РП ЭК - ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ 9 КЛАСС

МОУ НСОШ №2 ИМ. Героя Российской Федерации Игоря Молдованова

Рабочая программа элективного курса
«История в лицах».
9 класс.

Автор: Мартемьянова Е.А.
учитель истории и обществознания
МОУ НСОШ №2

ПГТ. НОВАЯ ЧАРА

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлено в соответствии с обязательным минимумом содержания исторического образования и Примерной
Программой по истории, составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Данная курс рассчитан на 34 часа.
Цель: расширение и углубление исторических знаний; подготовка к ОГЭ по предмету «История», формирование общеучебных и
специальных умений и навыков учащихся 9 класса, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина.
Курс предполагает комплексное повторение тем истории, работа с тестами по образу ОГЭ, анализ типичных ошибок, допускаемых
выпускниками и абитуриентами в ходе итоговой аттестации по обществознанию. Курс поможет учащимся подготовиться к такой форме
сдачи экзаменов как тестирование.
Задачи:
- формирование у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его
социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской
позиции;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
- формирование опыта применения полученных знаний и умение для решения задач в области социальных отношений.
Умения и навыки:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по
указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и
порядка действий о конкретных ситуациях;
- умения обосновывать суждения, давать определения;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых система
Ожидаемые результаты обучения.

- требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов;
- освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
- овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать
сознательный выбор в условиях альтернатив;
- учащиеся освоят систему знаний по философии, социологии, политологии, культурологии.
- овладеют умениями по получению и осмыслению социальной информации;
- освоят способы познавательной, практической и коммуникативной деятельности, приобретут опыт применения полученных знаний и
умений в реальной жизни;
- пользования мультимедийными ресурсами в проведении учебно-исследовательской работы;
- овладеют основными видами публичных выступлений (монолог, дискуссия, полемика, диспут);
- закрепят умения развёрнуто обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства;
- сжато, полно, выборочно передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью.
Содержание курса
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями выполнения различных видов заданий.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства
Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне:
расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.
Русь в IX - начале XII в.
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.
Рюриковичи. Князь и дружина. ВладимирI. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские
усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская
республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое население.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Русь и Орда.
Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван
Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Российское государство во второй половине XV - XVII в.
Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление
органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение Русского государства
(присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество.
Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута вначале XVII вв. Самозванцы. Борьба против внешней
экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного
права. Новые явления в экономике.
Мануфактуры. Развитие торговых связей. Отмена местничества.
Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVIIв.
Вхождение в состав России Левобережной Украины. Завершение присоединения Сибири.
Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии. Письменность. Живопись и зодчество.
Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах. Монгольское завоевание и
русская культура.
Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Россия в XVIII – середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание регулярной армии и флота. Северная война.
Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Крепостнический характер экономики
и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный
абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIII
в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых территорий. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М.
Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия и образование Священного Союза. Движение декабристов. Общественная мысль во
второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы. Утопический социализм. Начало
промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.
Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Реформы 1860 - 1870-х гг. и процесс модернизации в России. Александр II. Отмена крепостного права. Земство. Завершение
промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Попытки контрреформ 1880-х гг. Общественные
движения второй половины XIXв.
Национальная политика и национальные движения. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках.
Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных
противоречий в условиях модернизации.
русско-японская война 1904-1905 г. обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905-1906 г.
Политические партии, созданные в ходе революции 1905-1907 гг. Государственная дума. Аграрная реформа.
Российская культура xviii- начале xx.
Культура: живопись, литература, музыка, архитектура. Деятели культуры: Ломоносов, Лобачевский, Менделеев. Стили и направления, их
особенности.

Календарно-тематическое планирование.
№
урока
1
2
3
4

Дата

Тема

Часы

д/з

Форма контроля

Знакомство с бланками
Решение части А, В, С

1
2

Повторить по темам
Тематические тесты

Тест
КИМы, тематические тестирования

Работа над ошибками

1

Решать демо вариант 20182020 года

КИМы

Раздел 1. Древность и Средневековье. Киевская Русь.
5,6

7,8

9, 10
11
12

Народы и государства на
территории нашей страны в
древности.
Киевская Русь 9-11 вв.
Первые киевские князья
Рюриковичи
Политическая раздробленность.
Московское государство
Иноземные нашествия.
Куликовская битва
Иван III. Иван IV. Политика
Опричнины

2

Повтор записей в тетр.
Тематические тесты

Тест

2

Учить записи в тетр.
готовиться к проверочной

КИМы, тематические тестирования

2

Учить записи в тетр.
Просмотр видео фильмов .
Учить записи. Просмотр
видео фильма.
Учить записи , готовиться к
устной беседе.

КИМы, тематические тестирования

1
1

КИМы, тематические тестирования
КИМы, тематические тестирования

Раздел 2. Россия в 17 – 18 вв.
13

Смутное время.

1

Учить записи в тетр.

КИМы, тематические тестирования

14
15

Структура российского общества
Становление крепостного права в
России
Первые Романовы. Соборное
уложение 1649 г.
Внешняя политика России в XVII
в. Вхождение Левобережной
Украины в состав России.

готовиться к тесту

1
1

Учить записи в тетр.,
готовиться к беседе.
Повтор записей в тетр.
Решение теста.

КИМы, тематические тестирования

Раздел 3. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
16

Формирование древнерусской
культуры.

1

Просмотр видео роликов о
памятниках культуры
Древней Руси до 17 в.

КИМы, тематические тестирования

17

Формирование культуры
Российского государства.
Практическая работа

1

Повтор записей в тетр.

Готовиться к устному зачету по
билетам.

18

19
20
21
22
23
24
25

1
Повтор записей в тетр.
Раздел 4. Россия в XVIII – середине XIX вв.

Преобразования первой четверти
XVIII в. и их значение
Внешняя политика Петра Первого
: Северная война
Дворцовые перевороты 1725-1762
г.
Екатерина II

1

Учить записи в тетр.

Тест

1

Тест

Россия в войнах второй половины
XVIII века
Внутренняя политика Александра
I.
Отечественная война 1812 г.

1

Просмотр видео ролика.
Повтор записей в тетр
Просмотр видео роликов.
Подготовка к тесту
Подготовить устный рассказ
о деятельности Екатерины II
Просмотр видео фильмов.
Учим записи в тетр.!
Рассказ о Александре 1.
Смотрим видео фильмы.
Решаем тесты.

Тест

1
1

1

Тест
Тест
Тест
беседа

26
27
28
29

30
31
32

33
34

Движение декабристов
Присоединение Кавказа. Крымская
(Восточная) война
Реформы 1860-70 гг.
Завершение промышленного
переворота. Контрреформы 1880-х
гг.
Общественные движения второй
половины XIX в.
Русско-японская война (19041905). Революция 1905 г.
Политические партии созданные в
1905-1907 г. Государственная
дума. Аграрная реформа.
Российская культура в XVIII- нач.
XX в.
Решение КИМ ОГЭ.

1
1

Смотрим видео фильм.
Учить записи в тетр

тест.
Тест

1
1

Учим записи в тетр.
Учим записи в тетр.

Беседа
КИМы, тематические тестирования

1

Учим записи.

тест

1

Учим записи. Решаем КИМ

Тест

1

Учим записи. Решаем КИм

Тест

Смотрим видео ролики.,
решает задания
Решение тестов.

Тест

Формы и средства контроля
Тесты по теме «История России»
1.

http://hist.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

2.

http://5ballov.qip.ru/test/gia/istoriya/2013/

3.

http://www.edu.ru/moodle/

4.

http://ege.yandex.ru/

Тестирование
«История России с древнейших времен
до конца 19 века»

5.

http://www.gia9.ru/

6.

http://www.ucheba.ru/ege-article/14186.html

7.

http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-istorii-rossii

8.

http://www.kokch.kts.ru/stars/ind18r.htm

9.

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/History-GIA-43/Default.aspx

10.

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/History-Russia-17/Default.aspx

11.

http://history4you.ru/test

12.

http://www.rulex.ru/xbook-rusport/basic/index/index.html

Учебно-методические средства обучения
Для учащихся:
1.
Н. В. Загладин «Новейшая история зарубежных стран 20в.», Москва, 2005.
2.

Н. В. Загладин, С.Т Минаков «История Отечества 20в.», Москва, 2003.

3.

Рабочая тетрадь по истории России XX век, 3 вып.; авторы: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.

4.

История России XX век: Хрестоматия, составители: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. И.А.Панова, Г.И. Ускова.

5.

Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.

6.

История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.

7.

ГИА 2012. История. 9 кл. Типовые тестовые задания. Гевуркова Е.А., Соловьёв А.В. – М.: Экзамен, 2012. – 128 с.

8.

ГИА 2013. История. 9 кл. Типовые тестовые задания. Гевуркова Е.А., Соловьёв А.В. – М.: Экзамен, 2010. – 142 с.

9.

ГИА 2013. История. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. Под ред. Артасова И.А.М.,2012. - 128с.

10.

ГИА 2013. История. Тренировочные варианты экзаменационных работ. Артасов И.А. и др. М., 2012, 96 с.

11.

Реализация программы подготовки к ГИА «История» в сети Интернет.

Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1wugCqzWbegyL52-5eQ4lc20XcY-zf3SUAcHR9xqAkhw/edit (дата обращения
27.10.2013)

Для учителя:
1.

Н.В.Загладин «Новейшая история зарубежных стран 20в.», Москва, 2005.

2.

Н.В.Загладин, С.Т Минаков «История Отечества 20в.», Москва, 2003.

3.

Рабочая тетрадь по истории России XX век, 3 вып.; авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

4.

История России XX век: Хрестоматия, составители: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.И.А. Панова, Г.И. Ускова.

5.

Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.

6.

История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.

7.

ГИА 2012. История. 9 кл. Типовые тестовые задания. Гевуркова Е.А., Соловьёв А.В. – М.: Экзамен, 2012. – 128 с.

8.

ГИА 2011. История. 9 кл. Типовые тестовые задания. Гевуркова Е.А., Соловьёв А.В. – М.: Экзамен, 2013. – 142 с.

9.

ГИА 2013 История. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. Под ред. Артасова И.А.М.,2013. - 128с.

10.

ГИА 2014. История. Тренировочные варианты экзаменационных работ. Артасов И.А. и др. М., 2014, 96 с.

11.

Реализация программы подготовки к ГИА «История» в сети Интернет.

№ УРОКА

ТЕМА

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ДАТА ПРОВЕДЕНЯ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».