)
вопросы, направленные на установление причинно- следственных
связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы
условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что

(как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение
критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а чтото плохо?»); практические вопросы, направленные на установление
взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем
использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на
заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения
общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых»
вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту,
взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших
вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых»
вопросов, которая вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора,
выделять в тексте главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте
или обдумывать свои ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах,
взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не
были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) –
обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда,
задавшая последний вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту,
разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции
анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой
информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление
смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа
в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при
знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать
коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе
коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста
информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется
наличием именно этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения,
перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и

формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или
словосочетание
с
существительным
в
именительном
падеже),
вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного
текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись
главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и
задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
•
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил,
примеры, вспомогательную информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
•
запишите главную мысль абзаца кратко;
•
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной,
вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации:
пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в
соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и
преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее
чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки,
соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы
записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица
«Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать
материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал
должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не
связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования
собранного материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и
перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение
базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат
обработки в разных формах графического оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация
проектной деятельности в группах:
•
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в
форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер,
опорный конспект) и устного сплошного текста;
•
коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных
текстов для работы; чтение текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов,
озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не

сплошного текста, используемых технических средств; распределение
обязанностей при создании конечного продукта);
•
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
•
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для
решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами
деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного
группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе:
глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не
сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.
Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление
информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ
(изложение) как средство формирования коммуникативных умений.
Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в
плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по
характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту,
сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи
содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста
повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве
исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в
теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и
знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна,
практически значима, является важнейшим рефлексивным умением,
формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во
время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые
вопросы и задания:
•
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
•
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
•
Что нового и полезного вы узнали из текста?
•
Как можно оценить информацию: каковы положительные и
отрицательные стороны информации?
•
Возможны ли другие пути решения вопроса?
•
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
•
Где можно применить полученные знания?
•
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы
задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию
конкретного текста)

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после
чтения проблемного публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации:
план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает
самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному
читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение
теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка
результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и
коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих
организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы
и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты изучения программы внеурочной
деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижений
обучающимися
следующих
личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при
этом определенные направления создают наиболее благоприятные
возможности
для
достижения
конкретных
образовательных
результатов.
Личностные результаты
1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
3. наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
4. проявление интереса к способам познания;
5. стремление к самоизменению;
6. сформированность внутренней позиции личности как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом;
7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
8. установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной
профессиональной
деятельности
и
развитие
необходимых умений;
9. приобретение опыта успешного межличностного общения;
10. готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах;
11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую
2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;

Личностные
результаты
отражают
руководствоваться системой позитивных
расширение опыта деятельности.

готовность
ценностных

обучающихся
ориентаций и

Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по
трем
направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.


Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);



способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;



готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;



способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;



способность к совместной деятельности;



овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:

——сопоставления и сравнения,
——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знакосимволических средств;
 устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с
учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного
проекта;
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
 ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений
 (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
 регулировать способ выражения эмоций;


4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов:
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;
 определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика,
 авторскую позицию, учитывая художественные особенности
 произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности
языка художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в
 целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно
воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в
устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;








представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;

Тематическое планирование
№ Тема

Колво

Форма занятий

ЭОР

часов
1

Умеем ли мы читать? 1
(Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

2

Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/
PISA/1-ex
pisa.pdf

3

Учимся ставить цель 1
чтения («Знаю – хочу
узнать

1

Беседа

Открытые
задания PISA

– узнал»)
4

Что и о чём?
1
(Углубление понятия
о тексте)

Практическое занятие.
Игра

Открытые
задания PISA

5

С чего начинается
текст? (Роль
заглавия)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые
задания PISA

6

Зачем нужен
эпиграф? (Роль
заглавия и эпиграфа)

1

Занятие
поискового
характера

Открытые
задания PISA

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые
задания PISA

8

Тематический
конкурс чтецов
«Осенние страницы»
(возможны другие
варианты тем)

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori
ng.ru/

9

Наши друзья
и
1
помощники (Словари
и справочники)

Творческая работа

http://www.slovari.
ru

Практическое занятие

Открытые

10 Учимся читать

1

11

12

13

14

15

16

17

18

19

учебный текст
(Элементы учебного
текста)
Главное и неглавное
в тексте (Виды
информации в
учебном тексте)
Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)
Практикумдиагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с
информацией и
выделять главную
мысль)
Как читать
несплошной
текст?(Поиск и
обработка
информации в не
сплошных текстах)
Шифровка и
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».
«Сцепления» в
тексте (Смысловые
связи в тексте)
Погружение в текст
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или

задания PISA

1

Практические задания

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

1

Практикум

Открытые
задания PISA

1

Парная работа

Открытые
задания PISA

1

Групповая работа, игра

Открытые
задания PISA

1

Ролевая игра

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Практикум

Открытые
задания PISA

20

21

22

23
24

25

26

27

28
29

30

публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно научного стиля речи)
Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)
Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
Игра-состязание
«Аукцион вопросов и
ответов»
Учимся читать
«между строк»
(Скрытая
информация в
тексте)
Что помогает понять
текст? (План текста)
Что помогает понять
текст
(Перекодирование
информации:
пометки, выписки,
цитаты)
Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Открытые
задания PISA

1

Занятие в игровой форме

Открытые
задания PISA

1

Творческая работа

1

Индивидуальное
практическое
занятие

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Беседа, круглый стол

Открытые
задания PISA

1

Индивидуальная работа

Открытые
задания PISA

1

Практическая работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

1

Открытый микрофон

Открытые
задания PISA
Открытые
задания PISA

1

Групповая работа

Открытые
задания PISA

31 Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
32 Когда текст прочитан
(Оценка
информации)
33 Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
34 Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)

1

Индивидуальная
игрупповая
работа

Открытые
задания PISA

1

Беседа

Открытые
задания PISA

1

Работа с текстом

Открытые
задания PISA

1

Самостоятельная работа

Открытые
задания PISA

34
Всего

Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с
текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление

материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой
раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой
форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации,
интерпретация,
рефлексия
и
оценка.
Задания
должны
быть
дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и
соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку
выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ
приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений,
формируемыхна базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение
основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели
создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление
принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из
которой взят текст);
• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение
фактической информации);
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на
основе текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать информацию (составление целого из частей,
восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение
значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту,
определение роли средств языковой выразительности);
• анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков;
структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в
тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• устанавливать
причинно-следственные
связи,
обобщать
и
систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме
краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать
личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте,

аргументировать его и излагать в форме связного письменного
ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера
используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то
оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В
общем виде подход может быть таким:

Указания к оцениванию связного письменного ответа
Баллы
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в
3
виде связного высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в 2
виде связного высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
1
Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ
0
не имеет прямого
отношения к содержанию
текста или ответ отсутствует
Максимальный балл
2
Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ
читательской компетенции, следует учесть определение уровней
читательской компетенции, разработанные для проведения международных
исследований (PISA,PIRLS).
Уровни читательской компетентности
5 уровень

Нахождение информации
Найти
и
установить
последовательность
или
комбинацию
отрывков
глубоко
скрытой
информации, часть которой
может быть задана вне
основного текста. Сделать
вывод
о
том,
какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.
Работать
с
правдоподобной и/ или
достаточно
объёмной
информацией.

Интерпретация текста
Истолковать
значения
нюансов
языка
или
показать
полное
понимание текста и всех
его деталей.

Рефлексия и оценка
Критически
оценить
текст или выдвинуть
гипотезы о нём на
основе
специальных
знаний.
Работать
с
понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям, основываясь
на глубоком понимании
длинных или сложных
текстов.

4 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти
и
установить
возможную
последовательность
или
комбинацию
отрывков
глубоко
скрытой
информации, каждая часть
которой может отвечать
множественным критериям в
тексте
с
неизвестным
контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая
информация
в
тексте
необходима для выполнения
задания.

Использовать глубокие
идеи, заложенные в
тексте для понимания и
применения категорий в
незнакомом контексте;
истолковывать разделы
текста, беря в расчет
понимание текста в
целом.
Работать
с
идеями,
которые
противоречат
ожиданиям
и
сформулированы
в
негативном контексте.

Использовать
академические
и
общественные
знания
для выдвижения гипотез
или критической оценки
текста. Демонстрировать
точное
понимание
длинных и сложных
текстов.

Интерпретация текста
Объединить
несколько
частей текста для того,
чтобы определить главную
мысль, объяснять связи и
истолковывать значения
слов и смысл фраз.
Сравнивать,
противопоставлять
или
классифицировать части
информации, принимая во
внимание
множество
критериев. Работать с
противоречивой
информацией.

Рефлексия и оценка
Делать сравнения или
устанавливать
связи,
давать объяснения или
оценивать особенности
текста. Демонстрировать
точное понимание текста
в связи с известными,
повседневными
знаниями
или
основывать выводы на
менее
известных
знаниях.

3 уровень

Нахождение информации
Найти и в некоторых
случаях распознать связи
между
отрывками
информации, каждый из
которых,
возможно,
отвечает множественным
критериям. Работать с
известной,
но
противоречивой
информацией.

2 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более
отрывков
информации,
каждый
из
которых,
возможно,
отвечает
множественным критериям.
Работать с противоречивой
информацией.

Определить
главную
мысль, понимать связи,
формировать
и
применять
простые
категории
или
истолковывать значения
в пределах ограниченной
части
текста,
когда
информация
малоизвестна и требуется
сделать простые выводы.

Делать сравнения или
устанавливать
связи
между
текстом
и
внешними
знаниями
или
объяснять
особенности
текста,
основываясь
на
собственном опыте и
отношениях.

Интерпретация текста
Распознать главную тему
или авторские намерения
в тексте на известную
тему, когда требуемая
информация в тексте
общеизвестна.

Рефлексия и оценка
Устанавливать простые
связи
между
информацией в тексте и
общими,
повседневными
знаниями.

1 уровень

Нахождение информации
Найти один (или более)
независимый друг от друга
отрывок явно выраженной в
тексте
информации
по
простому критерию.

Материально-техническое обеспечение
Материалы для учащихся

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Литература для учителя
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
2.
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение,
2011.
3.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4.

Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1991.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического
мышления на
уроке:
пособие
для учителей
общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
6.

7.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория
и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.
9.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система
заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение,
2014.
Интернет-ресурсы
1.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.
Служба
русского
http://www.slovari.ru
3.

Библиотека http://lib.ru

языка,

словари,

справочная

литература

4.

Википедия https://ru.wikipedia.org

5.

Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование

№

Тема

Кол-во
часов

1

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

2

Как выбрать книгу? (Виды
чтения: просмотровое,
ознакомительное)
Библиотечный урок

1

3

Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать– узнал»)

1

4

Что и о чём? (Углубление
понятия о тексте)

1

5

С чего начинается текст?
(Роль заглавия)

1

6

Зачем нужен эпиграф?
(Роль заглавия и эпиграфа)

1

7

Внимание к слову

1

Характеристика
деятельности
учащихся
Знакомство
технологией сбора
и
анализа
информации
о
результатах
работы для
портфолио
Извлечение нужной
информации из
текста;составление
памятки, работа в
группах
Освоение стратегий
Смыслового
чтения
с
применением
технологий
РКМЧП
Подготовка к
конкурсу
Чтецов по
выбранной
теме:
Прогнозирование
содержания текста
по заглавию,
составление плана
текста,
сопоставление
прогноза с
содержанием текста
Выявление
понимания
роли эпиграфа в
книге,тексте.
Лексический
анализ выбранных
для конкурса чтецов
произведений
с
целью поиска всех
непонятных слов и
выражений и

Дата
проведения
с

выяснения
их
значения
Участие в конкурсе
чтецов

8

Тематический конкурс
чтецов «Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем)

1

9

Наши друзья
и
помощники (Словари и
справочники)

1

Знакомство с
словарями

10

Учимся читать учебный
текст (Элементы учебного
текста)

1

11

Главное и неглавное в
тексте (Виды информации
в учебном тексте)

1

12

Учимся читать учебный
текст (Маркировка
информации)
Практикум-диагностика
(Тестовая работа по
применению умений
работать с информацией и
выделять главную мысль)

1

Решение задач,
Выявляющих и
формирующих
практические
умениясовершать
интеллектуальные
действия:
Находить
требуемую
(нужную)
информацию,
применяя
технологии
поискового
(сканирующего)
чтения
Поиск информации
понимание
прочитанного

Как читать несплошной
текст?(Поиск и обработка
информации в не
сплошных текстах)
Шифровка и дешифровка
текста (Поиск и
нахождение информации в

1

13

14

15

1

1

Выполнение
тестовой
работы,
проверяющей
умение работать с
информацией
информации,
совместная
проверка
результатов,
анализ и рефлексия.
Поиск и обработка
информации
несплошных
текстах
Поиск
и
нахождение
информации

и

позаданным пара

в

в

несплошных текстах)
16

Как построен текст?
(Строение текстов разных
типов речи)

17

Ролевая игра «Заседание
1
Учёного совета
лексикографов».
«Сцепления» в тексте
1
(Смысловые связи в тексте)

18

19

20

21

22

23
24

25

1

Погружение в текст
(Логико-смысловой анализ
текста художественного
или публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров в
тексте учебно -научного
стиля речи)
Воображение и
прогнозирование (Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом (Вопросы
к тексту)

1

Диалог с текстом
(«Толстые» и «тонкие»
вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной

1

несплошных
текстах
Составление
таблицы/опорной
схемы/опорного
конспекта по
теории
типов речи
Ролевая игра

Развитие
интеллектуальных
умений выявлять и
определять
причинноследственные
связи,
устанавливать
аналогии
и сравнения
Логико-смысловой
Анализ текста
художественного

1

Выделение тезиса
аргументов/
примеров втексте
учебно-научного
стиля речи

1

Изучение приёмов
прогнозирования

1

Прогнозирование
Содержания

1

Составление
вопросов
к тексту
Составление
вопросов
к тексту
Составление
вопросов в
группах,

1

илипублицистичес

и

мысли)

27

Игра-состязание «Аукцион
вопросов и ответов»
Учимся читать «между
строк» (Скрытая
информация в тексте)

28

Что помогает понять текст? 1
(План текста)

29

Что помогает понять текст
(Перекодирование
информации: пометки,
выписки, цитаты)

1

30

Шифровка и дешифровка
текста (Обработка и
перекодирование
информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)
Когда текст прочитан
(Оценка информации)

1

26

31

32

1
1

1

1

взаимообмен
вопросами между
группами и ответы
на те из них,
которые не были
учтены группой
Участие в
командной игре
Осмысление
информации,
осуществляя
мыслительные
операции анализа и
выделения главной
и второстепенной,
явной и скрытой
информации
Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Структурирование
информации
во
время чтения и
после
чтения,
перерабатывание и
фиксирование
сжатой информации
в форме плана
Обработка
перекодирование
информации
Обработка
предъявление
информации:
текста и пересказ)
Создание
вторичного
текста на базе
другого (исходного
текста): пересказ
(изложение)
как
средство
формирования

и

и
план

33

34

Когда текст прочитан
(Обработка и предъявление
информации: план текста и
пересказ)
Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление портфолио)

1

коммуникативных
умений
Работа с текстом

1

Создание памятки

34
Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».