АДАПТИРОВАННАЯ РП ГЕОГРАФИЯ 8-9 КЛАСС

Приложение к ООП ООО (ФГОС 2021)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ(УЧЕБНОМУ КУРСУ/ КУРСУ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ)
«__география»
Наименование учебного предмета/учебного курса/учебного модуля
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

_Базовый____________________
Для 8-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на
уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования
«География», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих
авторских программ: она даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР
средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное распределение
учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психологических
особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам
освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития, требований к результатам обучения географии, а также основных видов
деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение
предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения

географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний основано
на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость
предмета «География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении
представлений о целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об
отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между
деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании
потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета
обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления
мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического
воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную
трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти,
речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями
самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в
тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать
познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения,
обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной
деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и
характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение

изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам,
поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в Примерной рабочей программе
основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в формировании географической картины мира;
овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социальноэкономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве
России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии
устойчивого развития в масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает следующие задачи:
 формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды
и рационального пользования;
 формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
 формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности
Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на
разных материках и в отдельных странах;
 овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе
экологических параметров;

 овладение основами картографической грамотности;
 овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
 формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной
жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «География», направленные на развитие мыслительной (в том числе знаковосимволической) и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование умения
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных
действий; создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на создании оптимальных условий для
усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебнопознавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоциональноличностных особенностей и направленности интересов:
 ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон личности обучающегося с ЗПР, наиболее
важных психических функций, их качеств и свойств;
 преодоление речевого недоразвития на материале курса географии (накопление словарного запаса, овладение
разными формами и видами речевой деятельности);
 использование и коррекция самостоятельно приобретенных обучающимися представлений об окружающей
природной действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;
 учет индивидуальных особенностей и интересов;
 создание комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
 использование специальных методов, приемов, средств, обходных путей обучения;

 создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического
и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие содержания предмета, «приближает»
его к обучающемуся. Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и
потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает высокими мотивирующими качествами.
Формы проведения уроков географии по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная
и виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская лаборатория и др.), позволяют
комплексно воздействовать на обучающегося: активизировать способы восприятия новой информации,
воображение, чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом и обучающимся, а в
конечном итоге – создать условия для роста качества образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает достижение системного эффекта в
общекультурном, личностном и познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему материал должен быть
адаптированным для обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
программа построена по линейно-концентрическому принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем
постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных
географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных тем или
целых разделов для обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в содержании программы
курсивом. Определение количества часов на изучение отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного анализа и синтеза, поэтому акцент в
коррекционно-образовательной работе следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического
мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В данной связи должна быть четко
организована деятельность обучающихся на уроке.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и
характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение
содержания образования по предмету «География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо использовать опорные слова и
клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ, работа с атласом и контурными
картами, которые способствует развитию и коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики,
пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические работы позволяют
формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими
умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении географии:
 работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно-популярной информацией (составить план,
схему, заполнить таблицу, найти ответ на вопрос);
 воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием опорных слов, понятий, инструкций,
плана);
 работа с определениями, свойствами и другими географическими понятиями;
 работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами, таблицами, цифровым материалом
по конкретному заданию;
 составление плана помещения, местности по описанию или заданным параметрам;
 работа со справочными материалами, различными источниками информации, словарем терминов;
 конспектирование статей из дополнительного материала;
 анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
 составление плана и последовательности действий.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. При работе над лексикой, в
том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже
известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в
речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует
ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по 2 часа в 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками
образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей
программой должна быть сохранена полностью.
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI–XVI вв. Расширение территории России в
XVI–XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.

Практическая работа
1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на
основе анализа географических карт.
Тема 2. Географическое положение и границы России
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и
сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона
Российской Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи
России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в
хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование территории
Федеративное
устройство
России.
Субъекты
Российской
Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные
округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды
районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская
часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад
России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью
выявления состава и особенностей географического положения.
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИ

Тема 1. Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал
и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации.
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные
ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Практическая работа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на
территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы
рельефа и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением,
рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие
рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения.
Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под
влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
1. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
2. Объяснение особенностей рельефа своего края.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная
радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных
масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по
территории России. Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты, циклоны и
антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Изменение
климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную

деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории
страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые
климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Особенности климата своего края.
Практические работы
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних
температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны.
3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность
населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы
России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в
жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества
водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные
ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы
1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства,
различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их
хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв
и их загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие.
Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы.
Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия
ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России.
Практические работы
1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и
хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.
РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Тема 1. Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения
России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их
географические различия в пределах разных регионов России. Геодемографическое положение России. Основные
меры современной демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции (механическое
движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост
населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная
политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России.
Практическая работа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения
отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона.
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель

освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской
Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в
России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль
городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города. Сельская местность и
современные тенденции сельского расселения.
Тема 3. Народы и религии России
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и
развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные
этносы. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных
округов РФ».
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических
районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды.
Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского
населения России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных
пирамид.
Тема 5. Человеческий капитал России
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения
трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России
и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его ИЧР и его географические
различия.
Практическая работа

1. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения.
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и
территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их
связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как
фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты.
Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного
освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на
период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты
Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как
«геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и
факторы размещения хозяйства. Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных
современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место
России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом
производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве
электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на
окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года».

Практические работы
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения
России в различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чёрных и цветных металлов.
Особенности технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных
отраслей металлургического комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов:
основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии России до 2030 года».
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана
окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы
развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития
отраслей машиностроительного комплекса.
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе
анализа различных источников информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом
производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и
нефтехимического комплекса на период до 2030 года».

Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса.
Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии
развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года».
Практическая работа
1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11)
и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и №
18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве,
отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы.
Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных
отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей
среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
«Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до
2030 года». Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство – место
и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный,

автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030
года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура».
Практические работы
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках
и объяснение выявленных различий.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития
Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства
и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ).
Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской
Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе
анализа статистических материалов.
РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России,
Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности
природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и
перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню

социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню
социально-экономического развития на основе статистических данных.
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение.
Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по
уровню социально-экономического развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по
заданным критериям.
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации
«Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных
экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ.
ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных,
культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных
формах. Тематика практических работ указана в содержании программы по годам обучения.
Виды и формы контроля:







устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;
тематическое тестирование;
практические работы;
зачеты;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела
в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная
функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с
ЗПР.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала
по географии на конец учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России;
ценностное отношение к достижениям российских ученых-исследователей;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной
деятельности;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе географических
знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;

понимание активного неприятия действий, приносящих вред окружающей среде;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве,
адекватной возрасту обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на алгоритм учебных действий факты и
явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели географических процессов с
выделением существенных характеристик объекта;
определять возможные источники необходимых географических сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения, причинно-следственные связи и
зависимости в географических явлениях;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
информационного поиска;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и форм представления (географические
карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией

организовывать учебное взаимодействие в группе для решения эколого-географических проблем (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на примере экологических знаний);
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности, определять позитивные
изменения и направления, требующие дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, осознавать
после предварительного анализа роль географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды
на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации,
мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь
объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в системе научных дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических закономерностях, определяющих развитие
человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах;

владеть базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии, уметь их
использовать для решения учебных и практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их
существенных признаков с опорой на алгоритм учебных действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их известных характерных свойств с
помощью учителя или с опорой на карту;
устанавливать на основе алгоритма учебных действий и/или после предварительного анализа взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой
на план, ключевые слова;
объяснять после предварительного анализа влияние изученных географических объектов и явлений на
качество жизни человека и качество окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения
учебных, практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий, а также практических задач
в повседневной жизни;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим
картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или
противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов с использованием плана,
презентации (с использованием источников дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);

уметь оценивать после предварительного анализа характер взаимодействия деятельности человека и
компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи геоэкологического содержания для
определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в
сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «География распределенные по
годам обучения.

8 КЛАСС
Характеризовать с опорой на алгоритм учебных действий основные этапы истории формирования и изучения
территории России;
находить после предварительного анализа в различных источниках информации факты, позволяющие
определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;
характеризовать с опорой на план географическое положение России с использованием информации из
различных источников;
иметь представление о федеральных округах, крупных географических районах и макрорегионах России;
приводить с опорой на источник информации примеры субъектов Российской Федерации разных видов и
показывать их на географической карте;
иметь представление о влиянии географического положения регионов России на особенности природы, жизнь
и хозяйственную деятельность населения;
использовать с помощью учителя знания о государственной территории и исключительной экономической
зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практикоориентированных задач;
иметь представление о степени благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
проводить после предварительного анализа классификацию природных ресурсов;

иметь представление о типах природопользования;
выбирать и использовать с помощью учителя источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических
структур, слагающих территорию; объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и
метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
сравнивать и объяснять после предварительного анализа особенности компонентов природы отдельных
территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об
особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть с опорой на источник информации географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны, отдельных регионов и своей местности;
иметь представление о распространении по территории страны областей современного горообразования,
землетрясений и вулканизма;
применять с помощью учителя понятия: «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна»,
«солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент
увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать и прогнозировать после предварительного анализа погоду территории по карте погоды;
использовать с помощью учителя понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения
особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
проводить после предварительного анализа классификацию типов климата и почв России;
иметь представление о показателях, характеризующих состояние окружающей среды;
показывать с опорой на источник информации на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы
рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов
и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения
многолетней мерзлоты;

приводить с опорой на справочный материал примеры: мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; рационального и нерационального
природопользования; особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений,
занесённых в Красную книгу России;
выбирать с помощью учителя источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей
населения России;
приводить с опорой на справочный материал примеры адаптации человека к разнообразным природным
условиям на территории страны;
сравнивать после предварительного анализа показатели воспроизводства и качества населения России
с мировыми показателями и показателями других стран;
иметь представление о демографических процессах и явлениях, характеризующих динамику численности
населения России, её отдельных регионов и своего края;
проводить после предварительного анализа классификацию населённых пунктов и регионов России по
заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и
размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе
населения для решения практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий в контексте
реальной жизни;
применять с помощью учителя понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»,
«миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения», «основная полоса (зона)
расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура
населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный
возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
представлять после предварительного анализа в различных формах (таблица, график, географическое
описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач.

9 КЛАСС
Выбирать с помощью учителя и использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей населения и (или) хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания)
географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
выбирать и использовать информацию из различных географических источников (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных действий: сравнивать и оценивать
влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития
энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
классифицировать после предварительного анализа субъекты Российской Федерации по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
иметь представление об изученных географических объектах, процессах и явлениях: хозяйство России (состав,
отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства,
современные формы размещения производства), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный
продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и ее регионов,
природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал, топливно-энергетический комплекс (ТЭК),
факторы размещения предприятий ТЭК, машиностроительный комплекс, факторы размещения
машиностроительных предприятий, черная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий
металлургического комплекса, химическая промышленность, факторы размещения отдельных отраслей
химической
промышленности,
лесопромышленный
комплекс,
факторы
размещения
предприятий
лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы размещения предприятий
агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг, факторы размещения предприятий и организаций сферы услуг,
виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот, территории опережающего развития (ТОР), Арктическая зона и
зона Севера России;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и
территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач;

решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи геоэкологического содержания для
определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в
сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия:
объяснять с опорой на план особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов,
размещения отдельных предприятий; оценивать после предварительного анализа условия отдельных территорий
для размещения предприятий и различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий; об
особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;
оценивать после предварительного анализа финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные,
социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных
решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики;
иметь представления об основных особенностях хозяйства России; влияние географического положения
России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой
энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России, место и роль
России в мировом хозяйстве, оценивать после предварительного анализа влияние географического положения
отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
сравнивать после предварительного анализа географическое положение, географические особенности
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства макрорегионов России;
после предварительного анализа делать выводы о воздействии человеческой деятельности на окружающую
среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического
развития России, месте и роли России в мире.
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

Тема урока

История освоения и заселения

Всего

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

2
3

4

5

6

7

8
9

территории современной России в
XI—XVI вв.
Расширение территории России в
XVI—XIX вв. Русские
первопроходцы
Изменения внешних границ
России в ХХ в.
Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
"Представление в виде таблицы
сведений об изменении границ
России на разных исторических
этапах на основе анализа
географических карт"
Государственная территория
России. Территориальные воды.
Государственная граница России.
Географическое положение России
Границы Российской Федерации.
Страны — соседи России. Моря,
омывающие территорию России
Резервный урок. Обобщающее
повторение по темам "История
формирования и освоения
территории России" и "
Географическое положение и
границы России"
Россия на карте часовых поясов
мира. Карта часовых зон России
Практическая работа
"Определение различия во времени

https://m.edsoo.ru/8865dc28

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865e088

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/8865e254

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865e3da

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865e506

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865e68c

1

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/8865e876

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ebe6

10

11

12

13

14

15

16

для разных городов России по
карте часовых зон"
Федеративное устройство России.
Субъекты Российской Федерации,
их равноправие и разнообразие
Федеральные округа.
Районирование. Виды
районирования территории
Макрорегионы России. Крупные
географические районы России.
Практическая работа
"Обозначение на контурной карте
и сравнение границ федеральных
округов и макрорегионов с целью
выявления состава и особенностей
географического положения"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Географическое пространство
России"
Природные условия и природные
ресурсы. Классификации
природных ресурсов
Природно-ресурсный капитал и
экологический потенциал России.
Принципы рационального
природопользования и методы их
реализации
Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального
использования. Основные

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865ed94

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865f140

1

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865f2b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865f410

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865f5b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865f6e0

17

18

19

20

21

22

23
24

ресурсные базы
Практическая работа
"Характеристика природноресурсного капитала своего края
по картам и статистическим
материалам"
Основные этапы формирования
земной коры на территории
России. Платформы и плиты.
Пояса горообразования.
Геохронологическая таблица
Основные формы рельефа и
особенности их распространения
на территории России
Зависимость между тектоническим
строением, рельефом и
размещением основных групп
полезных ископаемых по
территории страны
Современные процессы,
формирующие рельеф. Области
современного горообразования,
землетрясений и вулканизма
Влияние внешних процессов на
формирование рельефа. Древнее и
современное оледенения
Практическая работа "Объяснение
распространения по территории
России опасных геологических
явлений"
Изменение рельефа под влиянием

1

1

https://m.edsoo.ru/8865f91a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865fcf8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865fe4c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8865ff6e

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/8865f7f8

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886600e0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88660284

Библиотека ЦОК

25
26

27

28

29

30

деятельности человека.
Антропогенные формы рельефа
Особенности рельефа своего края.
Практическая работа "Объяснение
особенностей рельефа своего края"
Факторы, определяющие климат
России
Основные типы воздушных масс и
их циркуляция на территории
России. Атмосферные фронты,
циклоны и антициклоны. Карты
погоды. Практическая работа
"Описание и прогнозирование
погоды территории по карте
погоды"
Распределение температуры
воздуха по территории России
Распределение атмосферных
осадков по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Практическая работа
"Определение и объяснение по
картам закономерностей
распределения солнечной
радиации, средних температур
января и июля, годового
количества атмосферных осадков,
испаряемости по территории
страны"
Климатические пояса и типы
климатов России, их

https://m.edsoo.ru/88660414

1

0.5
Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88660554

0.5

1

https://m.edsoo.ru/88660888

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886609c8

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88660b58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88660d06

31

32

33

34

35

36

характеристики
Изменение климата под влиянием
естественных и антропогенных
факторов. Влияние климата на
жизнь и хозяйственную
деятельность населения.
Агроклиматические ресурсы.
Опасные и неблагоприятные
метеорологические явления
Особенности климата своего края.
Практическая работа "Оценка
влияния основных климатических
показателей своего края на жизнь
и хозяйственную деятельность
населения"
Моря как аквальные ПК
Реки России. Распределение рек по
бассейнам океанов. Практическая
работа "Объяснение
распространения опасных
гидрологических природных
явлений на территории страны"
Роль рек в жизни населения и
развитии хозяйства России.
Практическая работа "Сравнение
особенностей режима и характера
течения двух рек России"
Крупнейшие озёра, их
происхождение. Болота.
Подземные воды

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88660e64

0.5

https://m.edsoo.ru/88661030

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88661184

1

0.5

1

0.5

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886612d8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886614ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88661602

37

38

39

40

41

42

43

Ледники. Многолетняя мерзлота
Неравномерность распределения
водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути
сохранения качества водных
ресурсов. Внутренние воды и
водные ресурсы своего региона и
своей местности
Резервный урок. Контрольная
работа по разделу "Природа
России". Обобщающее повторение
по темам: "Геологическое
строение, рельеф и полезные
ископаемые", "Климат и
климатические ресурсы", "Моря
России и внутренние воды"
Почва — особый компонент
природы. Факторы образования
почв
Основные зональные типы почв,
их свойства, различия в
плодородии
Почвенные ресурсы России. Меры
по сохранению плодородия почв:
мелиорация земель, борьба с
эрозией почв и их загрязнением
Богатство растительного и
животного мира России: видовое
разнообразие, факторы, его
определяющие

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88661774

Библиотека ЦОК

1

1

1

1

1

1

https://m.edsoo.ru/886618dc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88661b48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88661c6a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88661d82

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88661f3a

44

45

46
47
48
49
50

51

52

53

Особенности растительного и
животного мира различных
природно-хозяйственных зон
России
Природно-хозяйственные зоны
России: взаимосвязь и
взаимообусловленность их
компонентов
Природно-хозяйственные зоны
России. Арктическая пустыня,
тундра и лесотундра
Природно-хозяйственные зоны
России. Тайга
Природно-хозяйственные зоны
России. Смешанные и
широколиственные леса
Природно-хозяйственные зоны
России. Степи и лесостепи
Природно-хозяйственные зоны
России. Пустыни и полупустыни
Высотная поясность в горах на
территории России. Горные
системы европейской части России
(Крымские горы, Кавказ, Урал)
Горные системы азиатской части
России. Практическая работа
"Объяснение различий структуры
высотной поясности в горных
системах"
Природные ресурсы природно-

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866219c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886622d2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88662462

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886625ac

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886626ce

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88662868

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886629bc

1

0.5

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88662af2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88662f20

54

55

56

57
58

хозяйственных зон и их
использование, экологические
проблемы. Практическая работа
"Анализ различных точек зрения о
влиянии глобальных
климатических изменений на
природу, на жизнь и
хозяйственную деятельность
населения на основе анализа
нескольких источников
информации"
Особо охраняемые природные
территории России и своего края.
Объекты Всемирного природного
наследия ЮНЕСКО; растения и
животные, занесённые в Красную
книгу России
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Природнохозяйственные зоны"
Динамика численности населения
России в XX—XXI вв. и факторы,
определяющие её. Переписи
населения России. Основные меры
современной демографической
политики государства
Естественное движение населения.
Географические различия в
пределах разных регионов России
Миграции. Государственная
миграционная политика

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88663182

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88663358

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/8866348e

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886635c4

59

60

61

62

63

Российской Федерации.
Практическая работа
«Определение по статистическим
данным общего, естественного
(или) миграционного прироста
населения отдельных субъектов
(федеральных округов) Российской
Федерации или своего региона»
Географические особенности
размещения населения. Основная
полоса расселения. Плотность
населения
Городское и сельское население.
Виды городских и сельских
населённых пунктов. Урбанизация
в России. Крупнейшие города и
городские агломерации. Роль
городов в жизни страны
Сельская местность и современные
тенденции сельского расселения
Резервный урок. Контрольная
работа по темам "Численность
населения России" и
"Территориальные особенности
размещения населения России"
Россия — многонациональное
государство. Крупнейшие народы
России и их расселение.
Титульные этносы. Практическая
работа "Построение картограммы
«Доля титульных этносов в

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886636dc

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886637f4

Библиотека ЦОК

1

1

1

https://m.edsoo.ru/8866393e

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88663a60

64
65

66

67

68

численности населения республик
и автономных округов РФ»
География религий. Объекты
Всемирного культурного наследия
ЮНЕСКО на территории России
Половой и возрастной состав
населения России
Половозрастные пирамиды.
Средняя прогнозируемая
продолжительность жизни
населения России. Практическая
работа "Объяснение динамики
половозрастного состава
населения России на основе
анализа половозрастных пирамид"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по темам "Народы и
религии России" и "Половой и
возрастной состав населения
России"
Понятие человеческого капитала.
Трудовые ресурсы, рабочая сила.
Качество населения и показатели,
характеризующие его. ИЧР и его
географические различия.
Практическая работа
"Классификация Федеральных
округов по особенностям
естественного и механического
движения населения"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88663b96

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88663ede

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88664014

1

1

68

0.5

2

10.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866450a

ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Тема урока

Состав хозяйства. Отраслевая
структура, функциональная и
территориальная структуры
хозяйства страны, факторы их
формирования и развития.
Факторы производства
Экономико-географическое
положение России как фактор
развития её хозяйства. ВВП и
ВРП. Экономические карты.
«Стратегия пространственного
развития Российской Федерации
на период до 2025 года».
Геостратегические территории
Производственный капитал.
Себестоимость и рентабельность
производства. Условия и
факторы размещения хозяйства.
Практическая работа
"Определение влияния
географического положения
России на особенности
отраслевой и территориальной
структуры хозяйства"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Общая

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

https://m.edsoo.ru/886647f8

Библиотека ЦОК

1

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК

1

1

Дата
изучени
я

https://m.edsoo.ru/8866497e

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88664d20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866505e

5

характеристика хозяйства
России"
ТЭК. Место России в мировой
добыче основных видов
топливных ресурсов. Угольная
промышленность

6

Нефтяная промышленность

1

7

Газовая промышленность

1

8

9

Электроэнергетика. Место
России в мировом производстве
электроэнергии. Основные типы
электростанций. Практическая
работа "Анализ статистических и
текстовых материалов с целью
сравнения стоимости
электроэнергии для населения
России в различных регионах"
Электростанции, использующие
возобновляемые источники
энергии. Энергосистемы.
Влияние ТЭК на окружающую
среду. Основные положения
"Энергетической стратегии
России на период до 2035 года".
Практическая работа
"Сравнительная оценка
возможностей для развития
энергетики ВИЭ в отдельных
регионах страны"

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886651bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886652f2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866541e

1

0.5

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665586

10

11

12

13

14

Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Топливноэнергетический комплекс (ТЭК)"
Металлургический комплекс.
Металлургические базы России.
Влияние металлургии на
окружающую среду. Основные
положения "Стратегии развития
чёрной и цветной металлургии
России до 2030 года"
Место России в мировом
производстве чёрных металлов.
Особенности технологии
производства чёрных металлов.
География металлургии чёрных
металлов: основные районы и
центры
Место России в мировом
производстве цветных металлов.
Особенности технологии
производства цветных металлов.
География металлургии цветных
металлов: основные районы и
центры. Практическая работа
"Выявление факторов, влияющих
на себестоимость производства
предприятий металлургического
комплекса в различных регионах
страны (по выбору)"
Машиностроительный комплекс.
Роль машиностроения в
реализации целей политики

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88665720

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88665892

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88665a5e

1

0.5

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665bbc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88665d2e

15

16

17

18

импортозамещения.
Практическая работа "Выявление
факторов, повлиявших на
размещение
машиностроительного
предприятия (по выбору) на
основе анализа различных
источников информации"
География важнейших отраслей
машиностроительного
комплекса: основные районы и
центры. Значение отрасли для
создания экологически
эффективного оборудования.
Перспективы развития
машиностроения России
Резервный урок. Контрольная
работа по темам
"Металлургический комплекс" и
"Машиностроительный
комплекс"
Химическая промышленность.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Место России в
мировом производстве
химической продукции
Факторы размещения
предприятий. Химическая
промышленность и охрана
окружающей среды. Основные
положения "Стратегии развития
химического и

Библиотека ЦОК

1

1

1

1

https://m.edsoo.ru/88665e78

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886660b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886662a6

19

20

21

22

23

нефтехимического комплекса на
период до 2030 года"
Лесопромышленный комплекс.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Место России в
мировом производстве
продукции лесного комплекса
География важнейших отраслей.
Лесное хозяйство и окружающая
среда. Практическая работа
"Анализ документов «Прогноз
развития лесного сектора
Российской Федерации до 2030
года» (Гл. 1, 3 и 11) и «Стратегия
развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030
года» (Гл. II и III, Приложения №
1 и № 18) с целью определения
перспектив и проблем развития
комплекса"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме "Химиколесной комплекс"
Агропромышленный комплекс.
Состав, место и значение в
экономике страны. Сельское
хозяйство. Сельское хозяйство и
окружающая среда
Растениеводство и
животноводство: география
основных отраслей

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88666684

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886667f6

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666a80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88666bc0

24

25

26

27

28

Пищевая промышленность.
Лёгкая промышленность. Состав,
место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения
предприятий. Лёгкая
промышленность и охрана
окружающей среды
"Стратегия развития
агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов
Российской Федерации на
период до 2030 года".
Особенности АПК своего края.
Практическая работа
"Определение влияния
природных и социальных
факторов на размещение
отраслей АПК"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Агропромышленный комплекс
(АПК)"
Инфраструктурный
комплекс.Транспорт. Состав,
место и значение в хозяйстве.
Крупнейшие транспортные узлы.
"Стратегия развития транспорта
России на период до 2030 года"
Морской и внутренний водный
транспорт. Практическая работа
"Анализ статистических данных
с целью определения доли

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88666f12

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866716a

1

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/886672e6

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866748a

29

30

31

32

33

34

отдельных морских бассейнов в
грузоперевозках и объяснение
выявленных различий"
География отдельных видов
транспорта. Основные
транспортные пути. Транспорт и
охрана окружающей среды
Информационная
инфраструктура. Основные
линии связи. Проблемы и
перспективы развития
комплекса. Федеральный проект
"Информационная
инфраструктура"
Рекреационное хозяйство.
Практическая работа
"Характеристика туристскорекреационного потенциала
своего края"
Резервный урок. Контрольная
работа по теме
"Инфраструктурный комплекс"
Государственная политика как
фактор размещения
производства. "Стратегия
пространственного развития
Российской Федерации до 2025
года": основные положения
Развитие хозяйства и состояние
окружающей среды. "Стратегия
экологической безопасности

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886675fc

1

https://m.edsoo.ru/88667c28]]

1

1

0.5

https://m.edsoo.ru/88667980

1

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88667f84

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886680c4

35

36

37

38

39

Российской Федерации до 2025
года" и государственные меры по
переходу России к модели
устойчивого развития.
Практическая работа
"Сравнительная оценка вклада
отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды
на основе анализа
статистических материалов"
Европейский Север России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Европейский Север России.
Особенности населения
Европейский Север России.
Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Северо-Запад России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Северо-Запад России.
Особенности населения и
хозяйства. Социальноэкономические и экологические
проблемы и перспективы
развития

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886681e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886682fe

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668416

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866852e

40

41

42

43

44

45

46
47

48

Центральная Россия.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Центральная Россия.
Особенности населения
Центральная Россия.
Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Поволжье. Географическое
положение. Особенности
природно-ресурсного потенциала
Поволжье. Особенности
населения и хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Юг Европейской части России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Юг Европейской части России.
Особенности населения
Юг Европейской части России.
Особенности хозяйства
Юг Европейской части России.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития

1

1

1

1

1

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886687e0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668a7e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668c4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668d80

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668e98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88668fb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886690dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669226

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886693a2

49

Урал. Географическое
положение. Особенности
природно-ресурсного
потенциала. Практическая работа
"Сравнение ЭГП двух
географических районов страны
по разным источникам
информации"

1

50

Урал. Особенности населения

1

51

52

53

54
55

Урал. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Классификация субъектов
Российской Федерации
Западного макрорегиона.
Практическая работа
"Классификация субъектов
Российской Федерации одного из
географических районов России
по уровню социальноэкономического развития на
основе статистических данных"
Резервный урок. Контрольная
работа по теме "Западный
макрорегион (Европейская часть)
России"
Сибирь. Географическое
положение
Сибирь. Особенности природно-

0.5

https://m.edsoo.ru/886696ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866980c

1

1
1

https://m.edsoo.ru/886695b4

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

0.5

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669938

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669a6e

Библиотека ЦОК

ресурсного потенциала

https://m.edsoo.ru/88669cb2

56

Сибирь. Особенности населения

1

57

Сибирь. Особенности хозяйства

1

58

59
60
61

62

63

Сибирь. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Дальний Восток. Географическое
положение
Дальний Восток. Особенности
природно-ресурсного потенциала
Дальний Восток. Особенности
населения
Дальний Восток. Особенности
хозяйства. Социальноэкономические и экологические
проблемы и перспективы
развития. Практическая работа
"Выявление факторов
размещения предприятий одного
из промышленных кластеров
Дальнего Востока (по выбору)"
Классификация субъектов
Российской Федерации
Восточного макрорегиона.
Практическая работа "Сравнение
человеческого капитала двух
географических районов
(субъектов Российской

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88669e24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a0c2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866a2a2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866a3f6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866a59a

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866a73e

1

0.5

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a8ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8866a9e6

Федерации) по заданным
критериям"
Резервный урок. Контрольная
64
работа по теме "Восточный
макрорегион (Азиатская часть)"
Федеральные и региональные
65
целевые программы
Государственная программа
Российской Федерации
66
"Социально-экономическое
развитие Арктической зоны
Российской Федерации"
Россия в системе
международного
географического разделения
67
труда. Россия в составе
международных экономических
и политических организаций
Значение для мировой
цивилизации географического
68
пространства России. Объекты
Всемирного природного и
культурного наследия России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866acf2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866afd6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866b184

Библиотека ЦОК

1

68

https://m.edsoo.ru/8866b2ba

4

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».