Литературно-историческое краеведение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2
им. героя России Игоря Молдованова
п. Новая Чара, Каларского района, Забайкальского края

Согласовано:___________
Зам. директора по УВР МОУ НСОШ №2
Грачёва И.С.
«___» ________ 20__ г.

Утверждаю:_______________
Директор МОУ НСОШ № 2
Е.Н.Воложанина
«___» _________ 20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТОЧКИ РОСТА»
на 2021-2022 учебный год

«ЧАРОИТ»
ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Направленность – региональное краеведение

Вид программы: авторская
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Сроки реализации – 1 год

_____ Екимова Клавдия Ивановна
Ф.И.О. автора (составителя)
учитель русского языка и литературы,
руководитель секции «Чароит»

Познай свой край, чтоб полюбить свою Родину
Народная мудрость (болгарская пословица).
Любить свой край, знать его особенности, его
богатства,
его историю - на этих лучших
чувствах к родным местам воспитывается
подлинный патриотизм человека.
М.И. Калинин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования
«Точки роста» по литературе и историческому краеведению (далее
литературно - историческое краеведение) «ЧАРОИТ» разработана и
адаптирована применительно к условиям и возможностям образовательного
учреждения на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего образования, с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, программы «Литературное
краеведение» Э.Я. Максименя, к.ф.н., доцента ЗабГПУ им. Н.Г.
Чернышевского, программы «Русский Забайкальский фольклор» Л.А.
Павловой, к.п.н., доцента ЗабГПУ им. Н.Г. Чернышевского, в соответствии с
целями и задачами основной образовательной программы МОУ Новочарская
СОШ №2 им. Героя России Игоря Молдованова,
Актуальность программы
Традиционный урок по понятным причинам не может вместить всё то, что
вызывает интерес у школьника, формирует его кругозор и развивает
мышление. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия
для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для
формирования устойчивых умений коммуникации, в творческой и
исследовательской деятельности. Краеведение, как одна из разновидностей
внеурочной деятельности, также способствует формированию данных
компетенций.
Под краеведением в наше время понимают сферу научной, культурнопросветительской и памятнико-охранительной деятельности определённой
тематики: прошлое и настоящее родного края, а также сферу общественной
деятельности той же направленности, к которой причастны не только
ученые-специалисты, поэты и писатели, журналисты, общественные деятели,
но и широкий круг лиц, особенно местных жителей. «Малая Родина» ребёнка
– это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные

места, исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это
и
известные
люди,
гордость
и
слава
родного
края.
Изучение краеведения является одним из основных источников
обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Активное участие детей в
краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и
принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает
укреплению дисциплины. Краеведение играет важную роль в формировании
знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого
потенциала.
Практическая значимость
Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию
самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по
сбору исторических и литературно-краеведческих материалов, сбор и
систематизация материала об истории своей семьи и земляков, об истории
родного села или посёлка – «малой родины» - воспитывает бережное и
уважительное отношение к своим истокам, к Отечеству. Активное участие в
пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников
осознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление
стать полезными для общества людьми. А пристальное наблюдение за
воспетой
поэтами и писателями в художественной литературе красотой
природы вызывает обостренное чувство ответственности за её сохранение.
На практико-ориентированных занятиях по краеведению учащиеся смогут
выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в
коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения
юного проектировщика, исследователя, экскурсовода. Школьники приобретут
навыки индивидуального, парного, коллективного составления творческой
работы (викторин, виртуальных экскурсий, презентаций творчества поэтов и
писателей родного края, сценариев литературно-музыкальных композиций и
т.п.) по выработанному в проектной деятельности алгоритму.
Организация внеурочной деятельности в кабинетах «Точки роста», особая
обстановка взаимоуважения и сотрудничества позволит выявить
индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с
максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого
удовлетворения каждого ребёнка.
Цели программы:
• создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации
обучающихся к изучению дополнительного предметного
материала по литературному и историческому краеведению для
развития ценностных отношений школников к Отечеству, родной
природе и культуре, труду, знаниям;

для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта
публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими детьми;
ознакомление учащихся с творчеством писателей-земляков, как
средство активного, действенного познания родины, её культуры.
интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы,
искусства, культуры формирование нравственно-эстетических
идеалов личности, её ценностных ориентаций, расширение и
углубление жизненного и художественного опыта учащихся на
близком им материале родного края
• формирование мотивации к исследованию информационных
источников; проектированию индивидуального маршрута
творческого саморазвития; формирование навыков анализа
результатов исследовательской и творческой детельности.
Задачи программы:
1.Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или
отрывков из них о Забайкальском крае.
2.Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение
культурных ценностей края.
3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении.
Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных
произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.
4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей,
воссоздающего и творческого воображения, образного мышления,
эстетического вкуса.
5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных
ориентиров.
6. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.
При выполнении программы возможны следующие виды деятельности
учащихся:
 знакомство с жизнедеятельностью писателей, живших или когдато бывавших в Забайкальском крае; поиск новых материалов о
земляках-писателях;


знакомство с ныне живущими писателями и поэтами района,
области, встречи с ними;

 поездки по литературным местам области;
 творческие отчёты о поисковой работе;



выпуск информационных листков;

 исследовательская деятельность учащихся;


интеллектуальные игры;

 литературные праздники и гостиные;


написание эссе, рассказов, сочинений; 



составление сценариев и постановка мини-спектаклей на
местном литературном материале.
Особое значение при обучении по предлагаемой программе
«Литературно-историческое
литературному

краеведению,

краеведение»
что

уделяется

позволит

учащимся

познакомиться с произведениями писателей, чье творчество
оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи,
существующей между художественным произведением и местом,
вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения
«почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С.Лихачев:
«…понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее
трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она
выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе:
они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в
связи со всей родной страной». При изучении курса учащиеся
имеют возможность выбирать объект изучения, вид работы и
литературу. Дополнительные баллы выставляются за качественно
выполненные задания по собственной инициативе, за участие в
конкурсах творческих и исследовательских работ. Итоговым
отчётом может стать участие в школьной или районной научнопрактической

конференции,

учащихся
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение

выставка

работ

и

рефератов

Литературное краеведение как источник и средство познания своей малой
родины. Предмет исследовательской деятельности кружка.
Понятие о литературном произведении и его аспектах. Анализ литературных
произведений.
Формы занятий: лекция, экскурсия.
2. Основы исследовательской деятельности
Проект и исследование. Виды. Проблематика исследования. Выбор и
формулировка темы. Цель и задачи. Объект и предмет исследования.
Методика исследования. Анализ исследовательских работ.
Источники информации и способы работы с ними. Литературные,
библиографические, архивные источники. Роль литературного обзора.
Выписка, конспект, тезисы. Работа с каталогом.
Структура исследовательской работы. Оформление исследования. Формы
представления результатов исследования.
Создание презентации в программе Power Point. Фон слайда. Вставка и
редактирование объектов. Анимация. Настройка смены слайдов.
Формы занятий: практическая работа по анализу исследовательских работ,
выполненных участниками объединения; работа над презентацией, создание
путеводителя, подготовка экскурсии, участие в конкурсах и конференциях.
3. Экология культуры Забайкалья: история и культура края. Из истории края.
Забайкалье как место, как земля. Культурные традиции Забайкалья.
Формы занятий: лекция, экскурсия.
4. Литература и история – первые письменные источники. Наш край в устном
народном творчестве.
Формы занятий: лекция, самостоятельная работа. 5. Творцы нашего края.
Знакомство со спецификой литературного процесса в районе, крае, с
богатством его художественных традиций.
Формы занятий: лекция, презентации.
6.Исследовательская работа по творчеству Забайкальских поэтов и
писателей. Работа с различными источниками (биографические и творческие
материалы, воспоминания, документы, всевозможные публикации, предания
и т.п.).
Формы занятий: лекция, самостоятельная работа, выполнение
исследовательских работ.
7.Участие в конкурсах: школьный, муниципальный, региональный,
Всероссийский уровень.
8.Творческий отчет. Подведение итогов работы кружка (конкурс чтецов,
презентации, исследовательская работа)

.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты реализации программы:
будут знать
· историю родного края, биографии писателей и литературные произведения,
связанные с Забайкальем;
· исторические факты и их отражение в художественной литературе;
научатся
· сопоставлять исторические факты;
· находить необходимую информацию в различных источниках,
анализировать и обрабатывать ее;
· самостоятельно выделять проблемы, формулировать цели и задачи своей
деятельности, выбирать адекватные средства для достижения цели,
прогнозировать результаты деятельности;
· проводить литературоведческое исследование, оформлять его и
представлять результаты в различных формах;
· взаимодействовать в команде в процессе совместной деятельности;
будут проявлять:
· интерес к истории и культуре родного края;
· интерес к собственному литературно-творческому развитию;
· ответственность, настойчивость, целеустремленность в достижении цели
деятельности;
· чувства сопричастности судьбе родного края;
· социально одобряемые духовно-нравственные качества личности;
· активность в общественно полезной деятельности на благо родного края и
его жителей.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
В связи с тем, что участниками программы являются дети разных возрастных
категорий, предусматривается деление на творческие группы по
направлениям, а также совместные занятия и мероприятия.
Программа предусматривает самостоятельную работу обучающихся. При
знакомстве с литературными произведениями, им предоставляется право
самим выбирать форму предъявления результата своей работы в зависимости
от интересов и личностно-значимых целей: разработка проектов, создание
путеводителя, литературной карты, электронной презентации, разработка
экскурсии, составление литературной викторины, литературно-музыкальной
композиции, сценария литературного вечера, публикации в школьной или
районной газете, выполнение учебного исследования и др.

Обучающиеся разрабатывают и реализуют как индивидуальные, так и
групповые проекты. Это требует от детей самостоятельности мышления,
ставит их перед необходимостью привлекать знания по разным предметам
школьной программы, учиться прогнозировать результат своей деятельности.
Участие в этих проектах включает детей в социальную практику, формирует
навыки самостоятельной работы, взаимодействия в команде, умения
проектировать, планировать, реализовывать планы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебные занятия проводятся в кабинете «Точка роста» МОУ СОШ №2 им.
Героя России Игоря Молдованова, в каб. №15, а также в Библиотеках
школы и посёлка Новая Чара.
Учебный план: 4 часа в неделю. Всего за год - 136 часов.
№ Направления, мероприятия Количество часов в год
1

Научно-исследовательская
деятельность и
частично поисковоисследовательская
деятельность

32

2

Проектная деятельность

32

4

Художественно-эстетическая
деятельность

32

5

Творческая деятельность

32

6

Заседания секции

3

7

Заседания НОУ

2

8

Школьная конференция

3

Итого:

136ч

План работы секции «ЧАРОИТ»
№

Мероприятие

1. Заседание секции

Дата
1неделя
месяца

Время
15.00

2. Объединение
«Юность понедельник 15.00
БАМа»"
(старшая
и
средняя группа)

Форма
работы

Ответственн
ый

совещание

Руководитель
секции

заседание

Руководитель
секции, члены
объединения

Объединение
«Будущее вторник
БАМа»" (средняя группа)

15.00

заседание

Руководитель
секции, члены
объединения

3. Объединение «Почемучки» вторник

14.00

заседание

Руководитель

(младшая группа)

секции, члены
объединения

4. Творческое объединение 1 раз в месяц, 14.00
«Научнопятница
исследовательская
деятельность» и «Частично
поисковоисследовательская
деятельность»

заседание,
консультация
по работе над
проектом

5. Творческое объединение 1 раз в месяц 14.00
«Проектная деятельность» пятница

заседание,
Руководитель
консультация секции, члены
по работе над объединения
проектом

6. Творческое объединение
1 раз в месяц 15.00
«Художественнопятница
эстетическая и творческая
деятельность»

консультация

Руководитель
секции, члены
секции,
творческих
групп

7. Участие
в
заседании 1-2 неделя
«Совета Точка роста»
четверти

совещание

Зам.директора
поНМ работе
Зайсунова
И.Г.

15.00

Руководитель
секции,
члены
объединения

План работы творческих объединений секции «ЧАРОИТ»
1. Заседания членов творческого объединения
№

тема

1. Организация работы
объединения

«Проектная деятельность»

дата

время

1 неделя октября, 15.00
пятница

2. Обсуждение и решение проблем, 3 неделя ноября
возникших в процессе работы пятница

15.00

ответственный
Екимова К.И.
Екимова К.И.
Авторы проекта

3. Семинар-практикум
«Учимся 1 неделя декабря 15.00
работать с «аудиторией»»
пятница

Екимова К.И.

4. Круглый стол «Я и моя (наша) 1 неделя февраля 15.00
проектная
деятельность». пятница
Подготовка к конференции

Члены
объединения

5. Защита проектов

1 неделя марта
пятница

15.00

Члены
объединения

6. Отчет о проделанной работе.

1 неделя апреля 15.00
пятница

Члены
объединения

7. Планирование работы на 20222022 учебный год

май

15.00

Екимова К.И.

2. Заседания членов творческого объединения «Научно-исследовательская
деятельность» и «Частично поисково-исследовательская деятельность»
№

тема

1. Организация работы
объединения

дата

время

2 неделя октября 15.00

2. Обсуждение и решение проблем, 2-3
возникших в процессе работы ноября

ответственный
Екимова К.И.

неделя 15.00

Екимова К.И.
Авторы проекта

3. Семинар-практикум
«Учимся 2 неделя декабря 15.00
работать с «аудиторией»»

Екимова К.И.

4. Круглый стол «Я и моя (наша) 2 неделя февраля 15.00
научная деятельность»

Члены секции

5. Защита научноисследовательских работ.
Подготовка к конференции

2 неделя марта

15.00

Члены секции

6. Отчет о проделанной работе.

2 неделя апреля

15.00

Члены секции

15.00

. Екимова К.И.

7. Планирование работы на 20222023 учебный год

май

3. Заседания членов объединения, творческих групп «Художественно-эстетическая
и творческая деятельность»
№

Тема

Дата

Время
15.00

Ответственный

1. Организация работы
объединения, творческих групп

3 неделя
сентября

2 Изучение литературы,
материалов,
обсуждение сценариев,
составление сценариев,
презентаций, репетиции;
оформительская работа
( наглядность, стенды, летопись
и др.)

3 неделя октября 15.00
и
по
и каждого месяца необходимости
в зависимости от
мероприятия, по
необходимости

Екимова
К.И.,
члены
объединения,
творческих групп

3. Отчет о проделанной работе.

3 неделя апреля
(или в
зависимости от
мероприятия)

Члены
объединения,
творческих групп

15.00

Екимова К.И.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».