РП НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК 8-9 КЛАССЫ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края

Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Немецкий язык. Второй иностранный язык»

для обучающихся 8 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение иностранного (немецкого / второй иностранный язык) языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и
межкультурного взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской
идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по иностранному (немецкому / второму иностранному языку) языку имеет нелинейный
характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и
определяются новые требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и
конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании
речи.
Второй иностранный язык», определяет обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по немецкому
языку как второму иностранному, за пределами которой остаётся возможность авторского выбора вариативной
составляющей содержания образования по предмету. Рабочая программа устанавливает распределение обязательного
предметного содержания по годам обучения; предусматривает примерный ресурс учебного времени, выделяемого на
изучение тем/разделов курса, а также последовательность их изучения с учётом особенностей структуры немецкого
языка и родного (русского) языка обучающихся, межпредметных связей немецкого языка с содержанием других
общеобразовательных предметов, изучаемых в 5–9 классах, а также с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания
обучения иностранному (немецкому) языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.

ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Предмету «Второй иностранный язык» принадлежит особое место в системе среднего общего образования и
воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Так же как и учебный предмет
«Иностранный язык», второй иностранный язык направлен на формирование коммуникативной культуры обучающихся,
осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их общему
речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию многоязычия и диалога культур.
Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом овладения другими предметными областями в сфере
гуманитарных, математических, естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для
общего и специального образования.
Построение программы по предмету «Второй иностранный язык» имеет нелинейный характер и основано на
концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования. В процессе
обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на
новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
В последние десятилетия наблюдается трансформация взглядов на владение иностранным языком, усиление
общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей, способных быстро адаптироваться к
изменяющимся потребностям общества, овладевать новыми компетенциями. Владение двумя иностранными языка
обеспечивает, с одной стороны, быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим
достижениям, с другой стороны, позволяет общаться с представителями других культур не только на английском языке
как языке международного общения, но и на других языках, учитывая особенности соответствующей культуры и
менталитета. Владение двумя иностранными языками расширяет возможности образования и самообразования,
поскольку даёт доступ к ещё одному пласту достижений национальной культуры и науки. Кроме того, владение вторым
иностранным языком является неотъемлемой частью многих профессий, связанных со взаимодействием с другими
культурами: специалисты по мировой экономике и международному праву, журналисты, культурологи, историки и
представители других гуманитарных профессий. Следовательно, второй иностранный язык является универсальным
предметом, который выражают желание изучать современные школьники независимо от выбранных ими профильных
предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним
из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы.
Одной из важных особенностей изучения второго иностранного языка является опора на сформированные в процессе

изучения первого иностранного языка коммуникативные умения и сопоставление осваиваемых языковых явлений с
первым иностранным и русским языками. Исследователями установлено, что процесс изучения второго иностранного
языка может быть интенсифицирован при следовании следующим принципам:
 принцип комплексности, который актуален не только в отношении взаимосвязанного обучения всем видам речевой
деятельности через интеграцию коммуникативных задач. Данный принцип обеспечивает формирование единой
мультилингвальной коммуникативной компетенции через учёт уровня развития коммуникативной компетенции в
других языках и опору на неё;
 сопоставительный принцип, который проявляется через сравнение и сопоставление коррелирующих друг с другом
языковых явлений родного, первого и второго иностранных языков. Реализация этого принципа выступает
инструментом оптимизации обучения, формирования металингвистического сознания учащихся;
 принцип интенсификации учебного труда учащихся, который продиктован необходимостью ускорить учебный процесс
и внутренними характеристиками овладения вторым иностранным языком, позволяющим это сделать;
 принцип межкультурной направленности обучения, который позволяет расширить взгляд на процесс межкультурной
коммуникации. В соответствии с этим принципом обязательными становятся сопоставительные приёмы с
социокультурным материалом, которые помогают, с одной стороны, избежать дублирования содержания обучения, а с
другой — побуждают к анализу социокультурного содержания, рефлексии своей собственной культуры.
 В целом интенсификация учебного процесса возможна при использовании следующих стратегий:
 совершенствование познавательных действий учеников;
 перенос учебных умений;
 перенос лингвистических и социокультурных знаний, речевых умений;
 повышенные по сравнению с первым иностранным языком объёмы нового грамматического и лексического материала;
 совместная отработка элементов лингвистических явлений;
 использование интегративных упражнений и заданий, требующих проблемного мышления;
 рациональное распределение классных и домашних видов работ;
 большая самостоятельность и автономность учащегося в учении.
Возрастание значимости владения несколькими иностранными языками, а также особенности организации учебного
процесса при изучении второго иностранного языка приводит к переосмыслению целей и содержания обучения
предмету.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на
ценностном когнитивном и прагматическом уровнях и соответственно воплощаются в личностных,
метапредметных/общеучебных/универсальных и предметных результатах обучения. Иностранные языки признаются
средством общения и ценным ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития
умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания качеств
гражданина, патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
стран.
На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной
компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная
компетенции:
 речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме);
 языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими,
лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
 социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны
изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям
учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в
условиях межкультурного общения;
 компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств
при получении и передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются ключевые
универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную,
учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.
В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными подходами к обучению
иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-

когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели,
добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования
новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и др.) и использования
современных средств обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Второй иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные языки» наряду с
предметом «Иностранный язык». Изучение второго иностранного языка происходит при наличии потребности
обучающихся и в том случае, что в образовательной организации имеются условия (кадровая обеспеченность,
технические и материальные условия), позволяющие достигнуть заявленных в ФГОС ООО предметных результатов.
Учебный предмет «Второй иностранный язык» изучается, как правило, с 5 по 9 класс, а также зачастую как предмет по
выбору в 10–11 классах. Поскольку решение о включении второго иностранного языка в образовательную программу
принимает образовательная организация, то нет требований минимально допустимого количества учебных часов,
выделяемых на его изучение. Однако рекомендуется выделять не менее 2 часов в неделю или 68 часов в год для
достижения качественных результатов по предмету «Второй иностранный язык».
Требования к предметным результатам для основного общего образования констатируют необходимость к
окончанию 9 класса владения умением общаться на втором иностранном (немецком) языке в разных формах
(устно/письменно, непосредственно/опосредованно, в том числе через Интернет) на уровне выживания (уровне А1 в
соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком) 1 . Вместе с тем при учёте
вышеназванных принципов интенсификации обучения и при условии изучения второго иностранного языка не менее 2
часов в неделю с 5 по 9 класс может быть достигнуть допороговый (А2) уровень владения вторым иностранным
(немецким) языком.
Данный уровень позволит выпускникам основной школы использовать иностранный язык для продолжения
образования на старшей ступени обучения в школе и для дальнейшего самообразования.
Рабочая программа состоит из четырёх разделов: введение, планируемые результаты (личностные, метапредметные
результаты освоения учебного предмета «Иностранный (немецкий) язык» на уровне основного общего образования),
предметные результаты по немецкому языку по годам обучения (5–9 классы); содержание образования по немецкому
языку для данной ступени школьного образования по годам обучения (5–9 классы), тематическое планирование по годам
1

обучения (5–9 классы).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.
ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
8 класс
Коммуникативные умения

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой
деятельности в рамках тематического содержания речи.
Взаимоотношения в семье и с друзьями.
Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, театр, музей, спорт, музыка).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, фитнес, сбалансированное питание. Посещение врача.
Покупки: одежда, обувь и продукты питания. Карманные деньги.
Школа, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Посещение школьной библиотеки/ресурсного
центра. Переписка с зарубежными сверстниками.
Виды отдыха в различное время года. Путешествия по России и зарубежным странам.
Природа: флора и фауна. Климат, погода.
Условия проживания в городской/сельской местности.
Транспорт.
Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет).
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы, население, официальные
языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка: писатели, художники, музыканты.
Говорение
Развитие коммуникативных умений диалогической речи, а именно умений вести разные виды диалогов (диалог
этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос; комбинированный диалог, включающий
различные виды диалогов):
диалог этикетного характера — начинать, поддерживать и заканчивать разговор, вежливо переспрашивать;
поздравлять с праздником, выражать пожелания и вежливо реагировать на поздравление; выражать благодарность;
вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения собеседника;
диалог-обуждение к действию — обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не соглашаться выполнить просьбу;

приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника,
объясняя причину своего решения;
диалог-расспрос — сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; выражать своё отношение
к обсуждаемым фактам и событиям; запрашивать интересующую информацию; переходить с позиции спрашивающего
на позицию отвечающего и наоборот.
Названные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
тематического содержания речи с использованием ключевых слов, речевых ситуаций и/или иллюстраций, фотографий с
соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка.
Объём диалога — до пяти реплик со стороны каждого собеседника.
Развитие коммуникативных умений монологической речи:
 создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи:
 описание (предмета, местности, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера
реального человека или литературного персонажа);
 повествование/сообщение;
 выражение и аргументирование своего мнения по отношению к услышанному/прочитанному;
 изложение (пересказ) основного содержания прочитанного/ прослушанного текста;
 составление рассказа по картинкам;
 изложение результатов выполненной проектной работы.
 Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках
тематического содержания речи с опорой на вопросы, ключевые слова, план и/или иллюстрации, фотографии,
таблицы.
Объём монологического высказывания — 7–8 фраз.
Аудирование
При непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная/невербальная
реакция на услышанное; использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.
При опосредованном общении: дальнейшее развитие восприятия и понимания на слух несложных аутентичных
текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания; с пониманием
нужной/интересующей/запрашиваемой информации.

Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему/идею и
главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте, отделять главную информацию от второстепенной,
прогнозировать содержание текста по началу сообщения; игнорировать незнакомые слова, несущественные для
понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение выделять
нужную/интересующую /запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в
воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ,
сообщение информационного характера.
Время звучания текста/текстов для аудирования — до 1,5 минут.
Смысловое чтение
Развитие умения читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие
отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от
поставленной
коммуникативной
задачи:
с
пониманием
основного
содержания;
с
пониманием
нужной/интересующей/запрашиваемой информации; с полным пониманием содержания.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения: определять тему/основную мысль, выделять
главные факты/события (опуская второстепенные); прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста;
определять логическую последовательность главных фактов, событий; игнорировать незнакомые слова, несущественные
для понимания основного содержания; понимать интернациональные слова.
Чтение с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой информации предполагает умение находить в
прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме;
оценивать найденную информацию с точки зрения её значимости для решения коммуникативной задачи.
Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные неизученные
языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения полно и точно понимать
текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных частей текста,
выборочного перевода). В ходе чтения с полным пониманием формируются и развиваются умения устанавливать
причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных
абзацев.

Тексты для чтения: диалог (беседа), рассказ, отрывок из художественного произведения, отрывок из статьи научнопопулярного характера, сообщение информационного характера, объявление, меню, электронное сообщение личного
характера, стихотворение.
Объём текста/текстов для чтения — 250 слов.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
 составление плана/тезисов устного или письменного сообщения;
 заполнение анкет и формуляров: сообщать о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, адрес,
увлечения) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
 написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные
события, делиться впечатлениями, выражать благодарность/извинения/просьбу, запрашивать интересующую
информацию; оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального
общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём письма — до 80 слов;
 создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, таблицу и/или
прочитанный/прослушанный текст. Объём письменного высказывания — до 80 слов.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух и адекватное, без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с
соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе
отсутствия фразового ударения на служебных словах; чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил
чтения и соответствующей интонации, демонстрирующих понимание текста.
Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из статьи научно-популярного характера,
рассказ, диалог (беседа).
Объём текста для чтения вслух — до 90 слов.
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце
предложения; запятой при перечислении.
Пунктуационно правильно в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в стране/странах изучаемого языка,

оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи лексических единиц
(слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с
соблюдением существующей в немецком языке нормы лексической сочетаемости.
Объём — 700 лексических единиц для продуктивного использования (включая 600 лексических единиц, изученных
ранее) и 750 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 700 лексических единиц продуктивного
минимума).
Основные способы словообразования:
аффиксация:
образование имён существительных при помощи суффикса
-ik (Grammatik).
Многозначные лексические единицы. Синонимы. Антонимы.
Различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (zuerst, denn, zum Schluss и др.).
Грамматическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных
морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные, отрицательные),
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме).
Придаточные условные предложения с союзами wenn, trotzdem.
Глаголы sitzen — setzen, liegen — legen, stehen — stellen, hängen при ответе на вопросы wohin? и wo?.
Модальные глаголы (können, müssen, wollen, dürfen) в Präteritum.
Форма сослагательного наклонения от глагола haben (Ich hätte gern drei Karten für das Musical „Elisabeth“.).
Отрицания keiner, niemand, nichts, nie.
Косвенный вопрос. Употребление глагола wissen.
Употребление nicht и kein с sondern (Es gibt keine Kartoffeln, sondern Reis.).
Глаголы с двойным дополнением (в дательном и винительном падежах).
Склонение прилагательных.
Предлоги, управляющие дательным и винительным падежами.

Предлоги, управляющие дательным падежом.
Предлоги места и направления.
Социокультурные знания и умения

Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных
особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, основных социокультурных элементов речевого
поведенческого этикета в немецкоязычной среде; знание и использование в устной и письменной речи наиболее
употребительной тематической фоновой лексики и реалий в рамках тематического содержания. Понимание речевых
различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках отобранного тематического содержания и
использование лексико-грамматических средств с их учётом.
Соблюдение нормы вежливости в межкультурном общении. Знание социокультурного портрета родной страны и
страны/стран изучаемого языка: символики, достопримечательностей, культурных особенностей (национальные
праздники, традиции), образцы поэзии и прозы, доступные в языковом отношении.
Развитие умений:
 кратко представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;
 кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны/стран изучаемого языка;
 кратко рассказывать о некоторых выдающихся людях родной страны и страны/стран изучаемого языка (учёных,
писателях, поэтах, художниках, музыкантах, спортсменах и т. д.);
 оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта,
сообщить возможный маршрут и т. д.).
Компенсаторные умения

Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки; использовать при
говорении и письме перифраз/толкование, синонимические средства, описание предмета вместо его названия; при
непосредственном общении догадываться о значении незнакомых слов с помощью используемых собеседником жестов и
мимики.
Переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов.
Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания
прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.

Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений, процессов, их элементов и
основных функций в рамках изученной тематики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК. ВТОРОЙ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение обучающимися результатов, отвечающих
требованиям ФГОС к освоению основной образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания, и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
 гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
 представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
 патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской


















Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,

города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
 экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
 ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды, включают:
 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
 способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

 способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;
 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
 умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с
определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
 способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
 оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной,
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений):
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных
познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
















1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения;
в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность

социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели условиям;
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и
такое же право другого; принимать себя и других не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых
установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по второму иностранному (немецкому) языку
для основного общего образования (5–9 классы).

8 класс
Коммуникативные умения

Говорение
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию, диалог-расспрос;
комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи 2 для 8
класса в стандартных ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами, с соблюдением
норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до пяти реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний
(описание, в том числе характеристика;
повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объём
монологического высказывания — до 7–8 фраз); выражать и кратко аргументировать своё мнение, излагать основное
содержание прочитанного/ прослушанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём — 7–8 фраз);
излагать результаты выполненной проектной работы (объём — 7–8 фраз).
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые
явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием
нужной/интересующей/запрашиваемой информации (время звучания текста/текстов для аудирования — до 1,5 минут).
Смысловое чтение
Читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления,
с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с
пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/ запрашиваемой информации, с полным
пониманием содержания (объём текста/текстов для чтения — 250 слов); читать несплошные тексты (таблицы,
диаграммы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь
Заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в
стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет,
принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 80 слов); создавать небольшое письменное
высказывание с опорой на образец, план, таблицу и/или прочитанный/прослушанный текст (объём высказывания — до
80 слов).
2

Языковые знания и умения

Фонетическая сторона речи
Различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным
ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе применять правила отсутствия
фразового ударения на служебных словах; владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты
объёмом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей
интонацией, демонстрирующей понимание текста; читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация
 Правильно писать изученные слова;
 использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении;
пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи
 Распознавать в звучащем и письменном тексте 750 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и
правильно употреблять в устной и письменной речи 700 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в
рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости;
 распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием
аффиксации: имена существительные при помощи суффикса -ik;
 распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные слова, синонимы, антонимы;
 распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения
логичности и целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи
 Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; различных
коммуникативных типов предложений немецкого языка;
 распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи:
 придаточные условные предложения с союзами wenn, trotzdem.
 глаголы sitzen — setzen, liegen — legen, stehen — stellen, hängen при ответе на вопросы wohin? и wo?.
 модальные глаголы (können, müssen, wollen, dürfen) в Präteritum.
 форма сослагательного наклонения от глагола haben (Ich hätte gern drei Karten für das Musical „Elisabeth“.).
 отрицания keiner, niemand, nichts, nie.









косвенный вопрос. Употребление глагола wissen.
употребление nicht и kein с sondern (Es gibt keine Kartoffeln, sondern Reis.).
глаголы с двойным дополнением (в дательном и винительном падежах).
склонение прилагательных.
предлоги, управляющие дательным и винительным падежами.
предлоги, управляющие дательным падежом.
предлоги места и направления.

Социокультурные знания

 Осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях
своей страны и страны/стран изучаемого языка и освоив основные социокультурные элементы речевого
поведенческого этикета в стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания речи;
 кратко представлять родную страну/малую родину и страну/страны изучаемого языка (культурные явления и
события; достопримечательности, выдающиеся люди);
 оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта,
сообщить возможный маршрут и т. д.).
Компенсаторные умения

Использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку; при непосредственном
общении переспрашивать, просить повторить, уточняя значения незнакомых слов; игнорировать информацию, не
являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для
нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках тематического содержания речи, по
частям речи, по словообразовательным элементам.
Уметь рассматривать несколько вариантов решения коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой
деятельности (говорении и письменной речи).
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком языке с применением ИКТ,
соблюдая правила информационной безопасности при работе в Интернете.
Использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы, в электронной
форме.

Достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, людьми
другой культуры.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы, их элементы и
основные функции в рамках изученной тематики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество учебных часов на тему (раздел «Тематическое содержание речи») обозначено условно и может
варьироваться по усмотрению учителя при условии, что общее количество часов сохраняется. Время, формируемое
участниками образовательных отношений, может быть использовано для организации самостоятельной работы (включая
работу с цифровыми образовательными ресурсами), для подготовки учебных проектов, проведения промежуточного и
итогового контроля и т. д.

8 класс (68 часов)
№ Программна
п/п я тема, число
часов на её
изучение
(Тематическо
е
содержание
речи)
1

Языковой
(лексикограмматический)
материал

Взаимоотноше Изученные
ния в семье и с лексические
друзьями (7
единицы (слова,

Характеристика деятельности
(учебной, познавательной, речевой)
Курсивом выделены
универсальные учебные действия

Диалогическая речь
Составлять комбинированный диалог,

часов)
2

3

Свободное
время
современного
подростка.
Досуг и
увлечения
(чтение, кино,
театр, музей,
спорт, музыка)
(8 часов)
Здоровый
образ жизни.
Режим труда и
отдыха.
Фитнес.
Сбалансирова
нное питание.
Посещение
врача
(7 часов)

4

Покупки:
одежда, обувь
и продукты

словосочетания,
реплики-клише).
Образование имён
существительных
при помощи:
а) аффиксации:
образование имён
существительных
при помощи
суффикса -ik
(Grammatik);
Многозначные
лексические
единицы.
Синонимы.
Антонимы.
Различные
средства связи в
тексте для
обеспечения его
целостности
(zuerst, denn, zum
Schluss и др.)
Придаточные
условные
предложения с

включающий различные виды
диалога, в соответствии с
поставленной коммуникативной
задачей/с опорой на образец, опорой
на речевые ситуации, ключевые слова
и/или иллюстрации, фотографии.
Переспрашивать, просить повторить,
уточняя значение незнакомых слов.
Монологическая речь
Высказываться о фактах, событиях,
используя основные типы речи
(описание/характеристика,
повествование/сообщение) с опорой
на ключевые слова, план, вопросы,
таблицу и/или иллюстрации,
фотографии.
Описывать объект,
человека/литературного персонажа
по определённой схеме.
Передавать содержание
прочитанного/прослушанного текста с
опорой вопросы, план, ключевые
слова и/или иллюстрации, фотографии
Выражать и аргументировать своё
отношение к

питания.
Карманные
деньги
(5 часов)
5

Школа.
Школьная
жизнь,
изучаемые
предметы и
отношение к
ним.
Посещение
школьной
библиотеки/ре
сурсного
центра.
Переписка с
зарубежными
сверстниками
(8 часов)

союзами wenn,
trotzdem.

прочитанному/услышанному.

Глаголы sitzen —
setzen, liegen —
legen, stehen —
stellen, hängen при
ответе на вопросы
wohin? и wo?.

Кратко излагать результаты
выполненной проектной работы.

Модальные
глаголы (können,
müssen, wollen,
dürfen) в
Präteritum.

Аудирование

Форма
сослагательного
наклонения от
глагола haben (Ich
hätte gern drei
Karten für das
Musical
„Elisabeth“.).

Составлять рассказ по картинкам.

Работать индивидуально и в группе
при выполнении проектной работы.

Понимать речь учителя по ведению
урока. Распознавать на слух и
понимать связное высказывание
учителя, одноклассника, построенное
на знакомом языковом материале
и/или содержащее некоторые
незнакомые слова.
Использовать переспрос или просьбу
для уточнения отдельных деталей.
Вербально/невербально реагировать
на услышанное

Отрицания keiner,
niemand, nichts, nie
6

Виды отдыха в Косвенный вопрос. Воспринимать на слух и понимать
различное
Употребление
основное содержание несложных
время года.
глагола wissen.
аутентичных текстов, содержащие

Путешествия
по России и
зарубежным
странам
(6 часов)
Природа:
флора
и фауна.
Климат,
погода.
(5 часов)

Употребление
nicht и kein с
sondern (Es gibt
keine Kartoffeln,
sondern Reis.).

отдельные неизученные языковые
явления.

Глаголы с
двойным
дополнением (в
дательном и
винительном
падежах).

Выделять главные факты, опуская
второстепенные.

Условия
проживания в
городской/
сельской
местности.
Транспорт
(6 часов)

Склонение
прилагательных.

9

Средства
массовой
информации
(телевидение,
радио, пресса,
Интернет)
(5 часов)

Предлоги,
управляющие
дательным
падежом

10

Родная страна
и
страна/страны

Предлоги места и
направления

7

8

Предлоги,
управляющие
дательным и
винительным
падежами.

Определять тему/идею и главные
события/ факты прослушанного
текста.

Прогнозировать содержание текста
по началу сообщения.
Воспринимать на слух и понимать
нужную/интересующую/запрашиваем
ую информацию, представленную в
явном виде, в несложных
аутентичных текстах, содержащих
отдельные неизученные языковые
явления.
Оценивать информацию с точки
зрения её полезности/достоверности.
Использовать языковую, в том числе
контекстуальную, догадку при
восприятии на слух текстов,
содержащих незнакомые языковые
явления
Игнорировать незнакомые языковые
явления, не влияющие на понимание

11

изучаемого
языка. Их
географическо
е положение,
столицы;
население;
официальные
языки;
достопримечат
ельности,
культурные
особенности
(национальные
праздники,
традиции,
обычаи)

текста.

(6 часов)

Соотносить текст/части текста с
иллюстрациями.

Выдающиеся
люди родной
страны и
страны/стран
изучаемого
языка.
Писатели,
художники,
музыканты
(5 часов)
Итого: 68

Смысловое чтение
Читать про себя и понимать основное
содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих отдельные
неизученные языковые явления.
Определять тему/основную мысль
прочитанного текста. Определять
главные факты/события, опуская
второстепенные.
Прогнозировать содержание текста
по заголовку/началу текста.
Устанавливать логическую
последовательность основных
фактов.

Игнорировать неизученные языковые
явления, не мешающие понимать
основное содержание текста

часов
Тематическое планирование
5 класс (первый год обучения / один час в неделю)
Раздел/урок

Учебная
ситуация

Коммуникативные задачи в
познавательной сфере

Обучение аспектам языка
Лексика

Учись учиться
Грамматика

Kapitel 1 / Kennenlernen - Знакомство
Stunde 1

Kennenlernen

Stunde 2

Wie heißt du?

Stunde 3

Guten Tag, wie
geht es?

Stunden 4 - 5

Im Hotel

Stunde 6

Wer bin ich?

Stunde 7

Internet Chat

Познакомиться с учебником,
задачами обучения в 5 классе.
Учиться приветствовать людей;
представляться и говорить, где ты
живёшь / проживаешь; заполнять
анкету; произносить имя по буквам;
говорить, что ты любишь

Консолидировать знания по
изученным темам, учиться
самостоятельно использовать
их и представлять на

Hallo. Tschüs. Guten Tag. Guten
Morgen. Guten Abend. Auf
Wiedersehen.
ich, du, Sie; heißen, leben,
wohnen, mögen, sein

Hi. Gute Nacht. Grüß Gott. Wie
geht es dir / Ihnen? Danke, gut.
Danke, jetzt schon wieder super.
Servus. Tschau. Ade. Tschüs.
Wie heißen Sie? / bitte / Wo
wohnen Sie? / in / Altstraße, 2 /
Nummer 5 / Deutschland

Личные местоимения /
Учим язык с
вопросы с
рифмой - рэп
вопросительным словом и
ответы на них / порядок
слов в предложении
Спряжение глаголов в 1 3 лице единственного
числа в настоящем
времени
Спряжение глаголов в 3
лице множественного
числа в настоящем
времени / числительные
от 1-5
Спряжение немецких
глаголов в настоящем
времени

Was magst du? - Ich mag... . /
spielen / Volleyball / Kino /
Basketball / Judo / Tischtennis
/Fußball / Musik / Karate / noch
„Ich erzähle über mich“

Stunde 8

Stunde 9

Das kannst
du

немецком языке
Проконтролировать степень
сформированности
коммуникативных умений и
усвоение изученного
материала

Teste dein Deutsch!

Резервный урок

Kinder Russland

Kapitel 2 / Meine Klasse — Мой класс
Учиться называть числа от 0 — 1000;
диктовать телефонные номера

Stunde 1

Die Neue

Stunde 2

Pause

Das ist … . Die Schule ist aus. /
die Pause / Radfahren / der (die)
(Schul)Freund (in) / zusammen /
Was machst du? / heute
Nachmittag / keine Ahnung

Stunde 3 - 4

Der Zahlen Rap
Schulsachen

Числительные от 0 — 12; 13 —
19; 20 — 1000 /
Schulsachen: der Rucksack, der
Zirkel, das Buch, der Klebstoff,
der Spitzer, der Bleistift, der

Stunde 5

Unterricht / Englisch,
Mathematik, Geografie / Geo,
Sport, Deutsch, Biologie /Bio /
hassen / Na ja, es geht.

Личные местоимения er /
sie, wir, ihr; спряжение
глаголов kommen,heißen,
mögen, sein в настоящем
времени; отрицание с
глаголами nicht
Притяжательные
местоимения mein, dein /
спряжение глаголов
spielen, hören, machen в
настоящем времени /
Образование
вопросительного
предложения с глаголом
machen, начинающегося с
вопросительного слова
Was
Количественные
числительные
Склонение
существительных в
именительном падеже

Карточки для
запоминания
существитель
ных

Radiergummi, der Filzstift, die
Schere, das Heft, der Füller, das
Lineal, der Kuli, die Tafel, die
Uhr, der Computer, die Brille, das
Mäppchen, die CD / Das ist m (ein
(e) … .
Stunde 6

Meine Freunde
und meine
Schule

Stunde 7

Kinder Russland

Stunde 8
Stunde 9

Kinder Russland
Das kannst
du

Понимать текст о школьных друзьях
Учиться говорить о людях и
предметах; говорить, что ты любишь,
а что нет
Консолидировать знания по
изученным темам, учиться
самостоятельно использовать их и
представлять на немецком языке

(Nominativ)
Немецкие артикли der,
das, die, ein, eine
Отрицание nein

Отрицание nicht
Предлоги in, aus
Wörter raten — Угадываем слова

Множественное число
существительных

Steckbrief - Анкета
Проконтролировать степень
сформированности
коммуникативных умений и
усвоение изученного
материала

Teste dein Deutsch!

Kapitel 3 / Tiere - Животные
Stunde 1

Tiergeräusche

Stunde 2

Lieblingstiere

Говорить о животных

Tiere: der Schmetterling, der
Pinguin, die Schildkröte, das
Meerschweinchen, der
Kanarienvogel, der Hamster, die
Maus, der Hund, der Bison, die
Kuh, die Spinne, der Tiger, der
Wolf, das Pferd, das Lama, die
Antilope, das Känguru
Hast du ein Haustier? Ich habe
k(ein) / k(eine) / k(einen) … . Er /
sie / es heißt … .

Повторение
грамматического
материала (артикли /
личные местоимения).
Глагол haben / ich habe ein
(eine) ... . Sie (er / es)
heißt ... .
Винительный падеж
существительных
(Akkusativ)
Отрицание с

Способы
запоминания
артиклей и
формы
множественно
го числа

Повторение глаголов sein,
kommen, mögen, haben, spielen,
lernen, heißen
Spielst du ... / Spielen Sie … ?

Stunde 3

Grammatik
spielen

Stunde 4

Interviews in
der Klasse
Tiere und
Farben

Проводить и интервью в классе

Tiere in
Deutschland

Понимать текст о животных

Stunde 5

Stunde 6
Stunde 7

Kinder Russland

Stunde 8

Das kannst
du

Stunde 9

Kleine
Pause

Stunde 1

Познакомиться с грамматическим
gelb, braun, weiß, rot, grün,
материалом
grau, schwarz, blau
Описывать животных; называть цвета

Консолидировать знания по
изученным темам, учиться
самостоятельно использовать их и
представлять на немецком языке

существительными kein
Особенности спряжения
глагола haben
Вопросы, требующие
ответа «да» или «нет» /
Образование общих
вопросов в настоящем
времени: du / Sie - Form
Вопросы, требующие
ответа «да» или «нет» /
Образование общих
вопросов в настоящем
времени: du / Sie – Form
Образование формы
множественного числа
существительных

Tiere in Russland: der Amurtiger, das Eichhörnchen,
der Hase, der Seebär, das Walross, der Ziesel, der
Bär, der Fuchs, der Polarfuchs, der Pferdespringer,
das Wildschwein, der Elch, das Rentier, die Robbe,
Zentralrussland, Südrussland, der Ural, Sibirien,
Westrussland, Ferner Osten

Проконтролировать степень
Teste dein Deutsch!
сформированности
коммуникативных умений и
усвоение изученного
материала
Повторить пройденный ранее
Projekt „Was kennt / findet ihr in Russland aus Deutsch, Österreich oder Schweiz?“
учебный материал
Kapitel 4 / Mein Schultag — Мой день в школе

Lea, aufstehen!

Познакомиться с грамматическим
материалом
Называть время и дни недели

Um Viertel nach (zu) sieben, eine
Stunde Mittagspause, um 6 Uhr
30, von 8 Uhr 30 bis 16 Uhr / im

Указание времени
Порядок слов в
предложении

Карточки для
запоминания

Stunde 2

Sprechen üben

Stunde 3

Leas Schultag

Stunde 4-5

Leas
Stundenplan

Stunde 6

Lieblingsfächer

Stunde 7

Kinder Russland

Stunde 8

Das kannst du

Учиться читать письмо о школе в
Хайдельберге, узнать о типах
немецких школ в Германии
Понимать и составлять тексты о
школе
Познакомиться с расписанием уроков
в немецкой школе, учиться говорить
о своём дне в школе
Описывать свой распорядок дня
Познакомиться с грамматическим
материалом

Консолидировать знания по
изученным темам, учиться
самостоятельно использовать их и
представлять на немецком языке
Проконтролировать степень
сформированности
коммуникативных умений и
усвоение изученного материала

Bett sein
Wie spät ist es? Es ist 7 Uhr. Es ist
10 nach 7. Es ist Viertel nach 7. Es
ist halb 8. Es ist Viertel vor 8.

Предлоги von … bis
Указание времени
Порядок слов в
предложении
Предлоги nach, vor
Указание времени
Порядок слов в
предложении

Kunst, Geschichte, Erdkunde,
Ethik / Religion, Klassen – AG,
Internet – AG, Video – AG,
Fitness – AG;
Hausarbeitsbetreuung
Wie? Wann?

Указание времени
Предлог am

Образование
вопросительных
предложений в
настоящем времени
(специальные вопросы)

Mein Stundenplan

Teste dein Deutsch!

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Горизонты. М.М. Аверин и др, Просвещение.

вопросительн
ых слов

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Учебник для общеобразовательных организаций Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс / М. М. Аверин
и др., - 10-е издание – М.: Просвещение, 2020.
2. Рабочие программы. 5-9 класс.
3. Книга для учителя к учебнику.
4. Аудиоприложение (MP3) к учебнику, рабочей тетради, книге для учителя.
5. Контрольные задания. 5-9 класс
6. Лексика и грамматика. Сборник упражнений.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.pros.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».