РП по ОБЖ 11 класс ФГОС СОО с изменениями от 12 августа 2022 г

Российская Федерация
Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя России Игоря Молдованова

Рабочая учебная программа
по ОБЖ для 11
класса
на 2023-2024 учебный год
количество часов в неделю – 1 — 10 кл, 1 — 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1.Законом «Об образовании»;
2.Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г., с измен. ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 С ИЗМЕНЕНИЕМ Приказ

Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413"
3.
Фундаментального ядра содержания общего образования;
4.
.Примерной основной образовательной программы СОО (ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5.
5.Учебным планом МОУ Новочарская СОШ № 2;
6.
Требованиями к результатам освоения «Основной образовательной программы МОУ Новочарская средняя школа № 2» (личностным,
метапредметным, предметным);
7.
Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
с учетом

авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы
программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным
компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательным для изучения на уровне среднего общего
образования, осваивается на базовом уровне
10 кл — 1 ч в неделю (35 часов за уч.г.)
11 кл — 1 ч в неделю (35 ч. за уч.г)
Общая характеристика предмета:
Цели курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Целью изучения и освоения примерной программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника
культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная
подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС СОО.

Задачи курса:

• формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Планируемые результаты изучения учебного предмета ОБЖ
Личностные результаты:
В направлении
- гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
- патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;

идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
- духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
- эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
- физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;

- трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
- ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе.

Метапредметные результаты освоения
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться
к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя
из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты:
По учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения
базового курса по основам безопасности жизнедеятельности:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил
безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных
местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и
экстремальных ситуаций; знать порядок действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о
порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;

4) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность представлений об экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе, разумного природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер
профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений
о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным
привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том
числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им;
7) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения
в цифровой среде; умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при
угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма,
терроризма; знать роль государства в противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при объявлении разного уровня террористической
опасности; знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении террористического акта; проведении
контртеррористической операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил
Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина
в области гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного
характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;

12) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
Требования к предметным результатам освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья базового курса "Основы
безопасности жизнедеятельности" определяются с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья, особых
образовательных потребностей.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;
использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности;
оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколесным транспортным средством;
действовать согласно указанию на дорожных знаках;
пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных
дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части,
касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);
комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды;
использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды для изучения и реализации своих прав и определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости от поражающего фактора при ухудшении экологической
обстановки;
опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, для
обращения в случае необходимости;
опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической безопасности и охране окружающей среды;
прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при ухудшении экологической обстановки;
распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;

использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий
хобби;
пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по обеспечению безопасности во время современных
молодежными хобби;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодежными хобби;
применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби;
распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в
соответствии с сигнальной разметкой;
использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;
пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и
реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и
чрезвычайных ситуаций;
раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите населения и территорий от опасных и чрезвычайных
ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и
опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;
действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное
время;
составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;
объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации, для обеспечения личной безопасности;
использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации для
изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
распознавать симптомы употребления наркотических средств;
описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению
наркотических средств;
использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской Федерации для ознакомления с перечнем организаций,
запрещенных в Российской Федерации в связи с экстремистской и террористической деятельностью;
описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической
акции.
Основы здорового образа жизни
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового образа жизни;
использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для изучения и реализации своих прав;
оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
описывать факторы здорового образа жизни;
объяснять преимущества здорового образа жизни;
объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного
здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания первой помощи;
использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения
ответственности;
оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
отличать первую помощь от медицинской помощи;
распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного
изготовления;
действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;
составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему;
комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучия населения;
использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения для изучения и реализации
своих прав и определения ответственности;
оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо
опасных инфекционных заболеваний;
классифицировать основные инфекционные болезни;
определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны государства;
характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения
безопасности;
разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
оперировать основными понятиями в области обороны государства;
раскрывать основы и организацию обороны РФ;
раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время;
характеризовать историю создания ВС РФ;
описывать структуру ВС РФ;
характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
распознавать символы ВС РФ;
приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;
использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время
прохождения военной службы, во время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
раскрывать организацию воинского учета;
комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;
описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы;
объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского звания;
различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
описывать основание увольнения с военной службы;
раскрывать предназначение запаса;
объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
выполнять строевые приемы и движение без оружия;
выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
объяснять назначение и боевые свойства гранат;
различать наступательные и оборонительные гранаты;
описывать устройство ручных осколочных гранат;
выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;

объяснять предназначение современного общевойскового боя;
характеризовать современный общевойсковой бой;
описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
выполнять приемы «К бою», «Встать»;
объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам местных предметов;
передвигаться по азимутам;
описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта
(ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1);
применять средства индивидуальной защиты;
действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового
поражения;
описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;
характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях;
использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего
образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для
обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов,
прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;

определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учетной специальности и подготовки к поступлению в
высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России,
ФСБ России, МЧС России.

Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Основы комплексной безопасности
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права,
обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и
благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и
факторы экориска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаков.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте,
на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды
ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби. Последствия и ответственность.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и
ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по
защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания, и
опасности и чрезвычайные ситуации, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий. Правила и рекомендации безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и в условиях опасностей и чрезвычайных
ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, для обеспечения личной безопасности. Предназначение и

использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты и
приборы индивидуального дозиметрического контроля.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму:
основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму; органы исполнительной власти,
осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации; права и ответственность гражданина в области
противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств.
Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
Основы законодательства Российской Федерации в области формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы законодательства Российской Федерации в области оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании
первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права, обязанности и
ответственность гражданина в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основные инфекционные заболевания и их
профилактика. Правила поведения в случае возникновения эпидемии. Предназначение и использование знаков безопасности медицинского и санитарного
назначения.
Основы обороны государства
Состояние и тенденции развития современного мира и России. Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты. Факторы и
источники угроз национальной и военной безопасности, оказывающие негативное влияние на национальные интересы России. Содержание и
обеспечение национальной безопасности РФ. Военная политика Российской Федерации в современных условиях. Основные задачи и приоритеты
международного сотрудничества РФ в рамках реализации национальных интересов и обеспечения безопасности. Вооруженные Силы Российской
Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, их предназначение и задачи. История создания ВС РФ. Структура ВС РФ. Виды и рода
войск ВС РФ, их предназначение и задачи. Воинские символы, традиции и ритуалы в ВС РФ. Основные направления развития и строительства ВС РФ.
Модернизация вооружения, военной и специальной техники. Техническая оснащенность и ресурсное обеспечение ВС РФ.
Правовые основы военной службы
Воинская обязанность. Подготовка граждан к военной службе. Организация воинского учета. Призыв граждан на военную службу. Поступление на
военную службу по контракту. Исполнение обязанностей военной службы. Альтернативная гражданская служба. Срок военной службы для
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по контракту и для проходящих альтернативную гражданскую службу. Воинские должности и
звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ. Увольнение с военной службы. Запас. Мобилизационный резерв.
Элементы начальной военной подготовки

Строи и управление ими. Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении, выход из
строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Строи отделения.
Назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова. Работа частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова для чистки и смазки. Хранение автомата Калашникова. Устройство патрона. Меры безопасности при
обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб. Основы и правила стрельбы. Ведение
огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными осколочными гранатами.
Современный общевойсковой бой. Инженерное оборудование позиции солдата. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Элементы
военной топографии. Назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) (противогаза,
респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного костюма (Л-1). Действия по сигналам оповещения. Состав и применение
аптечки индивидуальной. Оказание первой помощи в бою. Способы выноса раненого с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность

Цели и задачи военно-профессиональной деятельности. Военно-учетные специальности. Профессиональный отбор. Военная служба по
призыву как этап профессиональной карьеры. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Основные виды высших военно-учебных заведений ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России. Подготовка офицеров на военных кафедрах
образовательных организаций высшего образования. Порядок подготовки и поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

№
п/п
1

Наименование раздела
Раздел I. Безопасность и защита
человека
в
опасных
и
чрезвычайных ситуациях

Содержание раздела
Глава 1. Основы комплексной безопасности
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного
автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в
условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности,
движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного
жилища, добыча огня.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с
насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в
подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной
криминогенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды
наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте. Уголовная ответственность за
приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих
безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое
нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная
ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района
проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка
правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных
вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных
сооружениях, эвакуация и др.)
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.
Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение
безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности».
Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения",
"Об обороне", "О гражданской обороне" и др.). Краткое содержание законов, основные права
и обязанности граждан.
Глава 2. Гражданская оборона.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению
защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или
вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы
управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие
факторы, мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие,
классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные обычные средства
поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала
«Внимание всем». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее
содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в
защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных
сооружениях)
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства
защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите
населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от
чрезвычайных ситуаций.
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Организация
санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация
гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План
гражданской обороны образовательного учреждения.
2

Раздел II. Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни

Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных
заболеваний.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и
общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние
окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость
сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества. Правила личной
гигиены.
Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов.
Семья в современном обществе. Семейное законодательство. Заболевания, передающиеся
половым путем.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи
инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной
и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.
Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Глава 4. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная
на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его

значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности.
Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка,
активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности,
обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для
гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических
ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении
нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его
жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям
физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового
долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека
и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды
для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению
закаливающих процедур.
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и
социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные
последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части.
Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и
его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные
последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в
быту.
Глава 5. Правила оказания первой помощи.
Глава освещает правила оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях,
некоторых видах травм, а также при остановке сердца, инсульте, помощь при ожогах и
обморожении, укусах насекомых и других животных.
Рассмотрены способы остановки кровотечения. Борьба с болью. Первая медицинская
помощь при травмах. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая помощь при черепно-мозговой

травме. Первая помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении
позвоночника. Первая помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и
реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки.
Наряду с теоретической частью введены практические занятия: правила наложения
давящей повязки, правила наложения жгута. ИВЛ с непрямым массажем сердца на
тренажере.
3

Раздел III. Основы военной службы

Глава 6. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
Организация вооруженных сил Московского государства в ХIХ-ХХ веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной
армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные.
Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого
уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск,
входящие в Сухопутные войска. Военно-воздушные Силы, история создания,
предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые
задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания,
предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная
организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление
Вооруженными Силами Реформа Вооруженных Сил России ее этапы и их основные
содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации,
внутренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные
войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и
информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав
и предназначение.
Глава 7. Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение
воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной

службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в
запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в
запасе. Организация воинского учета и его предназначение Организация воинского учета.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому
учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной
постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе Основное содержание
обязательной подготовки граждан к военной службе. Основные требования к индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и
наблюдения, водительские и др).
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления
добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами
спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью
военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров
запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования
при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского
освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессиональнопсихологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок
освобождения граждан от военных сборов.
Глава 8. Особенности военной службы.
Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Федеральные законы «Об
обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и
вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы.
Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты
международного права. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской

жизни.
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт
военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарнизонной и
караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ,
Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения. Военная
присяга — клятва воина на верность Родине — России. Военная присяга — основной и
нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст
военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение
военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга. Прохождение
военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу,
организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления
отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной
службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную
службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Права и ответственность
военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих.
Виды
ответственности,
установленной
для
военнослужащих
(дисциплинарная,
административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее
сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов,
проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против
военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
Глава 9. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника
Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине,
стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные

составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и
достоинством выполнить воинский долг.
Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в
истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся
в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива,
значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и
подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности
боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени
воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за
военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание
"Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к
военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения
личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих,
уволенных в запас или отставку.
Учебно-тематический план
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитания.
В том числе на:
№
п/п

Наименование разделов

Всего
часов

1.

Раздел I. Безопасность и защита
человека в опасных чрезвычайных
ситуациях

13

2

Раздел II. Основы медицинских

10

Практиче
ские
работы

Контрол
ьные
работы
1

Модуль
воспитательной
программы
«Школьный
урок»
День знаний.
Предметная
олимпиада.
Объектовая
тренировка
(общешкольная).
Встречи с

знаний и здорового образа жизни

3.

Раздел III Основы военной службы

Итого:

11

1

34

2

работниками
медицины.
Уроки здоровья и
пропаганды ЗОЖ.
Школьный смотр
песни и строя.
Вахта памяти
Игоря
Молдованова.
Учебно-полевые
сборы.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (11 класс)
Разработано с учетом рабочей программы воспитания.

Дата по плану

1

№
у
р
о
к
а

Тема
урока

2
3
1Правила
личной
гигиены и

Тип урока

4
Урок лекция

Количес
тво
часов

5
1ч

Планируемые результаты

6
7
Знать об основных составляющих здорового образа
Характеризовать
жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности составляющие
личности. Использовать приобретенные знания и
здорового образа

здоровье.
День знаний
2Семья в
Комбинирован
современном
ный
обществе.
Законодательст
во о семье
3Болезни,
Урок лекция
передаваемые
половым
путем.
Уроки
здоровья и
пропаганды
ЗОЖ.

1ч

1ч

умения в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

жизни.

Знать об основах законодательства РФ о семье.
Использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной
семьи.

Формировать
потребность в
соблюдении норм
здорового образа
жизни как способа
сохранения и
укрепления
личного здоровья.

Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП.
Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией; о
профилактике СПИДа; об ответственности за заражение
Выявить ситуации,
ВИЧ-инфекцией.
потенциально
Использовать приобретенные знания для ведения
опасные для
здорового образа жизни
здоровья.
Формулировать
правила
соблюдения норм
здорового образа
жизни и
профилактики
вредных привычек.
Описывать основы
семейного
законодательства.
Анализировать
роль семьи в
жизни личности и
общества и ее
влияние на

здоровье человека.
4Контроль
знаний
(тестирование)
5Первая
Комбинирован
помощь при ный
ранениях,
кровотечениях
6Первая
помощь
при травмах
опорнодвигательного
аппарата и их
профилактика
7Первая
помощь при
черепномозговой
травме и
повреждении
позвоночника
8Первая
помощь про
травмах груди,
живота и
области таза.
9Первая
помощь при
травматическо
м шоке.
Встреча с

Комбинирован
ный

Комбинирован
ный

Комбинирован
ный

Комбинирован
ный

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской
помощи при ранении, правила наложения жгута и
давящей повязки. Владеть навыками оказания первой
медицинской помощи при кровотечениях
Знать правила оказания первой медицинской помощи
при травмах. Владеть навыками оказания первой
медицинской помощи при травмах, растяжениях.

Понятие о черепно-мозговой травме, причины,
симптомы и признаки травм головы и позвоночника.
Отработка приемов оказания ПП при травмах головы и
позвоночника.

Овладение навыками оказания первой медицинской
помощи при травмах грудной клетки, живота и области
таза.

Характеризовать
неотложные
состояния,
требующие
оказания
первой
помощи.
Накладывать
повязки, оказывать
первую
помощь
при отравлениях,
ссадинах, ушибах,
порезах и т.д.
Овладевать
способами
остановки
кровотечения,
выполнении
искусственного
дыхания,
непрямого массажа
сердца.

По окончании изучения темы учащиеся должны владеть Анализировать
возможные
навыками оказания первой медицинской помощи при
последствия
травматическом шоке.
неотложных
состояний

и

работником
медицины.
1Первая
Комбинирован
0помощь при
ный
попадании в
полость носа,
глотку,
пищевод и
верхние
дыхательные
пути
инородных
тел.
1Первая
Комбинирован
1помощь
ный
при остановке
сердца.
Встреча с
работником
медицины.
1Первая
Комбинирован
2помощь
ный
при острой
сердечной
недостаточнос
ти и инсульте.

1ч

1ч

1ч

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
основные правила и владеть практическими навыками
оказания первой
медицинской
помощи при попадании в полость носа, глотку, пищевод
и верхние дыхательные пути инородных тел.

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
основные правила и владеть практическими навыками
оказания первой
медицинской
помощи при остановке сердца

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
основные правила и владеть практическими навыками
оказания первой
медицинской
помощи при острой сердечной недостаточности и
инсульте.

значение
своевременного
оказания
первой
помощи.
Отработать
приемы оказания
первой
помощи
при
неотложных
состояниях.
Знакомиться
с
общей
характеристикой
различных
повреждений
и
травм.
Учиться
применять правила
оказания
первой
помощи
при
различных видах
повреждений.
Анализировать
возможные
последствия
различных
повреждений
травм.
Владеть

и

основными
приемами оказания
первой помощи.
1Контроль
3знаний
(тестирование)
1Воинская
Комбини4обязанность. рованный,
Основные
понятия о
воинской
обязанности.
Предметная
олимпиада.

1ч

1ч

1Воинский
Комбини5учет.
рованный
Предназначени
еи
организация.

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о воинской обязанности и военной
службе, знать порядок организации медицинского
обследования, освидетельствования и постановки на
воинский учет.

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о воинской обязанности и военной
службе, знать порядок организации медицинского
обследования, освидетельствования и постановки на
воинский учет.
1ч

1Обязательная
6подготовка к
военной
службе.

Комбинированный,

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о воинской обязанности и военной
службе, знать порядок организации медицинского
обследования, освидетельствования и постановки на
воинский учет.

1ч
1Добровольная Комбини7подготовка
рованный,

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о воинской обязанности и военной

Характеризовать
основные задачи
Вооруженных сил
РФ в мирное
время.
Знакомиться с
новой системой
комплектования
частей солдатами и
сержантами.
Анализировать
значение и роль
международной
деятельности
Вооруженных сил
России.
Изучить правовую
базу для
проведения
миротворческой
деятельности
Вооруженных сил
РФ.

граждан к
военной
службе.

службе, знать порядок организации медицинского
обследования, освидетельствования и постановки на
воинский учет.
1ч

1Медицинское
8обследование
и
освидетельств
ование при
постановке на
воинский учет.
1Увольнение с
9военной
службы и
пребывание в
запасе.
2Контроль
0знаний
(тестирование)
2Правовые
1основы
военной
службы.
Школьный
смотр песни и
строя.

Комбинированный,
зачет,
1ч
Комбинированный

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о воинской обязанности и военной
службе, знать порядок организации медицинского
обследования, освидетельствования и постановки на
воинский учет.
По окончании изучения темы учащиеся должны знать
особенности прохождения военной службы в запасе

1ч
1ч
комбинированн
ый

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
правовые основы прохождения военной службы,
требования основных нормативно-правовых актов по
вопросам прохождения военной службы.

Изучить роль
Боевого знамени
части в
воспитании
высоких моральнобоевых качеств
воинов.
Знакомиться с
историей военного
знамени в разные
эпохи.
Характеризовать
основные
государственные
награды в России
до 1917 года, в
СССР, в РФ.
Изучить
разновидности
военной формы и
знаки различия.

1ч
2Общевоинские Комбини2уставы ВС РФ рованный

Характеризовать
предназначение
Боевого знамени
для воинской
части.

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
особенности прохождения военной службы.

Учиться
определять

– закон
воинской
жизни.
Военная
присяга –
клятва воина
на верность
Родине.
Вахта памяти
Игоря
Молдованова.

2Порядок
3прохождения
военной
службы по
призыву и по
контракту.
2Воинские
3звания и
военная форма
одежды.

воинское звание и
его
принадлежность к
определённому
виду, роду войск
по знакам
различия.

Характеризовать
порядок вручения
боевого знамени
воинской части.
Комбинированный

1ч
1ч

Комбинированный,

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
особенности прохождения военной службы.

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
особенности прохождения военной службы.

1ч
2Права и
Комбини5ответственнос рованный,
ть
зачет,
военнослужащ
их

По окончании изучения темы учащиеся должны знать
особенности прохождения военной службы.

1ч

Изучить порядок
приведения к
военной присяге.
Знакомится с
ритуалом вручения
вооружения,
военной техники и
стрелкового
оружия.
Знакомится с
ритуалом подъема
и спуска
Государственного
флага РФ в
воинских частях и
других

2Контроль
6знаний
(тестирование)
2Военнослу7жащийпатриот, с
честью и
достоинством
несущий
звание
защитника
Отечества.
Военнослужа
щийспециалист, в
совершенстве
владеющий
оружием и
военной
техникой
2Требования
8воинской
деятельности,
предъявляемы
ек
моральным,
индивидуальн
опсихологическ
им и
профессиональ
ным качествам
гражданина.

1ч
Комбинированный,
работа над
проектом

подразделениях
ВС.
Знать об основных качествах военнослужащего. Владеть
навыками оценки уровня своей подготовленности и
осуществления, осознанного самоопределения по
отношению к военной службе. Использовать
приобретенные знания для развития в себе качеств,
необходимых для военной службы.
Характеризовать основные качества военнослужащего.
Использовать приобретенные знания для развития в себе
качеств, необходимых для военной службы

1ч

Комбинированный,
работа над
проектом
1ч

Знать об основных видах военно-профессиональной
деятельности и их особенностях в различных видах
Вооруженных сил и родах войск; о требованиях,
предъявляемых военной службой к уровню подготовки
призывника. Уметь оценивать уровень своей
подготовленности к военной службе. Использовать
приобретенные знания для развития в себе качеств,
необходимых для военной службы

Изучить
документы,
предусмотренные
законодательством
РФ к гражданам о
порядке
прохождения
военной службы
по призыву.
Учиться
определять
основные
дополнительные
права и
социальные
гарантии
военнослужащих
— контрактников.

Объектовая
тренировка
(общешкольна
я).
2Военнослужа
9щийподчиненный,
строго
соблюдающий
Конституцию
и законы РФ,
выполняющий
требования
воинских
уставов,
приказы
командиров и
начальников.
3Как стать
0офицером
Российской
армии?

Комбинированный,
работа над
проектом

Знать о принципе единоначалия в Вооруженных силах
РФ; требования, предъявляемые военной службой к
уровню подготовки призывника. Использовать
приобретенные знания для развития в себе духовных и
физических качеств, необходимых для военной службы
1ч

Комбинированный,
работа над
проектом

Знать об основных видах военных образовательных
учреждений профессионального образования; правила
приема в военные образовательные учреждения.
Владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе

1ч
3Международна Комбинирован
1я
ный, зачет
(миротворческ
ая)

1ч

Анализировать миротворческую деятельность
Вооруженных сил Российской Федерации.
Владеть навыками осуществления осознанного
самоопределения по отношению к военной службе

деятельность
Вооруженных
сил
Российской
Федерации
3Международно
2е
гуманитарное
право.
Ограничение
средств и
методов
ведения
военных
действий,
отличительные
знаки
используемые
во время
военных
действий.
3Психологическ
3ие основы
подготовки к
военной
службе
3Итоговое
4занятие

Комбинированный

Знать основные положения международного
гуманитарного права и документы, их оговаривающие;
основные положения МГП в отношении жертв
вооруженных конфликтов.
Уметь распознавать средства и методы ведения войны,
запрещенные МГП; использовать полученные знания с
целью защиты гражданского населения и других жертв
вооруженных конфликтов.

1ч

комбинированн
ый

1ч

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь
представление о психологических аспектах, связанных с
подготовкой к военной службе

Комбинирован
1
ный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Методическая литература:

– Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О.
Хренников. – М: Просвещение, 2013;

Дополнительная литература:
– Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А.
Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002;
– Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост.
В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. – СПб.: КАРО, 2002.
– Евлахов, В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10–11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
– обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;
– государственная система обеспечения безопасности населения;
– основы обороны государства и воинская обязанность.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Электронные книги и учебники:










Мультимедийные обучающие программы по основным разделам ОБЖ.
Нормативная и правовая литература:
Конституция Российской Федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон *0 гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон *0 безопасности дорожного движения»




Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Уставы вооружённых сил РФ
Средства программного обучения и контроля знаний:



Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»



Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской
помощи»
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»





Стенды, плакаты:
Стенды:


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)






Безопасность на улицах и дорогах
Криминогенные ситуации
Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи
Правила повеления при землетрясениях





Пожары, взрывы
Наводнения и затопления
Правила оказания медицинской помощи

Плакаты:


Безопасность дорожного движения



Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций



Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Средства индивидуальной защиты:

Средства защиты дыхания:




Ватно-марлевые повязки
Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. П

Средства защиты кожи:








Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
Средства медицинской защиты:
Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
Перечень оборудования для оснащения Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»:
Ноутбук учителя -1 шт., ноутбук мобильного класса -10 шт., шлем виртуальной реальности -1 комплект, штатив для крепления
базовых станций -1 комплект, ноутбук с ОС для VR шлема -1 шт., фотограмметрическое программное обеспечение -1 шт.,
квадрокоптер -4 шт., фотоаппарат.
Оборудование для изучения основ безопасности жизнедеятельности и оказания первой помощи: Тренажёр-манекен для отработки
сердечно-лёгочной реанимации -1 комплект, тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних
дыхательных путей -1 комплект, набор имитаторов травм и поражений -1 комплект, шина лестничная -1 комплект, воротник шейный 1 комплект, табельные средства для оказания первой медицинской помощи -1 комплект, коврик для проведения сердечно-лёгочной
реанимации -1 шт.
Интернет-ресурсы:
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:




http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;






http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:






















http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи,
тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности
жизнедеятельности;
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей
МЧС России;
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа
к образовательным ресурсам;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm - Методические рекомендации по организации образовательного процесса в
общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 - Каталог ресурсов по ОЬЖ;
http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

http://www.examens.ru/otvet/3 - Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.

Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и письменный (контрольное тестирование).
Знания и умения, учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их
соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной
мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает
учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют
требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата
используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют
требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах,
то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют
требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется
зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».