РП право 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Забайкальского края
Администрация Каларского муниципального округа
МОУ Новочарская СОШ № 2

Приложение ООП СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

учебного предмета «Право»
11 КЛАСС
(углубленный уровень)

для обучающихся 11 классов 2 часа в неделю

Новая Чара - 2023

Используемый УМК
Учебник. А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. «Право», 10-11 классы. Базовый и углубленный
уровни. М: Вертикаль-Дрофа, 2014.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е. К. Калуцкая Методическое пособие к учебнику А. Ф. Никитина Т. И. Никитиной
≪Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 классы≫, М.- Дрофа, 2019.
Количество часов на ступень и на класс.
Предмет «Право» изучается в общем объеме 136 часов, 2 часа в неделю (при 34 неделях
учебного года).
Класс
Объем
Объем
Разделы примерной программы
учебного учебного
времени времени
в неделю
в год
11

2

68

Гражданское право. Налоговое право. Трудовое право.
Административное право. Уголовное право. Основы судопроизводства
Правовая культура и правосознание.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ПРАВУ
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей
структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять
их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные
функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной
власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства
Российской Федерации;

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
различать способы мирного разрешения споров;
оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области
международной защиты прав человека;
дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
выделять структурные элементы системы российского законодательства;
анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
различать формы наследования;
различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и
расторжения брака;
различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
выделять права и обязанности членов семьи;
характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять
правовой статус участников трудовых правоотношений;
проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних;
целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

толковать государственно-правовые явления и процессы;
проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
различать принципы и виды правотворчества;
описывать этапы становления парламентаризма в России;
сравнивать различные виды избирательных систем;
анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных
международных отношениях;
анализировать институт международно-правового признания;
выявлять особенности международно-правовой ответственности;
выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в
рамках международного гуманитарного права;
оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в
условиях военного времени;
формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
различать опеку и попечительство;
находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности
государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления:
монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные
государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический.
Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права.
Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые
системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие
нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм.
Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и способы
толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность, дееспособность и
деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание.
Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных
правонарушений. Опасность коррупции
для гражданина, общества
и
государства.
Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской
Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Права и
свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская
служба. Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской
Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание
Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской
Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Структура судебной системы
Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Система и функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и виды правотворчества.

Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного
процесса в Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской
Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы.
Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления.
Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права.
Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и
основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура,
история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная
система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система
защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Международная
защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного
гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и
культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности
сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты
интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет,
метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по
воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.
Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на
работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и
время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения. Административная
ответственность и административные наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие
уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды
наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право.
Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные
правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного
процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с

участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения.
Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи.
Особенности профессиональной деятельности юриста.

№
1
2

Количество
часов
47
21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 КЛАСС
Тема /раздел
Виды контроля
Основные отрасли российского права
Основы российского судопроизводства

Контрольная работа
Контрольная работа

Количество
1
1

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 11 класс. Право
Кол-во Номер
Тема
Содержание
часов урока
47
Основные отрасли российского права
1

Гражданское право

Предмет, метод, источники, принципы.
http://www.mshr-ngo.ru
http://www.hro.org
http://socionet.ru

2
3
4

5

6

Виды гражданско-правовых
отношений.
Физические и юридические
лица.
Организационно-правовые
формы предпринимательской
деятельности.
Организационно-правовые
формы предпринимательской
деятельности.
Право собственности.

7
8

Страхование и его виды.
Обязательственное право.

9

Гражданско-правовой
договор.
Наследование. Завещание.

10

14

Формы защиты гражданских
прав.
Защита прав потребителей.
Право на результаты
интеллектуальной
деятельности
Семейное право.

15
16

Семейное право.
Семья и брак.

17

Права и обязанности членов
семьи
Ответственность родителей
по воспитанию детей.

11
12
13

18

Субъекты гражданских правоотношений.
Гражданская право- и дееспособность.
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности.
АО, унитарные, товарищества. Решение правовых
задач
Виды правомочий собственника. Формы
собственности.
Страхование и его виды.
Виды и формы сделок. Условия недействительности
сделок. Реституция.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт.
Наследование по закону, по завещанию. Порядок
наследования
Гражданско-правовая ответственность.
Непреодолимая сила.
Закон о защите прав потребителей
Авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау
Предмет, метод, источники и принципы семейного
права. Правовое регулирование отношений супругов.
Брачный договор.
Решение правовых задач
Условия вступления в брак. Порядок регистрации и
расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи
Лишение родительских прав.

19

20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30

31

32

33
34
35
36

Формы воспитания детей,
оставшихся без попечения
родителей.
Трудовое право
Права и обязанности
работника и работодателя
Порядок приема на работу.
Рабочее время и время
отдыха. Заработная плата.
Особенности правового
регулирования труда
несовершеннолетних.
Особенности правового
регулирования труда
несовершеннолетних.
Трудовые споры.
Трудовые споры.
Административное право
Административные
правонарушения
Административная
ответственность и
административные
наказания
Административная
ответственность и
административные
наказания
Уголовное право
Понятие преступления
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних
Финансовое право.

Усыновление. Опека и попечительство. Приемная
семья.
Источники трудового права. Участники трудовых
правоотношений: работник и работодатель.
Права и обязанности работника и работодателя
Трудовой договор: признаки, виды, порядок
заключения и прекращения.
Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних.
Составление плана доклада по теме
Дисциплинарная ответственность.
Решение правовых задач
Источники и субъекты административного права.
Метод административного регулирования.
Признаки и виды административного
правонарушения.
Административная ответственность и
административные наказания
Задание на раскрытие теоретических положений

Принципы и источники уголовного права. Действие
уголовного закона.
http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
Признаки, виды и состав преступления.
Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Правовое регулирование банковской деятельности.
Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. www.seprava.ru

http://www.cons-plus.ru
http://www.sutyajnik.ru/rus.
37

Налоговое право

38

Виды налогов.

39
40

Налоговые правонарушения.
Жилищное право

41

Субъекты жилищных
правоотношений.

42

Образовательное право.

43

Основные отрасли
российского права
Основные отрасли
российского права

44

Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика.
Виды налогообложения. Налоги с физических и
юридических лиц
Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основные положения жилищного права Российской
Федерации. Жилищное законодательство РФ.
Самоуправление в области жилищных отношений.
Основания возникновения жилищных прав и
обязанностей, объекты жилищных прав
Права и обязанности участников образовательного
процесса.
Анализ текста (с развернутым ответом № 21-24)
Задание на раскрытие смысла понятия (№ 25).

45
46
47

21
48
49

50
51
52
53

54

55

56

57

58
59
60
61
62
63
64
65
66

67
68

Основные отрасли
Решение правовых задач (№ 27).
российского права
Основные отрасли
Защита индивидуальных проектов
российского права
Объяснение значения основных понятий темы. Работа
Контрольная работа
с текстами источников и дополнительных материалов.
«Основные отрасли
Выполнение разноуровневых тестовых заданий.
российского права»
Основы российского судопроизводства http://www.strategy spb.ru
Конституционное
Этапы и содержание
судопроизводство.
Предмет, источники и
Предмет, источники и принципы гражданского
принципы гражданского
процессуального права. http://www.strategy spb.ru
процессуального права.
Стадии гражданского
Стадии гражданского процесса.
процесса.
Стадии гражданского
Решение познавательных задач» (№ 27)
процесса.
Арбитражное
Понятие, предмет, метод.
процессуальное право.
Принципы и субъекты
Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
уголовного
принуждения. Суд присяжных заседателей.
судопроизводства.
Особенности
Вызов несовершеннолетнего для производства
процессуальных действий с
следственного действия; специфический круг лиц,
участием
участвующих в следственном действии;
несовершеннолетних.
процессуальный порядок производства следственного
действия с участием несовершеннолетнего.
Особенности
Решение правовых задач
процессуальных действий с
участием
несовершеннолетних.
Особенности судебного
Порядок рассмотрения, содержание Постановления,
производства по делам об
обжалование.
административных
правонарушениях.
Особенности судебного
Решение правовых задач
производства по делам об
административных
правонарушениях.
Юридические профессии
Судьи, адвокаты, прокуроры.
Юридические профессии
Нотариусы, следователи.
Юридические профессии
Защита индивидуальных проектов
Основы российского
Анализ текста (с развернутым ответом № 21-24)
судопроизводства
Основы российского
Задание на раскрытие смысла понятия (№ 25)
судопроизводства
Основы российского
Задание на раскрытие теоретических положений (№
судопроизводства
26) .
Основы российского
Составление плана доклада по теме» (№ 28)
судопроизводства
Основы российского
Защита индивидуальных проектов
судопроизводства
Объяснение значения основных понятий темы. Работа
Контрольная работа
с текстами источников и дополнительных материалов.
«Основы российского
Выполнение разноуровневых тестовых заданий.
судопроизводства»
Итоговое повторение
Итоговое повторение

Приложение 1.

Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса право
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных пра- вовых документов:
Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Федеральный
Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопро- сам воспитания обучающихся» (далее-ФЗ-304); распоряжение
Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р об утверждении Плана мероприятий
по реализации в 2021–2025 го- дах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранитель- ная деятельность,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509; (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 21.08.2014 г., регистрационный № 33737);
Концепция развития системы организации воспитания обучающихся в Удмуртской Республике –
утверждена приказом от 23.07.2021 №1084
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии
их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и
применения сформированных общих компетенций по праву
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. Федерального
закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде». При разработке формулировок личностных результатов
учет требований Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде, бережного отношения к здоровью, эстетических чувств и уважения к ценностям
семьи, является обязательным.

Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование правового
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина
носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских правовых и духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения праву.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные
ценности
объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской
идентичности как ключевом ориентире правового и духовно-нравственного развития
обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических и правовых традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
Приложение 2.
Учебно-методическое обеспечение курса праву
Электронные ресурсы:
1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы
для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/
2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их
индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/
3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для
школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая
проверка
ответов
и
мгновенная
обратная
связь
для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/
4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу.
Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и
предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/
5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов
(текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент
подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для
обучающихся
1-11
классов.
Предусмотрена
система
видеоконференций
и
мессенджер. https://mob-edu.ru/
6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в
подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о
воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about
7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по
различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены
для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для
повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/
8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных
образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и
курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля,
среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство
«Просвещение» и другие. https://elducation.ru/
9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным
предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и
тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/
10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям
учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс
располагается по адресу https://media.prosv.ru/
11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт
http://akademkniga.ru/
12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из
Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным
тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русскоеслово.рф/

13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе,
различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка».
https://biblioschool.ru/
16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям
учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы,
инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления
знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/
▪ Верховный Суд РФ (официальный сайт) — http://www. supcourt.ru
▪ Все о праве. Компас в мире юриспруденции — http://www. allpravo.ru
▪ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (официальный
сайт) — http://www.duma.gov.ru
▪ Информационно-аналитический портал ≪Наследие≫ — http://www.nasledie.ru
▪ Информационно-правовые ресурсы для детей — http:// cdbmurmansk.
ru/informatsionno-pravovyie-resursyi-dlya- detey
▪ Конституционный Суд РФ — http://www.ksrf.ru
▪ Конституция РФ с комментариями — http://constrf.ru
▪ Международная Школа Прав Человека и Гражданских Действий — http://inthrschool.org
▪ Московская олимпиада школьников по праву — http://mos- law.olimpiada.ru
▪ Московская Открытая Школа Прав Человека при Сахаровском Центре —
http://www.sakharov-center.ru/projects/240.html
▪ Научная электронная библиотека elibrary.ru — http:// elibrary.ru/defaultx.asp
▪ Организация Объединенных Наций в Российской Федерации —
http://www.unrussia.ru
▪ Организация Объединенных Наций: официальный сайт —
http://www.un.org/ru/index.html
▪ Открытая правовая школа при факультете права НИУ ВШЭ — http://openschool.
hse.ru/school
▪ Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации —
http://www.gov.ru
▪ Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система
правовой информации — http://pravo. gov.ru
▪ Правительство Российской Федерации — http://government. ru
▪ Право.Ру — http://pravo.ru
▪ Президент Российской Федерации (официальный сайт) — http://www.kremlin.ru
▪ РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации) — http://rapsinews.ru
▪ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Феде- рации (официальный сайт)
— http://www.council.gov.ru
▪ Соционет: информационное пространство по общественным наукам —
http://window.edu.ru/resource/305/6305
▪ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (официальный сайт) —
http://ombudsmanrf.org
▪ Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
(официальный сайт) — http://www.rfdeti.ru
▪ Юридическая Россия (правовой портал) — http://www.law. edu.ru
Приложение 3.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по праву
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути,
не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;


отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за
собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в
процессе выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной
активности – тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня правового развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке
качества образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные
работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и
взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности правовых ценностей
личности, включающие традиционные правовые ценности как опорные элементы
ценностных ориентаций обучающихся.
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и
метапредметных результатов.
Приложение 4.

Пояснительная записка
к промежуточной аттестации по учебному предмету
«Право»
В соответствии с планом для учащихся 10 11 классов проводится в форме тестирования.
Аттестационный материал составлен в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Цель: через самостоятельную деятельность учащихся систематизировать и обобщить знания
по учебному предмету право.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить теоретический материал по праву.
2. Продемонстрировать своеобразие и богатство правовых знаний России.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных способностей,
умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к правовой культуре.
Время выполнения: один урок (40 минут).
Структура тестовой работы: тестовая работа состоит из двух равноценных вариантов,
каждый из которых включает в себя 18 тестовых заданий двух уровней сложности. (20
баллов)
Первый уровень – 1 - 16 задания – базовый.
Второй уровень – 17 -18 задание – повышенный.
Задания базового уровня проверяют, как усвоены требования программы.
Оценка тестовой работы:
За каждое верно выполненное задание базового уровня ученик получает 1 балл.
За каждое верно выполненное задание повышенного уровня ученик получает 2 балла, за
частично выполненное задание – 1 балл, если задание не выполнено или ученик не
приступил к выполнению задания – 0 баллов.
Оценка качества выполнения работы:
19 –20 баллов – «5»
18-15баллов – «4»
14 – 11 баллов - «3»
менее 11 баллов –«2»
Приложение 5.
Лист коррекции к рабочей программе
Дата внесения
изменений

Содержание

Подпись лица,
внёсшего запись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».