Муниципальное общеобразовательное учреждение Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2 674159 Забайкальский край Каларский район пгт. Новая Чара, ул. Магистральная, д. 22А, тел./факс 8(30-261) 23-9-83, 7-51-45 Утверждаю Директор школы ____________ . Приказ № 11/2 «__4__ »__марта__________2022г. Положение о наставничестве 1 .Общие положения 1.1.Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 24.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2.Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка». 1.3.Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2.Основные понятия и термины 1.4.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформально взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4.Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5.Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6.Куратор - сотрудник школы, осуществляющий деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов необходимых для реализации программ наставничества в школе. и процессов, 2.8.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). З. Цели и задачи наставничества 3.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования. 3.2.Основными задачами наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего наставничества; мониторинга реализации и эффективности программ формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4.Организационные основы наставничества 4.1.Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора учебно - воспитательной работе. 4.2.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора. Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.3.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих участников направления наставничества. 4.4.Наставляемыми могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.5.Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть компетенциями и т.д. современными программами, цифровыми навыками, ИКТ 4.6.Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся - активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.7.База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.8.Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается на добровольном согласии. 4.9.Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.10.Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства с планами работы по наставничеству. 4.11 .Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора. 4.12.С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5.Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются следующие формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель -учитель», «Работодатель - ученик», Представление программ наставничества в форме «Учитель ученик», «Учитель - учитель», педагогическом совете и родительском совете. 5.2.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.3.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, участников, динамика образовательных результатов. профессионального роста 6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 7.Обязанности наставника 7.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. 7.2.Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 7.3.Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. 7.4.Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. 7.5.Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 7.6.Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8.Права наставника 8.1.Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 8.2.Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8.3.Проходить обучение с использованием федеральных программ. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9.Обязанности наставляемого 9.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава образовательной организации , определяющих права и обязанности. 9.2.Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации плана наставничества. 10.Права наставляемого 10.1.Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 10.2.Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 10.3.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11.Механизмы мотивации и поощрения наставников 11.1 .Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном, городском уровне. 11.2.Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 11.3.Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», 11.4.Создание на школьном сайте специальной рубрики "Наши наставники"; методической копилки с программами наставничества; 11.5.Награждение школьными и районными грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные письма образовательной организации наставникам. 11.6.Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы и района. 12.Документы, регламентирующие наставничество 12.1 .К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; целевая модель наставничества в образовательной организации; дорожная карта внедрения системы наставничества в образовательной организации; приказ о назначении куратора образовательной организации; внедрения целевой модели наставничества в приказ об организации «Школы наставников» с утверждением плана работы и графиков обучения наставников; приказ «Об утверждении наставнических пар. групп»; приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества»; протокол заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества. 13.Обязанности 13.1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим положением о наставничестве, решениями Педагогического Совета, локальными актами учреждения, Коллективным договором.