АДАПТИРОВАНННАЯ РП ГЕОГРАФИЯ 5-6 КЛАСС

Приложение к ООП ООО (ФГОС 2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ(УЧЕБНОМУ КУРСУ/ КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ)
«__география
Наименование учебного предмета/учебного курса/учебного модуля
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

_Базовый____________________
Для 5-6 классов

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (АООП ООО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных
потребностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП ООО самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии с ФГОС ООО с
привлечением органов самоуправления (совета образовательной организации, попечительского совета, управляющего совета и др.),
обеспечивающих государственно-общественный характер управления Организацией.
АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР 7
(варианты 7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных
образовательных условий на уровне основного общего образования. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП начального
общего образования является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей
программы основного общего образования «География», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ:
она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного предмета «География»;
устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по
разделам и темам курса; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную)
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета
«География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для
объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное
мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения
научных знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета
«География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной
научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом,
другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении
разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими.
Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет
«География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это
связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с
текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать
познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития
способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов,
внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в
ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной
основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в Примерной рабочей программе основного общего
образования.

Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира; овладении знаниями
о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и
иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
 формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических
знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества
и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты
людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных
и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
 овладение основами картографической грамотности;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения
и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного
предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической) и речевой деятельности;
повышение познавательной активности; формирование умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного
материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к
обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной регуляции,
умственной работоспособности, эмоционально-личностных особенностей и направленности интересов:
 ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических
функций, их качеств и свойств;

 преодоление речевого недоразвития на материале курса географии (накопление словарного запаса, овладение разными формами
и видами речевой деятельности);
 использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей природной
действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;
 учет индивидуальных особенностей и интересов;
 создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, повышения познавательной
активности обучающихся с ЗПР;
 использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей обучения;
 создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического
здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарногигиенических правил и норм);
 усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие содержания предмета, «приближает» его к
обучающемуся. Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и потому краеведческая
составляющая в содержании географии обладает высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии по
освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум,
исследовательская лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы восприятия
новой информации, воображение, чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в
конечном итоге – создать условия для роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение системного эффекта в общекультурном,
личностном и познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического потенциала региональных
(краеведческих) особенностей содержания образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении
общего базового уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР программа построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает
повторяемость тем. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению
элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или целых
разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в содержании программы курсивом. Определение
количества часов на изучение отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционнообразовательной работе следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без чего невозможно
полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на уроке.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды деятельности, специфичные для данной
категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «География»: усиление
предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы,
образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и клише.
Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с
обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ, работа с атласом и контурными картами, которые
способствует развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки и активизации
познавательной деятельности. Практические работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету
и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:
 работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно-популярной информацией (составить план, схему, заполнить
таблицу, найти ответ на вопрос);
 воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных слов, понятий, инструкций, плана);
 работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями;
 работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному
заданию;
 составление плана помещения, местности по описанию или заданным параметрам;
 работа со справочными материалами, различными источниками информации, словарем терминов;
 конспектирование статей из дополнительного материала;
 анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
 составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц)
необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет
«География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является обязательным для изучения. Освоение

содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в
курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной
образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного
процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная
(инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой должна быть сохранена полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Введение. География – наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления.
Географические методы изучения объектов и явлений1. Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации
данных2.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея.
Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия
М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света – экспедиция Х. Колумба. Первое
1. Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.
2

Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой осуществляется в конце учебного года.

кругосветное плавание экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих
географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Русские путешественники и
мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский). (Русская
экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева – открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические
открытия Новейшего времени. (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших
впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса
для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.
РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения
расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности неровностей
земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности
в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
2. Составление описания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической
карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты.
Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.
Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах.
Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности
людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации.

Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.
РАЗДЕЛ 3. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Влияние
космоса на нашу планету и жизнь людей. Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения
Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги.
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Календарь – как система измерения больших промежутков времени,
основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.
Практическая работа
1. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от
географической широты и времени года на территории России.
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 1. Литосфера – каменная оболочка Земли
Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.
Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных
пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и
причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии
сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды
выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа
суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного
рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную
поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по
происхождению. Ложе Океана, его рельеф.
Практическая работа

1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»
Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных
вод, растительного и животного мира.
Практическая работа
1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения.
Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод
Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы.
Стихийные явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники:
горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия
образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.

Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода
температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.
Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных
осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия
метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте.
Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом.
Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между
данными элементами погоды.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли.
Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.
Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные,
региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её
строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
Рабочая программа по учебному предмету «География»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Что изучает география?
Географические объекты,
процессы и явления

1

2

Географические методы
изучения объектов и явлений.
Практическая работа
"Организация фенологических
наблюдений в природе:
планирование, участие в
групповой работе, форма
систематизации данных"

1

0.5

3

Представления о мире в
древности. Практическая работа
"Сравнение карт Эратосфена,
Птолемея и современных карт по
предложенным учителем
вопросам"

1

0.5

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650186

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886502ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865041a

4

География в эпоху
Средневековья

1

5

Эпоха Великих географических
открытий

1

6

Первое кругосветное плавание.
Карта мира после эпохи Великих
географических открытий

1

7

Географические открытия
XVII—XIX вв. Поиски Южной
Земли — открытие Австралии

1

8

Русские путешественники и
мореплаватели на северо-востоке
Азии. Первая русская
кругосветная экспедиция

1

9

Географические исследования в
ХХ в. Географические открытия
Новейшего времени.
Практическая работа
"Обозначение на контурной
карте географических объектов,
открытых в разные периоды"

1

10

Виды изображения земной
поверхности. Планы местности.
Условные знаки

1

11

Масштаб. Способы определения
расстояний на местности.
Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по плану местности"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650528

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650640

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650776

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650924

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650b04

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650c26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650d70

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88650f0a

12

Глазомерная, полярная и
маршрутная съёмка местности

1

13

Изображение на планах
местности неровностей земной
поверхности. Абсолютная и
относительная высоты.
Профессия топограф

1

14

Ориентирование по плану
местности. Разнообразие планов
и области их применения.
Практическая работа
"Составление описания
маршрута по плану местности"

1

15

Различия глобуса и
географических карт. Способы
перехода от сферической
поверхности глобуса к плоскости
географической карты

1

16

Градусная сеть на глобусе и
картах. Параллели и меридианы.
Географические координаты.
Практическая работа
"Определение географических
координат объектов и
определение объектов по их
географическим координатам"

1

0.5

17

Определение расстояний по
глобусу. Искажения на карте.
Определение расстояний с

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651090

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651252

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865139c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886514b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886516bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886519be

помощью масштаба и градусной
сети. Практическая работа
"Определение направлений и
расстояний по карте полушарий"

18

Разнообразие географических
карт и их классификации.
Способы изображения на
мелкомасштабных
географических картах.
Изображение на физических
картах высот и глубин

1

19

Географический атлас.
Использование карт в жизни и
хозяйственной деятельности
людей. Система космической
навигации. Геоинформационные
системы. Профессия картограф

1

20

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа
по разделу "Изображения земной
поверхности"

1

21

Земля в Солнечной системе.
Гипотезы возникновения Земли.
Форма, размеры Земли, их
географические следствия

1

22

Движения Земли.
Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца.
Дни весеннего и осеннего

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651ad6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651bf8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88651d92

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652008

равноденствия, летнего и
зимнего солнцестояния

23

Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса
освещённости. Тропики и
полярные круги

1

24

Вращение Земли вокруг своей
оси. Смена дня и ночи на Земле.
Практическая работа "Выявление
закономерностей изменения
продолжительности дня и
высоты Солнца над горизонтом в
зависимости от географической
широты и времени года на
территории России"

1

25

Резервный урок. Обобщающее
повторение. Контрольная работа
по теме "Земля — планета
Солнечной системы"

1

26

Литосфера — твёрдая оболочка
Земли. Методы изучения земных
глубин. Внутреннее строение
Земли

1

27

Строение земной коры. Вещества
земной коры: минералы и горные
породы. Образование горных
пород

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886521c0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886522ec

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865240e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886525b2

28

Проявления внутренних и
внешних процессов образования
рельефа. Движение литосферных
плит. Образование вулканов и
причины землетрясений.
Профессии сейсмолог и
вулканолог

1

29

Разрушение и изменение горных
пород и минералов под
действием внешних и
внутренних процессов.
Формирование рельефа земной
поверхности как результат
действия внутренних и внешних
сил

1

30

Рельеф земной поверхности и
методы его изучения.
Практическая работа "Описание
горной системы или равнины по
физической карте"

1

31

Человек и литосфера

1

32

Рельеф дна Мирового океана.
Острова, их типы по
происхождению

1

33

Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Литосфера —
каменная оболочка Земли"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652724

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652972

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652bf2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652d50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652e68

1

34

Сезонные изменения.
Практическая работа «Анализ
результатов фенологических
наблюдений и наблюдений за
погодой»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

34

0.5

3

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88652f9e

6 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

1

Гидросфера и
методы её
изучения.
Части
гидросферы.
Мировой
круговорот
воды.
Значение
гидросферы

2

Исследования
вод Мирового
океана.
Профессия
океанолог.
Солёность и
температура
океанических
вод.
Океанические
течения

1

3

Мировой
океан и его
части

1

4

Движения вод
Мирового
океана.
Стихийные
явления в
Мировом
океане.
Способы
изучения и
наблюдения
за
загрязнением
вод Мирового
океана

Контрол
ьные
работы

Практич
еские
работы

Дата
изуче
ния

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
30d4

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
31ec

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
3502

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
36e2

5

Воды суши.
Способы
изображения
внутренних
вод на картах.
Реки.
Практическая
работа
"Сравнение
двух рек
(России и
мира) по
заданным
признакам"

6

Озёра.
Профессия
гидролог.
Практическая
работа
"Характерист
ика одного из
крупнейших
озёр России
по плану в
форме
презентации"

1

7

Подземные
воды, их
происхожден
ие, условия
залегания и
использовани
я.
Минеральные
источники

1

8

Природные
ледники:
горные и
покровные.
Профессия
гляциолог.
Многолетняя
мерзлота

Билиотека ЦОК
1

0.5

https://m.edsoo.ru/8865
3994

Билиотека ЦОК
0.5

https://m.edsoo.ru/8865
3b2e

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
3e12

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
3f5c

9

Человек и
гидросфера.
Практическая
работа
"Составление
перечня
поверхностны
х водных
объектов
своего края и
их
систематизац
ия в форме
таблицы"

1

10

Резервный
урок.
Обобщающее
повторение.
Контрольная
работа по
теме
"Гидросфера
— водная
оболочка
Земли"

1

11

Воздушная
оболочка
Земли:
газовый
состав,
строение и
значение
атмосферы

1

12

Температура
воздуха.
Суточный ход
температуры
воздуха

1

13

Годовой ход
температуры
воздуха

1

14

Атмосферное
давление.
Ветер и

Билиотека ЦОК
0.5

https://m.edsoo.ru/8865
4074

0.5

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
4466

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
45c4

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
46e6

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
4844

причины его
возникновени
я. Роза ветров

15

Вода в
атмосфере.
Влажность
воздуха.
Облака и их
виды. Туман

16

Образование
и выпадение
атмосферных
осадков.
Виды
атмосферных
осадков

17

Погода и её
показатели.
Причины
изменения
погоды.
Практическая
работа
"Представлен
ие
результатов
наблюдения
за погодой
своей
местности в
виде розы
ветров"

1

Климат и
климатообраз
ующие
факторы.
Зависимость
климата от
географическ
ой широты и
высоты
местности
над уровнем
моря

1

18

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
49ca

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
4b14

0.5

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru
/88654c54

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
4f2e

19

Человек и
атмосфера.
Адаптация
человека к
климатически
м условиям.
Стихийные
явления в
атмосфере

20

Профессия
метеоролог.
Практическая
работа
«Анализ
графиков
суточного
хода
температуры
воздуха и
относительно
й влажности с
целью
установления
зависимости
между
данными
элементами
погоды»

1

21

Современные
изменения
климата.
Способы
изучения и
наблюдения
за
глобальным
климатом.
Профессия
климатолог

1

22

Резервный
урок.
Обобщающее
повторение.
Контрольная
работа по

1

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
51a4

Билиотека ЦОК
0.5

https://m.edsoo.ru/8865
5302

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
541a

0.5

теме
"Атмосфера
— воздушная
оболочка"

23

Биосфера —
оболочка
жизни.
Границы
биосферы.
Профессии
биогеограф и
геоэколог

Билиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru

1

/88655654

24

Растительный
и животный
мир Земли.
Его
разнообразие.
Практическая
работа
"Характерист
ика
растительност
и участка
местности
своего края"

25

Приспособле
ние живых
организмов к
среде
обитания в
разных
природных
зонах

1

26

Жизнь в
океане.
Изменение
животного и
растительног
о мира океана
с глубиной и
географическ
ой широтой

1

27

Человек как
часть

1

Билиотека ЦОК
1

0.5

https://m.edsoo.ru/8865
57c6

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
5942

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
5af0

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
5e24

биосферы.
Распростране
ние людей на
Земле.
Исследования
и
экологически
е проблемы

28

Резервный
урок.
Контрольная
работа по
теме
"Биосфера —
оболочка
жизни"

29

Взаимосвязь
оболочек
Земли.
Понятие о
природном
комплексе.
Природнотерриториаль
ный комплекс

30

Природные
комплексы
своей
местности.
Практическая
работа
"Характерист
ика
локального
природного
комплекса"

1

31

Круговороты
веществ на
Земле

1

32

Почва, её
строение и
состав.
Охрана почв

1

1

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
5f50

Билиотека ЦОК
0.5

https://m.edsoo.ru/8865
60ae

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
627a

Билиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/8865
63ba

33

Резервный
урок.
Природная
среда. Охрана
природы.
Природные
особо
охраняемые
территории.
Всемирное
наследие
ЮНЕСКО

1

34

Резервный
урок.
Обобщающее
повторение.
Контрольная
работа по
теме "
Природнотерриториаль
ные
комплексы"

1

1

34

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865
64dc

3.5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».