Положение о Наставничестве

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2
674159 Забайкальский край Каларский район пгт. Новая Чара, ул. Магистральная, д. 22А,
тел./факс 8(30-261) 23-9-83, 7-51-45

Утверждаю
Директор школы
____________

.

Приказ № 11/2
«__4__ »__марта__________2022г.

Положение о наставничестве
1 .Общие положения
1.1.Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления
Министерства просвещения РФ от 24.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2.Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех
каждого ребенка».
1.3.Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2.Основные понятия и термины
1.4.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформально
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной

обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
2.3.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4.Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2.5.Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6.Куратор - сотрудник школы, осуществляющий деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию
программы наставничества.
2.7.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов
необходимых для реализации программ наставничества в школе.

и процессов,

2.8.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь
с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
З. Цели и задачи наставничества
3.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в
современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования
эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных
уровней образования.
3.2.Основными задачами наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том
числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих
участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое
обеспечение реализации программ наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;

проведение внутреннего
наставничества;

мониторинга

реализации

и

эффективности

программ

формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4.Организационные основы наставничества
4.1.Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью
наставничества осуществляет куратор, заместитель директора учебно - воспитательной
работе.
4.2.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора. Реализация
происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой
наставников.
4.3.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих
участников направления наставничества.
4.4.Наставляемыми могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.5.Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть
компетенциями и т.д.

современными

программами,

цифровыми

навыками,

ИКТ

4.6.Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся - активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность
передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
4.7.База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.8.Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается
на добровольном согласии.
4.9.Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.10.Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства с
планами работы по наставничеству.
4.11 .Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора.
4.12.С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5.Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются
следующие формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель -учитель»,
«Работодатель - ученик», Представление программ наставничества в форме «Учитель ученик», «Учитель - учитель», педагогическом совете и родительском совете.
5.2.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник
наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и
наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого.

5.3.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного
года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи - планировании.
6.Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
6.1.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного,
участников, динамика образовательных результатов.

профессионального

роста

6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором
и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
7.Обязанности наставника
7.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности.
7.2.Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому
осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
7.3.Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее.
7.4.Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать
на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию,
но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать
наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и
ободрять его.
7.5.Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
7.6.Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
8.Права наставника
8.1.Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.

8.2.Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и
другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
8.3.Проходить обучение с использованием федеральных программ.
Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, городских,
региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9.Обязанности наставляемого
9.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава образовательной организации , определяющих права и обязанности.
9.2.Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы
реализации плана наставничества.
10.Права наставляемого
10.1.Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание
психологического сопровождения.
10.2.Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
10.3.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11.Механизмы мотивации и поощрения наставников
11.1 .Мероприятия по популяризации роли наставника:
организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном,
городском уровне.
11.2.Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
11.3.Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года»,
«Лучшая пара»,
11.4.Создание на школьном сайте специальной рубрики "Наши наставники";
методической копилки с программами наставничества; 11.5.Награждение школьными и
районными грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма родителям
наставников из числа обучающихся; благодарственные письма образовательной
организации наставникам.
11.6.Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы и района.
12.Документы, регламентирующие наставничество

12.1 .К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее
Положение;
целевая модель наставничества в образовательной организации;
дорожная карта внедрения системы наставничества в образовательной организации;
приказ о назначении куратора
образовательной организации;

внедрения

целевой

модели

наставничества

в

приказ об организации «Школы наставников» с утверждением плана работы и графиков
обучения наставников;
приказ «Об утверждении наставнических пар. групп»;
приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»;
протокол заседаний педагогического, методического совета, методических объединений,
на которых рассматривались вопросы наставничества.
13.Обязанности
13.1. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством
Российской Федерации, настоящим положением о наставничестве, решениями
Педагогического Совета, локальными актами учреждения, Коллективным договором.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».