МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Забайкальского края Администрация Каларского муниципального округа МОУ Новочарская СОШ № 2 Приложение АООП ООО (ФОП ООО) АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2961975) учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 классов пгт. Новая Чара 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с ЗПР получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для обучающихся с ЗПР: придавать результатам образования социально и личностно значимый характер; прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 11–15 лет. Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно). развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачами изобразительного искусства являются: освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества; формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов; формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно); формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей; овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с ЗПР 5–7-х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Изобразительное искусство» При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит обучающихся договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Общее число часов, выделенных для изучения изобразительного искусства в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю). Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования в 7 классе Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс) СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Здесь и далее курсивом отмечены темы, которые даются обучающимся с ЗПР на базовом, ознакомительном уровне, с целью формирования общего представления о понятиях в рамках изучаемой темы. 7 КЛАСС Модуль № 3 «Архитектура и дизайн». Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты. Графический дизайн Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости. Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции». Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке. Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ. Макетирование объёмно-пространственных композиций Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей. Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры). Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно- пространственной среде жизни разных народов. Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения. Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д. Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайнпроекта оформления витрины магазина. Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа). Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов. Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа. Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Образ человека и индивидуальное проектирование Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды. Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды». Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью. Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовнонравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности. 1) Патриотическое воспитание. Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2) Гражданское воспитание. Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3) Духовно-нравственное воспитание. В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4) Эстетическое воспитание. Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5) Ценности познавательной деятельности. В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6) Экологическое воспитание. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7) Трудовое воспитание. Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы. 8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда. В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять положение предметной формы в пространстве; обобщать форму составной конструкции; анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа; структурировать предметно-пространственные явления; сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев; использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях. Овладение универсальными коммуникативными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов; публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата. Овладение универсальными регулятивными действиями У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий: осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности; планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий: развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности; развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других; признавать своё и чужое право на ошибку; работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»: иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей; иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека; иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека; иметь представления о ценности сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох. Графический дизайн: иметь представления о понятии формальной композиции и её значении как основы языка конструктивных искусств; иметь представление об основных средствах – требованиях к композиции; иметь представления об основных типах формальной композиции; иметь опыт составления различных формальных композиции на плоскости; иметь опыт составления формальных композиции на выражение в них движения и статики; иметь опыт первоначальных навыков вариативности в ритмической организации листа; иметь представление о роли цвета в конструктивных искусствах; иметь представление о технологии использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; иметь представление о выражении «цветовой образ»; иметь опыт применения цвета в графических композициях как акцента или доминанты, объединённых одним стилем; иметь представление о шрифте как графическом рисунке начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающим законам художественной композиции; иметь представление о соотнесении особенностей стилизации рисунка шрифта и содержания текста; иметь представление об «архитектуре» шрифта и особенностях шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы); иметь опыт применения печатного слова, типографской строки в качестве элементов графической композиции; иметь представление о функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; иметь представление о шрифтовом и знаковом видах логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему; иметь практический опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения; иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека: иметь практический опыт построения под руководством учителя объёмнопространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни; иметь представления о структуре различных типов зданий и влиянии объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влиянии на организацию жизнедеятельности людей; иметь представление о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений; иметь представления и практический опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды; иметь представления о архитектурных и градостроительных изменениях в культуре новейшего времени, современном уровне развития технологий и материалов; иметь представления о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности; иметь представление о понятии «городская среда»; уметь объяснять с помощью учителя планировку города как способ организации образа жизни людей; иметь представления о различных видах планировки города; иметь опыт разработки городского пространства в виде макетной или графической схемы под руководством учителя; иметь представления о эстетическом и экологическом взаимном сосуществовании природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна; иметь представление о взаимосвязи формы и материала при построении предметного мира; о влиянии цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна; иметь опыт проектирования под руководством учителя интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека; иметь представление о том, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; понимать, что такое стиль в одежде; иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; иметь представление о понятии моды в одежде; иметь представление о том, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности; иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме; иметь представление о характерных особенностях современной моды, уметь сравнивать при помощи учителя функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох; иметь опыт создания эскизов по теме «Дизайн современной одежды», эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.); иметь представление о задачах искусства, театрального грима и бытового макияжа; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; иметь представления о эстетических и этических границах применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольны е работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства 1 https://resh.edu.ru/subject/7 /7/ 2 Графический дизайн 8 https://resh.edu.ru/subject/7 /7/ 3 Макетирование объемнопространственных композиций 7 https://resh.edu.ru/subject/7 /7/ 4 Дизайн и архитектура как среда жизни человека 10 https://resh.edu.ru/subject/7 /7/ 5 Образ человека и индивидуальное проектирование 8 https://resh.edu.ru/subject/7 /7/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства 1 1 неделя 2 Основы построения композиции 1 2 неделя 3 Прямые линии и организация пространства 1 3 неделя 4 Цвет – элемент композиционного творчества 1 4 неделя 5 Свободные формы: линии и тоновые пятна 1 5 неделя 6 Буква — изобразительный элемент композиции 1 6 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2710/s tart/ 7 Логотип как графический знак 1 7 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s tart/ 8 Основы дизайна и макетирования плаката, открытки 1 8 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s tart/ 9 Практическая работа «Проектирование книги 1 9 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s tart/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/s tart/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/1510/s tart/ /журнала» 10 От плоскостного изображения к объемному макету 1 10 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2766/s tart/ 11 Взаимосвязь объектов в архитектурном макете 1 11 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2767/s tart/ 12 Здание как сочетание различных объёмных форм 1 12 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2709/s tart/ 13 Важнейшие архитектурные элементы здания 1 13 неделя 14 Вещь как сочетание объемов и образа времени 1 14 неделя 15 Роль и значение материала в конструкции 1 15 неделя 16 Роль цвета в формотворчестве 1 16 неделя 17 Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры 1 17 неделя 18 Образ материальной культуры прошлого 1 18 неделя 19 Пути развития современной архитектуры и дизайна 1 19 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2107/s tart/ 20 Практическая работа «Образ современного города и архитектурного стиля будущего» 1 20 неделя 21 Проектирование дизайна объектов городской среды 1 21 неделя 22 Дизайн пространственнопредметной среды интерьера 1 22 неделя 23 Организация архитектурноландшафтного пространства 1 23 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/1620/s tart/ 24 Интерьеры общественных зданий. Роль вещи в образностилевом решении интервьюера 1 24 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/s tart/ 25 Дизайн-проект территории парка 1 25 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/1621/s tart/ 26 Дизайн-проект территории парка 1 26 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/1621/s tart/ 27 Функциональноархитектурная планировка своего 1 27 неделя https://resh.edu.ru/subject/lesson/2105/s tart/ жилища 28 Проект организации пространства и среды жилой комнаты 1 28 неделя 29 Дизайн-проект интерьере частного дома 1 29 неделя 30 Мода и культура. Стиль в одежде 1 30 неделя 31 Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды 1 31 неделя 32 Дизайн современной одежды: творческие эскизы 1 32 неделя 33 Грим и причёска в практике дизайна 1 33 неделя 34 Имидж-дизайн 1 34 неделя ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2108/s tart/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Изобразительное искусство, 6 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Изобразительное искусство, 7 класс/ Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Изобразительное искусство, 5 класс/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество "Издательство "Просвещение" МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/7/5/ https://tepka.ru/izo_6/mindex.html https://resh.edu.ru/subject/7/6/ https://resh.edu.ru/subject/7/7/