Отдел управления образованием комитета социального развития администрации
муниципального района «Каларский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя России Игоря Молдованова
Утверждаю____________________
Директор школы В.П.Осипов
Приказ №_62____ от 14.11.2016 г.
Положение о службе медиации (примирения)
МОУ Новочарская средняя общеобразовательная школы №2
п.Новая Чара Каларского района Забайкальского края
№ _______
Принят на заседании педагогического
совета № _2_____ от 20.10.16___
1
1. Общие положения
Школьная Служба медиации (примирения) является социальной службой,
которая
объединяет обучающихся, педагогов и других участников
образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и
развитии практики восстановительной медитации в школе.
Допускается создание службы медиации примирения только из педагогов
и/или специалистов школы. В работе службы могут участвовать специалисты
социального и психологического центра (службы), работающей во
взаимодействии со школой, где создана школьная служба примирения.
Служба медиации примирения является альтернативой другим способам
реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или
правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы
примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны
учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту
или правонарушению.
Служба медиации примирения является приоритетным способом
реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь
обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить
конфликт путем переговоров и медиации школа может применить другие
способы решения конфликта и/или меры воздействия.
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации
является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980,
1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
2. Цели и задачи службы медиации примирения
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании
благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликт с законом.
Задачами деятельности службы школьной медиации примирения являются:
формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения;
развитие ресурсов личности;
выработка коммуникативных навыков;
умение разрешать конфликты мирным путем;
формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
2
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование
безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,
путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в
различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в
образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и
родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения "групп равных" ("группы равных" - это группы
детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу
с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров,
предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения
полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших
школьников. Формирование "групп равных" из учащихся школы по двум возрастным
группам: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы);
- координация действий участников "групп равных" в их работе по распространению
знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
- обеспечение помощи при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между
сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между
взрослыми и детьми;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями,
находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры
конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора
ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в
коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в
общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой
коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовнонравственных ценностей.
3. Принципы деятельности службы примирения
Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
3
школы в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
не
разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение
составляет
информация
о
готовящемся
преступлении, а также
примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и
подписанный ими).
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что
служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той
или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим
сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
В состав службы медиации могут входить обучающиеся 7-11 классов и
педагоги школы, прошедшие обучение проведению примирительных программ
(в модели восстановительной медиации).
Руководителем (куратором) службы может быть педагог-психолог, педагогорганизатор или иной педагогический работник, на которого возлагаются
обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек,
прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч.
Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся, входящим в
состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим
Положением, могут определяться службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации
Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов
службы примирения, родителей.
Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица
школы.
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие
во встрече.
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной
ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой
программе.
В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
4
При необходимости служба медиации передает копию примирительного
договора администрации.
Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их
преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном
соглашении.
При
необходимости
служба
медиации
информирует
участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (педагогапсихолога школы )с целью решения данной проблемы.
Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
Процедуру медиации может проводить любой участник службы, за
исключением случаев, когда имеет место материальный ущерб, понесенный
одной из сторон. В этом случае процедуру проводит либо администратор, либо
куратор службы по согласованию с администрацией школы.
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ.
Медиация (и другие восстановительные практики) не является
психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия
со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности
информировать и привлекать родителей в медиацию.
6. Организация деятельности службы примирения
Службе медиации по согласованию с администрацией предоставляется
помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
учащихся.
Служба медиации имеет право пользоваться услугами любых специалистов
школы.
Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими
организациями.
Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или
самим использовать восстановительные практики.
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге общения или Семейной восстановительной конференции), то
административные действия в отношении данных участников конфликта
приостанавливаются.
Решение о необходимости возобновления административных действий
принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и достигнутых договоренностях сторон.
Совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы
службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности
участия в примирительных встречах большему числу желающих проводятся
согласно плану работы службы.
Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения
по снижению конфликтности в учреждении.
7. Заключительные положения
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
5
Изменения в настоящее положение
предложению службы медиации.
вносятся
директором
школы
по
6