финансовая грамотность 7кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

МОУ Новочарская СОШ № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
для 7 класса основного общего образования
на 2023 - 2024 учебный год

Новая Чара 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе
образования сегодня уделяется существенное внимание формированию
функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой
грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в
системе образования решение задачи формирования надпредметных
компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое
внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой
грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий, решению творческих задач и формированию критического
мышления у обучающихся 5—7 классов.
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по
основным общественно-научным предметам.

ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ГРАМОТНОСТЬ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ФИНАНСОВАЯ

Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой
культуры, рационального финансового поведения и ответственного
потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и
способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
˗

формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем,
которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются
на личном и семейном благополучии;

˗

формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям
субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во
взаимодействие для решения своих задач;

˗

формирование
понимания
необходимости
следственных связей между семейными и
возможностями, и потребностями членов семьи;

˗

формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов
на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек
может столкнуться лично;

˗

формирование способности инициировать сотрудничество в команде при
работе с творческими заданиями;

выявления
причинноличными финансовыми

˗

формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых
задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся
финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости
выбора из имеющихся выявленных альтернатив;

˗

формирование понимания необходимости вносить изменения в план и
способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются
новые возможности, ограничения и потребности;

˗

формирование понимания содержания различных видов семейных доходов
и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и
выбора варианта балансирования при разработке бюджета.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть
основной общеобразовательной программы и рассчитан на:
68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа - в 7 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог,
налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие,
пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в
сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
˗

различать прямые и косвенные налоги;

˗

считать сумму налога;

˗

проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;

˗

высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

˗

находить нужную информацию на социальных порталах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

˗

объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;

˗

называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог,
налог на прибыль, косвенные налоги);

˗

приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать
их примерную величину;

˗

перечислять условия получения различных видов социальных пособий в
Российской Федерации;

˗

называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;

˗

приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;

˗

высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи
между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Модуль 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка,
страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес,

малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс,
обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг
банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт
владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
˗

отличать инвестирование от сбережения и кредитования;

˗

знать свои основные права и обязанности как потребителя;

˗

находить актуальную информацию об услугах банков;

˗

пользоваться пластиковой картой в банкомате;

˗

считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;

˗

планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;

˗

сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

˗

находить и анализировать информацию о курсе валют;

˗

проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
˗

перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит,
инвестиции);

˗

объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для
увеличения (сохранения) доходов семьи;

˗

объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;

˗

называть необходимые условия для открытия своей фирмы;

˗

объяснять причины существования различных валют;

˗

называть основные мировые валюты и страны их использования;

˗

объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об
изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:

• соотносить рискованность использования финансовых операций и их
доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для
увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения
семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Итоговая проверочная работа по курсу.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.

Личностные результаты обучения отражаются в готовности
обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают
их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и
построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей посредством:
˗

формирования
готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного
отношения к выбору и построению индивидуальной траектории
образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости
для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым
благополучием;

˗

осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения
положений
нормативно-правовых
документов,
формирования
ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания
для себя лично содержания финансовых отношений между различными
субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их
реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;

˗

сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи,
проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в
целом при решении вопросов о получении и распределении средств
семейного бюджета;

˗

наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,
в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания
значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной
подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости
давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения.
Обучающийся сможет:
˗

оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов;

˗

составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию;

˗

оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях;

˗

ставить финансовые цели собственной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:

˗

разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;

˗

оценивать структуру доходов и расходов семьи;

˗

определять необходимые действия в соответствии с учебной
практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;

˗

обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения
финансовых задач;

˗

составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение
кейсов, выполнение квеста).

и

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
˗

вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом
изменившихся обстоятельств;

˗

оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;

˗

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;

˗

вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированного результата;

˗

оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;

˗

результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий
депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка
залогом;

˗

оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:

1. Умение
определять
содержание
понятий,
создавать
обобщения,
классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать
причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:
˗

сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты
достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия
кредитования и условия размещения денежных средств;

˗

устанавливать
причинно-следственные связи
между различными
финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на
имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения;
размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью;
креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;

˗

объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой
пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины
появления сверхновых источников доходов;

˗

анализировать статистические данные о доходах населения;

˗

положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от
интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу

получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам
налогообложения;
˗

классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал
налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;

˗

выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых
организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных
источников дохода, обладания собственностью, банковской картой;

˗

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими
расчётами.

2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
˗

ориентироваться в содержании текста,
структурировать текст, идентифицируя
литературных произведениях;

˗

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в
конкретной ситуации;

˗

критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;

˗

аргументировать собственную
финансовой ситуации.

позицию

понимать смысл текста,
финансовые ситуации в

по

приведённой

в

тексте

3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации.
Обучающийся сможет:
˗

определять необходимые ключевые поисковые слова;

˗

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;

˗

соотносить полученные результаты поиска информации с условиями
поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Обучающийся сможет:
˗

инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при
работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования
семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки
финансовых целей;

˗

выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых
ситуаций;

˗

задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной
речью. Обучающийся сможет:
˗

соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике;

˗

принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;

˗

создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на
финансовые темы;

˗

анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе
выполнения группового задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.

˗

освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости
для решения современных практических задач;

˗

умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления,
процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные
функции;

˗

умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов;

˗

необходимости правомерного налогового поведения;

˗

осмысления личного опыта принятия финансовых решений;

˗

умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей,
управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений,
принятия инвестиционных решений;

˗

овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных
задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;

˗

умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать статистическую финансовую информацию,
соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;

˗

умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы,
связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами
финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;

˗

приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой
грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой)
деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия
решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения
опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.

В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут
сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:

˗

способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки
имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая
несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

˗

способность формировать резервы и сбережения денежных средств;

˗

способность следить за состоянием личных финансов посредством
планирования личного бюджета;

˗

способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая
признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об
имеющихся на рынке финансовых рисках;

˗

способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование Количество часов
Дата
изучения
разделов и тем
всего контрольные практические
программы
работы
работы

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
Практическая https://dni-fg.ru/
отношение к финансовой зависимости от государства, формулировать свою точку зрения.
работа;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно
Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления
Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала

1.1. Могут ли
люди быть
финансово
независимыми
от государства

1

0

1

05.09.2022

1.2. Что такое
налоги и
почему их

1

0

0

17.10.2022

Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и
когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия
невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье

Устный
опрос;

https://dni-fg.ru/

1

0

1

07.11.2022

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Устный
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

надо платить

1.3. Какие бывают
налоги

1.4

Учимся
считать
налоги

1

0

1

16.01.2023

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

1.5

Ролевая
игра
«Считаем
налоги
семьи»

1

0

1

23.01.2023

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая https://dni-fg.ru//
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

1.6

Сравниваем налоги 1
граждан

0

0

20.02.2023

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Устный
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

разных стран

1.7

Исследуем, какие
налоги платит
семья и что
получает от
государства

1

0

0

27.02.2023

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Устный
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

1.8

Как работает
налоговая служба

4

0

2

03.04.2023

Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая https://dni-fg.ru//
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

1.9

Учебные минипроекты «Налоги»

3

0

1

24.04.2023

Тестирование; https://dni-fg.ru//
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.

1.10 Что такое
социальные
пособия и какие
они бывают

2

0

1

15.05.2023

1.11 Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ

1

0

1

Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

14.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Устный
опрос;

https://dni-fg.ru//

Устный
опрос

https://dni-fg.ru//

1.12 Ролевая
игра
«Оформля
ем
социально
е пособие»

1

0

0

1.13 Исследуем
, какие
социальны
е пособия
получают
люди

1

0

0

1.14 Учебные
минипроекты
«Социальн
ые
пособия»

1

0

0

1.15 Обобщени
е
результато
в изучения
модуля 3

1

0

1

1.16 Презентац
ия
портфолио
«Человек и
государств
о: как они
взаимодей
ствуют»

1

1

0

Итого по разделу

16

21.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Устный
опрос

https://dni-fg.ru//

28.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Практич
еская
работа

https://dni-fg.ru//

05.12.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Практическая https://dni-fg.ru//
работа;

12.12.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Тестирование; https://dni-fg.ru//

09.01.2023 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям

Устный
опрос;

Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

https://dni-fg.ru//

2.1

Для чего нужны
банки

1

0

0

2.2

Почему хранить
сбережения

1

0

0

1

0

1

в банке выгоднее,
чем дома

2.3

Какие бывают
вклады

16.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

23.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
30.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

Письме
нный
контрол
ь;

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

2.4

Что такое
кредиты и надо
ли их брать

1

0

0

2.5

Изучаем сайт
Центральног
о

1

0

0

1

0

0

банка РФ

2.6

Исследуем,
какими
банковскими
услугами
пользуется
семья

06.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
13.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
20.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

2.7

Как избежать
финансовых
потерь и
увеличить
доходы

1

0

0

2.8

Как
работает
банк

1

0

0

2.9

Учебные
минипроекты
«Банков-

1

0

1

1

0

0

ские
услуги
для
семьи»

2.10 Что мы знаем о
бизнесе

27.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

06.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

Самооце
нка с
использ
ованием
«Оценоч
ного
листа»;

13.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
20.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

Самооце
нка с
использ
ованием
«Оценоч
ного
листа»;

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

2.11 Как
открыть
фирму

1

0

0

2.12 Для чего
нужны
бизнесинкубатор
ы

1

0

0

03.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
10.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

https://dni-fg.ru//

Устный
опрос

https://dni-fg.ru//

Практич
еская
работа

https://dni-fg.ru//

Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
2.13 Ролевая
игра
«Открывае
м фирму»

1

0

1

17.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

2.14 Что такое валюта
и для чего она
нужна

1

0

0

24.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

https://dni-fg.ru//

2.15 Учимся находить
информацию о
курсах валют и их
изменениях

1

0

0

2.16 Обобщение
1
результатов
изучения модуля 4

0

1

2.17 Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых
организаций и
собственный
бизнес»

0

0

1

Итого по разделу

3.05.2023

Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

10.05.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
17.05.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

https://dni-fg.ru//

17

Заключение
3.1

Обобщение
результатов
изучения курса
«Финансовая
грамотность»

1

0

0

Устный
22.05.2023 определять последовательность оставленных целей с учетом конечного результата.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
опрос
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории

https://dni-fg.ru//

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

11

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольны практические
е работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

1
Могут ли люди быть
финансово независимыми от
государства

0

0

05.09.2022 Практическая
работа;

2.

Что такое налоги и почему
их

1

0

1

12.09.2022 Устный опрос;

3.

надо
платить
Какие
бывают налоги

1

0

1

19.09.2022 Устный опрос;

4.

Учимся считать налоги

1

0

1

26.09.2022 Практическая
работа;

5.

Ролевая игра «Считаем
налоги

1

0

0

03.10.2022 Практическая
работа;

1

0

1

10.10.2022 Устный
опрос;

1

0

0

17.10.2022 Устный опрос;

0

0

24.10.2022 Устный опрос;

0

0

31.10.2022 Устный опрос;

0

1

0

1

07.11.2022 Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
14.11.2022 Устный опрос;
го
листа»;

1

0

0

21.11.2022 Устный опрос;

1

0

0

28.11.2022 Практическая
работа;

6.

семьи»
Сравниваем налоги граждан
разных стран

7.
8.
9.

Исследуем, какие налоги
платит

семья и что получает от
Как работает налоговая служба 1
государства
У
1
Учебные мини-проекты
«Налоги»

10. Что такое социальные пособия 1
и какие они бывают

11. Учимся находить информацию 1
на сайте Фонда социального
страхования РФ

12. Ролевая игра
«Оформляем социальное
пособие»

13. Исследуем, какие
социальные пособия
получают люди

1

0

0

05.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

15. Обобщение
результатов
изучения модуля
3

1

0

1

12.12.2022 Практическая
работа;

16 Презентация
портфолио
«Человек и
государство: как
они
взаимодействуют
»

1

1

0

09.01.2023 Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

14. Учебные минипроекты
«Социальные
пособия»

17 Для чего нужны банки

1

0

0

16.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

18 Почему хранить сбережения

1

0

0

19 Какие бывают вклады

1

0

1

23.01.2023 Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го листа»
листа»;
30.01.2023 Практическая
работа;

20 Что такое кредиты и надо ли
их брать

1

0

0

21 Изучаем сайт
Центрального

1

0

0

22 Исследуем, какими
банковскими услугами
пользуется семья

1

0

0

20.02.2023 Устный
опрос;

23 Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы

1

0

0

27.02.2023 Письменный
контроль;

24 Как работает банк

1

0

0

06.03.2023 Устный опрос;

в банке выгоднее, чем дома

06.02.2023 Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го листа
13.02.2023 листа»;
Устный опрос;

банка РФ

1

0

1

13.03.2023 Практическая
работа;

26 Что мы знаем о бизнесе

1

0

0

20.03.2023 Устный
опрос;

27 Как открыть фирму

1

0

0

03.04.2023 Устный опрос;

28 Для чего нужны бизнесинкубаторы

1

0

0

10.04.2023 Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»

29 Ролевая игра
«Открываем фирму»

1

0

1

17.04.2023 Практическая
работа;

30 Что такое валюта и для чего
она нужна

1

0

0

24.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

31 Учимся находить
1
информацию о курсах валют и
их изменениях

0

0

32 Обобщение результатов
изучения модуля 4

1

0

1

10.05.2023 Практическая
работа;

33 Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес»

1

0

0

17.05.2023 Устный
опрос;

34 Обобщение результатов
изучения курса «Финансовая
грамотность»

1

0

0

22.05.2023 Самооценка с
использовани
ем«Оценочно
го листа»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

11

25 Учебные минипроекты «Банковские услуги для
семьи»

3.05.2023

Устный
опрос;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность.
6 кл. Издательство М.: ВАКО;
МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для
учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО,
2018.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ropkip.ru/kursy/2125?yadclid=47806913&yadordid=172754372&ycli
d=128039413937471489
https://dni-fg.r


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».