Муниципальное общеобразовательное учреждение Новочарская средняя общеобразовательная школа №2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии для 11 класса на 2023-2024 учебный год Уровень образования: основное общее Срок реализации: 1 год Новая Чара 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОТВОДИТСЯ В 11 КЛАССЕ НА изучение астрономии я 1 час в неделю (34 часа за год) ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента. Цели и задачи: ● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; ● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; ● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; ● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; ● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; ● формирование научного мировоззрения; ● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальной компетенции. Схема естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными 2 действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная грамотность позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметные задачи в курсе астрономии в формате PISA позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Место учебного предмета в учебном плане Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Астрономия, ее значение и связь с другими науками. Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Практические основы астрономии. Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы. 3 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. Солнце и звезды. Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Строение и эволюция Вселенной. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные В направлении - гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; 4 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; - патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; - духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; - эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; - физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; 5 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью; - трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности; - ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты освоения Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; 6 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем; б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; в) работа с информацией: 7 владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; 8 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты; 9 г) принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Планируемые результаты освоения астрономии в 11 классе В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник получит представление: о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.). Выпускник сможет: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи); использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; 10 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Тематическое планирование 11 класс астрономия Раздел Тема I Астрономия, ее значение и связь с другими науками Практические основы астрономии. Вклад российских учёных в развитие науки – астрономия. II Количество часов 2 В том числе, контр. раб. 5 11 Строение Солнечной системы. III Вклад российских учёных исследование космического помощью КА и ИС. и инженеров пространства в с 7 Природа тел Солнечной системы. IV Вклад советских изучение Луны. учёных в исследование и 8 Солнце и звезды. V Солнечная активность и ее влияние на Землю и биосферу. 5 Строение и эволюция Вселенной. VI VII Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной 4 3 Международное сотрудничество России в освоении и изучении Космического пространства. Учебно-методическое обеспечение Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2017 2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018 1. 12 Календарно-тематическое планирование. Д/з № п/ п Тема Колво час Содержание урока Вид деятельности учащихся Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч) Поиск примеров, §1, з.1 1. Что изучает астрономия. Её значение и связь с 1 Астрономия, ее другими науками. связь с другими подтверждающих науками. Развитие практическую астрономии было направленность вызвано астрономии. практическими Беседа, потребностями обсуждение, человека, начиная с работа с глубокой учебником. древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной Применение §2, упр.1 (2) 2. Наблюдения – основа астрономии. 1 Наземные и космические Вклад российских учёных в развитие науки – знаний, астрономия. Дата По плану 02.09 09.09 По факт у приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса. Беседа, обсуждение, работа с учебником. Практические основы астрономии (5 ч). 3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты 1 Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое Подготовка §3,4, упр.2 (3), презентации об истории названий упр.3 (3) созвездий и звезд. Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со 16.09 2 восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Решение заданий в формате PISA 4. Видимое движение звезд на различных географических широтах. 1 5. Годичное 1 движение Солнца. Эклиптика Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации Эклиптика и звездной картой при организации и проведении наблюдений. Беседа, фронтальная работа. Работа с учебником. Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. Характеристика §5, отличительных упр.4 (3,4) особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Опрос, заполнение таблицы, работа с учебником Характерист §6, 23.09 30.09 3 6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. 1 зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз ика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. Беседа, фронтальная работа, наблюдение, работа с учебником упр.5 (4,5) Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и §7,8, упр.6 (3), упр.7 (3) 07.10 4 Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предсказывание будущих затмений 7. Время и календарь. Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии» 1 Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Объяснение нового материала, изучение, анализ, описание Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Проверка усвоения знаний по теме «Практические основы астрономии» (к/р, 10 минут) Подготовка презентации об истории календаря. §9, упр.8 (3) 14.10 5 стиль Строение Солнечной системы (7 ч). 8. Развитие представлений о строении мира 1 Геоцентрическая система мира Аристотеля Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира 9. Конфигурации планет. 1 Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Беседа, обсуждение. работа с учебником, наблюдение Описание условий видимости планет, находящихся в различных §10, 21.10 практические задания §11, упр.9 (1,2) 05.11 6 10 Синодический период 1 11 Законы движения планет Солнечной системы 1 Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет. Фронтальная и индивидуальная работа Решение задач на §11, вычисление упр.9 (3,6) звездных периодов обращения внутренних и внешних планет. Фронтальная и индивидуальная работа Анализ законов §12, Кеплера, их упр.10 (2) значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе 12.11 19.11 7 12 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 13 Открытие и применение закона всемирного тяготения. 1 — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие третьего закона Кеплера. Опрос, работа с учебником, наблюдение, самостоятельна я работа Решение задач §13, на упр.11 (3,4) вычисление расстояний и размеров объектов. Опрос, фронтальная работа, опыты, решение проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа Решение задач §14.1-14.5, на вычисление упр.12 (2) массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов 25.11 02.12 8 14 15 планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы Беседа, Движение искусственных спутников и космических Время старта КА и 1 обсуждение. аппаратов (КА) в Солнечной системе. траектории полета работа с Вклад российских учёных и инженеров в к планетам и учебником. исследование космического пространства с другим телам Проверка знаний помощью КА и ИС. Солнечной по теме системы. Контрольная работа №2. «Строение солнечной «Строение Выполнение системы» солнечной маневров, системы» (к/р, необходимых для 15 минут) посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее Природа тел Солнечной системы (8 ч). Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение 1 Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы. §14.6, упр.12 (3) §15, 16, практически е задания 09.12 16.12 9 16 Земля и Луна - двойная планета. Вклад советских учёных в исследование и изучение Луны. 1 эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический Объяснение нового материала, работа с учебником. На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики Объяснение причины отсутствия у §17, упр.13 (2) 23.12 10 17 Две группы планет 1 18 Природа планет земной группы 1 состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планетыгиганты. Их различия Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные Луны атмосферы. Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов. Беседа, обсуждение. На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и §15, практически е задания 13.01 §18, практически е задания 20.01 11 19 Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» 1 кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы. Объяснение нового материала, работа с учебником. Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии упр.14 (1,2,3) 27.01 12 20 Планеты-гиганты, их спутники и кольца 1 21 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). 1 уникальной природы Земли Химический состав и внутреннее строение планетгигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса На основе знаний законов физики описание природы планетгигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия «планета» §19, упр.15 (1), зад. 13 03.02 Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение §20.1-20.3, упр.16 (2) 10.02 13 Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероиднокометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения 22 Метеоры, болиды, метеориты 1 Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца. Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов §20.4, упр.16 (6) 17.02 14 каменные, железокаменные Солнце и звезды (5ч). 15 23 Солнце, состав и внутреннее строение 24 Солнечная активность и ее влияние на Землю и биосферу. 1 1 Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протонпротонного цикла. §21.1-21.3, упр.17 (2) Проявления солнечной активности: На основе знаний о плазме, полученных в §21.4, упр.17 (3) 24.02 03.03 16 солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности 25 Физическая природа звезд 1 Звезда — природный термоядерный курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Фронтальная работа с классом, беседа, наблюдение и обсуждение, работа с учебником, описание образования пятен. Определение понятия «звезда». §22, 23.123.2, упр.18 (2) 10.03 17 26 Переменные и нестационарные звезды. 1 реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам . Анализ основных групп диаграммы На основе знаний §23.3, 24.1, по физике упр.19 (2) описание пульсации цефеид как автоколебательног о процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных 17.03 18 27 Эволюция звезд Наша Галактика 28 «экзопланет» — результатах планет и планетных систем вокруг других звезд Зависимость На основе 1 скорости и знаний по продолжительност физике оценка и эволюции звезд времени от их массы. свечения звезды Вспышка по известной Сверхновой — массе запасов взрыв звезды в водорода; для конце ее описания эволюции. природы Конечные стадии объектов на жизни звезд: белые конечной стадии карлики, эволюции звезд. нейтронные звезды Опрос, (пульсары), черные фронтальная дыры работа. Строение и эволюция Вселенной (4ч). 1 Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая Описание строения структуры Галактики. Изучение объектов плоской и §24.2, практически е задания 24.03 §25.1-25.2, практически е задания 07.04 и 19 подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы» 29 Другие звездные системы - галактики 30 Космология начала ХХ в. 1 1 Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующ ие галактики. Скопления и сверхскопления галактик Общая теория относительности. Стационарная сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики. Объяснение нового материала, работа с книгой. Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов Применение принципа Доплера для объяснения §26, упр. 21 (2) 14.04 §27, практически е задания 21.04 20 Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно 31 Основы современной космологии. Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной. 1 Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «красного смещения». Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Объяснение нового материала, работа с книгой. Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии. §27, практически е задания 28.04 21 «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной (3 ч). Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» 33 Повторение. Международное сотрудничество России в освоении и изучении Космического пространства. 32 34 Контрольная работа №3. 1 1 1 Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Применять знания к решению задач (вычислительных, Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме §28 Повторить основные понятия, законы курса астрономии 05.0 5 12.0 5 19.05 22 качественных, графических) на уровне оперирования следующими интеллектуальным и операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация 23