4. Положение о Порядке действий по_жестокому_обращению

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа
им.Героя России Игоря Молдованова

«СОГЛАСОВАНО»
на Педагогическом Совете
«03 »октября 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
и.о. директора школы
_________ Е.Н.Воложанина
Приказ № 34 __от «_08_ » октября 2019 г.

Положение
о порядке действий педагогических работников ОУ по
профилактике и раннему выявлению фактов жестокого
обращения с несовершеннолетними

п. Новая Чара, 2019 г.

1.Общие положения. Алгоритм действий педагогических работников ОУ по
профилактике
и
раннему выявлению
фактов
жестокого обращения с
несовершеннолетними – это порядок взаимодействия педагогических работников и
должностных лиц, а также порядок взаимодействия всех заинтересованных органов,
организаций и учреждений при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим
от жестокого обращения, насильственных действий.
Цель – организация раннего выявления фактов жестокого обращения с
несовершеннолетними,
повышение
эффективности
помощи,
оказываемой
несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию.
Задачи:
1. Повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения

с несовершеннолетними с целью своевременного принятия соответствующих мер.
2. Создание объективной системы учета несовершеннолетних, ставших жертвами

жестокого обращения, с целью восстановления их нарушенных прав и
дальнейшей реабилитационной работы с семьей и ребенком.
3. Обеспечение

доступной информацией несовершеннолетних, подвергшихся
жестокому обращению, членов их семей, окружения и специалистов о службах и
учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
2. Нормативно

правовая база, регламентирующая деятельность
по
предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим
от жестокого обращения и насилия.
1.Конвенция о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Семейный кодекс Российской Федерации; 4.Кодекс Российской

Федерации об административных правонарушениях;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации;

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах

социального обслуживания населения Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения

обращений граждан Российской Федерации»;
11. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
12. ФЗ

№120 «Об основах системы
правонарушений несовершеннолетних»;
13. Приказ

профилактики

безнадзорности

и

прокуратуры Забайкальского края, УМВД Забайкальского края,
следственного управления следственного комитета РФ по Забайкальскому краю,
министерства здравоохранения Забайкальского края, министерства образования, науки
и молодежной политики Забайкальского края № 41 от 24.07.13 года «О выявлении
фактов и порядке направления и разрешения информации об обстоятельствах,
свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними со стороны
родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию»;
3. Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со
стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью
несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или
свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме
физического или психического насилия либо в покушении на их половую
неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом,
пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми,
оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению
к иным членам семьи в присутствии ребенка.
Формы жестокого обращения с детьми:
психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

физическое,

сексуальное,

Насилие в семье – это любые насильственные действия физического,
психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые
связаны с жертвой семейными отношениями.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд
и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской
помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин
(бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное
психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников,
сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических
черт характера и нарушению психического развития.
Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в
вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения
взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему
причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и
повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения
страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в
возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо
не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает
правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Подразделяют три уровня жестокого обращения:
- минимальный – опасность трагических последствий незначительна. Факты плохого
обращения с ребенком носят единичный характер, но вероятность повторения
подобных фактов очевидна.
- средний – серьезные последствия для здоровья, жизни, нормального развития не
наступают немедленно, вследствие такого обращения с детьми, но могут проявиться
в будущем.

- критический– оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести
к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.
4. Порядок действия педагогических работников образовательных учреждений:
4.1. Работники образовательных учреждений должны обращать внимание на следующие
особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о
жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению
(такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в

определенного взрослого;

связи с физической близостью

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном
приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное

стремление
к
одобрению,
ласке
любого
взрослого,
гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим

детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия
родителей в игре);
- прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции
при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
- случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей,

не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно,
проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

могут

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду, в школе

реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
- часто

меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного
дошкольного учреждения, школы в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью;
- противоречия в

беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка,
совместном времяпрепровождении;
- объяснения

о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися
проблемами, физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
4.2. Распределение обязанностей должностных лиц образовательного учреждения

по профилактике жестокого обращения:
Ответственное

Мероприятие

Сроки проведения

Директор

Обеспечивает контроль проведения

Ежедневно

образовательног

профилактической работы по

о учреждения

предупреждению жестокого обращения в
отношении несовершеннолетних.
Распределяет должностные обязанности в
образовательном
учреждении по предупреждению жестокого
обращения в отношении
несовершеннолетних.
Закрепляет приказами по образовательному
учреждению наставников за
несовершеннолетними «группы риска».
Проводит совещания при директоре по
вопросам профилактики жестокого
обращения в отношении
несовершеннолетних.
Организует межведомственное
взаимодействие по вопросам профилактики
жестокого обращения в отношении
несовершеннолетних.
Составляет план воспитательной работы по
профилактике жестокого обращения в
отношении несовершеннолетних.
Корректирует план воспитательной работы
по профилактике правонарушений.
Осуществляет контроль деятельности
классных руководителей, социального
педагога, психолога, воспитателей по
данному направлению.
Планирует курсовую подготовку
педагогического состава, готовит семинары,
совещания, тренинги, практикумы и т.д. по
данному направлению.
Ведет сбор информации о детях, состоящих
на разных видах профилактического учета.
Осуществляет контроль межличностных

лиц

Заместитель
директора по
воспитательной
работе

Социальный
педагог

Ежегодно

Ежегодно

Согласно плану
образовательного учрежд

В течение года

Ежегодно

В течение года
В течение года

В течение года

В течение года
В течение года

Психолог

отношений подростков.
Осуществляет контроль занятости
несовершеннолетних «группы риска», в том
числе в вечернее время и в летний период
Осуществляет работу по формированию и
ведению областного межведомственного
банка данных несовершеннолетних и семей
«группы особого внимания»
Проводит диагностику несовершеннолетних.
Организует тренинги по коррекции психоэмоционального состояния обучающихся.
Принимает участие в ходе реализации
индивидуальной программы профилактики и
коррекции поведения конкретного ребенка.
Проводит тренинги по моральному и
волевому саморегулированию поведения.
Организует индивидуально-психологическое
сопровождение по снижению уровня
проявления агрессии.

классный
руководитель

В течение года

В течение года

Согласно плану работы

В течение года

В течение года
В течение года

Выявляет психологические особенности
обучающихся, провоцирующих агрессивное
поведение на основе апробированных
методик.

В течение года

Ведет учет посещаемости учебных занятий.
Ведет дневник с указанием телефонов и
адресов родственников, друзей, знакомых.
Организует внеурочную занятость
несовершеннолетних.
Осуществляет индивидуальнопедагогическое сопровождение детей
«группы риска».
Поддерживает связь с родителями
(законными представителями) детей «группы
риска».

Ежедневно
В течение года

Организует информационно –
просветительскую работу, в том числе с
привлечением специалистов
здравоохранения, представителей
правоохранительных органов.

В течение года

В течение года
В течение года

В течение года

4.3. Алгоритм действий педагогов ОУ в случае появления жалоб ребенка на
насилие, а также при наличии травм специфического характера, позволяющих
заподозрить факт насилия

№

Предпринимаемые меры

Ответственное лицо

1

Сообщить директору школы.

Педагог, классный рук

2

Показать ребенка медработнику, при наличии
необходимости оказания экстренной медицинской помощи,
обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую
помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об
этом родителям или законным представителям ребенка
(при невозможности связаться с родителями - специалисту
отдела опеки и попечительства муниципального
образования).

Педагог,
классный руководител

3

Сообщить родителям или опекунам (законным

Педагог, классный

представителям) о наличие признаков насилия у ребенка,

руководитель

п/п

получить письменное объяснение от них.

4

5

6

7

При подтверждении предположения об имевшемся насилии Педагог, классный
сообщить информацию (в виде письма) в органы

руководитель, социаль

внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и
попечительства МО.
Принять меры по сопровождению семьи с целью
предупреждения повторного насилия (например, при
выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию
ребенка из семьи при обнаружении сексуального или
физического насилия и невозможности гарантировать
безопасность ребенка в дальнейшем.
При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают
физически, с родителей берутся объяснения в письменном
виде, предупреждение об уголовной ответственности, в
дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и
психологическим состоянием ребенка.
При адекватной реакции родителей сообщить координаты
центров и учреждений, которые могут оказать помощь в
данной ситуации;

педагог
классный руководитель,
соц. педагог, педагогпсихолог

Директор ОУ, соц. педаг

Социально-психологичес
служба, классный
руководитель

8
9

10

11
12

13

Контролировать разрешение ситуации через контакт с
родителем и/ или ребенком;
При неадекватной реакции родителей сообщить о данной
ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы
опеки и попечительства) с выяснением возможности
дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до
разрешения ситуации;

Социально-психологичес
служба, классный руково
Директор ОУ, соц. педаг

Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в
присутствии психолога) проводит собеседование с
родителями, которое протоколируется.
Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии
психолога.
При подтверждении признаков жестокого обращения с
ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН,
органы социальной защиты, которые действуют в рамках
своих должностных обязанностей

Директор ОУ, соц. педаг

В образовательном учреждении должно быть организовано
информирование детей о способах защиты и обеспечении
собственной безопасности (информационные беседы «Что
нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в
различных жизненных ситуациях, которые могут
спровоцировать насилие и т.д.).

Социально-психологичес
служба

психолог
Директор ОУ, соц. педаг

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Приложение № 1
В органы опеки и попечительства
____________________________
(должность, место работы)
Заявление
« __» _________ 200____ года в ____ часов ______ минут были обнаружены (указать кем)
признаки жестокого обращения с несовершеннолетним (указать несовершеннолетнего, в
отношении которого было допущено жестокое обращение, его место жительства, место
учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц,
если они известны потерпевшему) были совершены (указать совершенные действия).
Признаками, дающими основания подозревать жестокое обращение, являются (указать
конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной
ответственности. «___»_________200__года
_________________________ ______________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (Ф.И.О.)

законом

Алгоритм работы социального педагога ОУ по выявлению случаев жестокого обращения с
детьми
1. Подробное изучение социально-педагогических характеристик классов и индивидуальных
характеристик учащихся из данных классных руководителей при составлении социального паспорта
ОУ, а также из собеседований с классными руководителями.
2. Участие в работе методического объединения классных руководителей для
своевременного получения информации об учащихся и их семьях (выявление личностных и
семейных проблем).
3. Составление картотек учащихся, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима
постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж)
3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения
(родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.) на тему
«жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц,
допускающих жестокое обращение.
4. Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего
выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие
признаки ребенка и родителей.
5. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо
формы насилия в воспитании детей.
Социальный педагог ОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену
информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи, контактные
телефоны «Телефона доверия» и/или межведомственной группы экстренной психологопедагогической помощи при Управлении образования, по которому можно получить оперативную
помощь специалиста.
6. Обратиться в центр социально - психологической реабилитации для получения помощи психолога по
реабилитации ребенка.
7. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и
оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с
каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного
процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).
8. В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социальнореабилитационном центре, социальной гостинице или стационаре.
9. В системе воспитательной работы ОУ со всеми участниками образовательного процесса вести
просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.
Приказ на основании Приказа прокуратуры Забайкальского края, УМВД Забайкальского края,
следственного
управления следственного комитета РФ по Забайкальскому краю, министерства здравоохранения
Забайкальского края, министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
№ 41 от 24.07.13 года «О выявлении фактов и порядке направления и разрешения информации об
обстоятельствах, свидетельствующих о жестоком обращении с несовершеннолетними со стороны
родителей и лиц, на которых возложены обязанности по их воспитанию»; методических
рекомендаций с целью организация раннего выявления фактов жестокого обращения с
несовершеннолетними, повышение эффективности помощи, оказываемой несовершеннолетним,
пострадавшим от жестокого обращения или подвергшихся насилию
Утвердить
1) следующий порядок распределения обязанностей должностных лиц по профилактике жестокого
обращения:
Ответственное
Мероприятие
Сроки проведения
лиц
Директор
Обеспечивает контроль
проведения
Ежедневно

образовательног
о учреждения

профилактической
работы
по
предупреждению жестокого обращения в
отношении несовершеннолетних.
Распределяет должностные обязанности в
образовательном
учреждении по предупреждению жестокого
обращения
в
отношении
несовершеннолетних.
Закрепляет приказами по образовательному
учреждению
наставников
за
несовершеннолетними «группы риска».
Проводит совещания при директоре по
вопросам
профилактики жестокого
обращения
в
отношении
несовершеннолетних.
Заместитель
Организует
межведомственное
директора
по взаимодействие по вопросам профилактики
воспитательной жестокого
обращения
в отношении
работе

Социальный
педагог

Психолог

несовершеннолетних.
Составляет план воспитательной работы по
профилактике жестокого обращения в
отношении несовершеннолетних.
Корректирует план воспитательной работы
по профилактике правонарушений.
Осуществляет контроль
деятельности
классных руководителей, социального
педагога, психолога, воспитателей по
данному направлению.
Планирует
курсовую
подготовку
педагогического состава, готовит семинары,
совещания, тренинги, практикумы и т.д. по
данному направлению.
Ведет сбор информации о детях, состоящих
на разных видах профилактического учета.
Осуществляет контроль межличностных
отношений подростков.
Осуществляет контроль
занятости
несовершеннолетних «группы риска», в том
числе в вечернее время и в летний период
Осуществляет работу по формированию и
ведению областного межведомственного
банка данных несовершеннолетних и семей
«группы особого внимания»
Проводит диагностику несовершеннолетних.
Организует тренинги по коррекции психоэмоционального состояния обучающихся.
Принимает участие в ходе реализации

Ежегодно

Ежегодно

Согласно плану
образовательного учреждения

В течение года

Ежегодно

В течение года
В течение года

В течение года

В течение года
В течение года
В течение года

В течение года

Согласно плану работы

В течение года

классный
руководитель

индивидуальной программы профилактики и
коррекции поведения конкретного ребенка.
Проводит тренинги по моральному и
волевому саморегулированию поведения.
Организует индивидуально-психологическое
сопровождение
по
снижению уровня
проявления агрессии.
Выявляет психологические
особенности
обучающихся, провоцирующих агрессивное
поведение на основе апробированных
методик.
Ведет учет посещаемости учебных занятий.
Ведет дневник с указанием телефонов и
адресов родственников, друзей, знакомых.
Организует
внеурочную занятость
несовершеннолетних.
Осуществляет
индивидуальнопедагогическое
сопровождение детей
«группы риска».
Поддерживает
связь с
родителями
(законными представителями) детей «группы
риска».
Организует
информационно –
просветительскую работу, в том числе с
привлечением
специалистов
здравоохранения,
представителей
правоохранительных органов.

В течение года
В течение года

В течение года

Ежедневно
В течение года
В течение года
В течение года

В течение года

В течение года

2) алгоритм действий педагогов ОУ в случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при
наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия
№ Предпринимаемые меры
Ответственное лицо
п/п
1
Сообщить директору школы.
Педагог, классный руководитель
2
Показать ребенка
медработнику, при наличии
Педагог,
необходимости оказания экстренной медицинской помощи, классный руководитель
обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую
помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об
этом родителям или законным представителям ребенка
(при невозможности связаться с родителями - специалисту
отдела опеки и попечительства муниципального
образования).
3

4

Сообщить
родителям
или опекунам
(законным
представителям) о наличие признаков насилия у ребенка,
получить письменное объяснение от них.
При подтверждении предположения об имевшемся насилии
сообщить информацию (в виде письма) в органы
внутренних дел,
прокуратуру,
отдел
опеки и

Педагог, классный
руководитель
Педагог,
руководитель,
педагог

классный
социальный

5

6

7

8
9

попечительства МО.
Принять меры по сопровождению семьи с целью
предупреждения повторного насилия
(например, при
выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию
ребенка из семьи при обнаружении сексуального или
физического насилия и невозможности гарантировать
безопасность ребенка в дальнейшем.
При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают
физически, с родителей берутся объяснения в письменном
виде, предупреждение об уголовной ответственности, в
дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и
психологическим состоянием ребенка.
При адекватной реакции родителей сообщить координаты
центров и учреждений, которые могут оказать помощь в
данной ситуации;
Контролировать разрешение ситуации через контакт с
родителем и/ или ребенком;
При неадекватной реакции родителей сообщить о данной
ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы
опеки и попечительства) с выяснением возможности
дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до
разрешения ситуации;
Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в
присутствии психолога) проводит собеседование с
родителями, которое протоколируется.
Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии
психолога.

классный руководитель,
соц. педагог, педагогпсихолог

Директор ОУ, соц. педагог

Социально-психологическая
служба, классный
руководитель
Социально-психологическая
служба, классный руководитель
Директор ОУ, соц. педагог

Директор ОУ, соц. педагог

психолог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».