6.Положение о службе медиации 1

Отдел управления образованием комитета социального развития администрации
муниципального района «Каларский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Героя России Игоря Молдованова

Утверждаю____________________
Директор школы В.П.Осипов
Приказ №_62____ от 14.11.2016 г.

Положение о службе медиации (примирения)
МОУ Новочарская средняя общеобразовательная школы №2
п.Новая Чара Каларского района Забайкальского края

№ _______

Принят на заседании педагогического
совета № _2_____ от 20.10.16___

1

1. Общие положения


Школьная Служба медиации (примирения) является социальной службой,
которая
объединяет обучающихся, педагогов и других участников
образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и
развитии практики восстановительной медитации в школе.
 Допускается создание службы медиации примирения только из педагогов
и/или специалистов школы. В работе службы могут участвовать специалисты
социального и психологического центра (службы), работающей во
взаимодействии со школой, где создана школьная служба примирения.
 Служба медиации примирения является альтернативой другим способам
реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или
правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы
примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны
учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту
или правонарушению.
 Служба медиации примирения является приоритетным способом
реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь
обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить
конфликт путем переговоров и медиации школа может применить другие
способы решения конфликта и/или меры воздействия.
 Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации
является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980,
1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
2. Цели и задачи службы медиации примирения
 Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании
благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликт с законом.


Задачами деятельности службы школьной медиации примирения являются:
формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения;
развитие ресурсов личности;


выработка коммуникативных навыков;

умение разрешать конфликты мирным путем;
формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.
2



Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование
безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,
путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в
различных конфликтных ситуациях.



В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

- разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в
образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и
родителей;
- предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
- обеспечение формирования и обучения "групп равных" ("группы равных" - это группы
детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу
с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров,
предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения
полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших
школьников. Формирование "групп равных" из учащихся школы по двум возрастным
группам: 5 - 8 классы и 9 - 11 классы);
- координация действий участников "групп равных" в их работе по распространению
знаний о медиации и основ позитивного общения среди младших и средних школьников;
- обеспечение помощи при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между
сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между
взрослыми и детьми;
- использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних;
- использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и семьями,
находящимися в социально опасном положении;
- использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры
конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора
ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
- применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в
коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в
общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав;
- использование медиативного подхода как основы для сохранения межпоколенческой
коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих духовнонравственных ценностей.
3. Принципы деятельности службы примирения
Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
3

школы в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
не
разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение
составляет
информация
о
готовящемся
преступлении, а также
примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и
подписанный ими).

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что
служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той
или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим
сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
 В состав службы медиации могут входить обучающиеся 7-11 классов и
педагоги школы, прошедшие обучение проведению примирительных программ
(в модели восстановительной медиации).
 Руководителем (куратором) службы может быть педагог-психолог, педагогорганизатор или иной педагогический работник, на которого возлагаются
обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
 Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек,
прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
 Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих
примирительных встреч.
 Вопросы членства в службе примирения, требований к учащимся, входящим в
состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим
Положением, могут определяться службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации
 Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов
службы примирения, родителей.
 Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица
школы.
 Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих
сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон
могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для
проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие
во встрече.
 Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) службы примирения.
 В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб,
среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной
ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой
программе.
 В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
 Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
 В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны
пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
4

 При необходимости служба медиации передает копию примирительного
договора администрации.
 Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении
обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи
сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их
преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном
соглашении.
 При
необходимости
служба
медиации
информирует
участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (педагогапсихолога школы )с целью решения данной проблемы.
 Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые
являются внутренними документами службы;
 Процедуру медиации может проводить любой участник службы, за
исключением случаев, когда имеет место материальный ущерб, понесенный
одной из сторон. В этом случае процедуру проводит либо администратор, либо
куратор службы по согласованию с администрацией школы.
 Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ.
 Медиация (и другие восстановительные практики) не является
психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия
со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности
информировать и привлекать родителей в медиацию.
6. Организация деятельности службы примирения
 Службе медиации по согласованию с администрацией предоставляется
помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также
возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
 Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
учащихся.
 Служба медиации имеет право пользоваться услугами любых специалистов
школы.
 Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими
организациями.
 Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или
самим использовать восстановительные практики.
 В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге общения или Семейной восстановительной конференции), то
административные действия в отношении данных участников конфликта
приостанавливаются.
 Решение о необходимости возобновления административных действий
принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и достигнутых договоренностях сторон.
 Совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы
службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности
участия в примирительных встречах большему числу желающих проводятся
согласно плану работы службы.
 Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения
по снижению конфликтности в учреждении.
7. Заключительные положения
 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
5



Изменения в настоящее положение
предложению службы медиации.

вносятся

директором

школы

по

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».