Программа по Астрономии 11 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии
для 11 класса
на 2023-2024 учебный год

Уровень образования: основное общее

Срок реализации: 1 год

Новая Чара
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОТВОДИТСЯ В 11 КЛАССЕ НА изучение астрономии я 1 час в
неделю (34 часа за год)
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей
эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или
регионального компонента.
Цели и задачи:
● осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
● приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
● овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
● использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
● формирование научного мировоззрения;
● формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В процессе обучения астрономии обеспечивается формирование у школьников
естественнонаучной грамотности, креативного мышления, глобальной компетенции.
Схема естественнонаучная грамотность (потребность — цель — способ — результат)
позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между
образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами,
полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными
образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными
2

действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема естественнонаучная
грамотность позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт
принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов,
начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях
продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом,
предметные задачи в курсе астрономии в формате PISA позволяет формировать у
обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной
организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности,
изобретательности, гибкости мышления.

Место учебного предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может
быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. Важную роль в освоении курса
играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика
планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за
исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это
время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в
особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Практические основы астрономии.
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы.
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы.
3

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды.
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет
и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной.
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радио - астрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные
В направлении
- гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
4

умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
- патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
- духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
- эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
- физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
5

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
- трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
- ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
6

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:

7

владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

8

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
9

г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Планируемые результаты освоения астрономии в 11 классе
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
 о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
 о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
 об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;
 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.
п.); о деятельности организаций, сообществ и

структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих
ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные
структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; −
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

10

 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.

Тематическое планирование 11 класс астрономия
Раздел

Тема

I

Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Практические
основы
астрономии.
Вклад
российских учёных в развитие науки – астрономия.

II

Количество
часов
2

В том числе,
контр. раб.

5

11

Строение Солнечной системы.

III

Вклад российских учёных
исследование космического
помощью КА и ИС.

и инженеров
пространства

в
с
7

Природа тел Солнечной системы.
IV

Вклад советских
изучение Луны.

учёных

в

исследование

и

8

Солнце и звезды.
V

Солнечная активность и ее влияние на Землю и
биосферу.

5

Строение и эволюция Вселенной.
VI

VII

Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.
Жизнь и разум во Вселенной

4

3

Международное сотрудничество России в освоении
и изучении Космического пространства.
Учебно-методическое обеспечение
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М.
Дрофа, 2017
2. Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11
класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2018
1.

12

Календарно-тематическое планирование.
Д/з
№
п/
п

Тема

Колво
час

Содержание
урока

Вид
деятельности
учащихся

Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)
Поиск примеров, §1, з.1
1. Что изучает астрономия. Её значение и связь с
1 Астрономия, ее
другими науками.
связь с другими
подтверждающих
науками. Развитие
практическую
астрономии было
направленность
вызвано
астрономии.
практическими
Беседа,
потребностями
обсуждение,
человека, начиная с работа с
глубокой
учебником.
древности.
Астрономия,
математика и
физика развивались
в тесной связи друг
с другом. Структура
и масштабы
Вселенной
Применение
§2, упр.1 (2)
2. Наблюдения – основа астрономии.
1 Наземные и
космические
Вклад российских учёных в развитие науки –
знаний,
астрономия.

Дата
По
плану

02.09

09.09

По
факт
у

приборы и методы
исследования
астрономических
объектов.
Телескопы и
радиотелескопы.
Всеволновая
астрономия

полученных в
курсе физики,
для описания
устройства
телескопа.
Характеристика
преимуществ
наблюдений,
проводимых из
космоса.
Беседа,
обсуждение,
работа с
учебником.
Практические основы астрономии (5 ч).
3. Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные
карты

1

Звездная величина
как характеристика
освещенности,
создаваемой
звездой. Согласно
шкале звездных
величин разность на
5 величин, различие
в потоках света в
100 раз.
Экваториальная
система координат:
прямое

Подготовка
§3,4,
упр.2
(3),
презентации об
истории названий упр.3 (3)
созвездий и
звезд.
Применение
знаний,
полученных в
курсе географии,
о составлении
карт в различных
проекциях.
Работа со

16.09

2

восхождение и
склонение.
Использование
звездной карты для
определения
объектов, которые
можно наблюдать в
заданный момент
времени. Решение
заданий в формате
PISA
4. Видимое движение звезд на различных
географических широтах.

1

5. Годичное

1

движение Солнца. Эклиптика

Высота полюса
мира над
горизонтом и ее
зависимость от
географической
широты места
наблюдения.
Небесный
меридиан.
Кульминация
светил.
Определение
географической
широты по
измерению высоты
звезд в момент их
кульминации
Эклиптика и

звездной картой
при организации
и проведении
наблюдений.
Беседа,
фронтальная
работа. Работа с
учебником.
Подготовка
презентации об
истории названий
созвездий и звезд.
Характеристика
§5,
отличительных
упр.4 (3,4)
особенностей
суточного
движения звезд
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах
Земли. Опрос,
заполнение
таблицы, работа
с учебником

Характерист

§6,

23.09

30.09
3

6. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

зодиакальные
созвездия. Наклон
эклиптики к
небесному
экватору.
Положение Солнца
на эклиптике в дни
равноденствий и
солнцестояний.
Изменение в
течение года
продолжительности
дня и ночи на
различных
географических
широтах
Луна — ближайшее
к Земле небесное
тело,
ее
единственный
естественный
спутник.
Период
обращения
Луны
вокруг Земли и
вокруг своей оси —
сидерический
(звездный) месяц.
Синодический
месяц — период
полной смены фаз

ика особенностей
суточного
движения Солнца
на полюсах,
экваторе и в
средних широтах
Земли. Беседа,
фронтальная
работа,
наблюдение,
работа с
учебником

упр.5 (4,5)

Изучение
основных фаз
Луны. Описание
порядка их
смены. Анализ
причин, по
которым Луна
всегда обращена
к Земле одной
стороной.
Описание
взаимного
расположения
Земли, Луны и

§7,8,
упр.6 (3),
упр.7 (3)

07.10

4

Луны.
Условия
наступления
солнечных
и
лунных затмений.
Их периодичность.
Полные, частные и
кольцеобразные
затмения Солнца.
Полные и частные
затмения
Луны.
Предсказывание
будущих затмений

7. Время и календарь.
Контрольная работа №1 «Практические основы
астрономии»

1

Точное время и
определение
географической
долготы. Часовые
пояса. Местное и
поясное, летнее и
зимнее время.
Календарь —
система счета
длительных
промежутков
времени. История
календаря.
Високосные годы.
Старый и новый

Солнца в
моменты
затмений.
Объяснение
причин, по
которым
затмения Солнца
и Луны не
происходят
каждый месяц.
Объяснение
нового
материала,
изучение, анализ,
описание
Анализ
необходимости
введения часовых
поясов,
високосных лет и
нового
календарного
стиля. Проверка
усвоения знаний
по теме
«Практические
основы
астрономии» (к/р,
10 минут)

Подготовка
презентации
об истории
календаря.
§9, упр.8 (3)

14.10

5

стиль
Строение Солнечной системы (7 ч).
8. Развитие представлений о строении мира

1

Геоцентрическая
система мира
Аристотеля
Птолемея. Система
эпициклов и
дифферентов для
объяснения
петлеобразного
движения планет.
Создание
Коперником
гелиоцентрической
системы мира. Роль
Галилея в
становлении новой
системы мира

9. Конфигурации планет.

1

Внутренние и
внешние планеты.
Конфигурации
планет:
противостояние и
соединение.

Подготовка и
презентация
сообщения о
значении
открытий
Коперника и
Галилея для
формирования
научной картины
мира.
Объяснение
петлеобразного
движения планет с
использованием
эпициклов и
дифферентов.
Беседа,
обсуждение.
работа с
учебником,
наблюдение
Описание
условий
видимости
планет,
находящихся в
различных

§10,
21.10
практические
задания

§11,
упр.9 (1,2)

05.11

6

10

Синодический период

1

11

Законы движения планет Солнечной системы

1

Периодическое
изменение условий
видимости
внутренних и
внешних планет.
Связь
синодического и
сидерического
(звездного)
периодов
обращения планет
Связь
синодического и
сидерического
(звездного)
периодов
обращения планет

Три
закона
Кеплера. Эллипс.
Изменение
скорости движения
планет
по
эллиптическим
орбитам. Открытие
Кеплером законов
движения планет

конфигурациях.
Решение задач на
вычисление
звездных
периодов
обращения
внутренних и
внешних планет.
Фронтальная и
индивидуальная
работа
Решение задач на §11,
вычисление
упр.9 (3,6)
звездных
периодов
обращения
внутренних и
внешних планет.
Фронтальная и
индивидуальная
работа
Анализ законов §12,
Кеплера,
их упр.10 (2)
значения
для
развития физики
и
астрономии.
Решение задач на
вычисление
расстояний
планет от Солнца
на
основе

12.11

19.11

7

12

Определение расстояний и размеров тел в
Солнечной системе

1

13

Открытие и применение закона всемирного
тяготения.

1

— важный шаг на
пути становления
механики. Третий
закон — основа
для
вычисления
относительных
расстояний планет
от Солнца
Размеры и форма
Земли.
Триангуляция.
Горизонтальный
параллакс.
Угловые и
линейные размеры
тел Солнечной
системы

Подтверждение
справедливости
закона тяготения
для Луны и планет.
Возмущения в
движении тел
Солнечной
системы. Открытие

третьего закона
Кеплера. Опрос,
работа
с
учебником,
наблюдение,
самостоятельна
я работа
Решение задач
§13,
на
упр.11 (3,4)
вычисление
расстояний и
размеров
объектов. Опрос,
фронтальная
работа, опыты,
решение
проблемной
ситуации,
фронтальная и
индивидуальная
работа
Решение задач
§14.1-14.5,
на вычисление
упр.12 (2)
массы планет.
Объяснение
механизма
возникновения
возмущений и
приливов

25.11

02.12

8

14

15

планеты Нептун.
Определение
массы небесных
тел. Масса и
плотность Земли.
Приливы и отливы
Беседа,
Движение искусственных спутников и космических
Время старта КА и
1
обсуждение.
аппаратов (КА) в Солнечной системе.
траектории полета
работа с
Вклад российских учёных и инженеров в
к планетам и
учебником.
исследование космического пространства с
другим телам
Проверка знаний
помощью КА и ИС.
Солнечной
по теме
системы.
Контрольная работа №2. «Строение солнечной
«Строение
Выполнение
системы»
солнечной
маневров,
системы» (к/р,
необходимых для
15 минут)
посадки на
поверхность
планеты или
выхода на орбиту
вокруг нее
Природа тел Солнечной системы (8 ч).
Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение

1

Гипотеза о
формировании
всех тел
Солнечной
системы в
процессе
длительной

Анализ
основных
положений
современных
представлений о
происхождении
тел Солнечной
системы.

§14.6,
упр.12 (3)

§15, 16,
практически
е задания

09.12

16.12

9

16

Земля и Луна - двойная планета.
Вклад советских учёных в исследование и изучение
Луны.

1

эволюции
холодного
газопылевого
облака.
Объяснение их
природы на основе
этой гипотезы
Краткие сведения
о природе Земли.
Условия на
поверхности Луны.
Два типа лунной
поверхности —
моря и материки.
Горы, кратеры и
другие формы
рельефа. Процессы
формирования
поверхности Луны
и ее рельефа.
Результаты
исследований,
проведенных
автоматическими
аппаратами и
астронавтами.
Внутреннее
строение Луны.
Химический

Объяснение
нового
материала,
работа с
учебником.

На основе
знаний из курса
географии
сравнение
природы Земли
с природой
Луны. Описание
основных форм
лунной
поверхности и
их
происхождения.
Подготовка и
презентация
сообщения об
исследованиях
Луны,
проведенных
средствами
космонавтики
Объяснение
причины
отсутствия у

§17,
упр.13 (2)

23.12

10

17

Две группы планет

1

18

Природа планет земной группы

1

состав лунных
пород.
Обнаружение воды
на Луне.
Перспективы
освоения Луны
Анализ основных
характеристик
планет. Разделение
планет по
размерам, массе и
средней плотности.
Планеты земной
группы и планетыгиганты. Их
различия

Сходство
внутреннего
строения и
химического
состава планет
земной группы.
Рельеф
поверхности.
Вулканизм и
тектоника.
Метеоритные

Луны
атмосферы.

Анализ
табличных
данных,
признаков
сходства и
различий
изучаемых
объектов,
классификация
объектов.
Беседа,
обсуждение.
На основе
знаний
физических
законов
объяснение
явлений и
процессов,
происходящих в
атмосферах
планет.
Описание и

§15,
практически
е задания

13.01

§18,
практически
е задания

20.01

11

19 Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или
вред?»

1

кратеры.
Особенности
температурных
условий на
Меркурии, Венере
и Марсе. Отличия
состава атмосферы
Земли от атмосфер
Марса и Венеры.
Сезонные
изменения в
атмосфере и на
поверхности
Марса. Состояние
воды на Марсе в
прошлом и в
настоящее время.
Эволюция
природы планет.
Поиски жизни на
Марсе
Обсуждение
различных
аспектов проблем,
связанных с
существованием
парникового
эффекта и его роли
в формировании и
сохранении

сравнение
природы планет
земной группы.
Объяснение
причин
существующих
различий.
Подготовка и
презентация
сообщения о
результатах
исследований
планет земной
группы.
Объяснение
нового
материала,
работа с
учебником.

Подготовка и
презентация
сообщения по
этой проблеме.
Участие в
дискуссии

упр.14
(1,2,3)

27.01

12

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца

1

21

Малые тела Солнечной системы (астероиды,
карликовые планеты и кометы).

1

уникальной
природы Земли
Химический состав
и внутреннее
строение планетгигантов.
Источники
энергии в недрах
планет. Облачный
покров и
атмосферная
циркуляция.
Разнообразие
природы
спутников.
Сходство природы
спутников с
планетами земной
группы и Луной.
Наличие атмосфер
у крупнейших
спутников.
Строение и состав
колец
Астероиды
главного пояса. Их
размеры
и
численность.
Малые тела пояса

На основе
знаний законов
физики
описание
природы планетгигантов.
Подготовка и
презентация
сообщения о
новых
результатах
исследований
планет-гигантов,
их спутников и
колец. Анализ
определения
понятия
«планета»

§19,
упр.15 (1),
зад. 13

03.02

Описание
внешнего вида
астероидов и
комет.
Объяснение

§20.1-20.3,
упр.16 (2)

10.02

13

Койпера. Плутон и
другие карликовые
планеты. Кометы.
Их строение и
состав.
Орбиты
комет.
Общая
численность комет.
Кометное облако
Оорта.
Астероиднокометная
опасность.
Возможности
и
способы
ее
предотвращения

22

Метеоры, болиды, метеориты

1

Одиночные
метеоры. Скорости
встречи с Землей.
Небольшие
тела
(метеороиды).
Метеорные
потоки, их связь с
кометами.
Крупные
тела.
Явление
болида,
падение метеорита.
Классификация
метеоритов:
железные,

процессов,
происходящих в
комете, при
изменении ее
расстояния от
Солнца.
Подготовка и
презентация
сообщения о
способах
обнаружения
опасных
космических
объектов и
предотвращения
их столкновения
с Землей
На основе
знания законов
физики
описание и
объяснение
явлений метеора
и болида.
Подготовка
сообщения о
падении
наиболее
известных
метеоритов

§20.4,
упр.16 (6)

17.02

14

каменные,
железокаменные
Солнце и звезды (5ч).

15

23 Солнце, состав и внутреннее строение

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю и
биосферу.

1

1

Источник энергии
Солнца и звезд —
термоядерные
реакции. Перенос
энергии внутри
Солнца. Строение
его атмосферы.
Грануляция.
Солнечная корона.
Обнаружение
потока солнечных
нейтрино.
Значение этого
открытия для
физики и
астрофизики

На
основе
знаний
физических
законов
описание
и
объяснение
явлений
и
процессов,
наблюдаемых на
Солнце.
Описание
процессов,
происходящих
при
термоядерных
реакциях
протонпротонного
цикла.

§21.1-21.3,
упр.17 (2)

Проявления
солнечной
активности:

На основе знаний
о плазме,
полученных в

§21.4,
упр.17 (3)

24.02

03.03

16

солнечные пятна,
протуберанцы,
вспышки,
корональные
выбросы
массы.
Потоки солнечной
плазмы.
Их
влияние
на
состояние
магнитосферы
Земли. Магнитные
бури,
полярные
сияния и другие
геофизические
явления,
влияющие
на
радиосвязь, сбои в
линиях
электропередачи.
Период изменения
солнечной
активности

25

Физическая природа звезд

1

Звезда —
природный
термоядерный

курсе физики,
описание
образования
пятен,
протуберанцев и
других
проявлений
солнечной
активности.
Характеристика
процессов
солнечной
активности и
механизма их
влияния на
Землю.
Фронтальная
работа с
классом, беседа,
наблюдение и
обсуждение,
работа с
учебником,
описание
образования
пятен.
Определение
понятия
«звезда».

§22, 23.123.2, упр.18
(2)

10.03

17

26

Переменные

и нестационарные звезды.

1

реактор.
Светимость
звезды.
Многообразие
мира звезд. Их
спектральная
классификация.
Звезды-гиганты и
звезды-карлики.
Диаграмма «спектр
— светимость».
Двойные и
кратные звезды.
Звездные
скопления. Их
состав и возраст
Цефеиды
—
природные
автоколебательные
системы.
Зависимость
«период
—
светимость».
Затменно-двойные
звезды. Вспышки
Новых — явление
в тесных системах
двойных
звезд.
Открытие

Указание
положения звезд
на диаграмме
«спектр —
светимость»
согласно их
характеристикам
. Анализ
основных групп
диаграммы

На основе знаний §23.3, 24.1,
по физике
упр.19 (2)
описание
пульсации цефеид
как
автоколебательног
о процесса.
Подготовка
сообщения о
способах
обнаружения
«экзопланет» и
полученных

17.03

18

27

Эволюция звезд

Наша Галактика
28

«экзопланет»
— результатах
планет
и
планетных систем
вокруг
других
звезд
Зависимость
На основе
1
скорости и
знаний по
продолжительност
физике оценка
и эволюции звезд
времени
от их массы.
свечения звезды
Вспышка
по известной
Сверхновой —
массе запасов
взрыв звезды в
водорода; для
конце ее
описания
эволюции.
природы
Конечные стадии
объектов на
жизни звезд: белые конечной стадии
карлики,
эволюции звезд.
нейтронные звезды Опрос,
(пульсары), черные фронтальная
дыры
работа.
Строение и эволюция Вселенной (4ч).
1

Размеры и строение
Галактики.
Расположение
и
движение Солнца.
Плоская
и
сферическая

Описание
строения
структуры
Галактики.
Изучение
объектов
плоской

и

§24.2,
практически
е задания

24.03

§25.1-25.2,
практически
е задания

07.04

и
19

подсистемы
Галактики. Ядро и
спиральные рукава
Галактики.
Вращение
Галактики
и
проблема
«скрытой массы»

29 Другие звездные системы - галактики

30

Космология начала ХХ в.

1

1

Спиральные,
эллиптические и
неправильные
галактики. Их
отличительные
особенности,
размеры, масса,
количество звезд.
Сверхмассивные
черные дыры в
ядрах галактик.
Квазары и
радиогалактики.
Взаимодействующ
ие галактики.
Скопления и
сверхскопления
галактик
Общая теория
относительности.
Стационарная

сферической
подсистем.
Подготовка
сообщения
о
развитии
исследований
Галактики.
Объяснение
нового
материала,
работа с книгой.
Определение
типов галактик.
Подготовка
сообщения
о
наиболее
интересных
исследованиях
галактик,
квазаров
и
других далеких
объектов

Применение
принципа Доплера
для
объяснения

§26,
упр. 21 (2)

14.04

§27,
практически
е задания

21.04

20

Вселенная А.
Эйнштейна. Вывод
А. А. Фридмана о
нестационарности
Вселенной.
«Красное
смешение» в
спектрах галактик
и закон Хаббла.
Расширение
Вселенной
происходит
однородно и
изотропно
31

Основы современной космологии.
Работы Г.А. Гамова о происхождении Вселенной.

1

Гипотеза Г. А.
Гамова о горячем
начале Вселенной,
ее обоснование и
подтверждение.
Реликтовое
излучение. Теория
Большого взрыва.
Образование
химических
элементов.
Формирование
галактик и звезд.
Ускорение
расширения
Вселенной.

«красного
смещения».
Подготовка
сообщения
о
деятельности
Хаббла
и
Фридмана.
Доказательство
справедливости
закона Хаббла для
наблюдателя,
расположенного в
любой галактике.
Объяснение нового
материала,
работа с книгой.
Подготовка
и
презентация
сообщения
о
деятельности
Гамова
и
лауреатов
Нобелевской
премии
по
физике за работы
по космологии.

§27,
практически
е задания

28.04

21

«Темная энергия»
и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (3 ч).
Урок - конференция «Одиноки ли мы во
Вселенной?»
33 Повторение. Международное сотрудничество России
в освоении и изучении Космического пространства.
32

34 Контрольная работа №3.

1
1

1

Проблема
существования
жизни вне Земли.
Условия,
необходимые для
развития жизни.
Поиски жизни на
планетах
Солнечной
системы. Сложные
органические
соединения в
космосе.
Современные
возможности
радиоастрономии и
космонавтики для
связи с другими
цивилизациями.
Планетные
системы у других
звезд. Применять
знания к решению
задач
(вычислительных,

Подготовка и
презентация
сообщения о
современном
состоянии
научных
исследований по
проблеме
существования
внеземной
жизни во
Вселенной.
Участие в
дискуссии по
этой проблеме

§28
Повторить
основные
понятия,
законы курса
астрономии

05.0
5
12.0
5

19.05

22

качественных,
графических) на
уровне
оперирования
следующими
интеллектуальным
и операциями:
понимание,
применение,
анализ, синтез,
оценка,
обобщение,
систематизация

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».