АОП РП ИЗО 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края

Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ № 2

Приложение АООП ООО (ФОП ООО)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2961975)
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 7 классов

пгт. Новая Чара 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения
и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития
и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР, направлено на приобщение обучающихся к искусству как духовному
опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей. В рамках курса обучающиеся с
ЗПР получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Основой реализации содержания учебного предмета «Изобразительное
искусство» является реализация деятельностного подхода, что позволяет для
обучающихся с ЗПР:
 придавать результатам образования социально и личностно значимый характер;
 прочно усваивать учащимися знания и опыт разнообразной деятельности,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
 существенно повышать мотивацию и интерес к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
 обеспечивать условия для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.

Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
развитие визуально-пространственного мышления обучающихся с ЗПР как формы
эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному
искусству
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на
обучающихся с ЗПР 5–7-х классов и адаптировано для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и особых образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с
ЗПР продолжают наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы,
нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и
координированность непроизвольных движений, трудности переключения и
автоматизации. Это приводит к затруднениям при выполнении практических работ, в
связи с чем педагогу необходимо снижать требования при оценивании качества
выполнения самостоятельных работ, предлагать ученикам больше времени на
выполнение практической работы. Познавательная деятельность характеризуется
сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации, обеднен и

узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе
произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать
предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать
непонятных абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика. Важно
сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы
в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Изобразительное искусство»
При работе на уроке следует отдавать предпочтение практическим методам
обучения: показу, упражнениям. Выполнение практической работы обязательно должно
сопровождаться речевым отчетом ученика о выполненной работе, способствовать
развитию речи, умению составлять связное речевое высказывание. Возможно
использовать в ходе урока алгоритмы, картинные и письменные планы выполнения
работы, перед выполнением практической работы желательным является проведение
подробного анализа предстоящей работы, составление плана ее реализации. С целью
формирования личностных компетенций у обучающихся с ЗПР следует предусматривать
чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной
творческой деятельности. Совместная творческая деятельность учит обучающихся
договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и
интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул
для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Общее число часов, выделенных для изучения изобразительного искусства в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного
общего образования в 7 классе
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Здесь и далее курсивом отмечены темы, которые даются обучающимся с ЗПР на базовом,
ознакомительном уровне, с целью формирования общего представления о понятиях в
рамках изучаемой темы.

7 КЛАСС
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей
в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи
сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость
или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы
колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной
композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква —
изобразительный элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ.

Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении
текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на
основе компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний
на образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция –
архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас,
железобетон и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её
форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы
через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление
функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы
предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и
материала изготовления
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение
эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития
производственных возможностей.
Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка
архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных
народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-

пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим
видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в
архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды
и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города
будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов
и значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых
архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и
индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайнпроекта оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер
как отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде
схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной
организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или
комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в
качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме.
Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской
идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовнонравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к
познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой
истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный
предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а
также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства
личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого

составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру,
жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной
к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии
со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях
искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального
жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к
определённым заданиям программы.

8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной
организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование
позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления
и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
 сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять положение предметной формы в пространстве;
 обобщать форму составной конструкции;
 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
 структурировать предметно-пространственные явления;
 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;
 абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
 классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
 самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть универсальных познавательных учебных действий:
 использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для
поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных
критериев;
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;



выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;
 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах,
схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:








понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор
– зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
 планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;



владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального
интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
 развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
 признавать своё и чужое право на ошибку;
 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты,
формируемые
в
ходе
изучения
предмета
«Изобразительное искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах
искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной
среды жизни людей;
иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;
иметь представления о ценности сохранения культурного наследия,
выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
иметь представления о понятии формальной композиции и её значении как
основы языка конструктивных искусств;
иметь представление об основных средствах – требованиях к композиции;
иметь представления об основных типах формальной композиции;
иметь опыт составления различных формальных композиции на плоскости;
иметь опыт составления формальных композиции на выражение в них движения
и статики;
иметь опыт первоначальных навыков вариативности в ритмической организации
листа;
иметь представление о роли цвета в конструктивных искусствах;
иметь представление о технологии использования цвета в живописи и в
конструктивных искусствах;
иметь представление о выражении «цветовой образ»;
иметь опыт применения цвета в графических композициях как акцента или
доминанты, объединённых одним стилем;

иметь представление о шрифте как графическом рисунке начертания букв,
объединённых общим стилем, отвечающим законам художественной композиции;
иметь представление о соотнесении особенностей стилизации рисунка шрифта и
содержания текста;
иметь представление об «архитектуре» шрифта и особенностях шрифтовых
гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
иметь опыт применения печатного слова, типографской строки в качестве
элементов графической композиции;
иметь представление о функции логотипа как представительского знака,
эмблемы, торговой марки;
иметь представление о шрифтовом и знаковом видах логотипа;
иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь практический опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала;
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и
журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь практический опыт построения под руководством учителя объёмнопространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной
жизни;
иметь представления о структуре различных типов зданий и влиянии объёмов и
их сочетаний на образный характер постройки и её влиянии на организацию
жизнедеятельности людей;
иметь представление о роли строительного материала в эволюции
архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь представления и практический опыт изображения особенностей
архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации
городской среды;
иметь представления о архитектурных и градостроительных изменениях в
культуре новейшего времени, современном уровне развития технологий и материалов;
иметь представления о значении сохранения исторического облика города для
современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора
исторической памяти и понимания своей идентичности;
иметь представление о понятии «городская среда»;
уметь объяснять с помощью учителя планировку города как способ организации
образа жизни людей;
иметь представления о различных видах планировки города;
иметь опыт разработки городского пространства в виде макетной или
графической схемы под руководством учителя;
иметь представления о эстетическом и экологическом взаимном
сосуществовании природы и архитектуры;
иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;
иметь представление о взаимосвязи формы и материала при построении
предметного мира; о влиянии цвета на восприятие человеком формы объектов
архитектуры и дизайна;

иметь опыт проектирования под руководством учителя интерьерного
пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;
иметь представление о том, как в одежде проявляются характер человека, его
ценностные позиции и конкретные намерения действий;
понимать, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох;
иметь представление о понятии моды в одежде;
иметь представление о том, как в одежде проявляются социальный статус
человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер
деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов
композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;
иметь представление о характерных особенностях современной моды, уметь
сравнивать при помощи учителя функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт создания эскизов по теме «Дизайн современной одежды», эскизов
молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной,
повседневной и др.);
иметь представление о задачах искусства, театрального грима и бытового
макияжа;
иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового
макияжа;
иметь представления о эстетических и этических границах применения макияжа
и стилистики причёски в повседневном быту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольны
е работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Архитектура и дизайн – конструктивные
виды искусства

1

https://resh.edu.ru/subject/7
/7/

2

Графический дизайн

8

https://resh.edu.ru/subject/7
/7/

3

Макетирование объемнопространственных композиций

7

https://resh.edu.ru/subject/7
/7/

4

Дизайн и архитектура как среда жизни
человека

10

https://resh.edu.ru/subject/7
/7/

5

Образ человека и индивидуальное
проектирование

8

https://resh.edu.ru/subject/7
/7/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучени
я

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Архитектура и дизайн –
конструктивные виды
искусства

1

1 неделя

2

Основы построения
композиции

1

2 неделя

3

Прямые линии и
организация
пространства

1

3 неделя

4

Цвет – элемент
композиционного
творчества

1

4 неделя

5

Свободные формы:
линии и тоновые пятна

1

5 неделя

6

Буква —
изобразительный
элемент композиции

1

6 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2710/s
tart/

7

Логотип как
графический знак

1

7 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s
tart/

8

Основы дизайна и
макетирования плаката,
открытки

1

8 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s
tart/

9

Практическая работа
«Проектирование книги

1

9 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3261/s
tart/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/s
tart/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1510/s
tart/

/журнала»
10

От плоскостного
изображения к
объемному макету

1

10 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2766/s
tart/

11

Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете

1

11 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2767/s
tart/

12

Здание как сочетание
различных объёмных
форм

1

12 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2709/s
tart/

13

Важнейшие
архитектурные
элементы здания

1

13 неделя

14

Вещь как сочетание
объемов и образа
времени

1

14 неделя

15

Роль и значение
материала в
конструкции

1

15 неделя

16

Роль цвета в
формотворчестве

1

16 неделя

17

Обзор развития
образно-стилевого
языка архитектуры

1

17 неделя

18

Образ материальной
культуры прошлого

1

18 неделя

19

Пути развития
современной
архитектуры и дизайна

1

19 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2107/s
tart/

20

Практическая работа
«Образ современного
города и
архитектурного стиля
будущего»

1

20 неделя

21

Проектирование
дизайна объектов
городской среды

1

21 неделя

22

Дизайн
пространственнопредметной среды
интерьера

1

22 неделя

23

Организация
архитектурноландшафтного
пространства

1

23 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1620/s
tart/

24

Интерьеры
общественных зданий.
Роль вещи в образностилевом решении
интервьюера

1

24 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2109/s
tart/

25

Дизайн-проект
территории парка

1

25 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1621/s
tart/

26

Дизайн-проект
территории парка

1

26 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1621/s
tart/

27

Функциональноархитектурная
планировка своего

1

27 неделя

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2105/s
tart/

жилища
28

Проект организации
пространства и среды
жилой комнаты

1

28 неделя

29

Дизайн-проект
интерьере частного
дома

1

29 неделя

30

Мода и культура. Стиль
в одежде

1

30 неделя

31

Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды

1

31 неделя

32

Дизайн современной
одежды: творческие
эскизы

1

32 неделя

33

Грим и причёска в
практике дизайна

1

33 неделя

34

Имидж-дизайн

1

34 неделя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2108/s
tart/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 6 класс/ Неменская Л.А.; под редакцией Неменского
Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство, 7 класс/ Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Изобразительное искусство, 5 класс/ Горяева Н.А., Островская О.В.; под редакцией
Неменского Б.М., Акционерное общество "Издательство "Просвещение"

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/7/5/
https://tepka.ru/izo_6/mindex.html
https://resh.edu.ru/subject/7/6/
https://resh.edu.ru/subject/7/7/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».