Программа социальной адаптации 7-14 лет

УТВЕРЖДАЮ ___1.09.2021________
Директор
МОУ НСОШ №2______________
Воложанина Е.Н.

М

Дополнительная
образовательная программа

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ»
для детей от 7 до 14 лет
с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическое направление
Возраст детей – от 7 до 14 лет
Срок реализации – 1 год
Общее количество часов - 36

Составитель программы :
Педагог-психолог
МОУ НСОШ №2
Крюкова Т.А.

2

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………..

4

Актуальность……………………………………………………..

4

Цель и задачи……………………………………………………..

5

Принципы обучения………………………………………………

6

Организация образовательного процесса……………………….

7

Планируемые результаты…………………………………………

9

Отслеживание результата…………………………………………

12

2. Учебно-тематический план……………………………………..

13

3. Содержание программы………………………………………...

13

4. Методическое обеспечение……………………………………...

20

5. Список литературы……………………………………………..

26

6. Приложение……………………………………………………….

28

Приложение 1 «Модель готовности ребенка с ОВЗ к социально-бытовой
ориентации».………………………………..

3

28

Пояснительная записка
Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества,
обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала
семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и
социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию
факторов окружающей среды. Проблему адаптации сложно переоценить,
начиная с младшего школьного возраста. У ребенка происходит смена образа и
стиля жизни, появляется новая социальная роль ученика и определенный
статус, меняется восприятие своего места в системе отношений, меняются
интересы и ценности жизни, весь уклад жизни. Для того чтобы ребенок был
максимально социализирован, требуются дополнительные усилия со стороны
родителей и педагогов.
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация
рассматривается и как составная часть социализации, и как ее механизм.
Важную роль в формировании самостоятельности и автономии в решении
повседневных, бытовых задач играет социально-бытовая адаптация. Она
направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на
формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации,
на повышение уровня общего развития.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время
составной частью социальной политики Российской Федерации является
улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь
достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно
обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество
детей, имеющих различные отклонения в развитии.
Гуманистические и демократические тенденции в развитии специального
образования в нашей стране нашли выражение в совершенствовании помощи
детям всех категорий с проблемами развития, в том числе и детям с детским
церебральным параличом, аутизмом, интеллектуальной недостаточностью.
Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» закреплено право детей-инвалидов на реабилитацию и социальную
интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных
коррекционных программ для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья отрицательно влияет на качество их подготовки к
самостоятельной жизни и успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой
деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.
Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями
здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни важная задача образовательного учреждения. В сущности, весь процесс
обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
4

Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной
концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей
стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения
и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть
возможность повысить их приспособленность к жизни.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья к моменту
поступления в школу обладают ограниченным опытом активных и
разнообразных контактов с социальной средой, соответственно – страдают
социально-бытовые навыки. Особое положение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в своей семье и особое отношение к нему со стороны
окружающих могу приводить к «гиперопеке», что также задерживает и даже
нарушает развитие его социально-бытовых навыков, формирование умения
активно и самостоятельно их использовать. Это особенно характерно для детей,
воспитывавшихся до школы исключительно в условиях семьи.
Данной программой предусмотрено, что параллельно с формированием
социально-бытовых представлений и навыков, ребята (посещающие какое-либо
образовательное учреждение или обучающиеся на дому) получают другие
важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества,
расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные
компетенции. Особое внимание уделяется выработке социальных форм
поведения, навыков самообслуживания, сенсорному и речевому развитию.
Важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько
выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных
жизненных
ситуациях,
бытовую
ситуационную
приспособленность.
Воспитательно-образовательный процесс, который имеет целью формирование
системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в
условиях конкретных ситуаций.
Процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
должен максимально содействовать развитию его познавательной
деятельности. Совершенно очевидно, что адекватность поведения и
приспособленность такого ребенка к жизни определяются в значительной
степени состоянием его моторики, речи, уровнем знаний и умений. Таким
образом, процессы развития ребенка и тренировки его в приспособлении к
жизненным ситуациям тесно связаны между собой.
Цель: педагогическая поддержка социально-бытовой адаптации ребенка
с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
 приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
 совершенствовать умения и навыки социально-бытовой ориентации детей
с ограниченными возможностями здоровья в бытовой, практической,
индивидуальной и групповой деятельности;
5

 формировать правильное поведение, соответствующее общепринятым
нормам, содействовать развитию ответственного отношения к
окружающим, своей деятельности;
 прививать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания;
накапливать опыт самостоятельных действий в социально-бытовых
процессах;
 развивать двигательную моторику;
 воспитывать отзывчивость, доброту, сострадание, толерантность, заботу
о других, умение выполнять практические действия, бережливость,
аккуратность в процессе действий с предметами домашнего обихода,
предметами гигиены;
 формировать коммуникативные навыки.
В основе педагогической работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья лежат как общедидактические, так и специальные
принципы:
 социально-адаптирующей направленности обучения – коррекция и
компенсация недостатков развития рассматриваются не как самоцель, а
как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями
жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности
и независимости в социальной жизни. Ребенок осваивает необходимые
для участия в социальной жизни нормы поведения и жизнедеятельности,
а также вырабатывает соответствующие навыки и привычки, начиная от
элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков до
сложных социальных навыков и нравственно-этических убеждений;
 воспитывающий характер обучения - главный принцип в работе с этими
детьми. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине,
общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные
учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное
выполнение соответствующих правил поведения должны стать для
«особых» деток потребностью, привычкой;
 обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с
реальными предметами. Наглядность и непосредственная деятельность с
предметами занимают ведущее место в процессе трудовой подготовки
«особых» детей и их социально-бытовой ориентировки;
 доступность обучения – данный принцип означает, что обучение должно
вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне
ближайшего развития» познавательных возможностей детей. Еще Л.С.
Выготский указывал на то, что нельзя учитывать имеющийся у «особых»
деток уровень познавательных способностей и приспосабливать к нему
учебный материал, всемерно его облегчая. Обучение должно строиться
таким образом, чтобы дети справлялись с работой, преодолевая
определенные трудности, требующие пусть небольшого, но постоянного
увеличения
степени
самостоятельности.
Реализация
принципа
6

доступности предполагает подбор примеров и фактов из жизни самих
детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает
доступным излагаемый учебный материал;
 для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо
учитывать их психофизические особенности, т.е. осуществлять принцип
индивидуального и дифференцированного подхода. Дифференцированный
подход к учащимся — один из путей индивидуализации обучения.
Дифференциация обуславливает выбор соответствующих разным
клиническим группам детей средств и методов обучения (разумная
дозировка материала, частая смена форм деятельности и т.д.).
Индивидуальный подход позволяет определить содержание и объем
заданий для каждого ребенка с уЧетом его психофизиологических
особенностей;
 важнейшим принципом в работе с этими детьми является принцип
практической направленности обучения. Известно, что данная категория
детей, обладая относительно сохранным практическим интеллектом,
способна к целесообразному употреблению орудий труда, выбору
обходных путей, т. е. к разумному действию.
Организация образовательного процесса
Программа «Социально-бытовая адаптация» рассчитана на 1 год,
количество часов в неделю – 1, в год –36. На занятие отводится 35 минут.
Возраст детей –от 7 до 14лет. Набор детей осуществляется на основании
заявления родителей и после консультации у специалиста (психолога,
дефектолога).
Обучение – индивидуальное. Процесс обучения допускает организацию
парных или групповых занятий для 3-4 человек. Это необходимо для
повышения уровня коммуникабельности и организованности детей с
ограниченными возможностями здоровья; получения опыта самостоятельных
действий в общении со сверстниками и формирования умения работать в
группе, что способствует развитию межличностных отношений. Но
необходимо учитывать, что состав детей по разнообразию нарушений, их
сочетаний и степени выраженности весьма сложен и неоднороден. Дети одного
возраста нередко оказываются совершенно различными по своему
психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Дети с однородным
дефектом, но разного возраста также часто находятся на разных уровнях
развития. Все это осложняет вопрос комплектования групп и организации
групповой работы. Очевидно, что при подборе детей надо стремиться к
относительной однородности состава группы, которая дает возможность
эффективнее проводить педагогическую работу с детьми позволяя предъявлять
к ним при условии индивидуального подхода некие единые требования. Но
стремиться к созданию детского коллектива на занятиях необходимо, т.к. его
роль в любом реабилитационном центре весьма значительна, ведь именно через
7

коллективную деятельность дети (особенно с двигательными нарушениями) на
практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в
коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы
поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать
непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из
непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать
свои действия с действиями товарищей.
При любой форме деятельности занятие делится на 2 части:
образовательную и игровую или практическую. Как показывает практика
работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут.
Образовательная часть занятия включает в себя изучение программного
материала по специальным коррекционно-развивающим методикам. На
занятиях используются разнообразные методы обучения и формы организации
деятельности,
методические
рекомендации
известных
авторов
по
коррекционной педагогике: А.Р.Маллера, Л.М.Шипицыной, Г.М.Дульнева,
Т.А.Девятковой,
А.М.Щербаковой,
В.В.Гладковой,
В.В.Воронковой,
Е.Д.Худенко и др.
Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие
упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного
материала, игры-имитации ситуаций из повседневной жизни, быта,
окружающей действительности.
При планировании работы на занятии необходимо включать материал из
личного опыта детей; материал, отражающий межпредметные связи с другими
образовательными областями.
Программа составлена с учётом специфических особенностей моторнодвигательного, сенсорного, умственного, эмоционального развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, структуры и степени выраженности
дефекта.
На вводном занятии проводится собеседование, которое позволяет не
только осуществить входной контроль, но и оптимально построить процесс
обучения с учетом возрастных особенностей и уровня развития ребенка.
Каждому ребенку в зависимости от индивидуальных психофизических и
интеллектуальных особенностей определяются направления коррекционного
воздействия.
Программа вариативна, время освоения содержания каждой темы строго
индивидуально и зависит от уровня развития ребенка, а также целого
комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного
ребенка.
Занятия проводятся в специальном кабинете, где в достаточном
количестве имеются натуральные предметы обихода или их образцы (часы,
утюг, телефонный аппарат, осветительные приборы, телевизор и др.). Кроме
этого, широко должны быть представлены игрушки, картины, разнообразные
таблички и т.п.
8

Занятия по социальной адаптации проходят в форме учебных занятий,
дидактических игр, виртуальных экскурсий, многократных повторений. На
занятиях, благодаря специально созданным ситуациям, дети обучаются
необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами
поведения. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, такие, например,
как: «В автобусе», «На почте», «В магазине» и т. п. Путем многократных
упражнений, в результате систематически предъявляемых требований у детей
вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к
окружающей жизни.
При этом следует как можно более использовать характерную для детей с
ограниченными возможностями здоровья способность к подражанию.
Чтобы игры носили организованный характер, ими необходимо
руководить на всех этапах обучения. В зависимости от возраста и особенностей
детей меняется степень руководства игрой. В начале обучения руководство
осуществляется во многих случаях в форме сопряженной деятельности и
совместных действий, в дальнейшем, в дальнейшем – в форме советов, помощи
и т.д.
Планируемые результаты
Процесс обучения по программе «Социально-бытовая адаптация»
предполагает три уровня усвоения с учетом индивидуальных возможностей,
диагноза и уровня развития детей с ограниченными возможностями.
Первый уровень– начальный, предполагает, что ребенок получил
первоначальные представления по изучаемым темам, выполняет действия по
подражанию и по образцу.
Второй уровень – средний, когда ребенок усвоил материал, но
выполняет задания при помощи педагога, при его непосредственном
руководстве и поддержке.
Третий уровень – высокий, ребенок может применять полученные
знания на практике, проявляет достаточную самостоятельность при
выполнении заданий, умеет сотрудничать с детьми и взрослыми; виден
прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
Предметные
1 уровень
Ребенок знает:
− свое имя, фамилию;
− правила поведения при встрече и расставании;
− что такое «семья», состав своей семьи, распределение хозяйственнобытовых обязанностей между членами семьи, имена родителей, близких
родственников, правила поведения в семье;
− почему нужно содержать в чистоте тело, одежду, обувь, помещение.
Ребенок умеет:
9

 фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, педагога;
 откликаться и называть свое имя, фамилию;
 идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или
девочкам);
 выполнять основные гигиенические навыки, утренний и вечерний туалет,
причесывать волосы;
 поддерживать минимальный порядок в комнате, своих вещах;
 подбирать одежду, головные уборы по сезону;
 различать одежду в зависимости от её назначения (повседневная,
спортивная, праздничная);
 сушить мокрую одежду; чистить одежду;
 подбирать обувь по сезону, различать обувь в зависимости от её
назначения; сушить мокрую обувь;
 различать основные средства связи.
2 уровень
Ребенок знает:
− формы обращения;
− устройство домашней жизни, разнообразие повседневных бытовых дел;
− предназначение окружающих в быту предметов и вещей;
− требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя;
− назначение детского сада, школы, медицинских учреждений,
предприятий бытового обслуживания и виды оказываемых ими услуг.
Ребенок умеет:
− узнавать себя в зеркале, на фотографии;
− показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки,
ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
− включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них
посильное участие, брать на себя ответственность в каких-либо областях
домашней жизни;
− ухаживать за игрушками, убирать дидактические пособия на свои места;
− бережно относиться к своим вещам и окружающим предметам;
− наблюдать за действиями другого ребенка;
− обращаться
к
взрослому
за
помощью
при
обнаружении
трудноустраняемых препятствий;
− соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать
правила дорожного движения;
− производить влажную и сухую уборку помещения.
3 уровень
Ребенок знает:
 правила безопасного поведения в доме и на улице;
 правила коммуникации как средства достижения цели;
10

 роль солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья
человека;
 значение продуктов питания для здоровья человека, витамины,
содержащиеся в основных продуктах питания;
 назначение поликлиники, аптеки, больницы и других медицинских
учреждений;
 название страны, родного города, его достопримечательности;
 правила бережного и безопасного отношения к орудиям труда, бытовым
приборам окружающим предметам и природе;
Ребенок умеет:
− вводить полученные умение в самостоятельную деятельность и в
различные жизненные ситуации;
− замечать непорядок в одежде, в обстановке комнаты, на знакомой
территории; поддерживать и восстанавливать порядок;
− использовать вещи в соответствии с их функциональным назначением,
принятым порядком и характером наличной ситуации;
− пользоваться ножом, нарезать вареные овощи накрывать на стол с учетом
конкретного меню;
− выбирать продукты для приготовления пищи, соблюдать правила
поведения в магазине, на рынке;
− перечислять по просьбе взрослого полезные для здоровья человека
продукты;
− объяснять детям младшего возраста правила игр и играть с ними;
− выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения глаз; элементарные
дыхательные упражнения под контролем взрослого;
− обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового
обслуживания;
− использовать правила и средства коммуникации в актуальных для себя
жизненных ситуациях;
− бережно относиться к природе и окружающим предметам;
− пользоваться телефоном и культурно разговаривать по телефону.
Универсальные учебные действия
Познавательные
Узнает и определяет объекты окружающей действительности.
Группирует и классифицирует предметы.
Регулятивные
Владеет социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
Выполняет словесные поручения взрослого.
Применяет правила, установленные на занятиях, и выполняет
инструкции.
11

Применяет установленные правила в планировании способа решения
поставленной задачи (с поддержкой взрослого).
Выбирает действия в соответствии с поставленной задачей (при
руководстве взрослого).
Личностные
Проявляет интерес к взаимодействию в системе социально-бытовой
ориентации.
Положительно относится к образовательному учреждению, к социальнобытовой деятельности.
Положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения
в повседневной жизни.
Осознает свою национальную принадлежность.
Уважительно относится к своей Родине и ее символике.
Понимает чувства других людей.
Проявляет доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Коммуникативные
Корректно выражает свои чувства, отказ, недовольство, благодарность,
сочувствие, просьбу, опасение и т.д.
Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Сотрудничает с детьми и взрослыми в разных ситуациях.
Отслеживание результата
Для отслеживания результатов реализации программы, контроля
динамики развития применяют входящий, текущий и итоговый контроль.
Мониторинг достижений ребенком планируемых результатов осуществляется
индивидуально и обеспечивает комплексный подход к оценке результатов
развития.
Входящий контроль осуществляется с помощью наблюдений за
ребенком, опроса и беседы с родителями.
Текущий контроль осуществляется с помощью наблюдений за ребенком,
собеседований с родителями, проверочных и обобщающих заданий.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения с помощью
опросов и выполнения самостоятельных заданий.
Формы контроля: наблюдение, собеседование с ребенком и родителями,
опрос, самостоятельные задания, проверочные задания, диагностический лист.
Готовность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к
социально-бытовой ориентации можно отследить с помощью личностного,
деятельностного и когнитивного компонентов (см. Приложение 1).

12

Учебно-тематический план
№
п/п

Название тем/разделов
программы

2 Культура поведения и
общения
3 Жилые помещения

6

2

4

Форма
отслеживания
результатов
Наблюдение,
опрос, беседа с
ребенком и
родителями
Наблюдение

6

2

4

Наблюдение

4 Безопасность
жизнедеятельности
5 Здоровье и физическое
развитие

2

1

1

3

1

2

5 Питание

2

0,5

1,5

Самостоятельные
задания
Наблюдение,
проверочные и
обобщающие
задания
Наблюдение, опрос

6 Одежда и обувь

2

0,5

1,5

7 Ориентирование в
окружающем

6

2

4

8 Отдых и досуг (я и мое
свободное время)

5

2

3

9 Заключительное
занятие

2

0,5

1,5

1 Вводное занятие

Количество часов
Общее Теория Практик
а
2
1
1

13

Наблюдение,
проверочные и
обобщающие
задания
Наблюдение,
опрос,
самостоятельные
задания
Наблюдение
Опрос,
самостоятельные
задания

Итого: 36 часов
Содержание
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч).
Знакомство с ребенком, выполнение заданий, которые позволяют
отследить имеющиеся знания и опыт ребенка в социально-бытовой сфере, а
также уровень самостоятельности и сформированности умений, для построения
дальнейшей работы.

2.КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ (6 ч).
2.1.Знакомьтесь – это вежливость.
Культурные навыки, вменяемые обществом ребенку в различных
ситуациях как обязательные: навык здороваться при встрече со знакомыми
взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними. Форма
обращения к старшим, к сверстникам при встрече и расставании. Обращение с
просьбой, благодарностью, извинением. Разговор со старшими и сверстниками.
Практические занятия: моделирование реальных ситуаций, сюжетноролевая игра «Вежливость», практикум «Зачем быть вежливым?» и «Слова
приветствия при встрече».
2.2.Живем дружно.
Заботливое и внимательное отношение к людям. Товарищеские
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Помощь по просьбе другого.
Вежливое обращение к сверстнику (называем по имени, выслушиваем,
отвечаем на вопросы).Глаза в глаза (умение вести разговор). Настроение
человека, внешние признаки настроения.
Практическая работа:
− проигрывание жизненных ситуаций «Правила поведения в …»;
− игра «Угадай настроение»;
− упражнения и мини-этюды по темам: «Что такое дружба?», «Почему
возникают ссоры», «Почему люди сердятся?».
2.3.Какой я.
Адекватные представления о себе (функциональное значение различных
органов, внешний облик, сенсорные возможности и т.п.). Я – девочка, я –
мальчик. Черты внешности, характера. Помоги понять себя. Добрыми делами
славен человек.
Практическая работа:
− игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом
стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга,
рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение лица;
14

− составление портретов (своего и по заданию педагога) ( рисование),
сравнение с оригиналом;
− упражнения и мини-этюды по темам: «Мой портрет», «Моё
настроение», «Мои любимые игрушки», «Чего в других не любишь, того и сам
не делай».
2.4.Я и моя семья.
Состав семьи. Родственные отношения. Имена, возраст, место работы
членов семьи. Личные взаимоотношения в семье. Помощь родителям в семье.
Обязанности ребенка в семье.
Практическая работа:
− сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мой дом»;
− решение проблемных ситуаций;
− упражнения и мини-этюды по темам: «Расскажи о своей семье», «Как я
провел лето», «Радостные события в моей семье», «День рождения».
2.5.Хочу, можно и нельзя.
Правила культурного поведения (вытираем при входе, соблюдаем
аккуратность в туалете, местах общего пользования и т.п.). Поведение в
конфликтной ситуации.
Практическая работа:
− упражнения и мини-этюды по темам: «Что можно делать, а чего
нельзя», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мои хочу и мои
нельзя».
2.6.Я и другие.
Общение без слов.
Практическая работа:
− игра «Учимся общаться друг с другом»;
− упражнения и мини-этюды по темам: «Если будешь ссориться, если
будешь драться».
3.ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (6 ч).
3.1.Ванная.
3.1.1.Правила личной гигиены. Теория
Элементы обширного умывания, начиная от кончиков пальцев, до локтя,
плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванием лица. Закаливание, правила
и приемы выполнения (обтирание влажным полотенцем, купание под душем,
зарядка). Содержание в чистоте личных вещей (зубная щетка, расческа,
мочалка, полотенце и др.). Гигиена зрения; как правильно смотреть телевизор.
Уход за глазами; ушами; протирание, промывание.
Практические занятия: тренинг «Смотрим телевизор».
3.1.2.Стирка. Теория
Учим набирать воду в кувшин, аккуратно разливать в два таза (один для
стирки, другой для полоскания), намыливать платочек или салфетку постирать,
15

отжать, встряхнуть, расправить и повесить на веревку, закрепить прищепками
стираем в теплой воде.
Практическая работа: Игра: импровизированная стирка белья для
кукол, носовых платочков, небольших тряпочек, игра «Мы – помощники
взрослых».
3.2.Жилые помещения.Теория
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом. Его устройство.
Подсобные помещения. Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения.
Адрес дома. Моя комната и мои игрушки. Гигиенические требования к жилому
помещению; меры их обеспечения. Повседневная уборка жилья: сухая,
влажная.
Практическая работа:
− игра «Дом, в котором мы живем», «Где живут игрушки?»;
− сухая уборка помещения;
− влажная уборка помещения;
− упражнения на тренировку мышц рук, развитие памяти, органов чувств
(обоняние, зрение). Бутылочки сложить в красивую коробку, брать по
одной, откручивать колпачок и ставить на стол. Получили ряд
красивых бутылочек и ряд красивых колпачков. Затем обратный
процесс. Можно подбирать колпачки по запаху.
3.3.Бытовая техника.Теория
Виды бытовой техники, ее назначение и правила безопасной работы.
Практическая работа: упражнения на соблюдение правил пользования и
безопасности при работы с бытовыми приборами; глажка носовых платочков и
т.д.
3.4.Кухня.Теория
3.4.1.Назначение предметов.
Кухонные принадлежности. Приборы (кухонные). Посуда: кухонная,
столовая, чайная. Функциональные признаки предметов (посуды, бытовой
техники), уточняем представление ребенка о назначении предметов и т.д.
Расширяем словарь за счет обобщающих понятий, их видов.
Практическая работа: (импровизация)
− упражнения на соблюдение правил безопасности при работе на кухне;
поддержание в чистоте мест приготовления пищи и оборудования;
− упражнения «Узнай изображение предмета на картинках», «Покажи, в
чем будем варить суп? Вот она - кастрюля. В ней варят суп» и т.д.;
− переливаем воду из одной чашки в другую, пересыпаем крупу из
чашек, кувшинчиков, банок (учим при пересыпании и переливании
правильно расположить чашки: справа налево;
− сервировка стола к завтраку, обеду.
3.4.2.Уход за посудой. Теория
Правила пользования посудой, поддержание её в чистоте. Учим
открывать водопроводный кран, закатывать рукава, надевать фартук. При
16

мытье тарелок губкой выполнять круговые движения, таким же образом
вытирать тарелку.
Учим правильно держать ложку (тремя пальцами, этот принцип остается
при держании карандаша, ручки).
Практическая работа: мытье посуды.
4.БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ч).
4.1.Медицинская помощь.
Первая медицинская помощь. Медицинские учреждения: поликлиника,
аптека, больница. Работники медицинских учреждений: врачи, медсестра. Виды
медицинской помощи: «скорая помощь», амбулатория. Домашняя аптечка.
Термометр. Уход за больными.
Практическая работа:
− «экскурсия» в аптеку;
− упражнения в уходе за больным;
− целевые прогулки; игра-путешествие «Я и улица моя».
4.2.Безопасное поведение.
Правила безопасного поведения дома и на улице (в том числе, на воде и в
парке/лесу). Острые, мелкие предметы и горючие вещества. Безопасное
поведение на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, в транспорте.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях: при встрече с чужим
человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого
скопления людей. Экстренные службы спасения.
Практическая работа: решение ситуационных и игровых задач.
5.ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (3 ч).
5.1.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Солнце, воздух и вода как факторы, оказывающие важнейшее влияние на
жизнь и здоровье не только человека, но и всего живого на земле (рост и
развитие живых организмов). Образ жизни и правильное отношение к своему
здоровью. Солнечные ванны, правила поведения на солнце. Значение воды для
жизни живых организмов. Вода как средство гигиены, закаливания и
оздоровления своего организма. Полоскание рта прохладной водой и отварами
трав. Приемы правильного дыхания.
Практическая работа: дыхательные упражнения; подвижные игры и
упражнения.
5.2.Движение – основа жизни.
Что такое здоровье? Режим дня как проявление биоритмов природы.
Единство человека и природы.
Правила соблюдения правильной осанки при ходьбе; в положении стоя и
сидя. Приемы расслабления позвоночника в позиции лежа и сидя.
Практическая работа: упражнения утренней гимнастики, элементы
самомассажа.
5.3.Советы доктора Айболита.
17

Полезные привычки. Правильные действия в проблемных жизненных
ситуациях, когда необходимо обращение к врачу (вызов «Скорой помощи»,
обращение за помощью, прием лекарств, полоскание горла и др.).
Практическая работа: упражнения на снятие напряжения и усталости,
на оказание элементарной медицинской помощи, профилактика простудных
заболеваний.
6.ПИТАНИЕ (2 ч).
6.1.Продукты питания.
Здоровое питание. Обзор продуктов питания (полезные и вредные).
Разнообразие продуктов питания. Способы хранения продуктов питания.
Приготовление пищи; время приема пищи. Питание на завтрак. Питание на
обед. Питание на ужин.
Практическая работа: приготовление бутербродов, салата, винегрета
(импровизация) игра-путешествие в Страну Витаминию.
6.2.Чайная церемония.
Чайная церемония, правила проведения, варианты приглашения и
общения.
Практическая работа: сервировка стола для чаепития, чаепитие.
7.ОДЕЖДА И ОБУВЬ (2 ч).
7.1. Одежда.
Виды одежды, назначение. Головные уборы, назначение.
Повседневный уход за одеждой. Сезонная одежда. Сушка, уход за
сезонной одеждой.
Практическая работа: чистка одежды; приемы одевания рубашки, брюк,
пальто; застегивания пуговиц; застегивания молний; моделирование реальных
жизненных ситуаций.
7.2.Обувь.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером данной ситуации.
Виды обуви, её назначение. Уход за обувью. Сезонная обувь.
Практическая работа: сушка обуви; приемы одевания носок, обуви;
шнуровка обуви, завязывание шнурков; моделирование реальных жизненных
ситуаций.
8.ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕМ (6 ч).
8.1.Мир чувств и ощущений.
Ориентировка в пространстве, основные средства познания мира (зрение,
слух, кожная и мышечная чувствительность, обоняние, вкусовые ощущения.
Тактильные ощущения, активизация моторики пальцев, тренировка мышц
пальцев. Бережное отношение к органам чувств.
Наш город. Достопримечательности родного города.
Практическая работа:
18

− упражнения на развитие тактильных ощущений, активизацию мелкой
моторики; «прицепление» (фиксирование) прищепок за края коробки и
др.
− поиск сначала с открытыми глазами, а затем на ощупь пары кусочков
ткани разных структур (драп, шерсть, шелк, ситец и т.д.). Запомнить
название, учить анализировать качество тканей (плотная, мягкая,
рыхлая, тонкая, гладкая). Затем учить определять ткань на платьях и
костюмах.
8.2.Транспорт.
Проезд домой и др. учреждения (маршрут, виды транспорта) по заданию
педагога. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного
движения. Транспорт. Вокзал.
Практическая работа: «экскурсия» на улицы города, на вокзал;
моделирование реальных жизненных ситуаций; сюжетно-ролевые игры
«Автобус», «Маршрутное такси», «Трамвай», «Троллейбус» и др.
8.3.Торговля.
Разнообразие
торговых
учреждений.
Назначение
магазинов.
Продовольственный магазин. Назначение. Виды товаров. Промтоварный
магазин. Назначение. Виды товаров. Рынок. Отделы рынка. Супермаркет.
Назначение. Виды товаров. Порядок приобретения товаров в магазине, на
рынке.
Практическая работа: «экскурсия» в продовольственный магазин, в
промтоварный магазин, на рынок; моделирование реальных жизненных
ситуаций; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «На рынке» и т.п.
8.4.Средства связи.
Основные средства связи: почта, телеграф, междугородняя связь,
телефон.
Практическая работа: «экскурсия» на почту, упражнения на
пользование телефоном, моделирование реальных жизненных ситуаций.
8.5.Учреждения и организации.
Детский сад, школа, другие учреждения города. Их назначение.
Практическая работа: «экскурсия» по школе, в различные службы:
почта, библиотека, музей и т.д.
8.6.Природа.
Взаимосвязь природного уклада и уклада жизни человека. Личные
впечатления, связанные с явлениями окружающего мира. Разнообразие мест за
пределами дома и школы (двор, парк, лес, дача и др.). Правила поведения на
природе, бережное отношение к окружающему. Комнатные цветы, их польза,
правила ухода за ними.
Практическая работа: моделирование реальных жизненных ситуаций;
рисование на тему «Зелёное царство».
9.ОТДЫХ И ДОСУГ (Я И МОЁ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ) (5 ч).
19

9.1.Праздники и события в моей семье.
Разнообразие праздников. Обсуждение жизненного опыта ребенка о том,
какие праздники он знает, какие любит. Значение праздника дома и в школе,
стремление порадовать близких. Посильная помощь в подготовке и проведении
праздника.
Практическая работа: изготовление открыток и др. сувенирноподарочных поделок, игра «У Мишки день рождения».
9.2.Праздники и события в моей стране.
Общегосударственные праздники и события, их значение.
Практическая работа: изготовление открыток и др. сувенирноподарочных поделок в соответствии с календарными праздниками.
9.3.Увлечения и хобби.
Увлечения членов семьи, родственников, друзей. Самовыражение и
самореализация в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
Практическая работа: мини-фестиваль «Минута славы».
9.4.Обобщающее мероприятие (2 ч).
Организация и проведение (с активным или пассивным привлечением
детей, в зависимости от возрастных и личностных особенностей, уровня
развития ребенка и степени тяжести его нарушений) мероприятия, праздника.
Практическая работа:
− упражнения и мини-этюды по темам: «Мир моих фантазий», «Добрые
волшебники»;
− подготовка к мероприятию или празднику;
− проведение мероприятия или праздника с привлечением родителей.
10.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч).
Обобщение знаний и умений по теме. Проведение итогового
мероприятия, демонстрация умений.
Методическое обеспечение
В начале каждого занятия необходимо организовать эмоциональные
минутки общения, использовать методы и приемы, которые помогут
установить контакт с ребенком, приём «Удивляй!».
Развитию волевых качеств ребенка эффективно способствуют «минутки
тишины», введенные в практику М.Монтессори. На занятиях во время таких
«минуток» педагог беседует с детьми тихо, еле слышно, и дает разные задания,
например:
− тихо встать и перенести стул на ковёр;
− тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, чтобы не
нарушать общей тишины в комнате и т.д.

20

Задача детей сидеть очень тихо выслушиваться в слова педагога (или
другого ребенка) и выполнять задание. Окунуться в тишину можно предложить
и в момент, когда нарушена привычная рабочая атмосфера на занятии.
Данной программой предусмотрено несколько разделов.
На вводном занятии большое внимание уделяется развитию у детей
невербальных форм общения – фиксации взгляда на лице взрослого,
пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового
ритуала приветствия и прощания, объятиям, поцелуям как формам
эмоционального общения.
Раздел «Культура поведения и общения»
1) формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание
элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных
личностных оценок и позитивного отношения к себе;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной
деятельности;
3) формирование адекватного восприятия окружающих предметов и
явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой
природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и
общечеловеческим ценностям.
Данный раздел предваряет все последующие, т.к. способствует
нравственному становлению личности, полученные на этих занятиях знания и
умения закрепляются в ходе всего дальнейшего обучения (при изучении
различных тем). У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным
качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения
соответствующего нравственного качества. Обучение предполагает
следующие этапы:
 сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на
конкретной ситуации; далее – надо объяснить, почему он должен так делать,
постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку;
 затем должна быть практика – игра; проводить такое обучение лучше
перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо;
 когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать
хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое
поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор
результатов, которые принесло это хорошее поведение.
Предполагается использование следующих методов в процессе
проведения занятий:
− разъяснение, разбор подобных ситуаций из жизни, книг, фильмов;
− пример правильного поведения других детей;
− специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных
способов поведения.

21

Эффективной формой является проведение занятий-практикумов, где
ребенок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых
формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.
Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е.
проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют
планомерной отработке отдельных навыков культурного поведения.
Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:
− упражнение – анализ речевых ситуаций; проводится с целью обогащения
словарного запаса детей формами речевого этикета;
− упражнение – проигрывание речевых ситуаций; включается в занятие для
выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной
ситуации;
− упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия; эта ситуация
ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;
− рассказы с ошибками; цель данного вида работы – выявление знаний
правил поведения в различных ситуациях;
− задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных
ситуаций; своей целью задачи-ситуации ставят развитие умения
анализировать этикетные ситуации, определять уровень общения и
поведения.
Очень ценный источник знаний о нормах поведения –
художественныепроизведения. Чтение педагогом стихотворений, басен,
сказок, рассказов с их последующим обсуждением вызывают у детей желание
или нежелание быть похожими на их героев.
Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а
именно с пословицами.
Раздел «Здоровье и физическое развитие»
1)ознакомление с условиями, необходимыми для защиты, сохранения и
укрепления здоровья человека;
2) формирование культурно-гигиенических навыков и представлений о
своем здоровье и средствах его укрепления, здоровом образе жизни и
положительном отношении к своему здоровью;
3) проведение общеразвивающих упражнений, направленных на
укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений,
формирование правильной осанки, развитие равновесия, тонкой ручной
моторики.
Раздел «Безопасность жизнедеятельности»
1) ознакомление с правилами безопасного поведения дома и на улице (с
незнакомыми людьми, бытовыми приборами, на проезжей части, в транспорте,
в чрезвычайных и трудных ситуациях и т.д.);
2) правила оказания первой минимальной медицинской помощи;
3) отработка навыков обращения за помощью в трудных и незнакомых
ситуациях.
Раздел «Ориентирование в окружающем»
22

1) формирование представлений о предметном мире, созданном руками
человека, воспитание внимательного отношения к тому, что окружает ребенка;
2) развитие умений смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и
осязать, а затем обобщать увиденное в словесных высказываниях;
3) формирование образов-представлений о живом и неживом мире, о
взаимосвязи объектов и явлений природы, о жизни и деятельности человека; 4)
обучение посильному бытовому труду, связанному с уходом за растениями или
животными.
Раздел «Жилые помещения»
1) формирование представлений о жилых помещениях, их назначении,
устройстве, правилах поведения и пользования;
2) воспитание умений содержать помещения в чистоте, замечать
беспорядок и поддерживать порядок;
3) воспитание стремления замечать уют и создавать его.
Раздел «Питание»
1) ознакомление с безопасными и вредными для человека продуктами
питания;
2) обучение посильному бытовому труду, связанному с приготовлением
пищи, поддержанием порядка в кухне, правилами пользования кухонной
техникой и основами сервировки стола.
Раздел «Одежда и обувь»
1) формирование представлений о разнообразии одежды и обуви, их
назначении, правилах бережного отношения к ним и ухода за ними.
Раздел «Отдых и свободное время»
1) развитие стремлений организовать свое свободное время с пользой;
2) формирование представлений о разнообразных формах отдыха;
3) воспитание стремления доставлять радость близким;
4) обучение способам и приемам поздравления, изготовления открыток,
сувениров своими руками и т.п.
Программа предусматривает три этапа овладения практическими
навыками:
 выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
 выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;
 относительно самостоятельное последовательное выполнение серии
трудовых действий с опорой на и инструкции педагога.
Усвоение деятельности идет в следующей последовательности:
 совместные действия с педагогом;
 деятельность по подражанию;
 деятельность по образцу;
 деятельность по словесной (последовательной) инструкции;
 самостоятельная деятельность;
 исправление допущенных ошибок.
23

Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим
навыкам каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей
развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой
сферы, не позволяющие некоторым детям освоить практические умения и
навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и
выполнения отдельных операций с помощью педагога.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей,
помогает им лучше усваивать программные сведения.
Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и краткой, а
затем всё более развернутой, помогают формированию у детей словесной
регуляции деятельности.
Занятия направлены на воспитание у детей желания трудиться, выполнять
поручения взрослых, уметь видеть беспорядок и устранять его. Детей приучают
поддерживать порядок в знакомом помещении и на знакомой территории.
Важно сформировать у детей установку, что они сами могут навести порядок в
своих вещах, в игровом уголке, в помещении. При овладении хозяйственнобытовыми навыками дети начинают понимать скрытые свойства и зависимости
между предметами (например, сухой тряпочкой пыль вытереть не удается,
нужна влажная тряпочка; поливать комнатные цветы надо по-разному: герань
через день, фиалки через два дня, кактусы раз в неделю; прежде чем посадить
семена в землю, ее надо разрыхлить).
В процессе занятий дети овладевают практическими действиями с
орудиями и вспомогательными средствами. Они начинают понимать связь
между свойствами орудия и свойствами окружающих предметов (например,
оторванную пуговицу пришивают с помощью иголки и нитки; мусор
подметают веником и собирают в совок; снег надо чистить лопатой, а лед
посыпать песком). Занятия приучают детей к взаимодействию (вдвоем легче
носить песок или землю на носилках; вместе убирать кукольный уголок
интереснее; группой протирать строительный материал быстрее; выполнять
поручения дежурных по группе очень важно и т. д.).
Для успешной социально-бытовой адаптации соблюдаются следующие
требования:
 регулярность, посильность работ;
 очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей;
 с ребенком быть спокойным, уравновешенным, не повышать голос.
Помощь или содействие ребенку могут быть разными. Виды помощи:
 устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие;
 демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию
сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен
реагировать только на устные указания;
 наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное
выполнение задания;
 физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с
той частью деятельности, которая для него особенно сложна.
24

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно
помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное
действие без всяких подсказок.
Формы работы: наблюдения, беседа, ситуативный разговор, речевая
ситуация, решение проблемных ситуаций, моделирование жизненных
ситуаций, дидактические игры, проигрывание игровых проблемных ситуаций и
упражнений, партнерское взаимодействие со взрослым, совместные действия,
игры с правилами, игровые упражнения, мини-этюды, сюжетные игры,
соревнования, дежурство, поручение, задание и т.д.
При овладении навыками самообслуживания, обеспечивающими
известную бытовую самостоятельность, ребенком с ограниченными
возможностями здоровья усваивается опыт действий с предметами,
способствуя пониманию роли каждого отдельного действия и их логической
последовательности.
Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания
являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь
наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.
Одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой ориентации
является овладение всеми навыками самообслуживания и правил поведения в
быту, а именно:
− гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;
− навыки культуры еды;
− навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного
пользования;
− навыки содержания порядка в окружающей обстановке;
− навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с
ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных
причин. При их формировании нужно учитывать два фактора - возраст и
особенности развития таких детей.
Обычно к началу обучения навыкам самообслуживания ребенок владеет
определенной суммой навыков и умений:
− устойчиво сидит, контролирует положение головы, мышцы
плечевого пояса должны быть достаточно сильными, поскольку от
этого зависит точность движений рук;
− ему необходимо уметь имитировать движения взрослых;
− он должен координировать движения рук и глаз;
− ребенку необходимо управлять предплечьем, уметь менять
положение кистей рук, поворачивая их тыльной или ладонной
стороной, а также действовать двумя руками;
− к началу освоения навыков самообслуживания у ребенка бывает
выработана определенная сумма мелких движений.
В то же время ребенок с ограниченными возможностями здоровья может
владеть не всеми перечисленными выше навыками и умениями. В этом случае
25

при обучении навыкам самообслуживания используется адаптивный подход.
Для каждого ребенка создается индивидуальная программа, включающая
специальное оборудование и подбор методов формирования того или иного
навыка в доступном для ребенка варианте. Использование навыков,
находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом
зоны ближайшего развития. Например: ребенку трудно застегивать рубашку на
мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания.
Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды
застежек. Параллельно с этим будут проводиться игры, помогающие ему
усвоить данный навык. Только после усвоения данного навыка его можно будет
включить в цепочку бытовых действий.
Большое значение имеет поэтапность формирования навыков,
предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными
действиями. Педагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех
элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная
регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по
социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума
разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей
знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.),
учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.
Большое место на занятиях отводится сюжетно-ролевой игре. В играх
совершенствуются предметно-практические действия, формируются
компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной
и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения,
формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и
взрослыми. Педагог выступает непосредственным участником игры,
активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.
Перечень оборудования и дидактического материала: обстановка
комнаты (диван, кресло, небольшой ковер, телевизор, радио, часы, картины,
стулья, стол, журнальный столик и др.); обстановка кухни (рабочий стол,
бытовая техника и др.), посуда, клеенки (индивидуальные пластиковые
салфетки и салфетки из клеенки); фартуки, нарукавники (индивидуально для
каждого ребенка); стеллаж для хранения предметов гигиены; зеркало; предметы
гигиены (мыльница, мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло, зубная
паста, зубные щетки, футляры для зубных щеток, расчески (индивидуально для
каждого ребенка); знаковые обозначения, символизирующие место хранения
предметов гигиены, предметов быта (картинки с изображением предметов и их
контуров, геометрических форм) и т.п.; сюжетные игрушки (кукла, мишка,
зайка и др.); детские (и взрослые) наборы бытовых инструментов;
разбрызгиватели воды; комнатные цветы в горшках, палочки для рыхления;
детские ведра; щетки-сметки; лейки; тазики; стеллаж для развешивания
мелкого белья; прищепки; игрушки — копии бытовых приборов (пылесос,
стиральная машина, миксер и т. п.) и сами бытовые приборы (по возможности);
26

наборы цветной бумаги и картона разной плотности; клей, кисточки для клея,
стаканчики под кисточки, тряпочки, дощечки для работы с клеем; наборы
природного материала (шишки, желуди, высушенные листья и цветы, плоды
различных растений, соломка и др.); рамки М. Монтессори; дидактический
материал и игрушки с липучками, кнопками, пуговицами, крючками, молниями
и т. п. (например, напольный ковер с различными карманами, по-разному
застегивающимися); комнатные растения с крупными листьями; аквариум;
кормушка (для рыб, птиц и т. п.); рамки для детских работ; атрибуты для
проведения ремонта детских книг; иголки (большие деревянные и
пластмассовые с широким ушком); толстые нитки, шнуры; дыроколы;
разделочные доски; формочки для теста (детские и взрослые наборы); бросовый
материал (скорлупа, нитки и т. п.); ткани различной фактуры; ножницы с
закругленными концами; детские инструменты из дерева и пластмассы
(молоток, отвертка, гаечный ключ и др.); грабли; лопаты; детские носилки;
садовые совки; корзины с ручками; ручные цапки-«кошки»; деревянные
лопаточки для очистки инвентаря.

Список литературы для педагога
1. Андреева, С.В. Мониторинг социализации воспитанников[Текст] / С.В.
Андреева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.
2. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии[Текст]: учебное пособие для студентов педвузов /
Н.Ю. Борякова. – Москва: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
3. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной
школе[Текст]: пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед.
ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. – Москва: Просвещение, 1994. – 242 с.
4. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида[Текст]:
пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – Москва: ВЛАДОС,
2010. – 247с.
5. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида[Текст]:
пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - Москва:ВЛАДОС,
2006. -208 с.
27

6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии[Текст] / Л.С. Выготский. –
Санкт-Петербург, 1997. – 146 с.
7. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида[Текст]:
методическое пособие / В.В. Гладкая. –Москва: НЦ ЭНАС, 2006. – 192с.
8. Девяткова, Т.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида[Текст]:
пособие для учителя / Т.А. Девяткова, под.ред. А.М. Щербаковой. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 302 с.
9. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] /
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – Москва: Просвещение, 2003. – 188 с.
10. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация[Текст] /
И.А. Коробейников. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
11. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и
различное[Текст]: исследования по проблемам возрастной и педагогической
психологии / под ред. М. И. Лисиной. – Москва: Просвещение, 1980. – 96 с.
12. Львова, С.А.Практический материал к урокам социально-бытовой
ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида. 5-9 классы[Текст]: пособие для учителя / С.А.Львова. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 136с.
13. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в
развитии[Текст]: практическое пособие / А.Р. Маллер. – Москва: АРКТИ,
2000. – 6 с.
14. Мелехов, Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социальнотрудовой адаптации[Текст] / Д.Е. Мелехов. – Москва: Просвещение, 1970. –
140 с.
15. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика[Текст]: учебное пособие
/Т.Г.Никуленко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 445 с.
16. Павлова, Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социальнобытовой ориентировке[Текст]: Дефектология / Ж.П. Павлова. – 1987. - № 2.
17. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл[Текст] /
под ред. В.В. Воронковой. – Москва: ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
18. Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника[Текст]:
учебное пособие / С.Я. Рубинштейн. – Москва: Просвещение, 1986. – 192 с.
19. Якобсон, С. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических
норм[Текст]: Психологические проблемы нравственного воспитания детей /
С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. – Москва: Просвещение, 1977. – 167 с.

28

Приложение
Приложение1
Готовность ребенка с ОВЗ к социально-бытовой ориентации
№
п/п

Критерии

Показатели
Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Когнитивный (познавательный) компонент:
Знания о предметах и явлениях
социума(исследование
уровня
сформированности
знаний,
необходимых для включения детей с
ОВЗ в социально-бытовую среду и
деятельность)
Знания
по
взаимодействию
с
окружающим
миром(знания
об
окружающей действительности)
Знания по бытовой деятельности(знания
о социально значимых для человека
видах деятельности; о предметах,
материалах,
обеспечивающих
осуществление
этих
видов
деятельности)
Знания
по
взаимодействию
с
людьми(знания о межличностных и
деловых отношениях, которые должен
осуществлять человек в соответствии с
различными социальными ролями)
Деятельностный компонент:
Социально-бытовые
умения(умения,
выполнять
специфические
для
конкретного
бытового
процесса
действия, приёмы и операции и др.)
Аналитические и проектировочные
умения(формирование умений решать
специфические для социально-бытовой
деятельности
задачи(анализировать
объект
предстоящей
деятельности,
оценивать эффективность трудовых
процессов,
которые
предстоит
выполнить для получения продукта
деятельности и т.д.))
Конструктивные умения(формирование
29

умений
выполнять
конкретные
операции,
приёмы,
действия
и
движения,
составляющие
основу
трудового процесса)
Регулировочно-коррекционные умения
(формирование умений контролировать
процесс и результат социально-бытовой
деятельности)
Личностный компонент:
Ценностные ориентации (определяет
содержательную
сторону
направленности личности и составляет
основу ее отношений к окружающему
миру, к другим людям, к себе самой,
основу мировоззрения)
Социальные
ориентации(осознание
индивидом своего положения в системе
соц. отношений)
Мотивационная
направленность(выявление
мотивов,
побуждающих детей к социальнобытовой деятельности)
Состояние
здоровья
и
свойства
личности (состояние характеристик и
дифференциации
школьников
в
соответствии
с
готовностью
к
восприятию
материала
социальнобытового характера)
Примечание.
Критерием личностного компонента является ценностная ориентация
на учебную деятельность по социально-бытовой ориентации ребенка с ОВЗ;
социальная ориентация на познание окружающей социально-бытовой
действительности; мотивационная направленность учащихся на деятельность
по социально-бытовой ориентации; оценка изменений адаптивных
возможностей ребенка с ОВЗ.
Критерием деятельностного компонента
выступает наличие
совокупности умений детей с ОВЗ выполнять целесообразные действия,
необходимые для решения социально-бытовых проблем; это умение применять
на практике систему знаний, составляющих структуру когнитивной готовности.
Критерием когнитивного компонента готовности служит владение
совокупностью познавательных умений и системы знаний, обеспечивающих
учащихся с ОВЗ успешность деятельности по социально-бытовой ориентации.
30

Показатели личностного компонента у детей с ОВЗ
Высокий уровень- дети проявляют интерес к взаимодействию в системе
социально-бытовой ориентации; сформированы качества, позволяющие изучать
окружающую
социально-бытовую
действительность;
сформировано
положительное отношение к деятельности; развиты восприятие, воображение,
представление, мышление и память.
Средний уровень – дети положительно относятся и проявляют интерес к
деятельности по социально-бытовой ориентации, так как это, возможно, будет
необходимо
для
их
становления;
могут
изучать
окружающую
действительность, но не стремятся к этому; качества, характеризующие
свойства личности и состояние здоровья, развиты частично.
Низкий уровень – проявляется некоторый интерес к деятельности по
социально-бытовой ориентации, но отсутствует активность; не стремится
изучать окружающую действительность, но может это делать; частично
проявляются свойства личности, необходимые для осуществления
деятельности.
При несформированности личностного компонента– ребенок не
стремиться к деятельности по социально-бытовой ориентации; не
сформирована учебная направленность, отсутствуют свойства личности,
необходимые для деятельности по социально-бытовой ориентации.
Показатели когнитивного компонента у детей с ОВЗ
Высокий уровень - владеют знаниями по социально-бытовой ориентации,
позволяющими
осуществлять
различные
виды
социально-бытовой
деятельности; имеют хорошо освоенные познавательные умения.
Средний уровень - владеют знаниями по социально-бытовой ориентации,
позволяющими
осуществлять
различные
виды
социально-бытовой
деятельности, но затрудняются в способах их передачи в образовательном
процессе; имеют некоторые познавательные умения, что не позволяет владеть
полной информацией, необходимой для осуществления данной деятельности.
Низкий уровень - владеют некоторыми социально-бытовыми знаниями,
необходимыми для выполнения социально-бытовой деятельности, однако они
не знают способов применения их в учебной деятельности по социальнобытовой ориентации; познавательные умения освоены слабо, что не позволяет
самостоятельно изучать информационное пространство.
При несформированности когнитивного компонента- имеются
социально-бытовые знания, необходимые для осуществления собственной
социально-бытовой деятельности, но отсутствуют предметные знания.
Показатели деятельностного компонента у детей с ОВЗ
31

Высокий уровень - дети умеют осуществлять различные виды социальнобытовой деятельности, умеют адекватно оценивать свою деятельность.
Средний уровень –дети умеют выполнять различные виды социальнобытовой деятельности, но затрудняется проектировать, конструировать в
системе социально-бытовой ориентации, не всегда адекватно оценивают свою
деятельность.
Низкий уровень - умеют осуществлять социально-бытовую деятельность,
но у них слабо сформированы учебные умения, необходимые для социальнобытовой деятельности.
При несформированности деятельностного компонента- дети умеют
осуществлять различные виды социально-бытовой деятельности, необходимые
для обеспечения собственной жизнедеятельности, но не могут перенести
имеющиеся умения в учебную деятельность.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».