ПРОГРАММА ШАХМАТЫ

Российская Федерация
Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская общеобразовательная средняя школа №2
п. Новая Чара

Рабочая программа
внеурочной деятельности
Шахматы
на 2022-2027 год
Срок реализации программы(5лет)

2022г

Рабочая программа «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4
классов и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под
редакцией И.Г. Сухина
Программа кружка «Шахматы» относится спортивно – оздоровительному
направлению внеурочной деятельности обучающихся1-4 классов. Программа
составлена с учетом требований ФГОС и основной образовательной программы
МОУНСОШ№2
В центре современной концепции общего образования лежит идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому
способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как
говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые
художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы
шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный
путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»*.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная
неудача.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через
обучение игре в шахматы. Создание условий для личностного и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
 познакомить с историей шахмат,
 дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о
правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
Воспитывающие:
 привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
 научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из
множества решений единственно правильное, планировать свою
деятельность, работать самостоятельно
 научить уважать соперника
Развивающие:
 развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности
 ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить
представления об окружающем мире.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное
созерцание со стороны;
принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать
на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения и оценку событий.
 Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
 Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные
шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь,
конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и её правила.
 Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и
тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
 Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
 Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания

Содержание теоретического раздела программы
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса
имеет специально организованная игровая деятельность, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом и втором году обучения
ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с
историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами,
учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения
с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных
фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у
детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих
детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют
закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание третьего и четвертого года обучения включает
непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в
шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством
выдающихся шахматистов.
Пятый, шестой и седьмой годы обучения предполагают обучению
решения шахматных задач.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих,
зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим
арсеналом
шахмат,
вследствие
чего
формируется
следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения
обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально
подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Практическая игра.
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Содержание практического раздела программы
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками,
пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,
дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной",
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо
сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по
очереди
пытаются
угадать,
какая
фигура
загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все
фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная
позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило
"ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном
положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из
учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на
уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и
разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не
перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо
выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой
ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих
фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на
уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах
черному королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься
от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального
положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие
представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и
реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на
каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
7. Краткая история шахмат. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
8. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей,
шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики
должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники
называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой
вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети
выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например:
“Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит
определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает
им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает
тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам
угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.

9. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила

фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
“Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех
фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие
наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика
были
равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной
доске учебные положения, в которых белые должны достичь
материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство.
10. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь
и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против
короля.
Дидактические, игры и задания
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на
шахматной доске. “Мат в один ход”. Требуется объявить мат
в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный
король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти
королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного
короля останется наименьшее количество полей для отхода.
11. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в
два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце
игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают
мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в
один ход.
12. Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного
материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы
разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки,
освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные
комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации
для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и
др.).
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в
два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь
ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую
комбинацию и добиться материального перевеса.
13. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего
ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и
защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в
дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание
“пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное
пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход не рокированному королю”,

“Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют
противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после
которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется
или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в
1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года
обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле
лучше развить. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется
объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают
черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр,
позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет
ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли
белые правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется
сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее
избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую
фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.
14. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в

середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые
комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки,
разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,
уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для
достижения ничьей.
Дидактические задания
“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием,
либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.
“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить
красивый мат в 3 хода.
“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.
15. Основы эндшпиля. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня,
ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении
неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении
неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Мат
двумя слонами (простые случаи). Мат слоном и конем (простые случаи).
Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.
Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.
Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня
против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).
Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания
“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в
3 хода”.
Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш
фигуры”. “Квадрат”. Надо определить, удастся ли
провести пешку в ферзи. “Проведи пешку в ферзи”. Тут

требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное
положение. “Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле
следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

К концу обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья,
слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
обозначение горизонталей, вертикалей, полей,
шахматных фигур; ценность шахматных фигур,
сравнительную силу фигур. принципы игры в дебюте;
основные тактические
приемы; что означают
термин- дебют принципы
игры в дебюте; основные
тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
К концу обучения дети должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и
ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные
комбинации. ориентироваться
на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между
партнерами; правильно расставлять фигуры перед
игрой;
различать горизонталь, вертикаль,
диагональ; рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один

ход. грамотно располагать шахматные
фигуры в дебюте; точно разыгрывать
простейшие окончания.
Материально-техническое обеспечение:
шахматные доски с набором шахматных фигур;
демонстрационная шахматная доска с набором
магнитных фигур; шахматные часы;
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для
изучения шахматной нотации.

Примерное учебно-календарное
планирование

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
2426
2730
31
32
33
34

Дата

Первый год обучения
Тема
урока
Шахматная доска (3ч.)
Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля
Расположение доски между партнерами.
Горизонтали и вертикали
Диагональ. Большие и короткие диагонали
Шахматные фигуры (20ч.)
Белые и черные фигуры
Виды шахматных фигур
Начальное положение
Ладья. Место ладьи в начальном положении
Ход ладьи
Слон. Место слона в начальном положении
Ход слона
Ладья против слона
Ферзь. Место ферзя в начальном положении
Ход ферзя
Ферзь против ладьи и слона
Конь. Место коня в начальном положении
Ход коня
Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка. Место пешки в начальном положении
Ход пешки
Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня
Король. Место короля в начальном положении
Ход короля
Король против других фигур
Шах (7ч.)
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха
Открытый шах. Двойной шах
Шахматная партия (4ч.)
Игра всеми фигурами из начального положения
Общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта.
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
4
1
1
1
1

Второй год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1114
1517
1821
2225
26
27
28
29
30
3134

Дата

Тема
урока
Повторение (2ч.)
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Ходы
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
пешки
Краткая история шахмат (1ч.)
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах
Шахматная нотация (3ч.)
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения
Краткая и полная шахматная нотация. Запись
партии
Ценность шахматных фигур (4ч.)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур
Достижение материального перевеса
Достижение материального перевеса. Способы
защиты
Защита
Мат (15ч.)
Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном
Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты
ничьей
Рокировка. Длинная и короткая рокировка
Техника матования одинокого
короля (4ч.)
Две ладьи против короля
Ферзь и ладья против короля
Ферзь и король против короля
Ладья и король против короля
Игровая практика

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
2
4
4
1
1
1
1
1
4

Третий год обучения
№
Дата

Тема
урока
Повторение(2 часа)
Повторение: шах и мат

12

Достижение мата без жертвы
материала (4ч.)
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле
Цугцванг
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле
Учебные положения на мат в два хода в дебюте
Шахматная комбинация (28ч.)
Матовые комбинации. Тема отвлечения
Матовые комбинации. Тема завлечения

3
4
5
6
7-10
1114
1519
2021
2224
2527
2829
3031
3233
34

№

1-2

3-4
5-8
9
10
11
12

Дата

Кол-во
часов
2

1
1
1
1
4
4

Матовые комбинации. Тема блокировки

5

Тема разрушения королевского прикрытия

2

Тема освобождения пространства и
уничтожения
защиты
Другие темы комбинаций и сочетание тематич.
приемов
Комбинации, ведущие к достижению
материального
перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения
Тема уничтожения защиты. Тема связки

3

Тема освобождения пространства. Тема
перекрытия
Повторение программного материала

2

Четвертый год обучения
Тема
урока
Повторение и закрепление(34
часа)
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат.
Начальное
положение
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
пешки.
Варианты ничьей
Игровая практика
Шахматная нотация
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
Обозначение шахматных фигур и терминов
Запись начального положения

3
2
2

1

Кол-во
часов
2

2
4
1
1
1
1

13
14
15
16
1725
2634

Краткая и полная шахматная нотация
Запись шахматной партии
Ценность шахматных фигур
Пример матования одинокого короля
Решение учебных положений на мат в два хода
без жертвы материала и с жертвой материала
Практика матования одинокого короля (игра в
парах) Игровая практика с записью шахматной
партии

1
1
1
1
4
9

Пятый год обучения
№

1-2
3-4
5-8
9-10
11
1215
1618
1920
2122
2324
2526
2728
2930
31
32
33
34

Дата

Тема
урока
Повторение(4
ч.)
Повторение: Запись шахматной партии
Игровая практика
Основы дебюта (30ч.)
Двух- и трехходовые партии. Выявление причин
поражения в них одной из сторон
Решение задания “Мат в 1 ход”. Игровая
практика
Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя
Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай
ферзя”.
Игровая практика
Игра “на мат” с первых ходов партии.
Детский мат. Защита
Решение заданий. Игровая практика

Кол-во
часов
2
2
4
2
1
4
3
2

Как отражать скороспелый дебютный
наскок противника
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее
развитие фигур. Темпы. Гамбиты

2

Наказание за несоблюдение принципа
быстрейшего развития фигур.
“Пешкоедство”
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр.
Гамбит Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит
Принципы игры в дебюте. Безопасное
положение короля. Рокировка
Принципы игры в дебюте. Гармоничное
пешечное
расположение. Какие бывают пешки
Связка в дебюте. Полная и неполная связка
Решение заданий. Игровая практика
Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты

2

2

2

2
1
1
1
1

Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику
роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, индивидуальных опросов, наблюдений.
Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной
обстановке.

Список литературы:
1. Сухин

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

И. Удивительные приключения в шахматной стране.
(Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано
Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного
чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая гвардия. -1979 .
Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002. - 224с.
Шахматный словарь. М. ФиС. -1968.
Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г М. Детгиз, - 1960.
Шахматы. Энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия.. 1990.
Шахматы - школе. М. Педагогика. -1990.
В. Костров, Д.Давлетов Шахматы Санкт-Петербург -2001.
В.Хенкин Шахматы для начинающих М.: «Астрель».- 2002.
О.Подгаец Прогулки по черным и белым полям. МП «Каисса
плюс» Днепропетровск. – 1996.
И.А.Бареев Гроссмейстеры детского сада. Москва. - 1995.
Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. - 1966.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».