РП электив РУССКИЙ ЯЗЫК 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ № 2
Приложение ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ»
ДЛЯ 11А КЛАССА
НА 2023-2024 УЧ.Г.

Новая Чара 2023г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) в
действующей редакции.
Нормативную основу рабочей программы составили:
1. Примерные программы:
- Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Итоговое
сочинение по литературе. Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет».
Актуальность разработки курса
В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может
оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования до 2020
года» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование
новой системы универсальных знаний, умений, навыков.
В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы
становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. Глобальное
реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея
развития, предопределяет изменение концепции образования в области русского языка от
центрически-знаниевого подхода к потребностно-личностному овладению языком. На
первый план выдвигается проблема перехода от «знания - догмы» к «знанию-мышлению».
Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащегося, под
которой понимается способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую
деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках
определенной сферы деятельности.
Однако анализ состояния преподавания русского языка и уровня подготовленности
выпускников по русскому языку на современном этапе свидетельствует о том, что в
школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи,
теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для
формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема
соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена и в
настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Один из
путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в
процессе обучения русскому языку. Но здесь необходимо отметить, что существующий
учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью
формирования коммуникативных компетенций и тем, что в школьном курсе изучения
русского языка в силу объективных причин нет возможности уделить достаточно времени
на развитие у обучающихся коммуникативных компетенций. Поэтому важны вопросы
разработки дополнительных учебных курсов, во время изучения которых у обучающихся
формировалась творческая способность пользоваться инвентарем языковых средств,
который складывается из знаний и готовности к их практическому применению. Всѐ
вышеизложенное обуславливает введение элективного курса «Итоговое сочинение.
Интенсивный практикум. «Сочинение на зачет».
Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ
по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам
образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего

умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и
являющегося показателем не только уровня владения русским языком.
С 2014 года появилась новая форма аттестации — итоговое сочинение, обязательное
для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры чтения. Это
является еще одной причиной введения в старших классах данного элективного курса,
изучение которого будет необходимо выпускнику школы.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, прежде всего они должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку необходимо уметь
свободно и грамотно писать.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Специфика курса заключается в том, что он содержит систему подготовки к
творческой работе, теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения и подобранные к ним задания.
Особый акцент в программе сделан на использование ИКТ, что является требованием к
организации учебного процесса.
Предлагаемая программа является авторской, построена на основе авторского учебнометодического пособия. В ходе учебных занятий работа по выработке умений и навыков
написания сочинения ведется по учебно-методическому пособию Ю.В. Вайрах и А.В.
Казориной.
Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы
учителя-словесника по решению проблемы формирования языковых, лингвистических,
коммуникативных, культуроведческих компетенций обучающихся в рамках обучения
написанию сочинения.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план, изучение которого
связано с дисциплинами филологического цикла: русский язык и литература. Программа
адресована обучающимся 11 классов, но может быть использована и в 9 классе.
Содержание
программы
соответствует
требованиям
нового
федерального
государственного образовательного стандарта.
Целью прохождения настоящего курса является создание условий для формирования у
обучающихся компетенций, необходимых для освоения русского языка и литературы,
содействие успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
В ходе ее достижения решаются задачи:
-способствовать развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции,
культуроведческой компетенций обучающихся;
-сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения рассуждения; -совершенствовать умения интерпретировать содержание текста;
последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме; выражать свои
мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм; уметь
создавать собственный текст определенной модели, соответствующий требованиям
выполнения части С;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков-практикумов, уроков-мастерских
ценностной ориентации, творческого письма, уроков комплексного применения знаний.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки,
практикумы и др.), выполнение внеурочных (домашних), в том числе повышенной
сложности, заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится
самостоятельной работе.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа;

- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
направленной на развитие самостоятельности, волевой регуляции как черт личности.
3.ОПИСАНИЕ
МЕСТА
ПРЕДМЕТА
В
БАЗИСНОМ
УЧЕБНОМ
(ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Программа элективного курса предназначена для подготовки выпускников к написанию
итогового сочинения в 11 классе и составлена из расчета 1 час в неделю 1 полугодие(11 класс
— 17 часов).
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
К концу изучения курса у обучающихся должны сформироваться навыки творческого
письма.
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста
типа рассуждения, как на основе исходного текста, так и по заданной теме, развитие
умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое высказывание,
уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию,
отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
-теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; должен
уметь применять такие коммуникативные умения, как умение:
-интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
-уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
-выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
-уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
-анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях
общения.
Формы итогового контроля по освоению элективного курса и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трех
уровнях:
1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в
соответствии с требованиями ЕГЭ и итогового сочинения, а также критериями
оценивания.
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса
максимальное количество баллов за содержание итогового сочинения - 14; за содержание
сочинения - рассуждения по прочитанному тексту - 14. Особенность программы:
факультативный курс оценивается «зачет» / «незачет» (определяется в процентном
соотношении: более 50 % (14 баллов) - «зачет», менее 50 % (менее 14) – «незачет»).

5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы и подразделы итогового сочинения 2023-2024 года












1 Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор
между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2 Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3 Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность

Введение. Цели и задачи курса. Тематические направления 2023-2024 учебного года.
Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм
написания сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала.
Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров.
Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки,
преобразование темы - понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа
с
темой-цитатой,
темой-афоризмом.
Средства
художественной
выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым
словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение, повествование,
описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к
написанию вступления.
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений.
Творческая работа.
Главная часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ
аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.

Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы в текст сочинения. Работа с иллюстративным материалом. Способы
включения иллюстративного материала в текст сочинения. Анализ проблематики темы и
эпизодов художественных произведений, ее иллюстрирующих. Анализ школьных
сочинений и примеров из художественной литературы, представленных в них.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения.
Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста.
Структурные компоненты сочинения, их объем и соразмерность. Творческая работа.
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки
и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных
сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки
в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Практикум. Этические и
фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды. Типичные логические
ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические
фигуры. Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических
недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Правильное понимание темы,
формулировки сочинения. Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение. Разработка подробного алгоритма написания сочинения.
Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА, 11 класс
№ п/п

Название раздела

1

Введение: что, когда, зачем и как?
Тематические направления 2023-2024 учебного года.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Алгоритм написания сочинения.
Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее
формулировки. Различение понятий тема - проблема - тезис.
Различение понятий тема - проблема - тезис.
Тема-вопрос, тема-понятие, тема-утверждение. Сужение и расширение темы.
Широкое и узкое понимание темы.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание
ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Структура рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная
часть - заключение.
Виды вступлений: традиционное и оригинальное.

2

3

4

Кол-во
часов
1

1

1

1

5

6

7


8 

9 

10

11


12

13

14 

15
16 

17

Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека». Отбор
литературного материала. Сбалансированность частей сочинения. Практическая
работа над вступлением к темам направления
«Духовно-нравственные
ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир человека и его личностные
качества».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.1 Внутренний мир
человека и его личностные качества».Главная часть сочинения: аргументация.
Работа с вопросами темы.
Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении.
Тематическое направление
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»: 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению),
нравственные идеалы и выбор между добром и злом». Отбор литературного
материала. Приём «Облако мыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению
направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.2.
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом».
Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека: 1.3. Познание человеком самого себя». Отбор литературного
материала. Приём «Вершина».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению
направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека: 1.3.
«Познание человеком самого себя».
Заключение к сочинению. Виды заключений: традиционное и оригинальное.
Тематическое направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни
человека»: 1.4. Свобода человека и ее ограничения. Отбор литературного
материала. Приём «Предмет как проблема».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»: «1.4. Свобода человека
и ее ограничения».
Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека:
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции». Отбор литературного материала.
Приём «Дерево предсказаний».Практикум. Подготовка к написанию
домашнего сочинения по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни
человека: 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции».
Тематическое направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека:
2.2. Человек и общество, 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека».
Отбор литературного материала. Приём «Облако мыслей».
Практикум. Подготовка к написанию домашнего сочинения по направлению
«Семья, общество, Отечество в жизни человека: 2.2. Человек и общество».

1

Тематическое направление « Природа и культура в жизни человека: 3.1.
Природа и человек. 3.2. Наука и человек. 3.3. Искусство и человек». Отбор
литературного материала. Приём «Предмет как проблема».
Итоговое занятие. Занятие-консультация.
Итого

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
17

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Список книг к разделу 1."Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство. Отрочество. Юность»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»,
«Записки из подполья», «Сон смешного человека»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
И.А. Гончаров «Обломов»
И.С. Тургенев «Дневник лишнего человека», «Отцы и дети»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», "Солнечный удар"
А.Н. Островский «Гроза»
М. Горький «На дне»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Поединок», «Молох»
А.П. Чехов «Черный монах»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.И. Солженицын “Матренин двор”
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
А. Грин «Алые паруса»

В.А. Каверин «Два капитана»
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
В.С. Гроссман «Авель (Шестое августа)»
Ф. Абрамов «Разговор с самим собой»
А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
М. Петросян «Дом, в котором …»
М. Аврелий «Наедине с собой»
У. Шекспир «Гамлет»
И. Гете «Фауст»
Э.А. По «Человек толпы»
Г. Флобер «Госпожа Бовари»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Дж. Лондон «Мартин Иден»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Ж.Б. Мольер «Тартюф»
В. Гюго «Отверженные»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Ч. Диккенс «Большие надежды»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
Ф. Кафка «Процесс»
А. Камю «Посторонний», «Падение», «Чума»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
С. Моэм «Бремя страстей человеческих»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Киз "Цветы для Элджернона"
Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин"
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Добродетели и пороки»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
А.П. Чехов «Душечка», «Попрыгунья», «О любви»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.Н. Островский «Гроза»
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
А.П. Платонов «Юшка»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
А.И. Герцен «Кто виноват»

В.Г. Распутин «Уроки французского»
В.К. Железников «Чучело»
А.И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ»
В.А. Каверин «Два капитана»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Г. Щербакова «Вам и не снилось»
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
Дж. Толкиен «Властелин колец»
К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»
В. Гюго «Отверженные»
Х. Ли «Убить пересмешника»
О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
У. Голдинг "Повелитель мух"
И. Макьюэн «Искупление»
Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»
О. Генри «Дары волхвов»
С. Кинг «Зеленая миля»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»

1.3. Познание человеком самого себя
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты»
Ф.М. Достоевский «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»,
«Идиот»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.В. Иванов «Географ глобус пропил»
У. Грум «Форрест Гамп»
Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»
П. Несс «Голос монстра»
Ч. Диккенс «Большие надежды», «Рождественская история»

1.4. Свобода человека и ее ограничения
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Гроза»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Е.И. Замятин «Мы»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А. Азимов “Я,робот”, “Позитронный человек”
У. Голдинг "Повелитель мух"
Дж. Оруэлл «1984»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
И.Ф. Гёте «Фауст»

Список книг к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека"
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо»
Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
В.А. Каверин «Два капитана»
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»
Е. Водолазкин «Авиатор»
А.Н. Рыбаков «Дети Арбата»
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука»
Л.Е. Улицкая «Зеленый шатер», «Искренне ваш Шурик», «Медея и ее дети»
Г. Яхина «Дети мои»
У. Грум «Форрест Гамп»
У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
Ч. Диккенс «Большие надежды»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере
Дж.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»\
М. Зусак «Книжный вор»

К. Патерсон «Мост в Терабитию»
Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»
Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»
А. Гавальда «35 кило надежды»
Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»

2.2. Человек и общество
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»
А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть
чиновника»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Е.И. Замятин «Мы»
А.И. Куприн «Олеся»
М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Мои университеты»
А.И. Солженицын “Матренин двор”
Д.И. Фонвизин “Недоросль”
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся!»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Е. Шварц «Дракон»
А.П. Платонов «Юшка»
А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
В.К. Железников «Чучело»
Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
У. Грум «Форрест Гамп»
Дж. Оруэлл «1984»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
В. Гюго «Отверженные»
С. Коллинз «Голодные игры»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
У. Голдинг "Повелитель мух"
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала»
М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.И. Герцен «Кто виноват»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Ревизор»
Н.С. Лесков «Левша»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Белая Гвардия»
Н.А. Некрасов «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
А.П. Платонов «Котлован»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
В. Гроссман «Жизнь и судьба», «Авель (Шестое августа)»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Е. Водолазкин «Авиатор»

Список книг к разделу "Природа и культура в жизни человека"
3.1. Природа и человек
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Ч.Т. Айтматов «Плаха», «Когда падают горы: вечная невеста», «Буранный полустанок»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»
А.И. Куприн «Олеся»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»
К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»
И.А. Бунин «Антоновские яблоки», «Суходол»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
И.С. Соколов-Микитов «Детство. Елень»
Л.М. Леонов «Русский лес»
Д.А. Гранин «Зубр»
А. Ким «Отец-лес»
В.П. Астафьев «Людочка»
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»
В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка»

С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Т. Толстая «Кысь»
М.Б. Веллер «Вавилонская»
С.П. Залыгин «На Большую землю», «Экологический роман»
Р. Брэдбери «Марсианские хроники», «И грянул гром», «Все лето в один день»
А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Голдинг «Повелитель мух»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Ж. Жионо «Человек, который сажал деревья»
Дж. Даррелл «Три билета до Эдвенчер»
Дж. Хэрриот «О всех созданиях - больших и маленьких»
Э. Сезон-Томпсон «Рассказы о животных»
Дж. Лондон « Зов предков», «Белый Клык»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Й. Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
3.2. Наука и человек
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
Ч.Айтматов «И дольше века длится день»
А. Азимов «Я,робот», «Позитронный человек»
А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Е.И. Замятин «Мы»
В.О. Пелевин «Generation “П”»
А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
С.А. Алексиевич «Чернобыльская молитва»
Д.А. Глуховский «Метро 2033»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «И грянул гром»,
«Все лето в один день» и др.
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Хаксли «О дивный новый мир», «Обезъяна и сущность»
С. Лем «Солярис»
Дж. Оруэлл «1984»
Э. Вейер «Марсианин»
Ж. Верн «20000 лье под водой»
Г. Уэллс «Машина времен
Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

3.3. Искусство и человек
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Л.Н. Толстой «Альберт»

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
А.И. Куприн «Гамбринус»
К.Г. Паустовский «Золотая роза»
Н.В. Гоголь «Портрет»
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
Д.А. Гранин «Картина»
В.В. Набоков «Дар»
Н.С. Лесков «Левша»
В. К. Железников «Чучело»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
М. Зусак «Книжный вор»
Г. Гессе «Магия книги»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Список литературы
1. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе от экспертов в области подготовки к ЕГЭ Н.А.
Сениной, А.Г. Нарушевича и И.С. Нарушевич. Издательство «Легион» Русский язык.
Литература, 2019.
2. Итоговое сочинение. Трудно? Легко! / Л.И. Мальцева. –Ростов н/Д: Издатель Мальцев
Д.А., М.: Народное образование, 2015.
3. Пименова В. «Сочинение как творческий вид работы. Из опыта учителя». Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Литература». Выпуск 5(17).- М.: 2007.
4. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для
образоват. организаций. — М.: Просвещение, 2021.
5. Серия „Учимся с «Просвещением»“/„«Просвещение» — учителю“.
6. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и
вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI веков.- //АСТ, Астрель, Москва,
2008
7. Сигов В. К., Ломилина Н. И. «Итоговая аттестация. Выпускное сочинение. 10-11 классы».
Пособие издательства «Дрофа», 2018.
8. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций /
[С. И. Красовская, М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2015.
9. Ходякова Л. А. и И. К. Геро «Подготовка к итоговому сочинению по литературе»
«Русский язык в школе» № 2 за 2015 год.
10. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10−11 классы. (Методическое пособие
для учителей).
Интернет-ресурсы:
http://sochinenie11.ru/o/140-2-knigi-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu.html;
russkiy-na-5.ru;
http://lanasvet1991.blogspot.ru/p/blog-page_7458.html;
http://sochinenie.wikivote.ru;
https://mogu-pisat.ru/spravochnik/nachalo/?clear_cache=Y?ELEMENT_ID=181332


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».