Программа наставничества по модели _Учитель-Учитель_ на 2022-2023 уч.г

Согласовано:
заместитель директора по УВР:

«01» сентября2022г.

Утверждаю:
директор школы
_______Воложанина Е.Н.___
____________________
«01» 09.2022г.

Программа наставничества
«Учитель – Учитель»
на 2022/2023 учебный год

1. Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к
осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет
собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных
компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема
становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к
повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю
предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим
мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного
руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя,
способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста
его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы
наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого
педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию,
самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого
специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему
практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную
компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми
педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год
ЦЕЛЬ:
обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне,
сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе
адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и
профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство
для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных
потенциальных возможностей начинающего учителя.
4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений,
достижений.
5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
7. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению
квалификационного уровня.
8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации,
способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми специалистами:
 консультирование (индивидуальное, групповое);
 активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги,
собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника























1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого
специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу
адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу
адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает
выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций,
методических разработок, дидактических материалов);
участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
наличие портфолио у каждого молодого педагога;
успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
эффективный способ самореализации;
повышение квалификации;
достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
успешная адаптация молодых специалистов;
повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
взаимопонимание;
способность видеть личность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Сведения

о молодом специалисте

о педагоге - наставнике

Фамилия, имя,
отчество
Образование
Какое учебное
заведение окончил
Педагогический
стаж

молодой специалист

Место работы
Должность

учитель начальных классов

Предмет

учитель начальных классов
русский язык, литературное чтение,

Учебная нагрузка
Класс
Классное
руководство
Квалификационная
категория

Цель
работы:

Задачи:

без категории

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста, оказание
методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического
и методического уровня организации учебно – воспитательной деятельности и
создание организационно-методических условий для успешной адаптации
молодого специалиста в условиях современной школы.
1. Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении
общедидактического и методического уровня организации учебновоспитательного процесса.
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой
деятельности молодого педагога.
3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Содержание
деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания
помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации

учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации
познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное
время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства
молодого учителя.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными
учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые
результаты:

1. Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении.
2. Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков
преподавания.
3. Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в
вопросах педагогики и психологии.
4. Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания.
5. Совершенствование методов работы по развитию творческой и
самостоятельной деятельности обучающихся.
6. Использование в работе начинающих педагогов инновационных
педагогических технологий.

Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым специалистом
Планирование и
организация
работы по
предмету

Организационн
ые вопросы.
Ознакомление
со школой,
правилами
внутреннего
трудового
распорядка
Изучение
программ,
методических
записок,
пособий.
Составление
рабочих
программ и
календарно тематического
планирования.
Собеседование.

Работа со
школьной
документацией

Контроль за
деятельность
ю молодого
специалиста

Формы и
методы

Изучение
нормативно –
правовой базы
школы
(должностная
инструкция
учителя,
календарный
учебный график,
учебный план,
ООП НОО, план
работы школы на
2022-2023 уч. год,
документы
строгой
отчетности).
Практическое
занятие «Ведение
школьной
документации»
(классный
журнал, личные
дела учащихся,
журналы
инструктажей,
ученические
тетради,
дневники)».
Требования к
поурочному
плану.
«Инструкция
заполнения
журнала» журнал
воспитательной
работы.
Оформление

Оформление
классного
журнала.
Оформление
календарнотематического
планирования.

Наставничеств
о,
самообразован
ие,

Все запланированные
собеседования и
консультации проведены;
посещены уроки математики

посещение
уроков, кл.
часов,
внеурочных
мероприятий.

Методическая помощь при
составлении календарнотематического планирования
по предметам.

Контроль
ведения
личных дел
учащихся.
Взаимопосеще
ние уроков.
Плана
внеурочной
деятельности,
контроль
качества
составления
бесед,
классных
часов,
мероприятий.

Форма
отчетн
ости
молодог
о
специал
иста

рабочих
программ,
пояснительных
записок, личных
дел учащихся и
классного
журнала.

Современный
урок и его
анализ.
Мотивация к
обучению.
Математика в 1
классе по
программе
«Школа
России».
Составление
технологических
карт уроков.
Урок
литературного
чтения в УМК
«Школа
России».

Практическое
занятие «Как
работать с
тетрадями и
прописями
учащихся.
Выполнение
единых
требований к
ведению
тетрадей».
(изучение
инструкции,
советы при
проверки
тетрадей)

Контроль
ведения
личных дел
учащихся.
Посещение
уроков.
Ведение
тетрадей,
прописи.

Наставничеств
о,
самообразован
ие, посещение
кл.часов,
внеурочных
мероприятий.
Взаимопосеще
ние уроков.

Контроль
составления
плана
внеурочной
деятельности,
контроль
качества
составления
бесед,
классных
часов,

Посещение уроков.
Ведение тетрадей.
Методические
рекомендации, советы
наставника при проведении
урока.
Предъявление плана.
План – характеристика
класса.

мероприятий.
Посещение
мероприятий
молодого
учителя с
целью
выявления
затруднений,
оказания
методической
помощи.

Формы и
методы работы
на уроке.
Система опроса
учащихся.
Развитие речи и
письма. Виды

Собеседование по
итогам четверти.
Практикум:
«Обучение
составлению
отчетности по
окончанию

Проверка
выполнения
программы.
Посещение
уроков, кл.
часа.

Взаимопосеще
ние уроков.
Контроль
качества
составления
поурочных
планов,
посещение

Технологические карты
уроков по предметам.
Проверка выполнения
программы.
Портфолио класса.

диагностики
результатов
обученности

четверти.
Составление
аналитических
справок».

уроков,
внеурочных
занятий,
внеклассных
мероприятий.
Посещение
мероприятий
молодого
учителя с
целью
выявления
затруднений,
оказания
методической
помощи.

Рассылки
«Современный
Учительский
портал».

Самоанализ
урока.
Организация
индивидуальной
работы с
учащимися.
Выявление
одаренных и
неуспевающих
детей,
построение
системы работы
с данными
категориями
детей.
Окружающий
мир.
Промежуточный
анализ
результатов
деятельности по
самообразовани
ю.
Урок русского
языка в УМК
«Школа
России».
Организация
проектноисследовательск
ой деятельности
учащихся.

Как вести
протоколы
родительских
собраний.
Составление
аналитических
справок.
Структура
учебного проекта.

Поурочные
планы.
Проверка
выполнения
программы.

Проверка
выполнения
программы.
Взаимопосеще
ние уроков.
Поурочные
планы.
Посещение кл.
часа. Контроль
ведения
школьной
документации.

Технологические карты
уроков по предметам.
Проверка выполнения
программы. Устранение
замечаний по факту
проверки.

Работа со
слабоуспевающи
ми учащимися.
Мотивация к
обучению.
Посещение
уроков.
Урок
математики в
УМК «Школа
России»
Участие
учащихся в
дистанционных
олимпиадах,
конкурсах,
фестивалях.

Методы
активизации
познавательной
деятельности
учащихся.
Уроки
окружающего
мира и
технологии в
УМК «Школа
России».
Видеоуроки.

Инновационные

Самообразование
педагога: курсы
повышения
квалификации,
вебинары,
конференции,
семинары,
дистанционные
конкурсы.

Ведение
тетрадей и
дневников
учащихся.

Наставничеств
о,
самообразован
ие,

Ведение тетрадей и
дневников учащихся.
Самоанализ.

Посещение
уроков.

Изучение
документов по
ФГОС НОО.
Мониторинг
процесса
формирования
УУД у младших
школьников в
урочной
деятельности.

Самообразование
педагога.
Изучение
нормативных
документов
школы по
ведению
профессионально
го портфолио.

Взаимопосеще
ние уроков.
Контроль
ведения
портфолио
класса.

Наставничеств
о,
самообразован
ие,

Взаимопосещение уроков.
Самоанализ. Устранение
замечаний по факту
проверки.

Посещение
уроков.

Самообразование
педагога: сетевое
взаимодействие,
сообщества
учителей.
Изучение
документов по
ФГОС.
Мониторинг
процесса
формирования
УУД у младших
школьников во
вне урочной
деятельности

Внедрение

Проверка

Наставничеств

Проверка выполнения

технологии и
процессы в
обучении.
Технологии
деятельностного
обучения в
урочное и
внеурочное
время.
Использование
ИКТ технологий
на уроке.

результатов
деятельности по
самообразованию
в практику своей
работы.

выполнения
программы.

Организация
повторения.
Подготовка к
годовым
контрольным
работам.

Саморазвитие
педагога.

Посещение
уроков.

Работа со школь
ной
документацией.
Составление
КИМов к
итоговым
контрольным
работам.
Обучение
составлению
отчетности по
окончанию
четверти.

Контроль
ведения
школьной
документации.

Организация
проверки ЗУН
учащихся.
Составление
учебнометодической
базы на
следующий год.
Итоги работы
молодого
специалиста по
самообразовани
ю за год.

Составление
отчета.

Собеседование
по итогам за
год
(успеваемость
качество,
выполнение
программы)
Отчет о
результатах
наставническо
й работы.

Контроль
ведения
школьной
документации.

о,
самообразован
ие,

теоретической и
практической части
программы. Самоанализ.

посещение
уроков,
кл.часов,
внеурочных
мероприятий.
Контроль
ведения
школьной
документации.

Литературное
чтение и
окр.мир.

Помощь в
оформлении
и заполнении
отчетной
документации:
электронный
классный журнал,
журнал
внеурочной
деятельности,
протоколы
итоговой

Наставничеств
о,
самообразован
ие,
посещение
уроков,
кл.часов,
внеурочных
мероприятий.
Контроль
ведения
школьной
документации.

Наставничеств
о,
самообразован
ие,
посещение
уроков,
кл.часов,
внеурочных
мероприятий.
Контроль
ведения
школьной
документации.

Посещение уроков.
Собеседование по итогам
года. (наставник, учитель,
руководитель МО, зам.
директора.)

Отчет о результатах
наставнической работы.
Собеседование по итогам за
год (успеваемость качество,
выполнение программы).
Самоанализ. Устранение
замечаний по факту
проверки.

промежуточной
аттестации.
Составление
годового отчета
по движению
учащихся,
выполнению
теоретической и
практической
части программ,
общей и
качественной
успеваемости
учащихся. Работа
с личными
делами учащихся
класса.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».