Российская Федерация Забайкальский край Каларский район Муниципальное образовательное учреждение Новочарская общеобразовательная средняя школа №2 имени Героя России Игоря Молдованова п. Новая Чара Приложение к ООП СОО Рабочая программа по информатике 11 классе (базовый уровень) на 2023/2024 уч.г. количество часов в неделю – 2 (11 кл) 1 Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа курса информатики на базовом уровне для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с: 1.Законом «Об образовании»; 2.Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г., с измен. ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645; 3. Фундаментального ядра содержания общего образования; 4.Примерной основной образовательной программы СОО (ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) 5.Учебным планом общеобразовательного учреждения; 6.Требованиями к результатам освоения «Основной образовательной программы МОУ Новочарская средняя школа № 2» (личностным, метапредметным, предметным); 7.Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. 8. Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г,№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» с учетом: авторской программы, опубликованной в: Информатика. Программа для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень/И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 1. Данная рабочая программа базового курса по предмету «Информатика» для учащихся 10-11 классов основана на учебно-методическом комплекте, обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, который включает в себя учебники, включенные в федеральный перечень учебников приказом Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.18 Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 (http://lbz.ru/books/580/7699/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.1 Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хенер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015(http://lbz.ru/books/580/7750/)- порядковый номер в перечне 1.3.4.3.6.2 В УМК кроме учебников, входят: комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов, помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru); сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/. ) описание места учебного предмета, курса в учебном плане Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Инвариантная часть учебного плана образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования согласно требованиям ФГОС, фиксирует минимальный объем учебного времени, отводимый на изучение информатики на базовом уровне: по 1 часу в неделю в 10-11 классах. Произведено увеличение количества часов на 1 ч в неделю в 10-11 классах за счет компонента участников образовательного процесса. Объем учебного времени в рабочей программе учителя – 140 часов: 10 класс –2 ч в неделю, 70 часов в год (2021/2022 уч г) 11 класс – 2 ч в неделю, 70 часов в год ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций Ученика, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно обеспечить: сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе; сформированность основ логического и алгоритмического мышления; сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию; 2 сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации. создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ предметные результаты освоения учебного предмета Ученик на базовом уровне научится: - определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации; строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; находить оптимальный путь во взвешенном графе; определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. 3 Ученик на базовом уровне получит возможность научиться: выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ; понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы; разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу; применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений; создавать вебстраницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет 2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности Содержание I. Введение. Информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации. Основные виды деятельности Практическая деятельность: Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам II. Математические основы информатики 4 1. Тексты и кодирование. Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано. Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой информации. 2. Системы счисления Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и Запись чисел в различных системах счисления, шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и перевод чисел из одной системы счисления в вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой. 3. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры Выполнение эквивалентных преобразований законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений; построение логического логических выражений. Построение логического выражения выражения по заданной таблице истинности. с данной таблицей истинности. Решение простейших Решение простейших логических уравнений. логических уравнений. Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма. 4. Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом Решение алгоритмических задач, связанных с графов (примеры: построения оптимального пути между анализом графов (примеры: построения вершинами ориентированного ациклического графа; оптимального пути между вершинами определения количества различных путей между ориентированного ациклического графа; вершинами). Использование графов, деревьев, списков при определения количества различных путей между описании объектов и процессов окружающего мира. вершинами). Использование графов, деревьев, Бинарное дерево. списков при описании объектов окружающего мира III. Алгоритмы и элементы программирования 1. Алгоритмические конструкции Разработка и программная реализация алгоритмов Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные решения типовых задач: – нахождения наибольшего величины (массивы). (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке чисел без использования массивов и циклов, а программирования. 2. Составление алгоритмов и их программная реализация также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – Этапы решения задач на компьютере. анализа записей чисел в позиционной системе Операторы языка программирования, основные счисления; – решения задач методом перебора конструкции языка программирования. Типы и структуры (поиск НОД данного натурального числа, проверка данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций числа на простоту и т. д.); Управление работой на выбранном языке программирования. формального исполнителя с помощью алгоритма Интегрированная среда разработки программ на – работа с элементами массива с однократным выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной просмотром массива: линейный поиск элемента, среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной вставка и удаление элементов в массиве, среде программирования. Приемы отладки программ. перестановка элементов данного массива в Проверка работоспособности программ с использованием обратном порядке, суммирование элементов трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алгоритмов решения массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по типовых задач базового уровня из различных предметных величине наибольшего (или наименьшего) значения областей. Примеры задач: алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) и др. Постановка задачи сортировки. Определение результата выполнения алгоритма по из двух, трех, четырех заданных чисел без использования его блок-схеме. массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; 5 алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.); алгоритмы однократным работы с просмотром элементами массива: массива линейный с поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки. 3. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных. 4.Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном Исследование математических моделей. для восприятия человеком. Графическое представление Исследование геоинформационных моделей. данных (схемы, таблицы, графики). Моделирование процессов управления в реальных Практическая работа с компьютерной моделью по системах; выявление каналов прямой и обратной выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) связи и соответствующих информационных результатов экспериментов. Использование сред потоков. имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. IV. Использование программных систем и сервисов 1. Компьютер – универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и Выбор конфигурации компьютера в зависимости от компьютерных систем. Архитектура современных решаемой задачи. Работа с графическим компьютеров. Персональный компьютер. интерфейсом Windows, стандартными и Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. служебными приложениями, файловыми Распределенные вычислительные системы и обработка менеджерами, архиваторами и антивирусными больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль программами. Использование паролирования и в коммуникациях. Встроенные компьютеры. архивирования для обеспечения защиты Микроконтроллеры. Роботизированные производства. информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. 6 Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. 2. Подготовка текстов и демонстрационных материалов Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. 3. Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети. 4.Электронные (динамические) таблицы Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования). 5. Базы данных Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. 6.Автоматизированное проектирование Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного 7 Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц Знакомство с системой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 7. 3D-моделирование Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. Аддитивные технологии (3D-принтеры). 8.Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. V. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве 1. Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернетприложений (сайты). Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. 2. Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. 3. Социальная информатика Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. 4. Информационная безопасность Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Webстраницы на заданную тему. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации соблюдение основных правовых и этических норм в информационной сфере деятельности КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № урока п/п Тема урока Планируемый предметный результат I четверть 8 Кол иче ств о час ов Дата д/з Информация и информационные процессы 1 Безопасность, гигиена, эргономика. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Ученик научится: соблюдать санитарногигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. 1 § 1, с 9-13 нормами действующих СанПиН; -понимать и использовать понятие «система»; «компонент системы» - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) Ученик получит возможность научиться: использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами 2 9 Системный анализ. Модель «черный ящик». Модель состава системы. Строим структурную схему сложной системы в редакторе схем» Ученик научится: -понимать и использовать понятие «модель «черного ящика»; - строить модель состава системы; -анализировать состав и структуру систем; - различать связи материальные и информационные. - использовать редактор схем для решения учебных задач Ученик получит возможность научиться: использовать знания о схемах при описании реальных объектов и процессов 1 § 2, с 1415 подготови ться к провероч ной работе по терминам 3 Графы. 4 Использование графов при описании объектов и процессов окружающего мира. Определение количества различных путей между вершинами графа. Деревья. Использование деревьев и списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево. Используем таблицы и списки 5 6 7 10 Информационные системы. Информационные системы в Интернете Понятие и назначение, классификация БД.Реляционные (табличные) базы данных. Таблицы. Поле и запись. П/р «Создаем и используем для Математические основы информатики Дискретные объекты Ученик повторит навыки сотрудничества в понятие «граф»; образовательной Ученик научится: деятельности -строить граф; -находить готовность и способность к оптимальный путь во самостоятельной, творческой взвешенном графе и ответственной Ученик получит возможность деятельности; научиться: использовать знания о графах при описании реальных объектов и процессов Ученик научится: -вычислять количество путей в графе с учетом условия Ученик повторит понятие «дерево» Ученик получит возможность научиться: использовать знания деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов III. Использование программных систем и сервисов Базы данных Ученик научится: понимание значимости -понимать и информационной деятельности использовать понятия для современного человека. «информационная система»; навыки сотрудничества в -использовать ИС для образовательной поиска информации деятельности Ученик получит возможность научиться: справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее Учение повторит -понятие «база данных» Ученик научится: -описывать базы данных; -классифицировать базы данных; -понимать и 1 1 1 ПР 1 ПР 1 § 2, с 1618 § 2, с 1618, № 5, с 20 письменн о § 2, с 1520 повторить , № 6, с 20 письменн о § 4, с 2530, № 2, с 30 письменн о § 4, с 2530, повторить виды информац ионных систем, подготови ться к поиска информации БД в ЭТ» 8 Проверочная работа. Система управления базами данных (СУБД). Изучаем интерфейс СУБД 9 Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Реляционные (табличные) БД. Ключевое поле. ПР «Создаем, ведем и используем однотабличную БД» 10 Формы. П/р «Используем форму для создания, просмотра и редактирования БД» 11 Многотабличные БД. Связи между таблицами. Схема данных. ПР «Создаем, ведем и сипользуем многотабличную БД, устанавливаем связи между таблицами» 12 Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Запросы. ПР 11 использовать понятие «поле» и «запись» реляционной базы данных; - использовать электронные таблицы для создания базы данных» Ученик научится: -понимать и использовать понятия «СУБД»; описывать и средства доступа к базам данных; Ученик научится: описывать интерфейс СУБД Ученик научится: работать с реляционной БД в СУБД наполнять разработанную базу данных Ученик научится: наполнять разработанную базу данных с помощью форм; работать в СУБД с формами Ученик получит возможность научиться: применять базы данных при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее Ученик научится: наполнять разработанную многотабличную базу данных; Ученик получит возможность научиться: создавать учебные многотабличные базы данных Ученик научится: использовать табличные провероч ной работе. 1 1 1 § 5, с 3334 § 5, с 3234, подготови ться к провероч ной работе,по вторить все понятия темы § 5, с 3234 1 § 6, с 3540 1 § 8, 9 с 49-56 «Реализуем запросы в режиме дизайна. Создаем вычисляемые запросы» 13 Отчеты. ПР «Создаем отчеты» 14 Решение задач (реляционные) базы данных, выполнять сортировку и поиск записей в БД -составлять запросы в базах данных составлять вычисляемые запросы в базах данных Ученик научится: -работать с отчетами; - использовать СУБД для создания отчетов Ученик научится: использовать табличные (реляционные) базы данных для решения практических задач 1 1 Контроль и оценка предметных результатов по теме Подготовка текстов и демонстрационных материалов 16 Виды текстовых Ученик научится: навыки сотрудничества в документов. Деловая -понимать и образовательной переписка. Научная использовать понятия деятельности публикация. «деловая переписка», «научная публикация» -понимать «правила вывода текста» -использовать текстовый процессор для работы с текстами, соблюдая правила ввода текста 15 Контрольная работа № 1 «Базы данных» С 189-190 Подготов иться к контрольн ой работе, повторить понятия темы по тетради, повторить с 30, 34, 40, 48, 52, 57 1 1 § 23.1, с 233234(Б), повторить виды текстовых документ ов по тетради II четверть 17 18 12 Виды программного обеспечения для работы с текстами. П/р «Набираем математические тексты» Ученик научится: создавать математические тексты использованием возможностей современных текстовых процессоров Редактирование текста. История изменений. П/р «Редактируем текст» Ученик научится: редактировать текст использованием возможностей с навыки сотрудничества в образовательной деятельности российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, с прошлое и настоящее многонационального народа 1 1 § 23.2, с 234-235 (Б), повторить виды программ для работы с текстами по теради § 23.2, с 237-238 (Б) 19 Форматирование текста. П/р «Форматируем текст» 20 Проверочная работа. Стилевое форматирование. Шаблоны. П/р «Используем готовые шаблоны и создаем собственные» 21 Разработка структуры документа. П/р «Разрабатываем структуру документа» 22 Гиперссылки, таблицы. П/р «Создаем гипертекстовый документ, работаем с таблицами» 23 Облачные сервисы. Коллективная работа с документами. 24 Реферат и аннотация. Рецензирование текста. Стандарты библиографических описаний. 25 Технические средства ввода текста. 13 современных текстовых процессоров Ученик научится: форматировать текст использованием возможностей современных текстовых процессоров России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 1 с Ученик научится: работать со стилями шаблонами с использованием возможностей современных текстовых процессоров Ученик научится: создавать структурированные текстовые документы с использованием возможностей современных текстовых процессоров Ученик научится: создавать структурированные текстовые документы с использованием возможностей современных текстовых процессоров Ученик научится: коллективной работе с документами с использованием возможностей современных текстовых процессоров Ученик научится: рефераты с использованием возможностей современных текстовых процессоров Ученик получит возможность 1 § 23.2, с 237-239 (Б), подготови ться к провероч ной работе, повторить операции редактиро вание и форматир ование § 23.4, с 241-242 (Б) 1 § 23.5, с 243 (Б) 1 - 1 1 1 § 23.5, с 244-245 (Б) § 23.6, с 246-248 (Б) - 26 27 28 29 Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи. Контрольная работа № 2 «Подготовка текстов» Компьютерная графика и ее виды. П/р «Вводим изображения с использованием различных цифровых устройств». Обработка изображений в растровом графическом редакторе. П/р «Кадрируем и корректируем изображения». Работа с областями и многослойными изображениями 30 Обработка изображенйи в векторном графическом редакторе. ПР «Создаем векторные изображения» 31 Введение в 3 dмоделирование. Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. П/р «Создаем, преобразовываем и связываем трехмерные объекты» Сеточные модели. 32 14 научиться: применять программу для распознавания текстов; применять программу распознавания устной речи - 1 Работа с аудиовизуальными данными Ученик повторит навыки сотрудничества в понятия «растровая» и образовательной «векторная» графика; деятельности научится -вводить изображения готовность и способность к в компьютер Ученик научится: использовать готовые растровые графические редакторы для коррекции изображения самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; § 24.1, с 253258(Б) 1 1 Ученик научится: работать с областями и многослойными изображениями Ученик научится: использовать готовые векторные графические редакторы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации 3D-моделирование Ученик научится: - использовать 3 D редактор для решения задач 1 Ученик научится: - работать с сеточными моделями § 24.4, с 267273(Б) 1 Доклад «Совреме нные векторны е редактор ы» 1 Доклад «Совреме нные 3Dредактор ы» 1 Доклад «Совреме нные 3Dредактор ы» III четверть Ученик научится: - использовать 3 D редактор для решения задач 33 Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры. 3D-принтеры 34 Обработка звука. Знакомство с аудиоредактором 35 Знакомство с видеоредактором 36 Презентации. П/р «Разрабатываем презентацию» 37 Использовани Ученик научится Доклад е мультимедийных «Совреме использовать онлайн-сервисов для нные онлайн-сервис для разработки онлайнразработки презентаций. сервисы» презентаций Технология публикации готового материала в сети. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Компьютерные сети Компьютерные сети. Ученик получит 1 § 10, с 59владение первичными навыками Принципы представление о видах анализа и критичной оценки 61 построения компьютерных сетей, получаемой информации; компьютерных сетей топологии локальных ответственное отношение к сетей информации с учетом правовых и Аппаратные Ученик научится: 1 § 10, с 61 этических аспектов ее компоненты - называть аппаратные распространения; развитие компоненты 38 39 15 Работа с аудиовизуальными данными Ученик научится: навыки сотрудничества в использовать образовательной готовые звуковые деятельности редакторы в соответствии с типом решаемых задач и по готовность и способность к выбранной самостоятельной, творческой специализации и ответственной Ученик научится: деятельности; использовать готовые видеоредакторы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации Ученик научится: использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; Ученик научится: создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; 1 Доклад «Совреме нные 3Dредактор ы» 1 Доклад «Редактор Audaсity” 1 Доклад «Совреме нные видеореда кторы» 1 Доклад «Програм мы для создания презентац ий» компьютерных сетей компьютерных сетей 41 Интернет. Адресация в Интернете Адресация в Интернете. Сетевые протоколы. ПР «Тестирование сети» 42 Система доменных имен Ученик научится: - отличать IPадреса Ученик научится: - называть назначение прикладных протоколов; - использовать некоторые команды терминала Ученик научится: определять назначение DNS, домены верхнего уровня (географические и админситративные) , анализировать URLадрес ресурса 40 2. Деятельность в сети Интернет 43 Интернет как Ученик научится: глобальная - называть информационная коммуникационные система. службы интернета Коммуникационные Ученик получит слежбы Интеренета. возможность П/р «Работаем с научиться: электронной почтой» критически (работа 2.1, с 193-195) оценивать информацию, полученную из сети Интернет использовать принципы обеспечения информационной безопасности 44 Информационные Ученик научится: службы Интренета. понимать и WWW-всемирная использовать понятие паутина. П/р «информационная «Работаем с служба Интернета», браузером, «поисковая система», просматриваем web«WWW страницы» (работа Ученик получит 2.2, с 195-197) возможность научиться: понимать общие принципы функционирования интернетприложений 45 П/р «Ищем Ученик научится: информацию в - искать информацию Интернете с помощью в Интернете поисковых каталогов Ученик получит и поисковых возможность указателей» (Работа научиться: 2.4, с 199-201) выполнять эквивалентные преобразования 16 чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды навыки сотрудничества в образовательной деятельности российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 1 Конспект урока Конспект урока 1 § 10, с 62 1 § 11, с 6872 1 § 12, с 7580 1 § 12, с 7580 46 Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языка построения запросов. логических выражений, используя законы алгебры логики при составлении поисковых запросов Ученик получит возможность научиться: использовать знания о постановках задач поиска их роли при решении задач анализа данных; Ученик получит возможность научиться: понимать общие 1 Конспект урока 1 Конспект урока принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб- страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; 47 17 Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. ПР критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет Ученик получит представление о службах Интернета «Работаем с FTPсервером» Компьютерные сети 48 Web-сайт, страница. Взаимодействие вебстраницы с сервером. Статические и динамические webстраницы. П/р «Создаем webстраницу по образцу» Ученик научится: понимать и использовать понятия “web-страница», “webсайт» использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; Ученик получит возможность научиться: понимать общие принципы разработки и навыки сотрудничества в образовательной деятельности 1 § 13, с 8283 1 § 13, с 8287 1 § 14, 15, с 88-101 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды уважение закона и правопорядка функционирования интернетприложений; создавать веб- страницы; 49 Визуальные HTMLредакторы. П/р «Создаем текстовую веб-страницу» 50 Создание сайта. П/р «Создаем сайт «Моя семья»» 51 Контрольная работа № 3 «Компьютерные сети. Деятельность в сети Интернет» Ученик получит возможность научиться создавать вебстраницы Ученик получит представление о процессе размещения сайта в Интернете Ученик получит возможность научиться: понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать вебстраницы 1 Математическое моделирование. Электронные таблицы 52 18 Компьютерное информационное моделирование Ученик научится: понимать и использовать термины «модель», навыки сотрудничества в образовательной 1 § 16, с 104-107, № 1, 2, 6, с 107 53 Графическое представление данных: таблицы, графики. П.р «Моделируем зависимости между величинами» (работа 3.1, с 209-211) 54 Графическое представление данных: схемы. П/р «Создаем таблицы и графики в электронных таблицах» 19 «информационная модель», «компьютерная и нформационная модель»; - приводить примеры целей моделирования; называть этапы моделирования, определять порядок их следования Учащиеся научатся: - знать и понимать термины: «величина», «имя величины», «тип величины», «значение величины»; «математическая модель»; - формы представления зависимостей между величинами; - с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами. Ученик получит возможность научиться: разрабатывать и использовать компьютерноматематические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу Ученик научится: -находить оптимальный путь во взвешенном графе представлять результаты математического моделирования в наглядном виде устно деятельности 1 § 17, с 108-112, № 2, 3 , с 112 письменн о 1 § 17, с 110-112 51 Математические модели в биологии П/р «Создаем математическую модель». Анализ достоверности результатов эксперимента. 55 Модели статистического прогнозирования. П/р «Получаем регрессионные модели с помощью электронных таблиц» Среды имитационного моделирования. П/р «Используем виртуальную лабораторию для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности» Контрольная работа №4 «Моделирование» 56 57 Ученик научится: использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов. Ученик получит возможность научиться: разрабатывать и использовать компьютерноматематические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу Ученик научится: интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов 1 § 16, с 105-107 1 § 18, с 113-120 Ученик научится: интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов 1 Подготов иться к к.р, повторить с 107, 112 1 Использование программных систем и сервисов Автоматизированное проектирование 58 20 Представление о системах автоматизированного 1 проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов. 59 60 61 62 63 64 21 Системы искусственного интеллекта и машинное обучение Машинное обучение – 1 Доклад решение задач «Искусст распознавания, венный классификации и интеллект предсказания. » Искусственный интеллект. Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве Социальная информатика Социальные сети – Учение научится: 1 навыки сотрудничества в организация соблюдать основные образовательной коллективного правовые норм в деятельности взаимодействия и информационной обмена данными. сфере деятельности; Сетевой этикет: Учение получит правила поведения в представление о киберпространстве. сетевом этикете Проблема Ученик научится: 1 § 21, с подлинности употреблять термины 133-138 полученной «информационный информации. ресурс», Информационные «образовательный ресурсы. Открытые ресурс» образовательные Ученик научится ресурсы. критическому Государственные отношению к электронные сервисы полученной из сети и услуги. Мобильные информации приложения. Информационное Ученик научится: 1 § 22, с общество. употреблять термины 140-150 Информационная «информационное культура. общество», «информационная культура Информационная безопасность Техногенные и 1 § 23, с владение первичными навыками экономические 152-158 анализа и критичной оценки угрозы, связанные с получаемой информации; использованием ИКТ. ответственное отношение к Правовое обеспечение информации с учетом правовых и информационной этических аспектов ее безопасности. распространения; развитие Общие проблемы Ученик научится: 1 Подготов чувства личной ответственности защиты информации и использовать иться к за качество окружающей информационной термины «электронная информационной среды итоговой безопасности АИС. подпись», к/р Средства защиты «сертифицированный уважение закона и информации. сайт/документ» правопорядка применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ 65 Итоговая контрольная работа 1 66 Повторение 1 67-70 Резерв Резерв Материально-технического обеспечения образовательного процесса Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Компьютерный класс оснащен: Автоматизированное рабочее место учащегося - 12(системный блок, клавиатура, мышь, микрофон с наушниками) Автоматизированное рабочее место учителя -1 (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки, лазерный принтер, мультимедиапроектор и экран, МФУ) Установлена ЛВС с выходом в сеть Интернет. Программное обеспечение на каждом рабочем месте: Операционная система Windows 10 с установленными прикладными программами: Офис: LiberOffice(текстовый процессор LiberOffice Writer, программы для создания презентаций LiberOffice Impress, электронные таблицы LiberOffice Calc, система управления базами данных LiberOffice Base), браузеры Mozilla Firefox, Kongueror , графические редакторы (векторные Inkscape, LiberOffice Draw и растровые Kolour Paint, Gimp), программы для обработки видео Kdenlive и звука Audacity, системы и среды программирования Free Pascal, web-редактор, программа архиватор, программа- переводчик, клавиатурный тренажер и др. ДЕТАЛИ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОТСТАЮЩИХ И ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ Составляется список отстающих и одаренных учащихся. Устанавливается причина отставания (физиологические (частые болезни и пр), психологические (развитие памяти, внимания, мышления. ОВЗ и пр.), социальные неблагоприятные условия жизни и пр). Адаптация проводится в зависимости от причин. В процессе обучения при необходимости составляются индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Обучение строится с использованием личностноориентированного подхода с использованием разноуровневой дифференциации. Организовывается индивидуально-групповая работа, дифференцированные тренировочные задания и проверочные работы; используются «карточки помощи», «памятки». При обучении «отстающих учащихся» учитель: - направляет усилия на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, развитие учебных интересов; повышение сомооценки учащегося; - ставит посильные задачи, обеспечивающие одновременно развитие (в зоне ближайщего развития); 22 - поощряет, фиксирует малейшие достижения; При работе с одаренными детьми используется принцип развивающего и воспитывающего обучения, индивидуализации и дифференциации, принцип учета возрастных особенностей. В процессе обучения одаренных учащихся используются принципы: ускорение, углубление; эвристические, исследовательские методы. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ Устный и письменный опрос; Письменные контрольные, проверочные работы; Практические работы за компьютером; Самоанализ и самооценка; Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Характеристика цифровой оценки (отметки) Отметка «5» ставится в случае, если обучающийся: • показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; • не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «4» ставится в случае, если обучающийся: • показывает знания всего изученного программного материала; • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «3» ставится в случае, если обучающийся: • показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; • умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; • допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Отметка «2» ставится в случае, если обучающийся: 23 • показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале; • не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; • допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Лист корректировки программы 24