элект курс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 кл

Российская Федерация Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская общеобразовательная средняя школа № 2
п. Новая Чара

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Наименование учебного предмета/учебного курса/учебного модуля
Для 9 класса

Новая Чара, 2023 год

«Обществознание»

Пояснительная записка.
Курс «Практическое обществознание» предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Занятия ориентированы на
повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной школы, а также на выработку практических
навыков и умений работы с материалами ОГЭ, для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования
российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. ОГЭ по
обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по
обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации
выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания
основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Срок реализации: 1 год ( 2023-2024)
Количество часов: 34 часов.
Цель курса: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ОГЭ по обществознанию, расширение
содержания образовательной области.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными
требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально –
гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения
задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях,
- формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста;
- дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных
отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные;
- способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- подготовить обучающихся к продолжению образования в 10-11 классах.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать
1. Биосоциальную сущность человека
2. Основные этапы и факторы социализации личности
3. Место и роль человека в системе общественных отношений
4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
6. Основные социальные институты и процессы
7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования
8. Особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в
жизни общества как целостной системы
2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями
3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека)
4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и

др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать
в ней факты и мнения, аргументы и выводы
6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами
и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать
в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных но рм,
экономической рациональности
8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым
проблемам
9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для:
1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации
3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования
7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании
своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на

осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
 умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:
 3использование элементов причинно-следственного анализа;
 исследование несложных реальных связей и зависимостей;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
 поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
 объяснение изученных положений на конкретных примерах;
 оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
 определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности
людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии,
правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах
своей дееспособности;

•

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам,
подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностномотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их
значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в
современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы элективного курса
Особенности ОГЭ по обществознанию (2 ч.) Спецификация. Кодификатор. Основные типы заданий.

Входной контроль (2ч.) Проведение диагностического тестирования в формате ОГЭ с целью определения уровня подготовленности
обучающихся и усвоения ими материала курса «Обществознание» за 5 – 8 класс.
Раздел 1. Общество (3ч.) Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его
формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное,
индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы.
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 2. Человек, личность (2ч.)
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и
коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения
взаимопонимания. Индивид, индивидуальность, личность. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (4ч.)
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство
и
его
основные
организационно-правовые
формы.
Издержки, выручка,
прибыль.
Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и
предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады,
ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные
последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 4. Социальные отношения (4ч.)
Социальная структура общества. Социальные группы
и общности.
Социальная роль и социальный статус. Социальная
мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы.
Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Раздел 5. Политика (6ч.) Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы,
референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя
РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное
самоуправление. Решение заданий ОГЭ по данной теме.

Раздел 6. Право (6ч.)
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка. Гражданское общество и
правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; семейные правоотношения,
гражданские правоотношения. Правоохранительные органы. Решение заданий ОГЭ по данной теме.
Итоговый контроль (3ч.)
Пробные экзамены – декабрь 2023 март 2024 - 2 часа
Тематическое планирование.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название темы/ раздела
Особенности ОГЭ по обществознанию
Входной контроль
Раздел 1. Общество
Раздел 2. Человек, личность
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества
Раздел 4. Социальные отношения
Раздел 5. Политика
Раздел 6. Право
Итоговое повторение
Пробные экзамены
Итого

Количество часов
2
2
3
2
4
4
6
6
3
2
34 часов

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4
5

Название темы
Особенности ОГЭ по обществознанию
Входной контроль
Раздел 1. Общество (3 часа)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI
веке, основные вызовы и угрозы.
Решение заданий ОГЭ

Количество часов
2
2
1
1
1

6

7
8
9
10
11

12
13

14
15

16
17
18

Раздел 2. Человек, личность (2часа)
Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения
взаимопонимания. Индивид, индивидуальность, личность.
Решение заданий ОГЭ
Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества (4 часа)
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и
собственность. Главные вопросы экономики.
Решение заданий ОГЭ
Раздел 4. Социальные отношения (4 часа)
Социальная структура общества. Социальные группы
и общности.
Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный
конфликт. Пути его разрешения
Решение заданий ОГЭ
Раздел 5. Политика (6 часа)
Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение
властей; государство,
формы
правления;
суверенитет;
национальногосударственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум;
партии и движения; многопартийность.
Решение заданий ОГЭ
Раздел 6. Право (6 часа)
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребёнка. Гражданское общество и правовое государство;
преступление;
уголовная ответственность;
административный
проступок;
семейные правоотношения, гражданские правоотношения. Правоохранительные
органы.
Решение заданий ОГЭ
Итоговое повторение
Пробники

1

1
1
1
2
2

2
2

4
2

4
3
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».