Информатика 11, базовый уровень

Российская Федерация
Забайкальский край Каларский район
Муниципальное образовательное учреждение
Новочарская общеобразовательная средняя школа №2
имени Героя России Игоря Молдованова
п. Новая Чара

Приложение к ООП СОО

Рабочая программа
по информатике
11 классе (базовый уровень)
на 2023/2024 уч.г.
количество часов в неделю – 2 (11 кл)

1

 Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа курса информатики на базовом уровне для учащихся 10-11 классов
разработана в соответствии с:
1.Законом «Об образовании»;
2.Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г., с
измен. ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645;
3. Фундаментального ядра содержания общего образования;
4.Примерной основной образовательной программы СОО (ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))
5.Учебным планом общеобразовательного учреждения;
6.Требованиями к результатам освоения «Основной образовательной программы МОУ Новочарская
средняя школа № 2» (личностным, метапредметным, предметным);
7.Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
8. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г,№ 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»
с учетом:
авторской программы, опубликованной в:
Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень/И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015
1.
Данная рабочая программа базового курса по предмету «Информатика» для учащихся 10-11 классов основана
на учебно-методическом комплекте, обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, который
включает в себя учебники, включенные в федеральный перечень учебников приказом Министерства
просвещения РФ № 345 от 28.12.18
Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 (http://lbz.ru/books/580/7699/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.1
Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015(http://lbz.ru/books/580/7750/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.2
В УМК кроме учебников, входят:
 комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов, помещенный в
коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);
 сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.
 ) описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Инвариантная часть учебного плана образовательных учреждений, реализующих основную образовательную
программу среднего общего образования согласно требованиям ФГОС, фиксирует минимальный объем
учебного времени, отводимый на изучение информатики на базовом уровне: по 1 часу в неделю в 10-11 классах.
Произведено увеличение количества часов на 1 ч в неделю в 10-11 классах за счет компонента участников
образовательного процесса.
Объем учебного времени в рабочей программе учителя – 140 часов:
10 класс –2 ч в неделю, 70 часов в год (2021/2022 уч г)
11 класс – 2 ч в неделю, 70 часов в год
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования —
обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций Ученика, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим
изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий
в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с
критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
2

сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе;
понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей,
вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой
деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик на базовом уровне научится:
- определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях
дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные
алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы
анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных
предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по
выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер
используемой памяти);
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в
том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
аргументировать

выбор

программного

обеспечения

и

технических

средств

ИКТ

для

решения

профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том
числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства
доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием
возможностей современных программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с
нормами действующих СанПиН.

3

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том
числе и при составлении поисковых запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и
обратно;

сравнивать,

складывать

и

вычитать

числа,

записанные

в

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие
Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также
о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и
сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая
тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или
процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной
деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных
устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать вебстраницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных
видов деятельности

Содержание
I. Введение. Информация и информационные процессы.
Информация и информационные процессы.
Роль информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире. Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и обработки в
автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.

Основные виды деятельности

Практическая деятельность:
Решение задач на определение количества
информации, содержащейся в сообщении при
вероятностном и техническом (алфавитном)
подходах. Решение задач, связанных с выделением
основных информационных процессов в реальных
ситуациях (при анализе процессов в обществе,
природе и технике). Кодирование и декодирование
сообщений по предложенным правилам
II. Математические основы информатики

4

1. Тексты и кодирование.
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Решение задач и выполнение заданий на
кодирование тестовой, графической и звуковой
информации.
2. Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
Запись чисел в различных системах счисления,
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и
перевод чисел из одной системы счисления в
вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.
другую, вычисления в позиционных системах
счисления. Представление целых и вещественных
чисел в форматах с фиксированной и плавающей
запятой.
3. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры
Выполнение эквивалентных преобразований
законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования
логических выражений; построение логического
логических выражений. Построение логического выражения
выражения по заданной таблице истинности.
с данной таблицей истинности. Решение простейших
Решение простейших логических уравнений.
логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная
нормальная форма.
4. Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач, связанных с анализом
Решение алгоритмических задач, связанных с
графов (примеры: построения оптимального пути между
анализом графов (примеры: построения
вершинами ориентированного ациклического графа;
оптимального пути между вершинами
определения количества различных путей между
ориентированного ациклического графа;
вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
определения количества различных путей между
описании объектов и процессов окружающего мира.
вершинами). Использование графов, деревьев,
Бинарное дерево.
списков при описании объектов окружающего мира
III. Алгоритмы и элементы программирования
1. Алгоритмические конструкции
Разработка и программная реализация алгоритмов
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные
решения типовых задач: – нахождения наибольшего
величины (массивы).
(или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
чисел без использования массивов и циклов, а
программирования.
2. Составление алгоритмов и их программная реализация также сумм (или произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или массива); –
Этапы решения задач на компьютере.
анализа записей чисел в позиционной системе
Операторы языка программирования, основные
счисления; – решения задач методом перебора
конструкции языка программирования. Типы и структуры
(поиск
НОД данного натурального числа, проверка
данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций
числа
на простоту и т. д.); Управление работой
на выбранном языке программирования.
формального исполнителя с помощью алгоритма
Интегрированная среда разработки программ на
– работа с элементами массива с однократным
выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной
просмотром массива: линейный поиск элемента,
среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной
вставка и удаление элементов в массиве,
среде программирования. Приемы отладки программ.
перестановка элементов данного массива в
Проверка работоспособности программ с использованием
обратном порядке, суммирование элементов
трассировочных таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения массива, проверка соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение второго по
типовых задач базового уровня из различных предметных
величине наибольшего (или наименьшего) значения
областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) и др. Постановка задачи сортировки.
Определение результата выполнения алгоритма по
из двух, трех, четырех заданных чисел без использования его блок-схеме.
массивов и циклов, а также сумм (или произведений)
элементов конечной числовой последовательности (или
массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе
счисления;

5

алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа, проверка числа на простоту и
т.д.);
алгоритмы
однократным

работы

с

просмотром

элементами
массива:

массива

линейный

с

поиск

элемента, вставка и удаление элементов в массиве,
перестановка элементов данного массива в обратном
порядке,

суммирование

элементов

массива,

проверка

соответствия элементов массива некоторому условию,
нахождение

второго

по

величине

наибольшего

(или

наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена
символа/фрагмента, удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
3. Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших
алгоритмов управления исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных данных, при которых
алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных
операций, размер используемой памяти; зависимость
вычислений от размера исходных данных.
4.Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном
Исследование математических моделей.
для восприятия человеком. Графическое представление
Исследование геоинформационных моделей.
данных (схемы, таблицы, графики).
Моделирование процессов управления в реальных
Практическая работа с компьютерной моделью по
системах; выявление каналов прямой и обратной
выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия)
связи и соответствующих информационных
результатов экспериментов. Использование сред
потоков.
имитационного моделирования (виртуальных лабораторий)
для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
IV. Использование программных систем и сервисов
1. Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от
компьютерных систем. Архитектура современных
решаемой задачи. Работа с графическим
компьютеров. Персональный компьютер.
интерфейсом Windows, стандартными и
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры.
служебными приложениями, файловыми
Распределенные вычислительные системы и обработка
менеджерами, архиваторами и антивирусными
больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль программами. Использование паролирования и
в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
архивирования для обеспечения защиты
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
информации.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от
решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и
компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение.
Особенности программного обеспечения мобильных
устройств.
Организация хранения и обработки данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и
мобильных устройств. Прикладные компьютерные
программы, используемые в соответствии с типом
решаемых задач и по выбранной специализации.
6

Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств,
необходимых для решения учебных задач и задач по
выбранной специализации. Законодательство Российской
Федерации в области программного обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ. Применение
специализированных программ для обеспечения стабильной
работы средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации
компьютерного рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования.
2. Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений.
Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Разработка структуры документа, создание гипертекстового
документа. Стандарты библиографических описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста.
Технические средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с использованием сканера,
планшетного ПК или графического планшета. Программы
синтеза и распознавания устной речи.
3. Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием различных цифровых
устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов,
видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов
для разработки презентаций проектных работ. Работа в
группе, технология публикации готового материала в сети.
4.Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных)
таблиц на практике (в том числе – в задачах математического
моделирования).
5. Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица –
представление сведений об однотипных объектах. Поле,
запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка
данных.
Создание, ведение и использование баз данных при
решении учебных и практических задач.

6.Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного
проектирования. Системы автоматизированного
7

Создание, редактирование и форматирование
текстовых документов различного вида.

Создание, редактирование и форматирование
растровых и векторных графических изображений.
Создание мультимедийной презентации..
Использование средств деловой графики для
наглядного представления данных.

Решение расчетных и оптимизационных задач с
помощью электронных таблиц
Знакомство с системой управления базами данных.
Создание структуры табличной базы данных.
Осуществление ввода и редактирования данных.
Упорядочение данных в среде системы управления
базами данных. Формирование запросов на поиск
данных в среде системы управления базами данных.
Создание, ведение и использование баз данных при
решении учебных и практических задач. Создание
структуры табличной базы данных. Осуществление
ввода и редактирования данных. Упорядочение
данных в среде системы управления базами данных.
Формирование запросов на поиск данных в среде
системы управления базами данных. Создание,
ведение и использование баз данных при решении
учебных и практических задач

проектирования. Создание чертежей типовых деталей и
объектов.
7. 3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных
моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование
источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3D-принтеры).
8.Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания,
классификации и предсказания. Искусственный интеллект.
V. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
1. Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система
доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с
сервером. Динамические страницы. Разработка интернетприложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
2. Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет.
Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет.
Геолокационные сервисы реального времени (локация
мобильных телефонов, определение загруженности
автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п.
3. Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного
взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации.
Информационная культура. Государственные электронные
сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
4. Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных
информационных системах (АИС), компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы защиты информации и
информационной безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности.

Работа с электронной почтой. Путешествие по
Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с
файловыми архивами. Формирование запросов на
поиск информации в сети по ключевым словам,
адекватным решаемой задаче. Разработка Webстраницы на заданную тему. Формирование
запросов на поиск данных. Осуществление поиска
информации на заданную тему в основных
хранилищах информации
соблюдение основных правовых и этических норм в
информационной сфере деятельности

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс
№
урока
п/п

Тема урока

Планируемый
предметный результат

I четверть

8

Кол
иче
ств
о
час
ов

Дата

д/з

Информация и информационные процессы
1

Безопасность,
гигиена, эргономика.
Инструктаж по ТБ.
Организация рабочего
места. Системы.
Компоненты системы
и их взаимодействие.

Ученик научится:
соблюдать
санитарногигиенические
требования при работе
за

персональным

компьютером

в

соответствии

с

умения и навыки безопасного и
целесообразного поведения при
работе в компьютерном классе;
способность и готовность к
принятию ценностей здорового
образа жизни за счет знания
основных гигиенических,
эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

1

§ 1, с 9-13

нормами действующих
СанПиН;
-понимать и
использовать понятие
«система»;
«компонент системы»
- приводить примеры
систем
(в быту, в природе, в
науке и пр.)
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
правила безопасной и
экономичной работы с
компьютерами

и

мобильными
устройствами
2

9

Системный анализ.
Модель «черный
ящик». Модель
состава системы.
Строим структурную
схему сложной
системы в редакторе
схем»

Ученик научится:
-понимать и
использовать понятие
«модель «черного
ящика»;
- строить модель
состава системы;
-анализировать состав
и структуру систем;
- различать связи
материальные и
информационные.
- использовать
редактор схем для
решения учебных
задач
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать знания о
схемах при описании
реальных объектов и
процессов

1

§ 2, с 1415
подготови
ться к
провероч
ной
работе по
терминам

3

Графы.

4

Использование графов
при описании
объектов и процессов
окружающего мира.
Определение
количества различных
путей между
вершинами графа.
Деревья.
Использование
деревьев и списков
при описании
объектов и процессов
окружающего мира.
Бинарное дерево.
Используем таблицы
и списки

5

6

7

10

Информационные
системы.
Информационные
системы в Интернете

Понятие и
назначение,
классификация
БД.Реляционные
(табличные) базы
данных. Таблицы.
Поле и запись. П/р
«Создаем и
используем для

Математические основы информатики
Дискретные объекты
Ученик повторит навыки сотрудничества в
понятие «граф»;
образовательной
Ученик научится:
деятельности
-строить граф;
-находить
готовность и способность к
оптимальный путь во
самостоятельной, творческой
взвешенном графе
и ответственной
Ученик получит
возможность
деятельности;
научиться:
использовать
знания о графах при
описании
реальных
объектов и процессов
Ученик научится:
-вычислять количество
путей в графе с учетом
условия

Ученик повторит
понятие «дерево»
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
знания
деревьях и
списках при описании
реальных объектов и
процессов
III. Использование программных систем и сервисов
Базы данных
Ученик научится:
понимание значимости
-понимать и
информационной деятельности
использовать понятия
для современного человека.
«информационная
система»;
навыки сотрудничества в
-использовать ИС для
образовательной
поиска информации
деятельности
Ученик получит
возможность
научиться:
справочные
системы при решении
задач, возникающих в
ходе
учебной
деятельности и вне ее
Учение повторит
-понятие «база
данных»
Ученик научится:
-описывать базы
данных;
-классифицировать
базы данных;
-понимать и

1

1

1

ПР
1

ПР
1

§ 2, с 1618

§ 2, с 1618, № 5, с
20
письменн
о

§ 2, с 1520
повторить
, № 6, с 20
письменн
о

§ 4, с 2530, № 2, с
30
письменн
о

§ 4, с 2530,
повторить
виды
информац
ионных
систем,
подготови
ться к

поиска информации
БД в ЭТ»

8

Проверочная работа.
Система управления
базами данных
(СУБД). Изучаем
интерфейс СУБД

9

Таблица –
представление
сведений об
однотипных объектах.
Реляционные
(табличные) БД.
Ключевое поле. ПР
«Создаем, ведем и
используем
однотабличную БД»

10

Формы. П/р
«Используем форму
для создания,
просмотра и
редактирования БД»

11

Многотабличные БД.
Связи между
таблицами. Схема
данных. ПР «Создаем,
ведем и сипользуем
многотабличную БД,
устанавливаем связи
между таблицами»

12

Поиск и выбор в базах
данных. Сортировка
данных. Запросы. ПР

11

использовать понятие
«поле» и «запись»
реляционной базы
данных;
- использовать
электронные таблицы
для создания базы
данных»
Ученик научится:
-понимать и
использовать понятия
«СУБД»;
описывать
и
средства доступа к
базам данных;
Ученик научится:
описывать
интерфейс СУБД
Ученик научится:
работать
с
реляционной БД в
СУБД
наполнять
разработанную
базу
данных

Ученик научится:
наполнять
разработанную базу
данных с помощью
форм;
работать в СУБД с
формами
Ученик получит
возможность
научиться:
применять
базы
данных при решении
задач, возникающих в
ходе
учебной
деятельности и вне ее
Ученик научится:
наполнять
разработанную
многотабличную базу
данных;
Ученик получит
возможность
научиться:
создавать учебные
многотабличные базы
данных
Ученик научится:
использовать
табличные

провероч
ной
работе.

1

1

1

§ 5, с 3334

§ 5, с 3234,
подготови
ться к
провероч
ной
работе,по
вторить
все
понятия
темы
§ 5, с 3234

1

§ 6, с 3540

1

§ 8, 9 с
49-56

«Реализуем запросы в
режиме дизайна.
Создаем вычисляемые
запросы»

13

Отчеты. ПР «Создаем
отчеты»

14

Решение задач

(реляционные)
базы
данных,
выполнять
сортировку и поиск
записей в БД
-составлять
запросы
в
базах
данных
составлять
вычисляемые запросы
в базах данных
Ученик научится:
-работать с отчетами;
- использовать СУБД
для создания отчетов
Ученик научится:
использовать
табличные
(реляционные)
базы
данных для решения
практических задач

1

1

Контроль и оценка
предметных
результатов по теме
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
16
Виды текстовых
Ученик научится:
навыки сотрудничества в
документов. Деловая
-понимать и
образовательной
переписка. Научная
использовать понятия
деятельности
публикация.
«деловая переписка»,
«научная публикация»
-понимать «правила
вывода текста»
-использовать
текстовый процессор
для работы с текстами,
соблюдая правила
ввода текста
15

Контрольная работа
№ 1 «Базы данных»

С 189-190

Подготов
иться к
контрольн
ой работе,
повторить
понятия
темы по
тетради,
повторить
с 30, 34,
40, 48, 52,
57

1

1

§ 23.1, с
233234(Б),
повторить
виды
текстовых
документ
ов по
тетради

II четверть
17

18

12

Виды программного
обеспечения для
работы с текстами.
П/р «Набираем
математические
тексты»

Ученик научится:
создавать
математические
тексты
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров

Редактирование
текста. История
изменений. П/р
«Редактируем текст»

Ученик научится:
редактировать
текст
использованием
возможностей

с

навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности

российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
с прошлое и настоящее
многонационального народа

1

1

§ 23.2, с
234-235
(Б),
повторить
виды
программ
для
работы с
текстами
по теради
§ 23.2, с
237-238
(Б)

19

Форматирование
текста. П/р
«Форматируем текст»

20

Проверочная работа.
Стилевое
форматирование.
Шаблоны. П/р
«Используем готовые
шаблоны и создаем
собственные»

21

Разработка структуры
документа. П/р
«Разрабатываем
структуру документа»

22

Гиперссылки,
таблицы. П/р
«Создаем
гипертекстовый
документ, работаем с
таблицами»

23

Облачные сервисы.
Коллективная работа с
документами.

24

Реферат и аннотация.
Рецензирование
текста. Стандарты
библиографических
описаний.

25

Технические средства
ввода текста.

13

современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
форматировать
текст
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров

России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);
1
с

Ученик научится:
работать
со
стилями шаблонами с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
коллективной
работе с документами
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик научится:
рефераты
с
использованием
возможностей
современных
текстовых
процессоров
Ученик получит
возможность

1

§ 23.2, с
237-239
(Б),
подготови
ться к
провероч
ной
работе,
повторить
операции
редактиро
вание и
форматир
ование
§ 23.4, с
241-242
(Б)

1

§ 23.5, с
243 (Б)

1

-

1

1

1

§ 23.5, с
244-245
(Б)

§ 23.6, с
246-248
(Б)

-

26

27

28

29

Программы
распознавания
текста, введенного с
использованием
сканера, планшетного
ПК или графического
планшета.
Программы синтеза и
распознавания устной
речи.
Контрольная работа
№ 2 «Подготовка
текстов»
Компьютерная
графика и ее виды.
П/р «Вводим
изображения с
использованием
различных цифровых
устройств».
Обработка
изображений в
растровом
графическом
редакторе. П/р
«Кадрируем и
корректируем
изображения».
Работа с областями и
многослойными
изображениями

30

Обработка
изображенйи в
векторном
графическом
редакторе. ПР
«Создаем векторные
изображения»

31

Введение в 3 dмоделирование.
Принципы
построения и
редактирования
трехмерных моделей.
П/р «Создаем,
преобразовываем и
связываем
трехмерные
объекты»
Сеточные модели.

32

14

научиться:
применять программу
для распознавания
текстов;
применять программу
распознавания устной
речи

-

1
Работа с аудиовизуальными данными
Ученик повторит
навыки сотрудничества в
понятия «растровая» и образовательной
«векторная» графика;
деятельности
научится
-вводить изображения
готовность и способность к
в компьютер
Ученик научится:
использовать
готовые
растровые
графические
редакторы
для
коррекции
изображения

самостоятельной, творческой
и ответственной
деятельности;

§ 24.1, с
253258(Б)

1

1

Ученик научится:
работать
с
областями
и
многослойными
изображениями
Ученик научится:
использовать
готовые
векторные
графические
редакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации
3D-моделирование
Ученик научится:
- использовать 3 D
редактор для решения
задач

1

Ученик научится:
- работать с
сеточными моделями

§ 24.4, с
267273(Б)

1

Доклад
«Совреме
нные
векторны
е
редактор
ы»

1

Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»

1

Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»

III четверть
Ученик научится:
- использовать 3 D
редактор для решения
задач

33

Материалы.
Моделирование
источников
освещения. Камеры.
3D-принтеры

34

Обработка звука.
Знакомство с
аудиоредактором

35

Знакомство с
видеоредактором

36

Презентации. П/р
«Разрабатываем
презентацию»

37

Использовани Ученик научится
Доклад
е мультимедийных
«Совреме
использовать
онлайн-сервисов для
нные
онлайн-сервис для
разработки
онлайнразработки
презентаций.
сервисы»
презентаций
Технология
публикации готового
материала в сети.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Компьютерные сети.
Ученик получит
1
§ 10, с 59владение первичными навыками
Принципы
представление о видах анализа и критичной оценки
61
построения
компьютерных сетей,
получаемой информации;
компьютерных сетей
топологии локальных
ответственное отношение к
сетей
информации с учетом правовых и
Аппаратные
Ученик научится:
1
§ 10, с 61
этических аспектов ее
компоненты
- называть аппаратные распространения; развитие
компоненты

38

39

15

Работа с аудиовизуальными данными
Ученик научится:
навыки сотрудничества в
использовать
образовательной
готовые
звуковые деятельности
редакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по готовность и способность к
выбранной
самостоятельной, творческой
специализации
и ответственной
Ученик научится:
деятельности;
использовать
готовые
видеоредакторы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации
Ученик научится:
использовать
готовые прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации;
Ученик научится:
создавать
структурированные
текстовые документы
и демонстрационные
материалы
с
использованием
возможностей
современных
программных средств;

1

Доклад
«Совреме
нные 3Dредактор
ы»

1

Доклад
«Редактор
Audaсity”

1

Доклад
«Совреме
нные
видеореда
кторы»

1

Доклад
«Програм
мы для
создания
презентац
ий»

компьютерных сетей

компьютерных сетей

41

Интернет. Адресация
в Интернете
Адресация в
Интернете. Сетевые
протоколы. ПР
«Тестирование сети»

42

Система доменных
имен

Ученик научится:
- отличать IPадреса
Ученик научится:
- называть назначение
прикладных
протоколов;
- использовать
некоторые команды
терминала
Ученик научится:
определять назначение
DNS, домены верхнего
уровня
(географические и
админситративные) ,
анализировать URLадрес ресурса

40

2. Деятельность в сети Интернет
43
Интернет как
Ученик научится:
глобальная
- называть
информационная
коммуникационные
система.
службы интернета
Коммуникационные
Ученик получит
слежбы Интеренета.
возможность
П/р «Работаем с
научиться:
электронной почтой»
критически
(работа 2.1, с 193-195) оценивать
информацию,
полученную из сети
Интернет
использовать
принципы обеспечения
информационной
безопасности
44
Информационные
Ученик научится:
службы Интренета.
понимать и
WWW-всемирная
использовать понятие
паутина. П/р
«информационная
«Работаем с
служба Интернета»,
браузером,
«поисковая система»,
просматриваем web«WWW
страницы» (работа
Ученик получит
2.2, с 195-197)
возможность
научиться:
понимать общие
принципы
функционирования
интернетприложений
45
П/р «Ищем
Ученик научится:
информацию в
- искать информацию
Интернете с помощью в Интернете
поисковых каталогов
Ученик получит
и поисковых
возможность
указателей» (Работа
научиться:
2.4, с 199-201)
выполнять
эквивалентные
преобразования

16

чувства личной ответственности
за качество окружающей
информационной среды

навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности

российская гражданская
идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу,
чувства ответственности
перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального народа
России, уважение
государственных символов
(герб, флаг, гимн);

1

Конспект
урока
Конспект
урока

1

§ 10, с 62

1

§ 11, с 6872

1

§ 12, с 7580

1

§ 12, с 7580

46

Расширенный поиск
информации в сети
Интернет.
Использование языка
построения запросов.

логических
выражений, используя
законы алгебры логики
при
составлении
поисковых запросов
Ученик получит
возможность
научиться:
использовать
знания о постановках
задач поиска их роли
при решении задач
анализа данных;
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие

1

Конспект
урока

1

Конспект
урока

принципы разработки
и

функционирования

интернетприложений;
создавать

веб-

страницы;
использовать
принципы обеспечения
информационной
безопасности,
способы и средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств ИКТ;

47

17

Другие виды
деятельности в сети
Интернет.
Геолокационные
сервисы реального
времени (локация
мобильных
телефонов,
определение
загруженности
автомагистралей и
т.п.); интернетторговля;
бронирование билетов
и гостиниц и т.п. ПР

критически
оценивать
информацию,
полученную из сети
Интернет
Ученик получит
представление о
службах Интернета

«Работаем с FTPсервером»
Компьютерные сети
48
Web-сайт, страница.
Взаимодействие вебстраницы с сервером.
Статические и
динамические webстраницы. П/р
«Создаем webстраницу по образцу»

Ученик научится:
понимать и
использовать понятия
“web-страница», “webсайт»
использовать
готовые прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом
решаемых задач и по
выбранной
специализации;
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
принципы разработки
и

навыки сотрудничества в
образовательной
деятельности

1

§ 13, с 8283

1

§ 13, с 8287

1

§ 14, 15, с
88-101

владение первичными навыками
анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к
информации с учетом правовых и
этических аспектов ее
распространения; развитие
чувства личной ответственности
за качество окружающей
информационной среды

уважение закона и
правопорядка

функционирования

интернетприложений;
создавать

веб-

страницы;
49

Визуальные HTMLредакторы. П/р
«Создаем текстовую
веб-страницу»

50

Создание сайта. П/р
«Создаем сайт «Моя
семья»»

51

Контрольная работа
№ 3 «Компьютерные
сети. Деятельность в
сети Интернет»

Ученик получит
возможность
научиться
создавать вебстраницы
Ученик получит
представление о
процессе размещения
сайта в Интернете
Ученик получит
возможность
научиться:
понимать общие
принципы разработки
и функционирования
интернетприложений;
создавать
вебстраницы

1

Математическое моделирование. Электронные таблицы
52

18

Компьютерное
информационное
моделирование

Ученик научится:
понимать
и
использовать термины
«модель»,

навыки сотрудничества в
образовательной

1

§ 16, с
104-107,
№ 1, 2, 6,
с 107

53

Графическое
представление
данных: таблицы,
графики. П.р
«Моделируем
зависимости между
величинами» (работа
3.1, с 209-211)

54

Графическое
представление
данных: схемы.
П/р
«Создаем таблицы и
графики в
электронных
таблицах»

19

«информационная
модель»,
«компьютерная
и
нформационная
модель»;
- приводить примеры
целей моделирования;
называть
этапы
моделирования,
определять порядок их
следования
Учащиеся научатся:
- знать и понимать
термины: «величина»,
«имя величины», «тип
величины», «значение
величины»;
«математическая
модель»;
- формы
представления
зависимостей между
величинами;
- с помощью
электронных таблиц
получать табличную и
графическую форму
зависимостей между
величинами.
Ученик получит
возможность
научиться:
разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические
модели; оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
анализировать
готовые модели на
предмет
соответствия
реальному объекту или
процессу
Ученик научится:
-находить
оптимальный путь во
взвешенном графе
представлять
результаты
математического
моделирования
в
наглядном виде

устно

деятельности

1

§ 17, с
108-112,
№ 2, 3 , с
112
письменн
о

1

§ 17, с
110-112

51

Математические
модели в биологии
П/р «Создаем
математическую
модель». Анализ
достоверности
результатов
эксперимента.

55

Модели
статистического
прогнозирования. П/р
«Получаем
регрессионные
модели с помощью
электронных таблиц»
Среды
имитационного
моделирования. П/р
«Используем
виртуальную
лабораторию для
проведения
компьютерного
эксперимента в
учебной
деятельности»
Контрольная работа
№4
«Моделирование»

56

57

Ученик научится:
использовать
электронные таблицы
для
выполнения
учебных заданий из
различных
предметных областей;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов.
Ученик получит
возможность
научиться:
разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические
модели; оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
анализировать
готовые модели на
предмет
соответствия
реальному объекту или
процессу
Ученик научится:
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов

1

§ 16, с
105-107

1

§ 18, с
113-120

Ученик научится:
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов

1

Подготов
иться к
к.р,
повторить
с 107, 112

1
Использование программных систем и сервисов
Автоматизированное проектирование

58

20

Представление о
системах
автоматизированного

1

проектирования.
Создание чертежей
типовых деталей и
объектов.
59

60

61

62

63

64

21

Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение –
1
Доклад
решение задач
«Искусст
распознавания,
венный
классификации и
интеллект
предсказания.
»
Искусственный
интеллект.
Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве
Социальная информатика
Социальные сети –
Учение научится:
1
навыки сотрудничества в
организация
соблюдать основные
образовательной
коллективного
правовые норм в
деятельности
взаимодействия и
информационной
обмена данными.
сфере деятельности;
Сетевой этикет:
Учение получит
правила поведения в
представление о
киберпространстве.
сетевом этикете
Проблема
Ученик научится:
1
§ 21, с
подлинности
употреблять термины
133-138
полученной
«информационный
информации.
ресурс»,
Информационные
«образовательный
ресурсы. Открытые
ресурс»
образовательные
Ученик научится
ресурсы.
критическому
Государственные
отношению к
электронные сервисы полученной из сети
и услуги. Мобильные
информации
приложения.
Информационное
Ученик научится:
1
§ 22, с
общество.
употреблять термины
140-150
Информационная
«информационное
культура.
общество»,
«информационная
культура
Информационная безопасность
Техногенные и
1
§ 23, с
владение первичными навыками
экономические
152-158
анализа и критичной оценки
угрозы, связанные с
получаемой информации;
использованием ИКТ.
ответственное отношение к
Правовое обеспечение
информации с учетом правовых и
информационной
этических аспектов ее
безопасности.
распространения; развитие
Общие проблемы
Ученик научится:
1
Подготов
чувства личной ответственности
защиты информации и
использовать
иться к
за качество окружающей
информационной
термины «электронная информационной среды
итоговой
безопасности АИС.
подпись»,
к/р
Средства защиты
«сертифицированный
уважение закона и
информации.
сайт/документ»
правопорядка
применять
антивирусные
программы
для
обеспечения
стабильной
работы
технических средств

ИКТ
65

Итоговая
контрольная
работа

1

66

Повторение

1

67-70

Резерв
Резерв

Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют
требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10,
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Компьютерный класс оснащен:
Автоматизированное рабочее место учащегося - 12(системный блок, клавиатура, мышь, микрофон с
наушниками)
Автоматизированное рабочее место учителя -1 (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки,
лазерный принтер, мультимедиапроектор и экран, МФУ)
Установлена ЛВС с выходом в сеть Интернет.
Программное обеспечение на каждом рабочем месте:
Операционная система

Windows 10 с

установленными прикладными программами: Офис:

LiberOffice(текстовый процессор LiberOffice Writer, программы для создания презентаций LiberOffice Impress,
электронные таблицы LiberOffice Calc, система управления базами данных LiberOffice Base), браузеры Mozilla
Firefox, Kongueror , графические редакторы (векторные Inkscape, LiberOffice Draw и растровые Kolour Paint,
Gimp), программы для обработки видео Kdenlive и звука Audacity, системы и среды программирования Free
Pascal, web-редактор, программа архиватор, программа- переводчик, клавиатурный тренажер и др.
ДЕТАЛИ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОТСТАЮЩИХ И ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
Составляется список отстающих и одаренных учащихся.
Устанавливается причина отставания (физиологические (частые болезни и пр), психологические
(развитие памяти, внимания, мышления. ОВЗ и пр.), социальные неблагоприятные условия жизни и пр).
Адаптация проводится в зависимости от причин. В процессе обучения при необходимости составляются
индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Обучение строится с использованием личностноориентированного

подхода

с

использованием

разноуровневой

дифференциации.

Организовывается

индивидуально-групповая работа, дифференцированные тренировочные задания и проверочные работы;
используются «карточки помощи», «памятки».
При обучении «отстающих учащихся» учитель:
- направляет усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, развитие учебных интересов;
повышение сомооценки учащегося;
- ставит посильные задачи, обеспечивающие одновременно развитие (в зоне ближайщего развития);

22

- поощряет, фиксирует малейшие достижения;
При работе с одаренными детьми используется принцип развивающего и воспитывающего обучения,
индивидуализации и дифференциации, принцип учета возрастных особенностей.
В процессе обучения одаренных учащихся используются принципы: ускорение, углубление; эвристические,
исследовательские методы.

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ
Устный и письменный опрос;
Письменные контрольные, проверочные работы;
Практические работы за компьютером;
Самоанализ и самооценка;
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи,
творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает
культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные
знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных
требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного
материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи,
правила оформления письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся:

23

• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже
минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Лист корректировки программы

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».