программа девиантное поведение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новочарская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Героя России Игоря
Молдованова
п. Новая Чара, Каларского района, Забайкальского края

Утверждаю_____________
Директор МОУ НСОШ № 2
Е.Н. Воложанина
«_6__» сентября ________ 20_21_ г.

ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО, АДДИКТИВНОГО И
ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В
УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

«Подари улыбку миру»
Составитель программы:
педагог-психолог
Крюкова Т.А.

п. Новая Чара 2021г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы

Руководитель Программы
Составители Программы
Заказчики Программы
Участники Программы

Нормативно-правовое
обеспечение Программы

Сроки реализации
Программы
Этапы реализации Программы

Цель Программы

Задачи Программы

Ожидаемые результаты
Программы

Программа профилактики суицидального,
аддиктивного и делинквентного поведения
несовершеннолетних в условиях образовательных
организаций «Подари улыбку миру»
Директор МОУ НСОШ №2
педагог-психолог
Родительская общественность, педагогический
коллектив, социум
Администрация школы, педагогический коллектив
школы,
ученический коллектив, родительская общественность,
социальные партнёры школы.
1.Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
2.Конституция Российской Федерации;
3.Указы Президента РФ;
4.Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, принимаемые в соответствии с
указами Президента нормативные правовые акты и
государственных органов и органов местного
самоуправления субъектов РФ.
2021-2026 годы
Первый уровень – общая профилактика
Второй уровень – первичная профилактика
Третий уровень – вторичная профилактика
Четвертый уровень – третичная профилактика
Профилактика суицидов, суицидальных попыток,
суицидального, аддиктивного и делинквентного
поведения несовершеннолетних
. • создание системы психолого-педагогической
поддержки учащихся разных возрастных групп.
- изучение особенностей психолого-педагогического
статуса учащихся, с последующим выявлением детей,
нуждающихся в незамедлительной помощи;
• повышение компетентности родителей и педагогов в
области профилактики суицидального, аддиктивного и
делинквентного поведения;
• сопровождение деятельности детей группы риска и
их семей.
- создана система профилактической работы в школе;
- разработка эффективных механизмов совместной
деятельности участников воспитательной системы
школы:
родительской
общественности,
педагогического
коллектива,
ученического
соуправления;
- повышение психолого-педагогической грамотности

Управление программой

родителей учащихся школы;
- повышение медико-психологической компетентности
педагогического коллектива школы;
Управление реализацией Программы «Подари улыбку
миру» на
2021-2026 гг. осуществляется администрацией школы.

Раздел I. Пояснительная записка
Программа «Подари улыбку миру» предназначена для организации профилактической
работы по предотвращению суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения
несовершеннолетних в условиях образовательных организаций.
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет.
Уровень суицида среди российских подростков в настоящее время является одним из
самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих
причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери
жизни. Актуальность проблемы порождает необходимость детального изучения причин,
мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики, так как
одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание
психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное
развитие каждого ребенка.
Суицид. Это слово пугает не только родителей и педагогов, но и многих школьных
психологов. Приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей,
аддиктивным

и

делинквентным

поведением,

с

депрессивными

состояниями

и

суицидальными мыслями. Это та проблема, работая с которой, школьный психолог не
имеет права на ошибку, так как исправить что-то, доработать, скорректировать будет
невозможно, поэтому он должен все знать об этом. Одной из его задач становится
профилактика суицида среди детей и подростков, а это работа и с учителями, и с
родителями, и непосредственно с подростками.
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий
увеличилась. У 30% лиц в возрасте 14–24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и
10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том,
что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90%
подросток пытается привлечь к себе внимание.
По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с
собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За
последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За

каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх
перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок
обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной
прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних
связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны
взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями,
одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев
подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на
свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия,
цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые,
ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, изза стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе
участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедии.
Цель программы:
профилактика суицидов, суицидальных попыток, суицидального, аддиктивного и
делинквентного поведения несовершеннолетних.
Задачи:
• создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим
выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
• повышение

компетентности

родителей

и

педагогов

в

области

профилактики

суицидального, аддиктивного и делинквентного поведения;
• сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
Категории участников:
учащиеся, родители, педагоги.
Основные направления деятельности
1. Общая профилактика.
2. Выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей
группы риска с целью предупреждения самоубийств.
3. Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной
поддержке.

4. Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и
психологическая реабилитация суицидентов.
Ожидаемый результат
- создание системы профилактической работы в школе;
-

разработка

эффективных

воспитательной

системы

механизмов

школы:

совместной

родительской

деятельности

общественности,

участников

педагогического

коллектива, ученического соуправления;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы;
- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива
школы;
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с
аддиктивным

и

делинквентным

поведением,

избежать

суицидальных

попыток,

организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде,
продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях,
периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения.
Методы работы:


Наблюдение



Беседы



Тренинговые занятия



Диагностика (тестирование, анкетирование)



Консультирование
Раздел II. Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы «Подари улыбку миру» рассчитана на 5 лет – 2021-2026
годы.
Этапы реализации программы:
Первый уровень – общая профилактика
Второй уровень – первичная профилактика
Третий уровень – вторичная профилактика
Четвертый уровень – третичная профилактика

Раздел III. Механизм реализации Программы
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ


Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не
закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.



Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека
влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной
атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой –
это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе
социального становления.



Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка,
которое

оказывает

влияние

на

его

личностное

развитие,

выступая

реальным

пространством его формирования и самореализации.


Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и
примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения
следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не
соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном
обществе нормам).



Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами
лишения себя жизни, не закончившееся смертью.



Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых
является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием
социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального
климата.



Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки
плана её реализации.



Суицидальный

риск –

склонность

человека

к

совершению

действий,

направленных на собственное уничтожение.


Суицидент

– человек,

совершивший

самоубийство

или

покушение

на

самоубийство.


Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы
они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Модель суицидальной профилактики в образовательной среде
Первый уровень – общая профилактика
Цель: повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия:
1.

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в
школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

2.

Организация внеклассной воспитательной работы.

3.

Организация работы классных руководителей.

4.

Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и
всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в
школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить
самоубийство.
Задачи на данном этапе:
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью
своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных
групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной
ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального
поведения учащихся).
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для
оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование
детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель: выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их
семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи на данном этапе:
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. Работа с семьей
ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное
состояние. Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка,
снятие стрессового состояния.
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего
поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению
самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи на данном этапе:
1)Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с
целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование
адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками
и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
2)Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или
испытывающего кризисное состояние.
3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи на данном этапе:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе
с педагогами и родителями.
Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного
суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей
и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики
суицида среди детей и подростков. Родителей необходимо познакомить с информацией о
причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как
заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки
суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который
оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации
чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно

поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от
решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты,
отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет
многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать
помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной
информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о
суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети
должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для
оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. Разработка
плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при
выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после
самоубийства.
Задачи на данном этапе:
Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы
или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план
действий. Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении
учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после
самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель: предотвращение самоубийства
Мероприятия: оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме:
крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план),
серьезная (есть план, но нет орудия осуществления)
умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи на данном этапе:
Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от
последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт
с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу
от последнего шага. Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению
самоубийства.
Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая
клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.

Задачи на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. Если
самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о
причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не
«несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не
должно быть упоминания средств совершения самоубийства. Собрать близких друзей и
дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья. Друзьям и
учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь
погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель: Снижение

последствий

и

уменьшение

вероятности

дальнейших

случаев,

социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
Оповещение,

возможность

проконсультироваться

с

психологом,

внимание

к

эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи на данном этапе:
Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев
происшествия (дети, подростки, персонал школы).
Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования
конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем
На данном этапе должны быть подключены к работе медицинские психологи,
психотерапевты.
Раздел IV. Мероприятия по реализации Программы
План профилактической работы в течение учебного года
Просвещение и профилактика
Учащиеся
№

Содержание работы

Сроки

п/

Ответственны
й

п
1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их

в течение

соц. педагог

семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

года

педагог-

психолог
2

Составление базы данных по социально

сентябрь

неблагополучным семьям

соц. педагог
педагогпсихолог

3

Проведение индивидуальных профилактических

в течение

соц. педагог

мероприятий с семьями социального риска

года

педагогпсихолог

4

Проведение тестирования среди обучающихся на

(по плану

Педагог-

предмет потребления наркотических средств и

УО)

психолог,

психотропных веществ, а также скринигового

социальный

исследования несовершеннолетних на выявление

педагог

несовершеннолетних с суицидальным поведением .

Зам директора
по УВР

6

Психолого-педагогические классные часы:
В поисках хорошего настроения (1 кл)

октябрь

Профилактика курения (2 кл)

ноябрь

соц. педагог

Как научиться жить без драки (3 кл)

ноябрь

педагог-

Учимся снимать усталость (4 кл)

январь

психолог кл.

Толерантность (1-11 классы)

сентябрь

руководители

Как преодолевать тревогу (6 класс)

февраль

Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.)

декабрь

Стресс в жизни человека. Способы борьбы со

октябрь

стрессом (8 кл.)
Грани моего Я (9 кл)

февраль

Я + он + они = мы (10 кл)

январь

Способы саморегуляции эмоционального состояния

март

(11 кл)
«Как сказать Нет!» (8 кл.)

февраль

Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (9

апрель

кл)
7

Проведение правовой пропаганды по вопросам
административной и уголовной ответственности:

сентябрь,

соц. педагог

Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.)

октябрь

педагог-

Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 –
10 кл.)

психолог
ноябрь

Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы)
8

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся

март -

Заместитель

к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл)

апрель

директора по
УВР, педагог
–психолог

9

Игра для учащихся 5–6 х классов «Колючка»

октябрь

(интеграция «отверженных)

Заместитель
директора по
УВР

10

Игра «В чём смысл жизни?» (10кл)

февраль

кл.
руководитель

11

12

Гр. занятия по формированию социальных навыков и

в течение

кл.

навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор»

года

руководители

Диспут для подростков «Успех в жизни»

декабрь

соц. педагог
педагогпсихолог
заместитель
директора по
УВР

13

Организация работы группы для подростков «Поверь

январь

в себя»

соц. педагог
педагогпсихолог

14

Вовлечение обучающихся в различные формы

постоянно

соц. педагог,

деятельности, в кружки по интересам, спортивные

педагог-

секции

психологзаме
ститель
директора по
УВР

15

Привлечение учащихся к проведению акции,

постоянно

соц. педагог,

созданию рекламы, стенгазет, выступление

педагог-

агитбригадах по вопросам пропаганды ценности

психологзаме

человеческой жизни

ститель
директора по
УВР
Педагоги

1

Деловая игра «Педагогические приёмы создания

октябрь

ситуации успеха»

заместитель
директора по
УВР

2

Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться»

ноябрь

соц. педагог
педагогпсихолог

3

4

Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и

декабрь

заместитель

формы проявления невротических расстройств у

директора по

современных старшеклассников»

УВР

Семинар классных руководителей «Психологический

февраль

климат в классе»

заместитель
директора по
УВР

5

Семинар классных руководителей «Профилактика

март

конфликтных ситуаций и работа с ними»

заместитель
директора по
УВР
соц. педагог
педагогпсихолог

6

Семинар-практикум «Методы разрешения

по плану

педагогических конфликтов»

заместитель
директора по
УВР

Организация работы по профилактике

в течение

Педагог –

профессионального выгорания педагогов

года

психолог
школы

Родители
1

Родительский лекторий:

по плану,

кл.

Наши ошибки в воспитании детей.

по запросу

руководители,

Шаги общения.

заместитель

Психологические особенности периода адаптации,

директора по

формы родительской помощи и поддержки.

УВР,

Тревожность и её влияние на развитие личности.

соц. педагог

Трудный возраст или советы родителям.
Что такое суицид и как с ним бороться. (5-11 кл)
Чем и как увлекаются подростки.

Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и
бродяжничества.
Как помочь ребенку справиться со стрессом.
2

Индивидуальные консультации для родителей

по плану

соц. педагог,
кл.
руководители

3

Консультации, психолого-педагогическая и

В течение

соц. педагог,

социально-правовая помощь родителям (законным

года

педагог-

представителям) в воспитании и обеспечении

психолог

безопасности детей

заместитель
директора по
ВР

4

Родительское собрание по темам «Детская боль: жить

соц. педагог

или не жить?» и т.п.; создание и распространение

педагог-

памяток для родителей (законных представителей

психолог

Взаимодействие и сотрудничество
1

Обновление банка данных несовершеннолетних,

ежемесячно соц. педагог

склонных к суицидальному поведению

педагогпсихолог

2.

Сотрудничество с центром «Дар», «Семья» по данной
проблеме с детьми группы риска (консультации)

3

Сотрудничество ОМВД России по Каларскому

По плану

Социальный

району Забайкальского края по данной проблеме с

педагог,

детьми «группы риска (классные часы)

педагогпсихолог

4

Сотрудничество с ГУЗ Каларская ЦРБ по данной

По плану

Социальный

проблеме с детьми «группы риска» (консультации,

педагог,

классные часы)

педагогпсихолог

5

Повышение квалификации по вопросам оказания

Постоянно

Социальный

психолого-педагогической помощи, обучающимся,

педагог,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации,

педагог-

психолого-педагогического сопровождения, по

психолог,

профилактике суицидального поведения

директор

обучающихся

школы, кл.
руководители

6

Неделя «Безопасный интернет»

По плану

Социальный

УО

педагог,
педагогпсихолог

7

Информационно-просветительские мероприятия,

Октябрь

Социальный

посвященные Всероссийскому дню психического

(по плану

педагог,

здоровья

УО)

педагогпсихолог

8

Выездные заседания с КДН и ЗП

По плану

соц. педагог,

УО

педагогпсихолог
заместитель
директора по
УВР

9

Обеспечение контроля за ситуацией в семьях, в

По плану

соц. педагог,

которых дети находятся в социально опасном

КДН иЗП

педагог-

положении (изучение материалов на заседаниях КДН

психолог

и ЗП, советах по профилактике безнадзорности и

заместитель

правонарушений несовершеннолетних, посещение на

директора по

дому, индивидуальная работа с родителями

УВР

(законными представителями))
Диагностика
Учащиеся
1

Исследование социального статуса

ежегодно

кл.
руководитель

2

Исследование уровня адаптации

по плану

соц. педагог

3

Исследование уровня тревожности

по плану

кл.
руководители

4

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)

по запросу

кл.
руководители

5

Оценка способов реагирования на конфликтные
ситуации

по запросу

соц. педагог

6

Склонность к отклоняющемуся поведению

дети

соц. педагог

группы

педагог-

риска

психолог

по запросу

кл.

Родители
1

Опросник « Родительского отношения» (А.Варга,
В.Столин)

руководители
Коррекция

1

Занятие «Ты и я – такие разные» - для подростков 5-6

октябрь

класс

соц.педагог
Педагог –
психолог

2

Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс

ноябрь

соц.педагог
Педагог –
психолог

3

Занятие по повышению самооценки «Нарисуй

декабрь

подарок самому себе»

соц.педагог
Педагог –
психолог

4

Тренинг уверенности (для старшеклассников)

февраль

соц.педагог
Педагог –
психолог

5

Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все»
(для старшеклассников)

март

соц.педагог
Педагог –
психолог

Перспективы развития
Программа дает возможность для психологического раскрепощения школьников, для
формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебновоспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей
учащихся;

для

создания

условий

своевременной

корректировки

выявленных

психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного
процесса.
Программа достигнет наибольшего эффекта при условии реализации как целостной
системы совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и
родителей, направленной на активное приспособление ребенка к социальной среде,

включающей

в

себя

как

успешное

функционирование,

так

и

перспективное

психологическое здоровье.
Предотвращение суицидальных попыток.


Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.



Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное
поведение.



Формирование компенсаторных механизмов поведения.



Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Заключение
Результатом эффективной работы по профилактике суицидального поведения среди
обучающихся является создание благоприятной психологопедагогической обстановки,
комфортного климата для обучающихся в образовательной организации; выявление на
раннем этапе несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказания
им своевременной психолого-педагогической помощи, включение их в профилактическую
программу; снижение количества детей с суицидальным риском, предупреждение
суицидальных попыток, рецидивов и возникновений осложнений.
Большая роль в этой деятельности отводится работе службы экстренной психологической
помощи «Телефон доверия для детей и подростков 8-800-2000-122», благодаря которой
удается предотвратить многие суицидальные попытки среди детей и подростков.
Как позитивный момент следует отметить согласованность на межведомственном уровне
и тесное взаимодействие различных ведомств в оказании комплексной поддержки и
помощи несовершеннолетним, а также их оперативное реагирование на сложные
социальные и психологические ситуации конкретной семьи, конкретного ребенка.
Тем не менее, проблема суицидального поведения среди несовершеннолетних остается
достаточно актуальной и требующей постоянного внимания со стороны государства,
общества, семьи в тесном сотрудничестве со всеми социальными институтами,
повышения

квалификации

специалистов,

поиска

эффективного

информирования

родителей (законных представителей) несовершеннолетних о суицидальном риске,
оздоровления социальной среды.
Список использованной литературы
1. А.Г.Абрумова

Профилактика

суицидального

поведения.

Методические

рекомендации. М., 1980. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки //
Школьный психолог, 2005, №1

2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” //
Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный
психолог, 2005, №5.
4. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников - 2000 №10 - с.18.
5. Касаткина Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград; 2005. 6-21с;
6. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//
Социально-политический журнал. - 1993.-№4.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10,
12, 16, 19.
8. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
9. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
10. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.:
А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
11. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный
психолог, 2005, №2, 3, 4
12. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО,
С – П , 2006. – 176 с.
13. Сладков Л.С. Плюс минус жизнь. М.: Молодая гвардия, 1990г.,269с.
14. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный
психолог, 2004, №40, 41, 42.
15. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции
эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
16. Интернет ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».