МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Забайкальского края Администрация Каларского муниципального округа МОУ Новочарская СОШ № 2 Приложение к ООП ООО (ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ, ФОП ООО) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1175220) учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 8-9 классов новая чара 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы. Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их. Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Целями обществоведческого образования в основной школе являются: воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации; развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности; формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; владение умениями функционально грамотного человека (получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства); создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе; формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В В соответствии с учебным планом обществознание изучается в 8, 9 класс по 1 часу в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях. Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая система и её функции. Собственность. Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности. Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы. Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков. Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации. Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений. Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции. Человек в мире культуры. Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества. Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации. Самообразование. Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации. Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации. Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении. Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика. Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство. Политический режим и его виды. Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно-политические организации. Гражданин и государство. Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление. Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации. Человек в системе социальных отношений. Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социализация личности. Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи. Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика Российского государства. Социальные конфликты и пути их разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Человек в современном изменяющемся мире. Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения. Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское движение. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера. Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности общения в виртуальном пространстве. Перспективы развития общества. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе. Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из возможных. Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной школе. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 КЛАСС Человек в экономических отношениях осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег; приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов повышения эффективности производства; классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики; сравнивать различные способы хозяйствования; устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса; решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы; овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях безработицы; извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового мошенничества; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме); осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в мире культуры осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества; характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность; приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности; классифицировать по разным признакам формы и виды культуры; сравнивать формы культуры, естественные и социальногуманитарные науки, виды искусств; устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования; использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования; определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете; решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры; овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации; анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования; оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества; использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и регламентом; приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей. 9 КЛАСС Человек в политическом измерении осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях; характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое государство; приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве; классифицировать современные государства по разным признакам; элементы формы государства; типы политических партий; типы общественно-политических организаций; сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум; устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве; определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых норм; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения; овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике; искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме; оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; использовать полученные знания в практической учебной деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах, исследовательские проекты. Гражданин и государство осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственно-территориальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации; характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство, как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации; приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации; сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации; устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан; использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции; с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»; решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях; систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом; овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему; искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии; использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при использовании портала государственных услуг; осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Человек в системе социальных отношений осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни; характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики Российского государства; приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства; классифицировать социальные общности и группы; сравнивать виды социальной мобильности; устанавливать и объяснять причины существования разных социальных групп; социальных различий и конфликтов; использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам; решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов; осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации личности); извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст; анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную информацию; оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения; использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни; осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур. Человек в современном изменяющемся мире осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации, глобальных проблемах; характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс; приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста; сравнивать требования к современным профессиям; устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации; использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека; определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве; осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии; осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Экономическая жизнь общества 1 2 Экономическая система и её функции. Собственность 1 3 11 парПроизводство — источник экономических благ 1 4 12 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда 1 5 13 Деньги, обмен, торговля 1 6 14 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков 1 7 14 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 1 8 15 Предприятие в экономике 1 9 16 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 1 10 18 -19 Финансовый рынок и финансовые 1 Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132 Библиотека ЦОК посредники https://m.edsoo.ru/f5ec12ea 11 19 Банковские услуги 1 12 20 Страховые услуги 1 13 Защита прав потребителя финансовых услуг 1 14 22 Экономические функции домохозяйств 1 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования 1 16 23 Источники доходов и расходов семьи 1 17 Экономические цели и функции государства 1 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 20 Контрольная работа № 1 по теме "Человек в экономических отношениях" 1 21 Культура, её многообразие и формы. 1 22 5 Наука. Роль науки в развитии общества 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec21ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec29ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 Библиотека ЦОК 23 6 Образование в современном обществе 1 24 6 Образование в Российской Федерации. Самообразование 1 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 1 26 7 Роль религии в жизни человека и общества 1 27 7 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации 1 28 8 Что такое искусство. Виды искусств 1 29 8 Роль искусства в жизни человека и общества 1 30 Роль информации и информационных технологий в современном мире 1 31 Контрольная работа № 2 по теме "Человек в мире культуры" 1 32 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 1 33 Защита проектов по теме "Человек в экономике" 1 1 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec40e4 2 2 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек в политическом измерении 1.1 Политика и политическая власть 3 1.2 Участие граждан в политике 3 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 6 Раздел 2. Гражданин и государство 2.1 Основы конституционного строя Российской Федерации 2 2.2 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 2 2.3 Государственно-территориальное устройство Российской Федерации 2 2.4 Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина 2 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 8 Раздел 3. Человек в системе социальных отношений 3.1 Социальные общности и группы 2 3.2 Статусы и роли. Социализация личности. 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК Семья и её функции https://m.edsoo.ru/7f41b414 3.3 Этносы и нации в современном обществе. Социальная политика Российского государства 3 3.4 Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Итого по разделу 11 Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире 5 Защита проектов, итоговое повторение 4 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b414 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Социальное становление человека 1 2 Биологическое и социальное в человеке 1 3 Потребности и способности человека 1 4 Индивид, индивидуальность, личность 1 5 Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста 1 6 Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция 1 7 Цели, мотивы и виды деятельности 1 8 Познание как вид деятельности 1 Контрольные работы Практически е работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 04.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb673c Библиотека ЦОК 11.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb68a4 Библиотека ЦОК 18.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb6a2a Библиотека ЦОК 25.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb6d9 0 Библиотека ЦОК 02.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb6f34 Библиотека ЦОК 09.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb70a6 Библиотека ЦОК 16.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb74b 6 Библиотека ЦОК 23.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb763c 9 Право человека на образование 1 10 Школьное образование. Права и обязанности учащегося 1 11 Общение и его роль в жизни человека 1 12 Особенности общения подростков. Общение в современных условиях 1 13 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе 1 14 Межличностные отношения (деловые, личные) 1 15 Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества 1 16 Семейные традиции. Семейный досуг 1 17 Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками 1 18 Конфликты в межличностных отношениях 1 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 Библиотека ЦОК 06.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb78f8 Библиотека ЦОК 13.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb7a74 Библиотека ЦОК 20.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb7bdc Библиотека ЦОК 27.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb7d5 8 Библиотека ЦОК 04.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb81b 8 Библиотека ЦОК 11.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb835c Библиотека ЦОК 18.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb84ce Библиотека ЦОК 25.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5eb864 0 Библиотека ЦОК 08.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb87b 2 Библиотека ЦОК 15.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb891 0 Библиотека ЦОК 22.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb8a78 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек и его социальное окружение" 1 21 Что такое общество. Связь общества и природы 1 22 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие 1 23 Социальные общности и группы. Положение человека в обществе 1 24 Что такое экономика? 1 25 Политическая жизнь общества. Российская Федерация как государство 1 26 Наша страна в начале XXI века 1 27 Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа 1 28 Развитие общества 1 29 Развитие общества 1 30 Глобальные проблемы современности и возможности их решения 1 Библиотека ЦОК 1 29.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb8d4 8 Библиотека ЦОК 05.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb8ed8 Библиотека ЦОК 12.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb905 4 Библиотека ЦОК 19.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb91c6 Библиотека ЦОК 26.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb932e Библиотека ЦОК 04.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb966c Библиотека ЦОК 11.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb97de Библиотека ЦОК 18.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb996 4 Библиотека ЦОК 25.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb9aea Библиотека ЦОК 01.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb9aea Библиотека ЦОК 08.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5eb9c7a 31 Защита проектов по теме "Духовные ценности российского народа" 1 32 Защита проектов по теме "Глобальные проблемы современности" 1 33 Повторительно-обобщающий урок по теме "Общество, в котором мы живем" 1 34 Итоговое повторение по теме "Общество и его сферы. Человек в обществе" 1 1 34 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК 15.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5eba300 Библиотека ЦОК 22.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5eba468 Библиотека ЦОК 29.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5eba17a Библиотека ЦОК 06.05.2024 0 https://m.edsoo.ru/f5ebab52 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Социальные ценности 1 2 Гражданственность и патриотизм 1 3 Социальные нормы 1 4 Социальные нормы 1 5 Нормы и принципы морали 1 6 Нормы и принципы морали 1 7 Нравственные чувства человека. Совесть и стыд 1 8 Моральный выбор и моральная оценка 9 Влияние моральных норм на общество и человека 1 10 Право и его роль в жизни 1 Контрольные работы Практически е работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 04.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebad0a Библиотека ЦОК 11.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebae7c Библиотека ЦОК 18.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebafee Библиотека ЦОК 25.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebb16 0 Библиотека ЦОК 02.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4 Библиотека ЦОК 09.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebb57a Библиотека ЦОК 16.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebb70a Библиотека ЦОК 1 23.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebb88 6 Библиотека ЦОК 06.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebbd4 0 Библиотека ЦОК общества. Право и мораль 13.11.2023 11 Обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 12 Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальные ценности и нормы" 1 13 Правоотношения и их особенности. Правовые нормы 1 14 Правомерное поведение 1 15 Правовая культура личности 1 16 Правонарушение и юридическая ответственность 1 17 Правонарушение и юридическая ответственность 1 18 Права, свободы, обязанности гражданина Российской Федерации 1 19 Права ребёнка и возможности их защиты 1 20 Конституция Российской Федерации - Основной закон. Система права 1 21 Основы гражданского права 1 22 Основы гражданского права 1 https://m.edsoo.ru/f5ebbee4 Библиотека ЦОК 27.11.2023 1 https://m.edsoo.ru/f5ebc060 Библиотека ЦОК 04.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6 Библиотека ЦОК 11.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebc358 Библиотека ЦОК 18.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0 Библиотека ЦОК 25.12.2023 https://m.edsoo.ru/f5ebc970 Библиотека ЦОК 08.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebcae2 Библиотека ЦОК 15.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebcc54 Библиотека ЦОК 22.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc Библиотека ЦОК 29.01.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebcf24 Библиотека ЦОК 05.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebd08c Библиотека ЦОК 12.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4 Библиотека ЦОК 19.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebd5be 23 Основы семейного права 1 24 Основы семейного права 1 25 Основы трудового права 1 Библиотека ЦОК 26.02.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebd74e Библиотека ЦОК 04.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0 Библиотека ЦОК 11.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebda32 Библиотека ЦОК 26 Основы трудового права 1 27 Виды юридической ответственности 1 28 Особенности юридической ответственности несовершеннолетних 1 29 Правоохранительные органы в Российской Федерации 1 30 Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы российского права" 1 31 Повторительно-обобщающий урок по темам "Человек как участник правовых отношений. Основы российского права" 1 32 Защита проектов по теме " Гражданин Российской Федерации" 1 33 Защита проектов по теме "Права и 1 18.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebdbb 8 Библиотека ЦОК 25.03.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebdd1 6 Библиотека ЦОК 03.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2 Библиотека ЦОК 10.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebe144 Библиотека ЦОК 17.04.2024 1 https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac Библиотека ЦОК 24.04.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebe414 Библиотека ЦОК 06.05.2024 https://m.edsoo.ru/f5ebe590 Библиотека ЦОК обязанности несовершеннолетних" 34 Итоговое повторение по темам «Человек как участник правовых отношений» и "Основы российского права" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 13.05.2024 Библиотека ЦОК 1 34 https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0 20.05.2024 2 0 https://m.edsoo.ru/f5ebfbac 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольны е работы Практические работы Дата изучения 1 Экономическая жизнь общества 1 04.09.202 3 2 Экономическая система и её функции. Собственность 1 11.09.202 3 3 Производство — источник экономических благ 1 18.09.202 3 4 Предпринимательство. Производительность труда. Разделение труда 1 25.09.202 3 5 Деньги, обмен, торговля 1 02.10.202 3 6 Рыночная экономика. Конкуренция. Многообразие рынков 1 09.10.202 3 7 Спрос и предложение. Рыночное равновесие 1 16.10.202 3 8 Предприятие в экономике 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4 Библиотека ЦОК 23.10.202 3 9 Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица 1 06.11.202 3 10 Финансовый рынок и финансовые посредники 1 13.11.202 3 11 Банковские услуги 1 20.11.202 3 12 Страховые услуги 1 27.11.202 3 13 Защита прав потребителя финансовых услуг 1 04.12.202 3 14 Экономические функции домохозяйств 1 11.12.202 3 15 Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования 1 18.12.202 3 16 Источники доходов и расходов семьи 1 25.12.202 3 17 Экономические цели и функции государства 1 https://m.edsoo.ru/f5ec0e62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec12ea Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046 Библиотека ЦОК 08.01.202 https://m.edsoo.ru/f5ec21ea 4 18 Налоги. Государственный бюджет. Государственная политика по развитию конкуренции 1 15.01.202 4 19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 22.01.202 4 20 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в экономических отношениях" 1 21 Культура, её многообразие и формы. 1 05.02.202 4 22 Наука. Роль науки в развитии общества 1 12.02.202 4 23 Образование в современном обществе 1 26.02.202 4 24 Образование в Российской Федерации. Самообразование 1 04.03.202 4 25 Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации 1 11.03.202 4 26 Роль религии в жизни человека и общества 1 18.03.202 4 1 29.01.202 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec29ce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356 27 Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации 1 25.03.202 4 28 Что такое искусство. Виды искусств 1 03.04.202 4 29 Роль искусства в жизни человека и общества 1 10.04.202 4 30 Роль информации и информационных технологий в современном мире 1 17.04.202 4 31 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в мире культуры" 1 32 Защита проектов по теме по теме "Финансовая грамотность" 1 03.05.202 4 33 Защита проектов по теме "Человек в экономике" 1 10.05.202 4 34 Итоговое повторение по темам "Человек в экономике", "Человек в мире культуры" 1 15.05.202 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 2 17.04.202 4 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec40e4 9 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Политика и политическая власть 1 2 Государство — политическая организация общества 1 3 Политические режимы 1 4 Формы политического участия. Выборы, референдум 1 5 Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественно- политические организации 1 6 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в политическом измерении" 1 7 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 8 Основы конституционного строя Российской Федерации 1 9 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 04.09.2023 Библиотека ЦОК 11.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec4652 Библиотека ЦОК 18.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec47ec Библиотека ЦОК 25.09.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec4aee Библиотека ЦОК 02.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c Библиотека ЦОК 09.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec4e68 Библиотека ЦОК 16.10.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec53c2 23.10.2023 Библиотека ЦОК 06.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec575a 10 Высшие органы публичной власти в Российской Федерации 1 11 Государственно- территориальное устройство Российской Федерации 1 12 Местное самоуправление 1 27.11.2023 13 Конституционный статус гражданина Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации 1 04.12.2023 14 Повторительно-обощающий урок по теме «Гражданин и государство» 1 15 Социальная структура общества 1 18.12.2023 16 Социальная мобильность 1 25.12.2023 17 Социальный статус человека в обществе 1 09.01.2024 18 Социальные роли. Ролевой набор подростка 1 15.01.2024 19 Социализация личности 1 22.01.2024 20 Семья и ее функции 1 29.01.2024 21 Этнос и нация. Россиямногонациональное государство 1 05.02.2024 22 Этнос и нация. Россия- 1 12.02.2024 Библиотека ЦОК 13.11.2023 https://m.edsoo.ru/f5ec591c Библиотека ЦОК 20.11.2023 1 11.012.202 3 https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6150 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec64de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec66a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6c40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec6fce Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7190 Библиотека ЦОК многонациональное государство https://m.edsoo.ru/f5ec746a 23 Социальная политика Российского государства 1 19.02.2024 24 Отклоняющееся поведение 1 26.02.2024 25 Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек в системе социальных отношений" 1 4.03.2024 26 Информационное общество. Сущность глобализации 1 11.03.2024 27 Сущность глобализации 1 18.03.2024 28 Молодёжь — активный участник общественной жизни 1 23.03.2024 29 Профессиии настоящего и будущего. Здоровый образ жизни. Мода и спорт 1 02.04.2024 30 Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир 1 08.04.2024 31 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в политическом измерении" 1 32 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Гражданин и государство" 1 22.04.2024 33 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в 1 29.04.2024 1 15.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec55a2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec765e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec96de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec98b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9a58 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9be8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9e54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca1ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca3d6 системе социальных отношений" 34 Защита проектов, итоговое повторение по теме "Человек в современном изменющемся мире" ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 06.05.2024 1 34 2 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eca552 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Обществознание, 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» http://fcior.edu.ru/ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ http://www.school.edu.ru/default.asp ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.edu.ru/