Программа Работы с родителями

Утверждаю:
Директор МОУ НСОШ №2
_1.09.2021___________/Е.Н. Воложанина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЧАРСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОРОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)
В основе лежит программа:
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»

Составитель программы:
педагог-психолог
Крюкова Т.А.

Пояснительная записка
Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях
«родитель - ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, неэффективны во
взаимодействии с детьми: используют дисфункциональные методы воспитания и установления
дисциплины, не умеют устанавливать и поддерживать контакт с ребенком, не могут выразить
свои чувства и принять чувства ребенка, имеют большое количество страхов и тревог, которые
переносят в воспитание..
По опыту работы причинами неэффективного родительского отношения являются:





педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
дисфункциональные методы и стереотипы воспитания;
личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
влияние особенностей семейных отношений между супругами на отношения родителя с
ребенком.
Все эти трудности родительского отношения могут быть сглажены с помощью
психологической групповой коррекционной работы. В этих целях была создана такая форма
работы с семьей как «Родительский клуб».
Коррекция детско-родительских отношений ведется параллельно как с детьми, так и с
родителями. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской
группы. Специфическими эффектами работы в родительском клубе является повышение их
сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и
потребностях,
ликвидация
психолого-педагогической
неграмотности,
продуктивная
реорганизация средств общения с ребенком.
Методологические основы программы
Во-первых, это Адлеровская модель (А. Адлер). Это направление воспитания родителей
основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое
определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Основными понятиями
адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные
результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет
потребностей ребенка.
Во-вторых, это модель чувственной коммуникации (Томас Гордон), которая базируется на
феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной
терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Условием
здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как
к нему относятся другие («Я-идеальное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»).
Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании
модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость
искренность. Во время встреч родители усваивают три основных умения:
1. Активного слушания;
2. Доступно для ребенка выражения собственных чувств;
3. Практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка,
обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность
за поиск их решения на самого ребенка.
В-третьих, это модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард).
Согласно теории трансактного анализа Э. Бёрна личность каждого индивидуума определяется
факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности,
анализа получаемой информации и реагирования индивидуума на действительность. Человек
может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
Основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и
умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть
терминологией трансактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в
семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ними
адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка
лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается
передать родителям идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных
функций, выдвигает основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику
воспитания.
Цели и методы групповой работы ограничены родительской темой. Группа, прежде всего,
обращается к проблемам воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников
обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.
Методы, используемые в работе группы.
В родительских группах практикуются разнообразные методы психокоррекции: дискуссия,
элементы психодрамы, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их
коммуникаций в решении проблем (по типу работы «балинтовской группы», метод расстановок
по Хелингеру, выявление истинных первоначальных потребностей участников ситуации и т.д.), а
также специальные упражнения на развитие навыков общения. На занятиях используются арттерапевтические методы, когнитивно-поведенческие ролевые игры.
В группе участвуют 8-12 родителей (семейные пары или один из родителей). Занятия
проводятся один раз в неделю в течение двух часов. Весь курс (36 занятий) составляет 72 часа.
Параллельно ведется индивидуальная или групповая работа с детьми (в зависимости от
проблемы и их возраста). Возраст детей, с родителями которых ведется работа каждого курса,
может быть разным, в зависимости от запроса родителей. В течение года проводятся 3-4
совместных занятия родителей с детьми, которые разрабатываются под проблему детскородительских отношений.

Групповая программа для родителей
по обучению эффективным способам взаимодействия с детьми и коррекции
детско-родительских отношений
Цель: Создание условий для благоприятного психологического климата в семье, повышение
психологической грамотности родителей, коррекция детско-родительских отношений.
Задачи:
1. Эмоциональная поддержка родителей. Расширение возможностей понимания своего ребенка.
2. Знакомство с возрастными особенностями детей и задачами развития.
3. Обучение эффективным способам взаимодействия с детьми.
4. Знакомство с формами полноценного контакта с ребенком.
5. Снижение эмоционального напряжения.
6. Гармонизация детско-родительских отношений.
7. Расширение границ мышления родителей.
8. А активизация коммуникаций в семье.
Первичная диагностика:
1. «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
2. Методика PARI «Опросник родительских установок»
Итоговая диагностика: Наблюдение, обратная связь от родителей.
Тематическое планирование занятий (1 раз в неделю)
№
п/
п

Блок

«Возрастные
особенности
детей»
I

II

«Способы
установления
контакта с
ребенком»

Тема
1. «Знакомство»
2. «Возрастные особенности детей. Задачи
ребенка и родителя на разных
возрастных этапах»
3. «Дети от 1-го года до 3-х лет»
4. «Дети от 3-х до 6-ти лет. Дошкольное
образование и воспитание»
5. «Дети 6-ти -7-ми лет. Подготовка к
школьному обучению»
6. «Дети младшего школьного возраста.
Начальное школьное образование»
7. «Дети среднего школьного возраста, их
особенности и проблемы»
8. «Подростки и взаимодействие с ними»
9. «Принятие, непринятие, способы
выражения любви»
10. «Активное слушание»
11. «Я-сообщение»
12. «Негативные родительские реакции и
их последствия: приказ, команда,

На год
Кол-во
Кол-во
занятий
часов
1
2
1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

угроза, нотация, критика, насмешки,
сравнения»
13. «Позитивные родительские реакции и
их последствия: похвала, поддержка,
обратная связь»
14. «Формирование позитивной
самооценки у ребенка»
15. «Правила помощи»

1

2

1

2

1

2

16. «Позитивная дисциплина и способы ее
установления»
17. «Капризы, скандалы, истерики»

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

36

72

18. «Агрессия и аутоагрессия»
III

«Управление
поведением
ребенка»

19. «Гиперактивность и ее преодоление»
20. «Развитие самоконтроля и
произвольной регуляции»
21. «Уверенность, неуверенность,
агрессивность»
22. «Детское воровство»
23. «Конфликты и их разрешение»
24. «Дисфункциональное воспитание»
25. «Гармоничное воспитание»

IV

«Стили
воспитания в
семье»

26. «Воспитание нескольких детей, братья
и сестры»
27. «Развод и преодоление последствий
развода»
28. «Половое воспитание»
29. «Детская застенчивость»
30. «Страхи и их профилактика»
31. «Демонстративность у детей»

V

«От
родительского
волнения к
спокойствию и
уверенности»

32. «Ложь и фантазии»
33. «Дети и деньги»
34. «Интернет и компьютер»
35. «Зависимое поведение: табакокурение,
алкоголизм, наркомания»
36. Подведение итогов, обратная связь от
членов группы
ИТОГО:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».