положение о библиотеке

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя России Игоря Молдаванова
«Утверждаю»
Директор школы __________Воложанина Е.Н.
Приказ № ____53/1________
от « 31

» 08

20 23

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке

г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке МОУ НСОШ№2 разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года и Федеральным
Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021
года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями на 28 декабря 2022
года, а также Устав МОУ НСОШ№2 и других нормативных правовых актов
Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных
организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной
библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки , которая способствует формированию культуры личности учащихся
школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания
учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению
МОУ НСОШ№2.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением МОУ НСОШ№2
участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права
участников образовательной деятельности на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а
также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна
для читателей, обучающихся, учителей и других работников МОУ НСОШ№2.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и
образованию с учетом имеющихся возможностей.

1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к
жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием и Уставом МОУ
НСОШ№2
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г.
№ 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на
28 декабря 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе
труды руководителей национал - социалистической рабочей партии Германии,
фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или оправдывающих
национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающих практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона
№ 114- ФЗ относятся:
● официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
● материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;

● любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки имеется доступ к Федеральному списку
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной
власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками
определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7 МОУ НСОШ№2 несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности,
санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования
библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях:
● бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
● цифровом (DVD -диски);
● коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
● комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный
список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом
исполнительной власти;
● пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
● осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
● организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки),
● разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
● обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
● обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
● предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
● создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
● способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
● организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
● оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
● организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.

4.5.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
● выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
● способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6.
Осуществляет
дифференцированное
библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
● удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
● консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного
фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых
и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров,
обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и
др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
4.13. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
школьной библиотеки.
5.3. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в
соответствии с Уставом МОУ НСОШ№2

5.4. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка МОУ НСОШ№2.
5.5. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;

одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;

не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы
и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее
фонда, а также за создание комфортной информационной среды для читателей
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции
перед директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в
соответствии
с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
6.3.
Педагог-библиотекарь
(библиотекарь)
назначается
директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического коллектива и
входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о
работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются
директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового
плана школы
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы школы. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение
внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится
санитарный день.

6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и МОУ НСОШ№2
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и
Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение,
правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении
библиотеки и школы
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
● самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности
в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе
школы проводить в установленном порядке
 факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических
знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители
 вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в
том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за
дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников
библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными
условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на
компьютере).

● на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.
● быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; ● участвовать
в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
● обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
● информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
● совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
● обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
● обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
● вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором школы
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
● за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о
труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым
договором.
● за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
● за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;

 продлевать срок пользования документами и литературой;
 участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц,
не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю; • пользоваться ценными и справочными
документами и литературой только в помещении библиотеки школы;
 убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
 возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования библиотекой;
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно. 9.3.
Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.3. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку
9.4. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно.
9.5. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может
обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.6. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и
к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.

9.7. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится
согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам
охраны труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора МОУ НСОШ№2
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются
в
письменной
форме
в
соответствии
действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке МОУ НСОШ№2 принимается на неопределенный
срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».